Котировки

Лебедь, рак, Ермак. Три версии для Парижа

Стадник Олена
Общество
26 Jan 10:00   

Неужели президентский сторож снова отправился на переговоры? И вот почему.

Были озвучены три официальные версии причин отзыва законопроекта "Об основах государственной политики переходного периода". Они противоречат друг другу — и ни одно из них не является правдой.

В среду, 26 января, в Париже состоятся переговоры в "нормандском формате" на уровне советников лидеров государств. С украинской стороны во встрече примет участие руководитель Офиса Президента Андрей Ермак.

Еще 21 декабря Владимир Зеленский заявил, что Украина предложила "10 шагов", которые можно было бы осуществить с привлечением государств-членов Нормандского формата и Соединенных Штатов. "Мы сообщили об этих шагах президенту Байдену, российской стороне, Франции и Германии", - сказал Зеленский.

О содержании этих "10 шагов" 24 декабря рассказал российский "Коммерсант". Первые семь шагов являются подготовительными. Главное - это последние три шага. По данным "Коммерсанта", это:

  • "Шаг 8. Проведение встречи между Президентом Российской Федерации и Президентом Украины.
  • Шаг 9. Проведение саммита лидеров "Нормандского формата".
  • Шаг 10. Согласование в рамках ТКГ следующих законов с последующим внесением их в Верховную Раду Украины: об особенностях местного самоуправления ОРДЛО с внедренной в нем "формулой Штайнмайера"; об амнистии; о децентрализации (с учетом особенностей ОРДЛО); об особой (свободной) экономической зоне; об особенностях проведения местных выборов в ОРДЛО. "

С момента появления "10 шагов" прошло больше месяца. За это время Москва умудрилась поставить весь мир на уши своим ультиматумом Соединенным Штатам и НАТО и угрозой полномасштабного вторжения в Украину.

За прошедшую неделю наши западные партнеры оказали нам очень серьезную помощь оружием и, кроме того, большую финансовую помощь. Поэтому, конечно, они заинтересованы в том, что происходит на дипломатическом фронте. В каком-то смысле это имитация ситуации: Украина собирается сопротивляться или сдаваться.

"Нулевой шаг"

А за день до переговоров советников в нормандском формате стало известно, что Украина сделала дополнительный "нулевой шаг", которого не было в числе "10 шагов" — большой шаг навстречу пожеланиям Кремля.

24 Января состоялось внеочередное заседание Кабинета министров с единственной целью отозвать законопроект № 5844 "Об основах государственной политики переходного периода", который был внесен в Верховную Раду Кабинетом министров 9 августа прошлого года.

С точки зрения украинских интересов, у этого проекта есть как преимущества, так и недостатки. Эксперты Верховной Рады, украинских правозащитных организаций и Венецианской комиссии высказали ему множество замечаний. В то же время этот проект в целом вызвал резкое недовольство в Кремле.

Раздражение Кремля нетрудно понять. Достаточно прочитать преамбулу законопроекта: "Настоящий Закон определяет принципы государственной политики переходного периода и направлен на унификацию подходов к деоккупации временно оккупированных территорий, реинтеграции таких территорий и их жителей, а также содействие в преодолении последствий вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины и неповторения оккупации".

То есть Кремль хотел бы, чтобы этого проекта вообще не существовало. И Кабинет министров Украины сделал именно это: отозвал свой проект.

Французская экспозиция

Самая важная деталь была сообщена французскими СМИ. Оказывается, идею для Украины отказаться от этого проекта выдвинул президент Франции Эммануэль Макрон. Однако это не должно было быть односторонней мерой, то есть подарком Кремлю. Макрон предложил обеим сторонам - Украине и России - принять меры для разрядки напряженности. И это должно было стать предметом переговоров советников в Париже 26 января.

Помощник Макрона сообщил агентству AFP, что встреча 26 января является частью усилий по предотвращению войны, поскольку Франция видит "путь к деэскалации", который будет включать шаги Украины и России. Он добавил, что идея Франции о дипломатическом решении конфронтации будет включать в себя несколько мер укрепления доверия.

"К ним относится задержка принятия украинским парламентом закона, регулирующего статус поддерживаемых Россией сепаратистских провинций на востоке страны и который Москва считает нарушением предыдущих обязательств, а также поддержка Россией "гуманитарных мер". Это может быть обмен пленными и открытие контрольно-пропускных пунктов сепаратистов", - заявил агентству AFP помощник президента Франции. Также, по его словам, Франция будет настаивать на "публичном заявлении россиян об их намерениях, которое всех успокоит".

Газета Le Figaro вечером 24 января передала аналогичную информацию от представителя Елисейского дворца о предстоящих переговорах советников в Париже 26 января. "Сегодня вечером или завтра украинская Рада отклонит переходный закон. Этот текст, подготовленный летом 2021 года, признает Россию "государством-агрессором и государством-оккупантом", что полностью отвергается Москвой и считается противоречащим Минским соглашениям. Тогда мы сможем договориться о гуманитарных мерах, таких как обмен пленными и открытие контрольно-пропускных пунктов. И мы постараемся добиться даты переговоров между Киевом и сепаратистами о статусе Донбасса", - заявил газете представитель Елисейского дворца.

Украинские разногласия

Казалось бы, все просто. Париж сделал предложение Киеву и Москве, которое (по крайней мере, по мнению Парижа) поможет снизить градус конфронтации. Киев согласился выполнить свою часть идеи Макрона - в надежде, что Москва выполнит свою собственную.

Банковая прекрасно знает, что украинское общество взбудоражено различными слухами. И что в этой ситуации украинцы особенно возмущаются, когда им не говорят правду или, что еще хуже, они говорят неправду.

Поэтому логично было ожидать, что официальные представители Зеленского"слуги народа", правительства внятно объяснят народу, почему отозван законопроект № 5844 и каких уступок мы ожидаем от России в ответ на эту уступку. Однако, как оказалось, у Ze-power какая-то совершенно иная логика.

Существовало три официальные версии причин отзыва. Эти версии противоречат друг другу — и в то же время ни одна из них не упоминает Макрона и не говорит о том, что Кремль должен пойти нам на встречные уступки.

Версия Арахамии

Версию от партии "Слуга народа" сформулировал глава ее парламентской фракции Давид Арахамия. По его словам, Кабинет Министров отозвал законопроект № 5844 из Верховной Рады с целью его доработки по просьбе фракции "Слуги народа". "Я отозвал его, согласно письму, которое я подал в Кабинет Министров от нашей фракции, потому что это законопроект, который на самом деле не соотносится с "Нормандским форматом". Поэтому я попросил взять этот законопроект на доработку", - сказал Арахамия журналистам на брифинге. Он назвал документ преждевременным, отметив, что в настоящее время ведется работа по организации переговоров в "нормандском формате". "Возможно, будут какие-то соглашения, которые нужно будет реализовать в виде законопроектов", - предположил он.

Версия Верещука

Правительственную версию сформулировала вице-премьер-министр, министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирина Верещук. "К сожалению, закон уже полгода не стоит на повестке дня. Причина этого: во-первых, ряд критических замечаний со стороны Венецианской комиссии, а во-вторых, недостаточная поддержка нынешней версии проекта со стороны депутатов. Действительно, в ходе консультаций как депутаты, так и наши международные партнеры высказались за доработку закона", — пояснила она в своем Telegram-канале. - Недавно на круглом столе в Харькове правосудие переходного периода обсуждалось с научным сообществом и государственным сектором. Я прислушался к мнению экспертов-юристов и решил обратиться в Правительство с просьбой разрешить команде Министерства интеграции доработать проект закона о переходном периоде".

Версия Ермака

Версию из Офиса президента сформулировал Андрей Ермак в программе "Свобода слова" на ICTV. Он заверил, что никаких предварительных условий для встречи советников в Париже 26 января не было. Он назвал фейком появившуюся в СМИ информацию о том, что "якобы Украина была вынуждена согласиться с какими-то требованиями кого-то отозвать законопроект об основах государственной политики переходного периода". "Это правительство принимает только требования украинского народа. И главное требование украинского общества сегодня - сделать все, чтобы предотвратить эскалацию, над чем мы работаем 24/7", - сказал Ермак.

Подарок Путину

Можно было бы посмеяться над тем, что Арахамия, Верещук и Ермак стали похожи на пресловутых лебедя, рака и щуку. Но сейчас это не повод для смеха. В условиях войны крайне важно, чтобы правящая партия, правительство и президентская команда говорили и действовали в унисон. Вместо этого мы наблюдаем когнитивный диссонанс у властей, когда три говорящие головы говорят наугад, и ни одна из них не является полностью правдивой. По словам Арахамии, законопроект № 5844 был отозван, чтобы помочь "Нормандскому формату", по словам Верещука - чтобы удовлетворить Венецианскую комиссию и других критиков, по словам Ермака - чтобы удовлетворить "требование украинского народа".

Наиболее опасна версия Ермака. Мы повторяем, Билла Нет. 5844 Направлен на "преодоление последствий вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины и недопущение повторения оккупации". Но если буквально верить словам Ермака, то получается, что мы отозвали этот законопроект не потому, что Макрон попросил нас и пообещал встречные уступки со стороны Кремля, а потому, что это "требование украинского народа". Они говорят, что люди требовали отозвать этот закон "для предотвращения эскалации".

И ведь это несоответствие в сознании украинских властей наблюдаем не только мы. За ним с восторгом наблюдают в Кремле и с недоумением в западных столицах.

Ни Ермак, ни Верещук, ни Арахамия ни словом не обмолвились о том, что мы должны получить взамен. И это вызывает дурные предчувствия: что мы вообще ничего не получим.

Это фирменный стиль Ермака. Все помнят, как в декабре 2019 года он повез Зеленского в Париж на саммит "Нормандской четверки", чтобы подписать обязательство включить формулу Штайнмайера в украинское законодательство. И Зеленский подписал его, не получив взамен никаких уступок от Путина.

Мы можем только надеяться, что на этот раз Ермак удивит нас и принесет хорошие новости из Парижа.

париж

Столица и крупнейший город Франции, а также административный центр региона Иль-де-Франс. Образует коммуну и департамент, разделённый на 20 округов

офис президента украины

Постоянно действующий вспомогательный орган при президенте Украины, осуществляющий организационное, правовое, консультативное, информационное, экспертно-аналитическое и иное обеспечение исполнения президентом Украины своих конституционных полномочий. Формирование Офиса президента будет осуществлять…

ермак андрей

Украинский государственный и политический деятель, юрист, кинопродюсер. Руководитель Офиса президента Украины с 11 февраля 2020 года)

зеленский владимир

Украинский государственный деятель. Действующий президент Украины с 20 мая 2019

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

соединённые штаты америки

франция

германия

предприниматель

коммерсантъ

субъекты российской федерации

верховная рада

москва

нато

московский кремль

венецианская комиссия

правительство

макрон эмманюэль

россия

le figaro

елисейские поля

киев

кремль

арахамия давид

слуга народа

кабинет министров

кличко виталий

верещук ирина

telegram

харьков

министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий украины

ictv

ермак тимофеевич