Котировки

​Между Вашингтоном и Пекином: нужна ли Украине китайская политика/Как не испортить отношения с Китаем и США, не забывая при этом о национальных интересах

Сацюк Андрій
Общество
17 Mar 15:15   

Украина оказалась одним из элементов противостояния США и Китая. И вместо того, чтобы действовать в собственных интересах, украинское правительство поддается давлению и принимает нелогичные решения в отношении своего стратегического партнера - Китая. Чтобы не оказаться в проигрышной позиции, Киеву необходимо четко определить иерархию наших национальных интересов, стратегию их достижения и поддерживать сбалансированные отношения как с Вашингтоном, так и с Пекином, считает главный советник Международного центра перспективных исследований дипломат ВАСИЛИЙ ФИЛИПЧУК. " Те, кто не знает своего прошлого, обречены повторять его", - говорил гениальный Клаузевиц. В 1998 году под давлением США Украина отказалась от двухмиллиардного контракта на строительство АЭС "Бушер" в Иране в обмен на американскую инициативу по углублению украинско-американского сотрудничества в области высоких технологий.

Как и ожидалось, в результате такого решения Киева Украина потеряла 1% ВВП, а российская компания "Росатом" заняла место украинских компаний в Иране, американские высокие технологии остались в Калифорнии или перешли вместе с американским производством в Китай, а отказ от Бушерского контракта остался позорной страницей в истории потери нашего промышленного потенциала и деградации из страны с высокоразвитой промышленностью в экспортера руды, пшеницы и рабочей силы.

Вряд ли нынешнее руководство страны знает историю "Бушерского контракта". Но гораздо хуже, что никто из окружения Владимира Зеленского ему об этом не сказал. А также много других историй о том, что такое договорная способность, зачем нужен принцип взаимности и как работает механизм принятия внешнеполитических решений. Решения принимались без широкого общественного или экспертного обсуждения, на основе внешнего давления, тактических сиюминутных эмоций, страхов и ожиданий.

Как и почему принимаются такие важные внешнеполитические решения, которые не только обойдутся нам, налогоплательщикам, в миллиарды долларов, но и критически скажутся на нашей безопасности, экономике, месте нашей страны в мире, на отношении к ней других партнеров? Кто вообще ведет нашу внешнюю политику и с какой стратегией? И есть ли такая стратегия вообще, или ее заменили бессистемным уклонением в зависимости от новостей, которые кто-то приносит в нужное время на четвертый этаж Банка?

Отдельный вопрос после принятых решений - кто и что такое Китай для Украины? И есть ли какая-то политика Украины по отношению к этому государству, члену Совета Безопасности ООН и участнику Будапештского меморандума, если одновременно вводятся санкции в отношении китайских компаний и провозглашается цель визита Президента Украины в Пекин-привлечение инвестиций и развитие торговли?

Не может не сложиться впечатление, что Китай выглядит как большое темное пятно или туманность на геополитической карте украинских приоритетов. Нельзя игнорировать притяжение Китая как в глобальном масштабе, так и в регионе Центральной и Восточной Европы. Китай имеет самую быстрорастущую экономику в мире со средним темпом роста 10% в год и является нашим основным внешнеторговым партнером. В настоящее время номинальный ВВП Китая составляет 14,34 трлн долларов США, что является третьим по величине ВВП в мире после ВВП США в 21,43 трлн долларов США и ВВП ЕС в 18,29 трлн долларов США. Прогнозы выхода Китая на первое место по объему ВВП в мире различаются лишь датами, когда это произойдет-к 2030 году, чуть раньше или чуть позже. А также дискуссии о том, когда именно Китай может сравниться в военном отношении с Соединенными Штатами. Хотя она по-прежнему обладает самой большой военной мощью в мире, имея армию в 2,8 миллиона солдат-вдвое больше, чем армия США. Крупнейшая в мире экономика по паритету покупательной способности, высокие темпы роста и масштабные геополитические проекты, создающие возможности для многих,-все это элементы сегодняшней и завтрашней привлекательности Китая в мире и в нашем регионе. Китай поражает своей экономикой, инновациями, городами, транспортными решениями-список далеко не исчерпывающий. Это подтвердят все, кто побывал в Китае за последние несколько лет.

С другой стороны, очевидно, что обостряются противоречия между Китаем и США, нашим главным и важнейшим внешнеполитическим партнером. Более того, этим противоречиям придается цивилизационное и ценностное измерение. Политические процессы в мире строятся вокруг оси "либерализм-авторитаризм", и Китаю предлагается роль СССР 50-летней давности в этом нарративе. И откровенно говоря - не без оснований. Только с той разницей, что либерализм постепенно теряет свои позиции в мире, а Китай усвоил уроки распада СССР и не собирается повторять ошибок советского руководства. Если вы сомневаетесь в этом, хотя бы изучите китайский опыт решения социальных проблем или контроля над Интернетом. Или сравните эффективность борьбы с COVID-19 в Китае и США. Проблемы, которые привели к распаду Советского Союза, планомерно решаются Китаем, и пока в долгосрочной перспективе перспективы развития Китая вполне позитивны.

С другой стороны, Китай-это не совсем образец демократии и свободы слова, а общественный договор между китайцами и Коммунистической партией-не совсем пример для подражания. Но достаточно ли этого, чтобы снова пожертвовать нашими экономическими интересами, международным имиджем и отношениями с такой огромной и важной страной, чтобы счет в американо-китайской конкуренции пополнился на одно очко в пользу США? Китай уже направил делегацию китайского бизнеса в оккупированный Крым - и это только первый, но очень прозрачный намек на то, какие могут быть последствия. Задумывался ли кто-нибудь когда-нибудь обо всех последствиях таких решений и готов ли он нести за них личную ответственность?

Это действительно сложный вопрос - как Украина может маневрировать между США и Китаем, если по тем или иным причинам она оказалась элементом их противостояния. Но сначала нужно хотя бы провести инвентаризацию прошлого - что, кому, когда обещано и как выполняются те или иные обещания. И такая инвентаризация может на удивление дать очень точный и хороший ответ на этот и другие важные вопросы. Или проанализируйте, как ведут себя в подобных ситуациях другие страны. Германия, Франция или, по крайней мере, Польша и Венгрия-сделали бы они то же, что и мы?

Очевидно, что Украине с ее внешней политикой, лишенной инициативы и пространства для маневра, будет нелегко сформулировать долгосрочное видение роли и места Китая в системе собственных национальных интересов. С тех пор как к власти в Украине пришла молодая, неопытная команда, следствием их незнания управления страной стало полное непонимание внешнеполитических опасностей в вопросе отношений с ведущими странами мира. Киев зависим внешне и слаб внутренне. В условиях нарастающего китайско-американского противостояния, а в перспективе - китайско-Западного, для того чтобы вести свою игру на китайском направлении и в американо-китайском соперничестве, нужна либо очень активная система многоуровневой дипломатии,либо, возможно, как в карточной игре "дурак" - оставить все на волю случая. Но если они выберут второй вариант, я почему-то уже знаю, кому суждено играть в дурака в этой игре. Китай является и в будущем будет важным и трудным партнером для Украины на протяжении нескольких лет. Его роль во внешней политике Украины определяется ее статусом крупного торгового партнера, характером отношений Киева с Вашингтоном, растущим региональным присутствием Китая в Центральной и Восточной Европе, а также внутриполитическими соображениями. Широкие круги украинского бизнеса развивают активные связи с Китаем; для Украины по-прежнему важно более полно участвовать в инициативе "Один пояс, один путь" и в целом более активно сотрудничать с Китаем в области инвестиций, развития транспортной инфраструктуры, энергетики, сельского хозяйства. Существует все меньше и меньше жизнеспособных альтернатив работе с Китаем по этим вопросам. Понимая важность китайского вектора, украинская дипломатия часто прибегает к риторике о важности азиатского направления в целом. Но риторика не всегда сопровождается практическими шагами. После правильных заявлений российского МИДА о важности азиатского вектора и особенно Китая Киев принимает резонансные решения относительно сделки по "Мотор Сич" или, например, не упоминает Китай в числе стратегических партнеров в новой редакции Стратегии национальной безопасности. Но в то же время он инициирует визит президента в Пекин. Создается впечатление, что одни чиновники понятия не имеют, что делают другие, и наоборот, решения в Аппарате Президента Украины принимаются спонтанно, без долгосрочного планирования и под влиянием возросших страхов или неоправданных надежд.

Многое из того, что объявляет Администрация президента, остается нереализованными проектами и воздушными замками. На данный момент трудно понять, насколько объявленная подготовка турне президента Зеленского по Азии действительно является рабочей инициативой, особенно учитывая недавнюю смерть украинского посла в Китае. Во всяком случае, противоречий между таким туром (с визитом в Китай) и шагами в случае с "Мотор Сич" они действительно не видят-что еще больше укрепляет не только в Китае, но и на Западе восприятие Киева как не совсем адекватного во внешней политике игрока, которого лучше оставить в стороне и не беспокоить без крайней необходимости - и тогда начнется что-то другое.

Президент, после двух лет пребывания у власти, должен, наконец, перестать вмешиваться во внешнюю политику. Необходимо четко определить иерархию наших национальных интересов, стратегию их достижения - и следовать ей, а не всегда реагировать на постоянно меняющуюся международную обстановку. Нам нужно как можно больше избегать тактических рукоплесканий, поддерживать сбалансированные отношения, не портить отношения ни с Вашингтоном, ни с Пекином и всегда помнить, что нам нужно, а не им. Их конфликт-это их конфликт. Наше участие в нем не сделает нас лучше. Кто не верит-вспомните "Бушерский контракт"