Министерство инфраструктуры Украины предлагает ввести до 31 декабря 2021 года пилотный проект для судов, плавающих под флагами государств, с которыми не заключены международные соглашения о судоходстве по внутренним водным путям, без получения единовременных временных разрешений на вход в речные порты Украины. Соответствующий проект постановления опубликован на сайте Министерства инфраструктуры.
"В настоящее время установлен порядок выдачи соответствующих разовых разрешений, что приводит к финансово-экономическим потерям судовладельцев из-за простоя (по данным Общественного объединения "Ассоциация морских агентов Украины", расходы судовладельца/фрахтователя из-за простоя достигают 4,5 тыс. долл. В сутки, а расходы грузовладельца на хранение грузов в речных портах составляют $ 0,01-0,02 за тонну груза в сутки), нарушение сроков исполнения обязательств по отдельным контрактам, что, в свою очередь, приводит к снижению привлекательности части речных перевозок и негативно сказывается на привлечении иностранных инвестиций, связанных с речной логистикой", - говорится в пояснительной записке к документу. В Министерстве инфраструктуры отмечают, что данный проект призван предотвратить ограничения свободы речного судоходства и создать благоприятные условия для доступа хозяйствующих субъектов на рынок речного транспорта. В ведомстве напомнили, что 3 декабря 2020 года Верховная Рада приняла закон "О внутреннем водном транспорте", статья 53 которого предусматривает, что перевозка пассажиров и грузов на международных рейсах между речными портами( терминалами), иными местами грузовых операций на внутренних водных путях (ВВП) Украины и иностранными портами может осуществляться украинскими и иностранными судами (за исключением судов под флагом государства-агрессора и судов, принадлежащих гражданам государства, признанного в Украине государством-агрессором или государством-оккупантом), а статья 27 предусматривает, что если судно (состав судов) отвечает установленным законом требованиям (безопасность мореплавания, охрана окружающей среды, соответствующий уровень подготовки, укомплектованность и квалификация членов экипажа и т. д.), То допуск судна к плаванию по ВВП предоставляется без выдачи каких-либо дополнительных разрешений, в том числе и для иностранного судна. Согласно заключительным и переходным положениям, закон вступает в силу с 1 января 2022 года. В связи с этим ведомство предложило до вступления в силу закона, на основании которого следует прекратить выдачу разовых разрешений и утратить силу приказа, реализовать пилотный проект, в рамках которого иностранные невоенные суда под иностранными флагами смогут передвигаться по внутренним водным путям и заходить в речные порты Украины без выдачи одноразовых временных разрешений в Государственной службе морского и речного транспорта. При этом заходы в речные порты будут осуществляться на основании заявления, которое администрация государства флага, судовладелец или его представитель должны будут подать в Морскую администрацию посредством электронной связи не позднее чем за три рабочих дня до прибытия судна в порт, где открыт пункт пропуска через государственную границу (контрольный пункт).