Котировки

Мир Лукашенко и Путина. Останется ли Украина с ними один на один

Якимченко Олександр
Общество
15 Jan 13:42   

Мир вступает в новый год с кучей проблем-от борьбы с пандемией COVID-19 до новых цифровых вызовов. На этом фоне складывается впечатление, что Украина не может рассчитывать на особую поддержку своих партнеров в противостоянии с Россией.

Даже когда страны начали закрывать свои границы прошлой весной из-за пандемии COVID-19, аналитики предсказывали, что с большой долей вероятности властям придется сосредоточиться на внутренних проблемах своих государств. И мы можем констатировать, что, в принципе, так оно и было. Поэтому большой вопрос заключается в том, есть ли место помощи Украине в списке приоритетов наших стран-партнеров.

Безрезультатные встречи в Нормандии

Для Украины новый год начался, в том числе, с очередной встречи советников глав государств в Нормандском формате. И, как и на предыдущей встрече в сентябре прошлого года, советники согласились. Вести дальнейшие переговоры.

"Россия вообще не собиралась встречаться, если Украина не была готова выполнить капитулятивный "Минск" в кремлевской интерпретации. "Величайший и бессмертный" Владимир Путин на своих "самых блестящих" пресс-конференциях сформулировал, что Российская Федерация однозначно настаивает на своей трактовке "Минска". И никаких компромиссов. Но Россия должна была пойти навстречу, потому что этого хотела Франция и особенно Германия. И позиция Германии крайне важна для Российской Федерации, поскольку Германия сохраняет оставшиеся шансы на запуск" Северного потока-2", - прокомментировал встречу политолог Александр Кочетков.

Но не стоит ожидать, что в ближайшее время встретится полноценная "нормандская четверка" - президент Украины Владимир Зеленский, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрон и президент России Владимир Путин. Более того, может случиться так, что к моменту проведения такой встречи в списке ключевых участников произойдут изменения.

Ожидать, что в ближайшее время соберется полноценная «нормандская четверка», не приходится / фото REUTERS

Не стоит ожидать, что полноценная "нормандская четверка" встретится в ближайшее время / фото REUTERS

Дело в том, что в 2021 году Ангела Меркель покидает свой пост. Недавно ее партия (Христианско-демократический союз-ХДС) планирует определиться с лидером и, как следствие, кандидатом на пост канцлера на предстоящих осенью выборах. За лидерство ХДС борются премьер-министр земли Северный Рейн-Вестфалия Армин Лаше, корпоративный юрист Фридрих Мерц и эксперт по иностранным делам Норберт Реттген. И хотя трудно назвать кого-либо из них пророссийским, со стороны Украины ситуация с предстоящим уходом Ангелы Меркель с поста канцлера выглядит достаточно тревожной.

С большой долей вероятности внутриполитические вопросы будут доминировать и в 2021 году для Макрона. Хотя его визит в Киев ожидается в ближайшие полгода, важно понимать, что президентские выборы во Франции пройдут весной следующего года, а значит, кандидаты всех мастей посвятят текущий год тому, чтобы громче заявить о себе. И вряд ли проблемы далекой Украины будут для Макрона важнее борьбы за президентское кресло.

"Это ситуация, когда нашим партнерам в Нормандском формате будет не до нас", - говорит Мария Кучеренко, руководитель проекта Центра изучения проблем гражданского общества. "Поэтому Украина должна разработать стратегические предложения по работе существующих, продумать концепции дополнительных форматов." Предлагать эти концепции представителям Франции и Германии, по мнению политолога, не глядя на политические изменения в этих странах: "именно он сформулирует полноценное предложение в формате диалога и сможет перехватить инициативу."

Мария Кучеренко подчеркивает, что если Украина продолжит действовать в рамках той тактики, которую мы видим сегодня-систематические уступки Российской Федерации, перевод политического трека в ТКГ, переговоры в Нормандском формате ради самого факта проведения переговоров, тогда у РФ есть все шансы навязать свое видение будущего урегулирования и воспользоваться ситуацией, когда Франция и Германия будут погружены во внутриполитические вопросы.

На сегодняшний день Кремль удовлетворен ситуацией "ни войны, ни мира" и затягиванием переговоров по существу. Россия последовательно продвигает свою идею возвращения Донбасса Украине на неприемлемых для Украины условиях. Например, в телефонном разговоре с Макроном в начале 2021 года Путин в очередной раз назвал российскую агрессию на Донбассе внутренним конфликтом Украины.

На сегодня Кремль устраивает ситуация «ни войны, ни мира» и затягивание с переговорами по сути / фото REUTERS

Сегодня Кремль доволен ситуацией "ни войны, ни мира" и затягиванием переговоров / фото REUTERS

Параллельно Российская Федерация продолжает давление на Александра Лукашенко в Белоруссии (еще одна точка нестабильности на нашей границе, как в конце прошлого года заявил секретарь СНБО Алексей Данилов). А также поддерживает бывшего президента Молдовы Додона, как лидера доминирующей пророссийской партии в молдавском парламенте, чтобы поставить палки в колеса новоизбранной Майе Санду (этот год уже начался для Молдовы с темы "долгов" за российский газ, который Кремль "бесплатно" поставляет в Приднестровье).

Старые и новые партнеры

В этой ситуации Украине нужен еще один союзник непосредственно в переговорном процессе, и США как нельзя лучше подошли бы на эту роль, считает Мария Кучеренко. "Практически можно заявить о необходимости вовлечения США в работу по урегулированию через обращение к букве Минска-2: ведь весь политический трек, согласно документу, должен был быть реализован еще в 2015 году. Для Украины важно заявить, что мы не выходим из существующих форматов, но предлагаем создать еще одну площадку для консультаций", - говорит она.

Киев должен выступить с обоснованными и хорошо подготовленными предложениями, считает Олег Белоколос, глава правления Фонда "Майдан иностранных дел": "А также принять во внимание тот факт, что Москва уже активно работает в США, вовлекая Вашингтон в переговоры, начиная от вопросов стратегической стабильности и заканчивая вопросами изменения климата."

Международный эксперт напомнил, что администрация Трампа в свое время пыталась помочь Украине в вопросе Донбасса в отдельном переговорном формате - спецпредставитель Госдепартамента США Курт Волкер и помощник президента РФ Владислав Сурков (состоялось не менее четырех встреч). Однако через некоторое время этот формат также зашел в тупик.

Украине необходим еще один союзник непосредственно в переговорном процессе, и на эту роль как нельзя лучше подошли бы США / фото REUTERS

Украине нужен еще один союзник в переговорном процессе, и эта роль прекрасно подходит НАМ / фото REUTERS

"однако, учитывая устойчивый темп поддержки Украины со стороны США (многие голосуют в Совете Безопасности ООН, Крымская декларация от 25 июля 2018 года, в которой говорится, что "Соединенные Штаты отвергают попытку России аннексировать Крым и обязуются поддерживать эту политику до восстановления территориальной целостности Украины", предоставляя Украине оружие, другую помощь и т.д.), с большой долей вероятности поддержка Вашингтона будет продолжаться. В какой форме? Очевидно, что нам следует дождаться соответствующих заявлений новой Администрации", - отмечает Олег Белоколос.

Однако, по его словам, речь идет не о союзниках: "В международно-правовом смысле у Украины нет союзников, есть государства-партнеры, которые всесторонне помогают нам противостоять российской агрессии, в частности США, Великобритания, Канада. Есть группа государств, которые ввели санкции и различные ограничения в отношении Москвы, в частности, государства-члены ЕС, Австралия, Япония и др. Есть также группа стран, которые поддерживают нас в рамках ООН." Действительно, в прошлом году платформа ООН была очень успешной для Украины. Например, как отметил в конце года министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, Генеральная Ассамблея ООН приняла обновленную резолюцию по Крыму, в которой "четко зафиксированы новые факты массовых нарушений прав человека на временно оккупированном полуострове": "Это пятая подряд резолюция Генеральной Ассамблеи по вопросам прав человека в оккупированном Крыму и девятая в контексте международного ответа на попытку аннексии Россией Украинского полуострова." На этом сайте произошли более практичные вещи. Например, в конце 2020 года Украине вместе со своими партнерами удалось сорвать попытку России легитимизировать ОРДЛО в Совете Безопасности ООН. Так, 2 декабря представители " ДНР " и " ЛНР " Наталья Никонорова и Владислав Дейнего намеревались выступить на заседании Совета Безопасности ООН, используя формат Arria. И хотя встречи "по формуле Аррии" являются скорее неформальными встречами для откровенного обмена мнениями в закрытом режиме (что позволяет членам Совбеза ООН приглашать на встречу таких личностей, как боевики "ДНР" и "ЛНР"), Украине удалось убедить своих партнеров по Совбезу ООН не просто бойкотировать такую встречу, но и запретить ее трансляцию на ресурсах ООН.

"Это явный ответ на попытки России манипулировать международными площадками и форматами для распространения своей пропаганды", - заявил Дмитрий Кулеба украинским СМИ.

По его словам, встречу бойкотировали США, Великобритания, Франция, Германия, Эстония и Бельгия - то есть страны-участницы ОБСЕ, которые являются членами Совета Безопасности. Все, кроме России.

Но удастся ли сохранить "баланс сил" в 2021 году? Ведь Совет Безопасности ООН состоит из пяти постоянных членов - США, Великобритании, Франции, Китая и России (последние два, в случае чего, вряд ли проголосуют "за нас") и десяти непостоянных членов. При этом пять из них ежегодно ротируются. В 2021 году Бельгия, Германия, Доминиканская Республика, Индонезия и Южная Африка будут заменены Ирландией, Мексикой, Норвегией, Индией и Кенией. Вьетнам, Нигер, Сент-Винсент и Гренадины, Тунис и Эстония продолжат участвовать в Совете Безопасности ООН еще в течение года. Возможно, не стоит заранее судить, кто из них идет вслед за Россией, но стоит отметить, что во время голосования в 2014 году резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о территориальной целостности Украины Индия, Кения, Вьетнам, Сент - Винсент и Гренадины воздержались от нее.

ОБСЕ следует упомянуть отдельно. Работа специальной мониторинговой миссии, которая ежедневно следит за ситуацией на Донбассе, неоднократно вызывала вопросы, в частности, потому, что представители страны-агрессора, оккупировавшей украинские территории, России, призваны следить за конфликтом на востоке Украины и фиксировать нарушения режима прекращения огня.

В 2021 году в ОБСЕ доминирует Швеция, и министр иностранных дел этой страны Анн Линде, как председатель ОБСЕ, намерена впервые посетить Украину на следующей неделе"для оценки ситуации и поддержки усилий по устойчивому урегулированию конфликта"." Накануне визита она отметила, что среди приоритетов своей деятельности видит урегулирование ситуации в Беларуси и на Донбассе в Украине. И она подчеркнула, что СММ ОБСЕ в Украине должна иметь полный доступ на всю территорию Украины (как известно, наблюдатели ОБСЕ не могут попасть в ОРДЛО, так как ни Россия, ни ее марионетки на оккупированных территориях в этом не заинтересованы).

Собственно, украинский МИД считает, что визит главы ОБСЕ в Украину позволит ему самостоятельно оценить последствия вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины. И, кроме того, украинские дипломаты надеются привлечь ОБСЕ к работе Крымской платформы. Оправдаются ли эти надежды? Мы можем узнать это очень скоро.

Но Украина вполне может надеяться на успех в 2021 году в дальнейшем сближении с НАТО. Прошлым летом Североатлантический совет предоставил нам статус партнера с расширенными возможностями - мы на шаг приблизились к вступлению в Альянс.

А вот в чем Украина в 2021 году вполне может надеяться на успех, так это в дальнейшем сближении с НАТО / фото REUTERS

Но в чем Украина в 2021 году вполне может надеяться на успех, так это в дальнейшем сближении с НАТО / фото REUTERS

Министр обороны Украины Андрей Таран уже заявил, что 2021 год в вооруженных силах Украины объявлен годом евроатлантической трансформации. Однако, помимо слов, важно продолжить реформы и на законодательном уровне. И если Верховная Рада проголосует за необходимые законопроекты, то можно даже ожидать положительного сигнала на саммите НАТО во второй половине года о получении Украиной Карты.

Несмотря на то, что все государства мира сосредоточены на собственных проблемах, начало 2021 года для Украины на дипломатическом фронте зрад пока не обещает. Украинские дипломаты настроены оптимистично. И ряд направлений, которые зависят, в том числе, от действий украинских властей, могут быть реализованы. Также не стоит ожидать отката от уже существующих международных ограничений в отношении РФ. Но надеяться на новые шаги в этом направлении несколько наивно. Во всяком случае, сегодня нашим партнерам не до наших проблем - решать свои.

Татьяна Урбанская

лукашенко александр

Белорусский политический и государственный деятель. Действующий президент и главнокомандующий Вооружёнными силами Республики Беларусь с 20 июля 1994 года

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

россия

Росси́йская Федера́ция , — государство в Восточной Европе и Северной Азии. Территория России в её конституционных границах составляет 17 125 191 км²; население страны составляет 146 238 185 чел

минск

Столица Белоруссии, административный центр Минской области и Минского района, в состав которых не входит, поскольку является самостоятельной административно-территориальной единицей с особым статусом. Крупнейший транспортный узел, политический, экономический, культурный и научный центр страны

путин владимир

Российский государственный и политический деятель, президент Российской Федерации и верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации с 7 мая 2012. Ранее занимал должность президента с 31 декабря 1999 по 7 мая 2008, в 1999—2000 и 2008—2012 годах занимал должность председателя Пра…

франция

германия

кочетков александр

зеленский владимир

меркель ангела

макрон эмманюэль

рейтер

христианско-демократический союз германии

северный рейн-вестфалия

мерц фридрих

рёттген норберт

киев

мемориал

кремль

совет национальной безопасности и обороны украины

данилов алексей

молдавия

санду майя

приднестровье

доллар сша

москва

вашингтон

трамп дональд

государственный департамент сша

волкер курт

сурков владислав

совет безопасности оон

организация объединённых наций

соединённые штаты америки

крым

великобритания

канада

европейский союз

австралия

япония

кулеба дмитрий

донецкая народная республика

луганская народная республика

никонорова наталья

дейнего владислав

эстония

бельгия

организация по безопасности и сотрудничеству в европе

два китая

доминиканская республика

индонезия

южно-африканская республика

ирландия

мексика

норвегия

индия

кения

вьетнам

нигер

сент-винсент и гренадины

тунис

швеция

нато

североатлантический совет

таран андрей

верховная рада