Котировки

Мир в 2021 году: Международные кризисы в эпоху пандемии

Якимченко Олександр
Общество
04 Jan 13:05   

banner banner banner banner

мир в 2021 году: международные кризисы в эпоху пандемии

"Слово и дело"

  • Оригинал на сайте Foreign Policy * начнем с covid-19 и его длинного хвоста. Когда пандемия впервые вспыхнула, многие, включая меня, опасались, что она будет иметь немедленные и разрушительные последствия для развивающихся стран, особенно тех, которые сталкиваются со смертельными вооруженными конфликтами. Хотя пострадало несколько крайне бедных стран, многие из них избежали серьезного ущерба. В мире значительно пострадали дипломатическая деятельность, международное посредничество, миротворческие миссии и финансовая поддержка уязвимых групп. Однако остается сомнительным, изменил ли covid-19 ход крупных войн, будь то в Афганистане, Ливии, Сирии, Йемене или где-либо еще. Другое дело — долгосрочные последствия пандемии. Это вызвало глобальный экономический кризис, беспрецедентный со времен Второй мировой войны, в результате которого еще 150 миллионов человек в мире оказались за чертой крайней бедности. Хотя низкие доходы напрямую не связаны с войнами, насилие чаще происходит в периоды экономической нестабильности. В Судане, Ливане и Венесуэле, если привести лишь несколько примеров, можно ожидать роста числа безработных, дальнейшего обнищания населения и перспективы того, что правительства столкнутся с растущими трудностями в оплате сил безопасности в стране. Население в целом будет все больше полагаться на государство, в то время как последнее будет все меньше соответствовать ожиданиям народа. Границы, отделяющие экономическое недовольство от социальных волнений и социальные волнения от вспышек насилия, станут очень тонкими. Ни Соединенные Штаты, ни Европа, ни другие доноры не будут склонны уделять необходимое количество постоянного внимания или ресурсов урегулированию региональных конфликтов далеко за пределами своих границ, поскольку они сами сталкиваются с экономическими, социальными и политическими потрясениями у себя дома. Затем идет изменение климата-едва ли новое явление сегодня, но оно стремительно набирает обороты и оказывает все более заметное влияние на разгорающиеся военные конфликты. Конечно, причинно-следственные связи не являются прямыми, и политические реакции на экстремальные климатические условия часто играют большую роль, чем сами условия. Однако из-за все более частых волн жары и обильных осадков многие правительства сталкиваются с трудностями в решении проблем продовольственной безопасности, нехватки воды, миграции и конкуренции за ресурсы. Это первый год, когда климатические риски попали в наш список главных источников транснациональных конфликтов, поскольку насилие, связанное с климатом, простирается от Сахеля до Нигерии и Центральной Америки. Тем временем Соединенные Штаты-разделенные, недоверчивые к своим институтам, чрезмерно вооруженные, раздираемые глубокими социальными и расовыми разногласиями и возглавляемые безрассудно ободряющим президентом-подошли ближе к неуправляемому политическому кризису, чем когда-либо в своей современной истории. В то время как страна до сих пор избежала худшего, президент Дональд Трамп провел последние недели на своем посту, ставя под сомнение легитимность выборов и, следовательно, своего преемника, и, по-видимому, намереваясь не оказывать избранному президенту Байдену никакой реальной помощи, чтобы справиться с тяжелой ситуацией, которую он унаследует. Превратив политическую злобу в форму дипломатического искусства, добывая почву для человека, который займет его место, Трамп ввел ряд санкций против Ирана с едва скрываемой целью сорвать усилия Байдена по возрождению иранской ядерной сделки. Он заявил, что признание Америкой суверенитета Марокко над Западной Сахарой является сомнительным обменом на решение Марокко нормализовать отношения с Израилем. И он приказал в последнюю минуту вывести американские войска из Сомали, Афганистана и Ирака. Действуя поспешно, без координации или консультаций с ключевыми местными заинтересованными сторонами, он сумел создать дурную славу в целом здравым политическим решениям. Есть все основания поощрять улучшение отношений между арабскими государствами и Израилем, но нет никаких оснований игнорировать международное право. Есть все основания положить конец бесконечному участию Америки в иностранных войнах, но нет никаких оснований ослаблять позиции нового президента и ограничивать его пространство для маневра. Избрание Байдена принесло надежду, смешанную с реализмом. Некоторые повреждения, нанесенные его предшественником, могут быть относительно легко восстановлены. Но новой команде может быть очень трудно избавить страну от образа непостоянного, непредсказуемого и ненадежного гиганта. Запугивая традиционных союзников и разрывая международные соглашения, Трамп думал, что проецирует свою власть в мир, но на самом деле он только демонстрировал свою ненадежность. Поскольку Байден намерен возобновить переговоры с Ираном и, возможно, Северной Кореей, поощрять компромисс в Йемене и Венесуэле и в целом вернуться к менее однополярной роли на Ближнем Востоке, ему будет мешать во всем этом глобальная память о его предшественнике и нервные ожидания того, что может произойти дальше, особенно если новая президентская власть в Америке продлится только до следующего избирательного цикла. Последнее наследие 2020 года может быть самым зловещим. Последние месяцы года серьезно повредили излюбленное клише дипломатов и миротворцев о том, что " военного решения политического конфликта не существует." Скажите это армянам, вынужденным превосходящей Азербайджанской огневой мощью отдать земли, которые они удерживали в течение четверти века; жителям эфиопского региона Тыграй, руководство которого обещало длительное сопротивление наступлению федеральных войск, хотя эти войска легко захватили региональную столицу Мекелле в течение нескольких дней. Если уж на то пошло, скажите это мусульманам рохинджа, вынужденным бежать из Мьянмы в 2017 году; палестинцам, которые остались беженцами или находились под оккупацией после поражения арабов в 1967 году; или сахарскому народу, чье стремление к самоопределению было подавлено марокканскими войсками и уходящим президентом США, не говоря уже о нескольких недавних конфликтах, которые, казалось бы, были разрешены, по крайней мере внешне, силой. Миротворцы давно считают, что в отсутствие более справедливых политических решений военные достижения, как правило, хрупки. Как азербайджанцы никогда не забывали унижения начала 1990-х годов, так и армяне будут стремиться стереть оскорбление 2020 года. Если их недовольство будет проигнорировано, многие жители Тыграя будут сопротивляться тому, что они могут воспринимать как чужеродное правление. Израиль не будет знать истинной безопасности, пока палестинцы живут под его оккупацией. Таким образом, эта фундаментальная вера подвергается огромному давлению, и людям становится все труднее держаться за нее. Многие во всем мире переживали прошедший год как annus horribilis (ужасный год), с нетерпением ожидая его завершения. Но, как следует из следующего списка конфликтов, его темная тень также упадет на 2021 год. Возможно, 2020 год-это тот год, который следует быстро забыть, но 2021 год, к сожалению, будет постоянно напоминать нам об этом. В Афганистане, несмотря на небольшой, но важный прогресс в мирных переговорах, многое может пойти не так в 2021 году. После почти двух десятилетий боевых действий правительство США в феврале подписало соглашение с боевиками движения "Талибан". Вашингтон пообещал вывести войска из Афганистана в обмен на обязательство талибов запретить террористам использовать страну для военных операций и начать переговоры с афганским правительством. Потребовалось время, чтобы начать афганские мирные переговоры. Правительство продлило на шесть месяцев обмен пленными, который Соединенные Штаты обещали талибам, - освобождение 1000 правительственных солдат или должностных лиц, удерживаемых талибами, в обмен на 5000 боевиков талибов, - который Кабул счел односторонним. Повстанцы, которые изначально сократили количество терактов и нападений на города, в ответ на задержки активизировали террористические акции и убийства. Переговоры в конце концов начались в Дохе в середине сентября, но обеим сторонам потребовалось до декабря, чтобы договориться о процедурных правилах. Ни один из них не проявляет особого желания идти на компромисс. Во всяком случае, кровопролитие усилилось. Похоже, что талибы отказались от каких-либо первоначальных ограничений. В последние месяцы наблюдается всплеск террористических нападений и более масштабных нападений на города. Одна из проблем заключается в том, как стороны видят переговоры. Кабул публично заявляет о своей приверженности им. Но высокопоставленные чиновники глубоко не верят в талибов или считают, что переговоры потенциально могут привести к падению правительства. Кабул пытался затянуть переговоры, не противореча открыто линии Вашингтона. Напротив, лидеры талибов считают, что их движение набирает силу. Они рассматривают уход США и мирный процесс как отражение этой реальности. В рядах повстанцев многие бойцы ожидают, что переговоры принесут большую часть того, за что они боролись.

Наступает майский срок 2021 года, установленный в февральской сделке для полного вывода войск США и НАТО из Афганистана. Хотя Вашингтон утверждает, что это было косвенно связано с успехом мирных переговоров в Афганистане, талибы, вероятно, гневно отреагируют на серьезные задержки с выводом американских солдат. С февраля Трамп вывел тысячи американских военнослужащих. Первоначальное сокращение до 8600 человек было предусмотрено двусторонним соглашением, но Трамп сократил численность американских войск до 4500 человек и обещает дальнейшее сокращение до 2500 человек до того, как покинет свой пост. Дополнительный и безоговорочный вывод войск укрепил уверенность талибов в себе и усилил озабоченность афганского правительства. Судьба Афганистана во многом зависит от талибов, Кабула и их готовности идти на компромисс, но многое зависит и от Байдена. Его администрация, возможно, пожелает поставить вывод американских войск условием прогресса в переговорах. Но афганским сторонам потребуется время, чтобы прийти к соглашению. Сохранить военное присутствие США в стране после мая 2021 года, не вызвав непоправимого отчуждения талибов, будет непросто. Чтобы еще больше осложнить ситуацию, Байден выразил готовность сохранить в Афганистане несколько тысяч антитеррористических сил. Возможно, ему придется выбирать между этим и потенциально успешным мирным процессом. Ни талибы, ни страны региона, поддержка которых будет иметь решающее значение для успеха любого соглашения, не согласятся на бессрочное военное присутствие США. Резкий уход США может дестабилизировать афганское правительство и потенциально привести к многоплановому гражданскому вооруженному конфликту в стране. И наоборот, длительное присутствие может побудить талибов отказаться от переговоров и активизировать свои атаки, что приведет к серьезной военной эскалации. Любой исход будет означать, что 2021 год станет годом, когда Афганистан потеряет свои лучшие шансы на достижение мира за одно поколение. 4 ноября эфиопские федеральные силы начали наступление на регион Тыграй после смертоносного нападения Тыграя на федеральные воинские части, дислоцированные в этом регионе. К концу ноября федеральная армия вошла в столицу Тыграя, Мекелле. Лидеры Народно-освободительного фронта Тыграя (НФОП) покинули город, заявив, что хотят пощадить мирных жителей. Из-за отключения средств массовой информации многое остается неясным. Но в результате насилия погибли тысячи людей, в том числе многие мирные жители. В стране насчитывается более миллиона внутренне перемещенных лиц. Около 50 000 человек были вынуждены бежать в Судан. Корни кризиса в Тиграе уходят в прошлое. Премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед пришел к власти в 2018 году после протестов, вызванных в основном давним гневом против тогдашней правящей коалиции, которая находилась у власти с 1991 года и в которой доминировала НФО. Правление Абия, начавшееся со значительных усилий по реформированию репрессивной системы управления, ознаменовалось потерей влияния для лидеров Тыграя, которые не согласны с тем, чтобы их называли "козлами отпущения" за предыдущие злоупотребления, и опасаются сближения Абия со старым врагом НФО, президентом Эритреи Исайасом Афеверки. Союзники Абия обвиняют элиту НФОП в стремлении сохранить непропорционально большую долю власти, препятствуя реформам и разжигая внутриполитические проблемы насилием. Спор о Тиграе является самым ожесточенным в Эфиопии, но в стране существуют более широкие линии разлома. Крупные регионы воюют друг с другом, в то время как сторонники этнической федералистской системы Эфиопии (которая передает власть регионам на этнической основе и в создании которой НСФО сыграла важную роль) борются с противниками этой системы, которые считают, что она укрепляет этническую исключительность и способствует разделению. В то время как многие эфиопы обвиняют НФО в многолетнем репрессивном правлении, фронт не единственный, кто опасается, что Абий стремится покончить с существующей системой в попытке централизовать власть. Примечательно, что критики АБИИ в беспокойном регионе Оромия — самом густонаселенном регионе Эфиопии-разделяют эту точку зрения, несмотря на свое собственное этническое наследие. Вопрос теперь в том, что будет дальше. Федеральные силы продвинулись вперед и относительно быстро взяли под контроль Мекелле и другие города. Аддис-Абеба надеется, что в ходе своей" операции по поддержанию правопорядка " она разгромит оставшихся повстанцев. Столица отвергает переговоры с лидерами НФЛП. Позволить безнаказанность преступникам, которые нападают на федеральные вооруженные силы и нарушают Конституцию, было бы наградой за измену, говорят союзники АБИИ. Центральное правительство сейчас назначает временное региональное правительство в Тиграе, выдало ордера на арест 167 чиновников и офицеров Тиграя и, похоже, надеется убедить Тиграев отказаться от своих прежних правителей. Однако TPLF имеет сильную сеть на низовом уровне.

Есть также Тревожные признаки. Есть сообщения о чистках тигров в армии и жестоком обращении с ними в других частях страны. Ополченцы из района Амхара, граничащего с Тиграем, захватили спорную территорию, удерживаемую тиграми в течение последних трех десятилетий. НСФО выпустили ракеты по Эритрее, и эритрейские силы ответили почти равными по силе ударами по НСФО. Все это вызовет недовольство тигров и рост сепаратистских настроений среди них. Если федеральное правительство вкладывает значительные средства в Тиграй, работает с местной существующей местной администрацией, а не" чистит " рядовых членов НФЛФ, прекращает преследование Тиграев в других частях страны и эффективно управляет спорными территориями, а не оставляет их на усмотрение амхарских чиновников, то можно говорить о надежде на мир в этом многострадальном регионе. Тогда будет крайне важно перейти к национальному диалогу, чтобы искоренить глубокие разногласия в Тиграе и за его пределами. В отсутствие этого перспективы достижения мирного перехода в стране, на который еще год назад возлагалось столько надежд, весьма мрачны.

  1. Сахель Кризис в Сахельском регионе Северной Африки продолжает обостряться, растет межэтническое насилие, а джихадисты расширяют сферу своего влияния. 2020 год стал самым смертоносным с начала кризиса 2012 года, когда исламистские боевики захватили север Мали, погрузив регион в затяжную нестабильность. Джихадисты контролируют или поддерживают "теневое присутствие" в сельских районах Мали и Буркина-Фасо и вторгаются на юго-запад Нигера. Активизация французских антитеррористических операций в 2020 году нанесла боевикам несколько болезненных ударов, добившись крупного разгрома местного отделения "Исламского государства" и убив нескольких лидеров "Аль-Каиды". В сочетании с междоусобными столкновениями в рядах самих джихадистов эти операции, по-видимому, способствовали сокращению числа нападений боевиков исламистов на силы безопасности. Но военные удары и ликвидация лидеров не подорвали связиНД структуры или вербовка джихадистов. Действительно, чем больше прибывает иностранных военных сил, тем более кровавым становится регион. Правительственным властям также не удалось вернуть утраченные боевиками сельские районы. Даже там, где военное давление вынуждает джихадистов уйти, они, как правило, возвращаются, когда операции против них прекращаются. Условия, в которых процветают боевики, трудно изменить. Отношения государств со многими своими сельскими жителями были нарушены, как и многие традиционные системы управления конфликтами. В результате ни государственные, ни местные власти не в состоянии успокоить растущую напряженность между племенами и кланами, которая часто возникает из-за нехватки ресурсов. Злоупотребления силовиков вызывают еще большее недовольство. Все это создает благодатную почву для боевиков, которые обеспечивают защиту местных жителей или даже вмешиваются в разрешение споров. Этнические ополченцы, мобилизованные властями Мали и Буркинабе для борьбы с джихадистами, сами подпитывают межобщинное насилие. Даже за пределами сельской местности граждане все больше злятся на свои правительства. Августовский переворот в Мали, вызванный протестами, вызванными спорными выборами, но поддержанный более широким народным недовольством коррупцией и некомпетентностью правительства, является самым ярким свидетельством этого. От такого народного недовольства страдают Нигер и Буркина-Фасо. Без более согласованных усилий по преодолению кризиса управления сельскими районами в Сахеле трудно понять, как регион может избежать сегодняшних потрясений. Вообще говоря, такие усилия потребуют от государственных субъектов и других лиц сосредоточения внимания в первую очередь на разрешении локальных конфликтов, вступлении в диалог с боевиками там, где это необходимо, и использовании заключенных соглашений в качестве основы для возвращения государственной власти в сельскую местность. Иностранные военные операции важны, но международные субъекты должны сосредоточиться на местном миротворчестве и содействовать реформе местного самоуправления. Существует мало свидетельств того, что военно-ориентированный подход стабилизирует Сахель. Во всяком случае, в последние годы это, по-видимому, способствовало всплеску межэтнического кровопролития и военной активности исламистов в регионе. Война в Йемене вызвала то, что Организация Объединенных Наций до сих пор считает самой страшной гуманитарной катастрофой в мире. Covid-19 усугубил страдания гражданских лиц, страдающих от нищеты, голода и тяжелых заболеваний. Высокопоставленные представители гуманитарных организаций вновь предупреждают о возможности повсеместного голода в стране. Год назад была возможность закончить войну, но воюющие стороны ее упустили. Повстанцы-хуситы ведут переговоры по тайным каналам с Саудовской Аравией, главным внешним спонсором признанного ООН правительства Йемена во главе с президентом Абд-Раббу Мансуром Хади. Саудовцы также выступали посредниками между антихуситскими группировками, которые ссорились из-за статуса Адена, южного города, который является временной столицей правительства и который с августа 2019 года контролируется сепаратистским Южным Переходным советом (СКП) при поддержке ОАЭ. Вместе эти два переговорных направления могли бы послужить строительными блоками для политического процесса при посредничестве ООН. Вместо этого боевые действия обострились, особенно в Марибе, последнем городском оплоте правительства Хади на севере. Потребовался год жестких переговоров, прежде чем антихуситские группировки договорились о том, как они разделят обязанности по обеспечению безопасности на юге, выведут свои войска с линии фронта и сформируют новое правительство. Переговоры, вероятно, столкнутся с дальнейшими препятствиями из-за переезда кабинета министров в Аден. Миротворческие усилия ООН уперлись в глухую стену. И у хуситов, и у правительства Хади есть причины для продолжения противостояния. Если хуситы победят в Марибе, они завоюют север и захватят нефтегазовые объекты и электростанцию, что позволит им производить столь необходимую электроэнергию и пополнять казну доходами от продажи энергоносителей. Правительство не может позволить себе потерять Мариб и питает тайную надежду: уходящая администрация Трампа может объявить хуситов террористической организацией в качестве" контрольного выстрела " по Ирану, затягивая экономическую петлю на повстанцах и усложняя переговоры с ними для других региональных игроков. Такой шаг увеличил бы риск голода, затруднив международную торговлю с Йеменом, который импортирует 90 процентов потребляемой им пшеницы и весь необходимый ему рис. Это может стать "похоронным звоном" для посреднических усилий ООН. Во всяком случае," двусторонняя " идея йеменского урегулирования, которой придерживается ООН, сегодня выглядит устаревшей. Йемен уже не та страна, какой он был в первые дни войны — политические силы в нем сильно раздробились по мере того, как разгорался конфликт. Ни хуситы, ни правительство теперь не могут установить даже видимость двоевластия над территорией или их легитимности. Другие местные игроки имеют свои собственные интересы, влияние и большую власть. ООН должна расширить свою схему урегулирования в Йемене, включив в нее других действующих лиц, в частности ВПС и поддерживаемые Эмиратами силы на побережье Красного моря, а также племена на севере, которые в противном случае могли бы разрушить любое политическое решение, которое они отвергнут. Вместо того чтобы заключать двустороннюю сделку, ООН должна начать планировать более инклюзивный процесс, который облегчит сделки между несколькими ключевыми игроками. Если в 2021 году ситуация не изменится, то, похоже, это будет еще один мрачный год для йеменцев. Это будет еще один год затяжной, изнурительной войны, год распространения болезней и обострения голода, Год исчезновения перспектив урегулирования. Это будет год, в течение которого миллионы йеменцев будут страдать от болезней и голода с каждым днем все больше и больше.

  2. Прошло почти два года с тех пор, как венесуэльская оппозиция, Соединенные Штаты и страны Латинской Америки и Европы провозгласили законодателя Хуана Гуайдо временным президентом Венесуэлы и предсказали конец действующего президента Николаса Мадуро. Сегодня такие надежды разбиты вдребезги. Возглавляемая США кампания "максимального давления", которая повлекла за собой санкции, международную изоляцию, угрозы военных действий и даже неудавшийся государственный переворот, не свергла Мадуро. Во всяком случае, эти действия сделали его сильнее, поскольку союзники, включая военных, сплотились вокруг него, опасаясь, что его падение поставит под угрозу их будущее. Условия жизни венесуэльцев, сильно осложненные некомпетентностью правительства, санкциями США и пандемией covid-19, достигли дна. Если Мадуро останется "в седле", то его оппоненты могут сами потерпеть политический крах. Основанием для претензий Гуайдо на пост президента стало парламентское большинство, которое оппозиционные партии получили в 2015 году, а также аргумент о том, что переизбрание Мадуро в мае 2018 года было фиктивным. Сейчас оппозиция слаба, расколота и практически не имеет позиций в Национальном Собрании. Правительство одержало подавляющую победу на парламентских выборах в декабре, которые бойкотировали лишь несколько небольших оппозиционных партий. Слабость оппозиции объясняется прежде всего ее неспособностью добиться перемен. Его стратегия недооценивает способность Мадуро пережить санкции и международную изоляцию, в то же время переоценивая готовность Вашингтона реализовать свои туманные угрозы о применении силы. Поддержка санкций оппозицией также лишила соперников Мадуро народной поддержки, учитывая, что эти меры усугубили экономический кризис Венесуэлы и еще больше поставили в невыгодное положение ее граждан. Более 5 миллионов венесуэльцев бежали, многие из них теперь попрошайничают в колумбийских городах или пограничных районах, изобилующих насилием. Большинство оставшихся семей не могут получить достаточно еды. Тысячи детей страдают от недоедания. Новое правительство США дает возможность переосмыслить ситуацию. Поддержка венесуэльской оппозиции в вашингтонской политике ранее была единойТем не менее, команда Байдена может изменить курс, отказавшись от попыток свергнуть Мадуро и начав дипломатические усилия по созданию рамок для урегулирования путем переговоров. Вместе с Евросоюзом он может попытаться убедить союзников Мадуро, таких как Россия, Китай и Куба, что их основные интересы в стране будут обеспечены в переходный период. Помимо принятия немедленных гуманитарных мер по смягчению коронавирусного кризиса в Венесуэле, новая администрация может также рассмотреть вопрос о возобновлении дипломатических контактов с Каракасом и взять на себя обязательство постепенно отменить санкции, если венесуэльское правительство предпримет значительные шаги, такие как освобождение политических заключенных и ликвидация полицейских подразделений, использующих особенно варварские методы. Следующим шагом могли бы стать переговоры при международной поддержке, направленные, в частности, на организацию заслуживающих доверия президентских выборов, намеченных на 2024 год, при условии, что обе стороны продемонстрируют, что они действительно заинтересованы в компромиссе. В настоящее время правительство Мадуро не проявляет никаких признаков проведения честного голосования. Большинство его соперников хотят свергнуть его и предать суду. Поселение кажется более далеким, чем когда-либо. Но после двух лет бесплодных и болезненных попыток Америки спровоцировать тотальный политический взрыв в Венесуэле создание условий для более постепенной передачи власти-лучший путь вперед. Выборы в Сомали назревают на фоне ожесточенных споров между президентом Мохаммедом Абдуллахи Мохаммедом (также известным как" Фармаджо") и его соперниками. Война против "Аш-Шабаб" (одно из названий сомалийской повстанческой группировки "Харакат аш-Шабаб" (входит в "Аль-Каиду") - прим. Это продолжается уже 15 лет, и конца этому не видно, в то время как доноры все больше раздражаются тем, что они платят силам Африканского Союза за помощь в сдерживании боевиков. Настроение перед выборами-парламентские выборы были назначены на середину декабря, но были отложены, да и подготовка к президентским выборам, намеченным на февраль 2021 года, тоже отстает-очень тяжелое. Отношения между Могадишо и некоторыми регионами Сомали, особенно Пунтлендом и Джубалендом, лидеры которых давно являются соперниками Мохаммеда и опасаются его переизбрания, напряжены, главным образом из-за споров о распределении власти и ресурсов между центром и периферией. Такие разногласия, как правило, натравливают сомалийские общины друг на друга, в том числе на клановом уровне, и все стороны используют все более жестокую риторику. Между тем "Аш-Шабаб" остается очень могущественной организацией. Группировка контролирует значительную часть Южной и центральной части Сомали, расширяет свое теневое присутствие далеко за пределы региона и регулярно нападает на сомалийскую столицу. Хотя сомалийские лидеры и их международные партнеры в принципе признают, что с "Аш-Шабааб" нельзя бороться только силой, лишь немногие озвучили четкие альтернативы. Возможным вариантом были бы переговоры с боевиками, но пока лидеры движения мало говорят о своем желании политического урегулирования. Еще больше осложняет ситуацию тот факт, что терпение Африканского союза, который уже много лет самостоятельно борется с "Аш-Шабааб", также истощается. Без этих сил крупные города, потенциально даже Могадишо, были бы еще более уязвимы для нападений боевиков. Доноры вроде ЕС устали вкладывать деньги в бесконечную военную кампанию. Нынешний план состоит в том, чтобы передать основную ответственность за безопасность сомалийским силам к концу 2021 года, но эти войска остаются слабыми и плохо оснащенными для руководства усилиями по борьбе с повстанцами. Риск вакуума власти усугубляется внезапным выводом эфиопских войск из-за кризиса в Тиграе и планом администрации Трампа вывести американские войска, обучающиеся и участвующие в подготовке сомалийской армии. Многое зависит от президентских выборов в феврале. Достаточно чистые выборы, результаты которых были бы приняты основными партиями, могли бы позволить сомалийским лидерам и их иностранным покровителям активизировать усилия по достижению соглашения о федеративных отношениях и конституционных механизмах и ускорить реформу сектора безопасности. С другой стороны, спорное голосование может спровоцировать политический кризис, который расширит пропасть между Могадишо и регионами, потенциально спровоцировав насилие кланов и рискуя укрепить "Аш-Шабаб". Соперничающие военные коалиции в Ливии теперь больше не воюют, и ООН возобновила переговоры, направленные на воссоединение страны. Но достижение прочного мира остается сложной задачей. 23 октября Ливийская национальная армия (ЛНА) во главе с генералом Халифой Хафтаром и при поддержке Египта, Объединенных Арабских Эмиратов и России, а также поддерживаемое Турцией правительство национального согласия (ПНА) во главе с Файезом аль-Сарраджем подписали перемирие, официально положив конец войне, которая бушевала на окраинах Триполи и в других местах с апреля 2019 года. В результате боевых действий погибло около 3000 человек и сотни тысяч были вынуждены покинуть свои дома. Прямое военное вмешательство Турции и помощь Сарраджу в начале 2020 года свели на нет то, что было преимуществом Хафтара. Линии фронта в центральной Ливии сейчас заморожены.

Прекращение огня приветствуется, но его осуществление отстает. ЛНА и ПНС обязались вывести войска с линии фронта, изгнать иностранных боевиков и прекратить иностранное участие в подготовке войск. Однако обе стороны фактически отступили от своих обязательств. Их силы все еще находятся на линии фронта, а иностранные военные грузовые самолеты продолжают приземляться на их авиабазах, что свидетельствует о том, что сторонние игроки все еще продолжают пополнять военные запасы обеих сторон. Точно так же замедлился прогресс в воссоединении страны, которая была разделена с 2014 года. В переговорах с ООН, созванных в ноябре, приняли участие 75 ливийцев, которым было поручено согласовать Временное правительство единства и дорожную карту выборов. Но переговоры были омрачены разногласиями по поводу того, как ООН выбирала этих делегатов, их юридических полномочий, интриг и обвинений в попытке подкупа. Участники договорились о проведении выборов в конце 2021 года, но не договорились о правовой базе, регулирующей эти вопросы. В основе всех проблем лежат разногласия по поводу разделения власти. Сторонники Хафтара требуют, чтобы новое правительство включило лагеря ЛНА и ПНС на равных началах. Его соперники выступают против включения лидеров про-ЛНА в любое новое правительство. Иностранные державы придерживаются столь же противоположных взглядов. Турция хочет, чтобы в Триполи было дружественное правительство, свободное от сторонников Хафтара.И наоборот, Каир и Абу-Даби хотят уменьшить влияние Анкары и поддержать политиков, выступающих за ЛДФ. Россия, которая также поддерживает ЛНА, стремится сохранить свои позиции в Средиземноморье, но неясно, предпочитает ли она статус-кво, который сохраняет ее влияние на востоке, или новое правительство с представительством ЛНА. Похоже, что боевые действия вряд ли возобновятся в ближайшее время, поскольку внешние игроки, хотя и стремятся усилить свое влияние, не хотят нового витка открытых боев. Но чем дольше не соблюдается перемирие, тем больше риск возвращения к войне. Чтобы избежать этого, ООН должна помочь разработать дорожную карту по объединению разделенных силовых институтов Ливии и снижению напряженности между региональными противниками. В январе 2020 года убийство США иранского командующего Касема Сулеймани довело напряженность между США и Ираном до "точки кипения". В конце концов, реакция Ирана была относительно ограниченной, и ни одна из сторон не обострилась, хотя напряженность оставалась опасно высокой. Новая администрация США могла бы урегулировать одну из самых опасных конфронтаций в мире, в частности, вернувшись к ядерной сделке 2015 года, известной также как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Но сделать это нужно быстро, чтобы наладить отношения с Саудовской Аравией и Израилем, которые категорически противо Иране, а затем перейти к переговорам по более широким региональным вопросам - это очень сложная задача. Политика администрации Трампа в отношении Ирана повлекла за собой то, что она называет максимальным давлением. Это означало выход из СВПД и введение жестких односторонних санкций в отношении Ирана в надежде на большие уступки по его ядерной программе, ослабление его влияния в регионе и, как надеялись некоторые американские чиновники, даже свержение правительства в Тегеране. Санкции разрушили экономику Ирана, но мало чего добились. На протяжении всего президентства Трампа ядерная программа Ирана росла, все больше "зацикливаясь" не только на СВПД. У Тегерана больше точных баллистических ракет, чем когда-либо, и их больше. Картина в регионе становится все более, а не менее напряженной, причем инциденты варьируются от убийства Сулеймани на иракской земле до нападений на саудовские энергетические объекты, которые обычно приписываются Тегерану, провоцируя многочисленные столкновения с открытой войной. Ничто не говорит о том, что иранское правительство, несмотря на периодические вспышки народного недовольства, находится под угрозой краха. Даже в свои последние дни администрация Трампа удвоила свое давление на Тегеран. В последние недели пребывания Трампа у власти было введено еще больше санкций. Убийство ведущего иранского ученого-ядерщика, приписываемое Израилю, еще больше обострило ситуацию и побудило Иран пригрозить расширить свою ядерную программу. Вашингтон и некоторые союзники, похоже, полны решимости нанести максимальный ущерб Ирану и ограничить пространство для маневра новой администрации Байдена. Риск нарастания конфронтации еще до того, как Трамп покинет свой пост, остается в силе, поскольку проиранское шиитское ополчение нацелено на американцев в Ираке.

Новости по теме

Байден ясно дал понять, что изменит курс и согласится присоединиться к СВПД только в том случае, если Иран возобновит соблюдение соглашения, а затем попытается договориться о последующей сделке по баллистическим ракетам и региональной политике. Тегеран дал понять, что также готов взаимно присоединиться к существующей ядерной сделке. Это кажется самым безопасным и быстрым курсом, хотя даже в этом случае будет много препятствий. Правительства США и Ирана должны будут договориться о последовательности шагов между отменой санкций и ядерными ограничениями, а также о том, какие санкции должны быть сняты. Окно возможностей может быть очень коротким, поскольку президентские выборы в Иране запланированы на июнь, и более жесткий кандидат наверняка победит. Но если Соединенные Штаты и Иран даже вернутся к СВПД, то более серьезной проблемой станет устранение региональной напряженности, которая, если ее сохранить, будет продолжать ставить под угрозу сделку и может спровоцировать конфликт. Европейские правительства изучают возможность поощрения Ирана и арабских государств Персидского залива к диалогу с целью снижения региональной напряженности и предотвращения непреднамеренной вспышки войны. Администрация Байдена могла бы вложить в эти усилия весь свой дипломатический вес. Россия и Турция не воюют, часто вступают в сговор, но еще чаще поддерживают противоборствующие стороны — как в Сирии и Ливии - или конкурируют за власть, как на Кавказе. Они часто видят друг в друге партнеров, не соглашаются по одному вопросу с обсуждениями других и сотрудничают даже тогда, когда их местные союзники воюют друг с другом. Однако, как показывает уничтожение Турцией российского самолета вблизи турецко-сирийской границы в 2015 году и гибель десятков турецких солдат в 2020 году в результате авиаударов поддерживаемых Россией сирийских сил, риск неожиданной конфронтации в их отношениях высок. Хотя президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его российский коллега Владимир Путин до сих пор доказали свою способность справляться с подобными неудачами, любая ссора может усугубить конфликты, в которые они оба вовлечены. Противоречия в отношениях между Анкарой и Москвой наиболее ярко проявляются в Сирии. Турция была одним из самых яростных внешних противников президента Башара Асада и убежденным сторонником повстанцев. Тем временем Россия поддержала Асада и вмешалась в 2015 году, чтобы решительно повернуть войну в его пользу. С тех пор Турция отказалась выслать Асада, больше озабоченная борьбой с Отрядами народной самообороны (YPG), сирийским ответвлением Рабочей партии Курдистана (РПК), которая ведет мятеж против Турции уже почти четыре десятилетия и которую Анкара (а также США и Европа) считает террористической организацией. Сделка между Москвой и Анкарой в марте 2020 года остановила последнюю битву в Идлибе, последнем удерживаемом повстанцами кармане на северо-западе Сирии, и показала, насколько обе державы нуждаются друг в друге. Россия рассчитывает, что Турция обеспечит соблюдение режима прекращения огня в Идлибе. Анкара признает, что очередное наступление режима, которое может привести к бегству еще сотен тысяч сирийцев в Турцию, зависит от российской воздушной поддержки, что дает Москве де-факто право вето на такую операцию. Но статус-кво шаткий: сирийская война еще не закончена, и еще одно наступление при поддержке России в Идлибе остается возможным. В Ливии Россия и Турция также поддерживают противоборствующие стороны. Российские сторонники поддерживают ЛНА Хафтара, в то время как Турция поддерживает ПНС в Триполи. Хрупкое перемирие действует с октября. Но далеко не ясно, может ли эта сделка гарантировать Турции победу ее дружественных ливийских правителей, а также дать России плацдарм в Ливии, к которому она стремится. Россия и Турция также были вовлечены в недавнюю войну за Нагорный Карабах. У России есть военный союз с Арменией, но она не встала ни на чью сторону и в конце концов добилась прекращения огня, положившего конец боевым действиям. Турция оказывала дипломатическую и военную поддержку Азербайджану, а турецкие (и израильские) беспилотники помогали подавлять армянскую систему ПВО. Несмотря на конкуренцию на Южном Кавказе, на этот раз победили и Москва, и Анкара. Россия развернула миротворцев и резко усилила свое влияние в регионе. Турция может утверждать, что она сыграла значительную роль в победе Азербайджана и выиграет от торгового коридора, установленного соглашением о прекращении огня. Парадоксально, но по мере того, как Москва и Анкара конкурируют на все большем и большем поле битвы, их связи становятся сильнее, чем когда-либо. Их " пыл " является симптомом более широких тенденций-мира, в котором незападные державы все больше сопротивляются Соединенным Штатам и Западной Европе, становясь все более напористыми и готовыми вступать в непостоянные союзы. Россия столкнулась с растущей напряженностью в отношениях с Западом на фоне войн на Украине и в Сирии, обвинений во вмешательстве в выборы на Западе и отравлении оппонентов на чужой территории, а также санкций США и Европы. Турция раздражена поддержкой США Отрядов народной защиты и отказом экстрадировать Фетхуллаха Гюлена-турецкого священнослужителя, обвиняемого в организации попытки государственного переворота в 2016 году, - а также критикой со стороны Европы его отступления от демократии и предвзятости в конфликте на Кипре. Санкции, введенные Вашингтоном в ответ на покупку и испытание Анкарой российской системы противоракетной обороны С-400, отражают эту напряженность. Заключая двусторонние сделки в различных зонах конфликтов, и Россия, и Турция видят в этом возможность получить взаимную выгоду. Однако связи, порождаемые этой возможностью, не всегда могут быть долговременными. Поскольку силы Турции и России расположены вблизи нескольких линий фронта, между ними существует множество потенциальных очагов конфликта. Спад в их отношениях может создать проблемы для обеих стран и создать более чем одну зону военных действий.

  1. Связь между войной и изменением климата не является ни простой, ни линейной. Одни и те же погодные условия усиливают насилие в одном районе, но не приводят к нему в другом. В то время как некоторые страны преуспевают в условиях конкуренции, связанной с климатом, другие не преуспевают вообще. Многое зависит от того, будет ли государствоони управляются инклюзивно, готовы разрешать конфликты из-за ресурсов и могут защитить своих граждан, когда их жизни или средствам к существованию угрожает опасность. Неизвестно, сколько насилия, связанного с климатом, будет совершено в 2021 году, но общая тенденция достаточно ясна: без срочных действий риск острых конфликтов, связанных с климатом, в ближайшие годы возрастет. На севере Нигерии засуха усилила борьбу между скотоводами и фермерами за истощающиеся ресурсы, убив в 2019 году вдвое больше людей, чем радикальная исламская группировка "Боко Харам". На Ниле Египет и Эфиопия обмениваются угрозами военных действий по поводу планов строительства гидроэлектростанции Хидасе ("Великая Эфиопская плотина Возрождения"), отчасти из-за опасений Каира, что плотина усугубит и без того острый дефицит воды в стране. В настоящее время Африка, возможно, сталкивается с наиболее серьезными рисками конфликтов, связанных с климатом, но некоторые части Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока также сталкиваются с аналогичными опасностями. В нестабильных странах миллионы людей уже сталкиваются с рекордной жарой, экстремальными или нерегулярными осадками и повышением уровня моря. Все это может способствовать нестабильности, усугубляя отсутствие продовольственной безопасности, нехватку воды и конкуренцию за ресурсы, а также заставляя все больше людей покидать свои дома. Некоторые исследования показывают, что повышение местной температуры в среднем на 0,5 градуса по Цельсию связано с увеличением риска смертельного вооруженного конфликта на 10-20 процентов. Если эти оценки верны, то будущее вызывает серьезную озабоченность. Ученые ООН считают, что с доиндустриальных времен антропогенные выбросы нагрели землю на 1 градус и с ускорением темпов этого нагрева они прогнозируют прибавление еще на полградуса к 2030 году. Во многих наиболее нестабильных регионах мира это может произойти еще быстрее. Правительства стран, находящихся в зоне риска, должны регулировать доступ к ресурсам, особенно дефицитным, как внутри государств, так и между ними разумным и мирным образом. Однако развивающиеся страны, которым угрожает конфликт, не должны сталкиваться с угрозами изменения климата в одиночку. Следует отметить, что в этой области также есть основания для осторожного оптимизма. Новая администрация США поставила изменение климата на первое место в своей повестке дня, и Байден призывает к более срочным и эффективным действиям по снижению связанных с этим рисков нестабильности. Западные правительства и компании обязались, начиная с 2020 года, предоставлять 100 миллиардов долларов ежегодно более бедным странам для адаптации к меняющемуся климату. И они должны выполнить свои обязательства: развивающиеся страны заслуживают большей поддержки со стороны тех, чья несдержанность в использовании ископаемого топлива в первую очередь вызвала этот климатический апокалипсис.
  • Роберт Мэлли *

  • Перевод ИноСМИ *

  • Редакция может не согласиться с мнением автора. Если вы хотите написать в раздел "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикации и напишите на [email protected]. *

видео по теме

Новости по теме

партнеры виджета

война в афганистане

Один из этапов гражданской войны в Афганистане, продолжающейся с 1978 года

ливия

Госуда́рство Ли́вия — государство в Северной Африке на побережье Средиземного моря, самая восточная страна Магриба. При площади 1 759 541 км², 90 % которой занимают пустыни, Ливия — четвёртая по площади страна Африки и шестнадцатая в мире

сирия

Сири́йская Ара́бская Респу́блика — государство на Ближнем Востоке, граничащее с Ливаном и Израилем на юго-западе, с Иорданией на юге, с Ираком на востоке и с Турцией на севере. Омывается Средиземным морем на западе

вторая мировая война

Война двух мировых военно-политических коалиций, ставшая крупнейшим вооружённым конфликтом в истории человечества. В ней участвовали 62 государства из 73 существовавших на тот момент

судан

Респу́блика Суда́н — государство в Восточной Африке. Граничит с Египтом на севере, Ливией — на северо-западе, Чадом — на западе, Центральноафриканской Республикой — на юго-западе, Южным Суданом — на юге, c Эритреей и Эфиопией — на юго-востоке

ливан

венесуэла

соединённые штаты америки

сахель

нигерия

трамп дональд

иран

иранские народы

америка

марокко

израиль

сомали

афганистан

ирак

корейская народно-демократическая республика

армяне

азербайджан

тыграй

эфиопия

мусульманское имя

рохинджа

мьянма

палестинцы

арабский язык

азербайджанцы

талибан

вашингтон

кабул

вашингтон

народный фронт освобождения тыграй

абий ахмед

афеверки исайяс

оромия

амхара

эритрея

эритрея

амхарский язык

исламский терроризм

нигер

французский язык

исламское государство

исламизм

организация объединённых наций

хуситы

саудовская аравия

йемен

саудовцы

адена

южный переходный совет

мариб

йемен

йеменцы

гуайдо хуан

мадуро николас

венесуэльцы

национальное собрание венгрии

колумбия

европейский союз

россия

китай

каракас

абдуллахи мохамед

аль-каида

африканский союз

могадишо

пунтленд

джубаленд

сомалийские пираты

ливия

хафтар халифа

египет

объединённые арабские эмираты

турция

правительство национального согласия

сарадж фаиз

триполи

ливийцы

анкара

тегеран

байден джо

турция

эрдоган реджеп

путин владимир

москва

асад башар

рабочая партия курдистана

идлиб

сирийцы

сирия

россия

история нагорного карабаха

армения

заявление о прекращении огня в нагорном карабахе

арабо-израильский конфликт

армянский язык

азербайджан

украина

марш турецкого

республика кипр

с-400

боко харам

каир

эфиопские евреи

ливийская национальная армия

аш шолом

абдуллахи мохамед мохамед

анкара