Котировки

Митрополит Драбинко: Россия признает ПЦУ. Блиц-интервью ко второй годовщине Томоса

Гуменчук Сергій
Общество
06 Jan 04:00   

6 января Православная Церковь Украины отмечает вторую годовщину предоставления Томоса об автокефалии. Через два года ПЦУ имеет официальное признание своего автокефального статуса четырьмя Поместными Церквами, а в ближайшее время - ряд других признаний. Главная проблема украинского православия - проблема раскола-решена. Несмотря на оппозицию и "финансовую дипломатию", РПЦ будет вынуждена признать каноничность ПЦУ, а тем временем прихожане УПЦ МП будут "голосовать ногами". Об этом в блиц-интервью Обозревателю заявил митрополит Переяславский и Вишневский Православной Церкви Украины Александр Драбинко.

Почему Томос для ПЦУ - это повод для гордости в положительном смысле этого слова Во-первых, благодаря историческому решению подписать Томос Вселенским Патриархом Варфоломеем была восстановлена историческая справедливость. Древняя Киевская Церковь-Мать всей Русской Церкви-была окончательно создана. Во-вторых, благодаря этому решению был преодолен и исцелен раскол, десятилетиями терзавший церковь. И это, пожалуй, самое главное, что исходит из дара автокефалии Украинской Церкви, который зафиксирован в Томосе. Трагедия раскола прошла через семьи, приходы, епархии и все государство. Причин для раскола было две. Одна из них-непонимание церковными функционерами того времени, в том числе и на Украине, неизбежности исторического процесса распада Советского Союза и краха тоталитарного фундамента КГБ, на котором стоял этот Колосс и одним из столпов которого была созданная Сталиным "красная" церковь. Другая причина, но она уже вторична-раскол был искусственно создан Московским Патриархатом и спецслужбами для того, чтобы, руководствуясь принципом "разделяй и властвуй", получить политическое влияние на Украине, а церковная власть в Москве имеет преимущество перед политической властью. Говорят, что вы не спасли страну, а мы сохраняем это единство с церковью "узами-скрепами". Как видим, ни в первом, ни во втором случае церковно-канонических аргументов нет. Как известно, именно религиозный фактор сыграл свою роль и в полной мере повлиял на попытку аннексии большей части территории Украины. Пятой колонной была Московская Патриархия, которая проповедовала "русский мир". В-третьих, по отношению к достижениям ПЦУ, всего за два года, в бешеном противостоянии со стороны церковной и политической, статус Православной Церкви Украины, провозглашенной Томосом, признали 4 Поместные Церкви в мире-Греческая Православная Церковь, Кипрская православная церковь, Александрийский и Константинопольский патриархаты, включившие имя Блаженнейшего Митрополита Епифания в свои диптихи. Для сравнения, Москва 141 год ждала признания своего статуса автокефалии. В-четвертых, вопрос об Украине в церковном контексте всколыхнул всю церковную общину и вскрыл те недостатки и проблемы церковного всеправославного единства, которые давно скрыты, о которых известно, но которые до сих пор замалчиваются и не поднимаются. Все мы знаем об идее" отца народов " Сталина, создавшего Московский патриархат в 1943 году, придать ему статус "вселенского" и провести Вселенский собор в Москве. С тех пор это желание никогда не покидало руководство МП. Нынешний "папа Московский" стал его самым выдающимся апологетом и воплощателем. Почему могло быть гораздо больше переходов от УПЦ МП к ПЦУ

не совсем корректно говорить о переходах епархий к ПЦУ, поскольку с канонической точки зрения, после обретения независимости и передачи Томоса, они уже экклезиологически принадлежат к ней. Никто никуда не" уходит". Но на практике, исходя из условий не только канонических, но и правовых, на примере епархий РПЦ в Украине (УПЦ МП), мы видим, что священники и верующие не имеют возможности свободно выражать свои взгляды и осуществлять свое законное право на конфессиональную принадлежность. А причина в том, что имущество чаще всего регистрируется на епархию, которая держит верующих и священников в крепостном праве. Работа пропагандистской машины Российской Федерации является большим препятствием для увеличения числа приходов ПЦУ. Если бы не было давления и все шло своим законным, естественным ходом, я думаю, до 70% приходов УПЦ МП перешли бы в ПЦУ. Это общая статистика верующих и духовенства, которые хотят иметь Поместную Церковь в Украине. Правило " нет " применяется везде, без каких-либо аргументов. И епископы, и священники предпочитают сохранять статус невмешательства, чтобы не пострадать, если здравомыслие возобладает и верующие захотят покинуть их. Здесь, как вы знаете, вопрос экономический. Епископат Русской Православной Церкви в Украине находится под огромным давлением, а те, в свою очередь, оказывают давление на подчиненных им священников. И священники передали все это собравшимся. "Неканонические, незаконные, Иуды, предатели..." - все те же обвинения в адрес ПЦУ, даже спустя два года после дара Томоса. Но, к счастью, украинские верующие не безмозглые, как хотелось бы Москве. Приведу вам свежий пример. Недавно в Ровенской области около 15 человек покинули приход, в котором священник внушал такие "истины", и перешли в приход Оку. Среди священников и епископата Московского Патриархата на Украине очень много сторонников Поместной Православной Церкви-это факт. Но за два года они так накалили обстановку словесными перепалками, что, наверное, хотели бы сказать пастве: "простите, мы вас обманули", но это уже удар по самолюбию и гордости. Я думаю, что священники и епископы будут последней категорией, которая осознает необходимость вступления в ПЦУ. А люди будут умнее и "голосовать ногами".

Почему существует "гибридное признание" ПЦУ вместо официального

почему ПЦУ до сих пор не признается отдельными поместными церквями? Потому что Российская Федерация включает свою " финансовую дипломатию "и старается держать на"коротком поводке" своих отдельных представителей, которые могут влиять на процесс. Но парадокс ситуации заключается в том, что ни одна из церквей не заявила, что не признает ПЦУ в будущем или что автокефалия Украинской Церкви невозможна! Ряд церквей заняли временную позицию воздержания от признания. В то же время происходит" гибридное признание " статуса ПЦУ отдельными епископатами и священниками других поместных церквей еще до их синодальных решений. Так, в некоторых храмах мира митрополита Епифания уже поминают во время богослужений. На днях епископ Болгарской Церкви помянул его за Литургией. Ранее епископ Исайя из церкви Чешских земель и Словакии также приезжал и служил вместе с нашим Предстоятелем. И то, что никто, кроме Московского патриархата, не разорвал евхаристического общения с Патриархом Варфоломеем, прямо свидетельствует и о поддержке его действий, и о гибридном, молчаливом признании через него и Константинопольскую Церковь Церкви Украины. Здесь вопрос "зависал" только во время включения в диптих и поминовения богослужения. Официальное признание последует, когда давление со стороны Московского Патриархата уменьшится. Время проходит и лечит, стирает остроту вопроса. Я думаю, что в 2021 году статус ПЦУ и действия Матери-Церкви по отношению к нему, выраженные в Томосе, будут признаны еще 2-4 Поместными Церквами.

В 2021 году ПЦУ признают еще 2-4 поместных церкви.

почему РПЦ неизбежно признает ПЦУ РПЦ должна была бы с радостью признать Православную Церковь Украины одной из первых, наряду с Вселенским Патриархатом. Но внутренняя система Московской церкви, созданная Сталиным в 1943 году, показала свою порочность. Он сросся с государственной машиной и фактически стал ее слугой. Рано или поздно РПЦ признает ПЦУ, она никуда не денется. И история Русской Православной Церкви-яркий тому пример. Но, как я понимаю, это будет не при Патриархе Кирилле - для него это личное больное место. Сейчас у самой РПЦ очень сложная внутренняя ситуация, и неизвестно, чем она закончится. Но я хочу сказать, что епископы и многие священники Русской Церкви поздравили меня с Новым годом и с другими праздниками. На самом деле у них нет такой проблемы с распознаванием. Существенной враждебности к ПЦУ в России, Белоруссии и Молдове нет - это не их личная проблема, а проблема их "хозяина". Они знают, что есть такой ПЦУ, который когда-то будет признан.

россия

Росси́йская Федера́ция , — государство в Восточной Европе и Северной Азии. Территория России в её конституционных границах составляет 17 125 191 км²; население страны составляет 146 748 590 чел

православная церковь украины

Поместная православная церковь на территории Украины. Создана 15 декабря 2018 года на Объединительном соборе в Киеве

украинский язык

Один из славянских языков, национальный язык украинцев. Близок белорусскому и русскому, с которыми объединяется в восточнославянскую группу языков

украинская православная церковь

Самоуправляемая церковь в составе Русской православной церкви . Действует на территории Украины, включая неконтролируемые Украиной районы Донбасса и Крым, однако не включает в себя Корецкий монастырь, напрямую подчинённый Патриарху Московскому и всея Руси

александр

Епископ Православной церкви Украины , митрополит Переяславский и Вишневский. С 1998 года являлся референтом, а с 2006 года до смерти — личным секретарём предстоятеля Украинской православной церкви митрополита Владимира

томос

украина

союз советских социалистических республик

москва

русская православная церковь

элладская православная церковь

православная церковь

субъекты российской федерации

болгарская православная церковь

чехия

словакия

московский метрополитен

история русской церкви

герой беларуси

молдавия

броды

варфоломей i

константинопольская православная церковь

русские

московская область