Зе не мог публично обсуждать с Эрдоганом продажу акций "Мотор Сич", где турки могли бы производить двигатели для своих беспилотников. Фото: Офис Президента Украины
Поездка Зеленского в Турцию ознаменовалась декларативными заявлениями об итогах переговоров и осторожными заявлениями Эрдогана по конфликту на Донбассе, но Зе мог привезти и непубличные договоренности из Стамбула.
Они могут касаться как покупки беспилотников "Байрактар", так и возможной продажи туркам акций предприятия "Мотор Сич", взятых у китайцев.
СМИ уже сообщали со ссылкой на источники в украинской делегации, что "Мотор Сич" интересуется турецкими властями и инвесторами, поскольку компания производит двигатели, которые Турция может использовать для своих беспилотников.
Говорят, этим и объясняется декларативный характер встречи: соглашение о зоне свободной торговли не было подписано, ничего конкретного, а соглашение о 500 квартирах для крымских татар мог бы подписать посол.
По словам экономиста Алексея Куща, вопрос "Мотор Сич" действительно обсуждался с турками. Более того, слухи о том, что туркам якобы предлагали 50% акций компании, восходили еще к осени 2020 года.
В экспертной среде критикуют возможные договоренности с турками по "Мотор Сич", если они имели место. И говорят, что это не гарантия поставок "Байрактаров"в Украину. Кроме того, Украина может столкнуться с ухудшением отношений с Китаем, нашим крупнейшим торговым партнером. "Если кто-то думает, что мы будем влиять на поставки Байрактаров, то он глубоко ошибается: если турки купят "Мотор Сич", они сами решат, куда и сколько поставлять. В этом случае, если ветер в Анкаре будет дуть в сторону Москвы (например, в связи с необходимым решением сирийской проблемы), то никаких "Байрактаров"мы не увидим. А ренационализировать "Мотор Сич", отобрав завод у турок- ну, попробуй. Вся эта ситуация наглядно показала, и мы просто должны раз и навсегда осознать это для себя: у нас есть власть временных работников и компрадоров, которые покупают встречу с Эрдоганом ценой продажи стратегических предприятий страны. Все, что они могут сделать: взять чужое имущество по решению СНБО и перепродать его, попутно зарабатывая деньги. А потом-еще раз погреться на контрактах, покупая байрактары у турок, произведенные на украинском предприятии. А во-вторых: отношениям с Китаем можно положить конец и подготовить $ 3 млрд для выплаты компенсации китайским инвесторам по решению международного арбитража (по странному стечению обстоятельств сумма почти идентична выигрышу от "Газпрома" в Стокгольмском арбитраже). Ведь одно дело отказать китайцам в покупке "Мотор Сич" и национализировать его как стратегическое предприятие (тут Пекин мог бы понять и простить) , и совсем другое - показать китайцам цифру в пять пальцев и продать завод туркам. Ноль аргументов для оправдания, в том числе и в международном суде. Теперь Китай будет мстить, и "месть для него страшна", потому что он любит месть холодную", - написал Кущ в Facebook.
По словам Куща, вопрос о продаже акций "Мотор Сич" туркам мог быть согласован с США в обмен на отказ Анкары от российской военной техники.
"В случае эскалации на Донбассе и в свете новой политики США Турция вполне может приостановить закупку оружия в РФ и, скорее всего, сделает это, по крайней мере, на год-два. Но как торгуются прирожденные турецкие торговцы: они получат компенсацию от США. Но им этого мало, и они решили подтолкнуть Украину дальше", - считает Кущ.
Есть и другое мнение - что США просто не могли благословить такую сделку, и что вряд ли она состоится.
"С США отношения Эрдогана становятся все более острыми, и он не откажется от С-400, потому что американцы не дадут ему дальнобойную ПВО, по сути, она есть только у России и США, а у французов что-то там есть, но там отношения с Турцией еще хуже. Если считать, что есть планы продать акции" Мотор Сич "туркам, то это скорее очередной экспромт в стиле 95-го квартала", - считает политолог Александр Карпец.
Как рассказал нам источник в турецкой бизнес-среде, близкий к переговорному процессу с Украиной, тема "Мотор Сич" действительно обсуждалась.
"Вот только все еще остается под вопросом, состоится ли сделка. С одной стороны, Турции выгодно производить там двигатели для беспилотников, потому что западные компании замедлили их поставки. С другой стороны, турецкие власти не хотят ссориться с Китаем, и покупка "Мотор Сич" разозлит Пекин. Дело в том, что одна из ветвей китайского логистического проекта "Один пояс, один путь"должна пройти через территорию Турции. Это может увеличить роль Турции в транзите азиатского экспорта в Европу, а значит, и увеличить турецкий бюджет, который пострадал от падения курса лиры", - говорит источник.
По его словам, на встрече Зеленского и Эрдогана также обсуждалась продукция Харьковского завода транспортного машиностроения имени Малышева и подписание контрактов на поставку силовых установок для турецких танков "Алтай".