Котировки

На украинских АЭС растет влияние российской агентуры. "С тихого согласия президента"

Сацюк Андрій
Общество
29 Mar 16:27   

На украинских АЭС растет влияние российской агентуры. "С тихого согласия президента" На украинских АЭС растет влияние российских агентов. "С молчаливого согласия Президента"

Несмотря на большой потенциал"Энергоатом" не может найти себя в динамично меняющихся политических и экономических условиях Украины. Продолжение курса развития компании на Запад сомнительно, а возможность выхода на рынок электроэнергии пока ничтожно мала.

Вокруг Энергоатома идет борьба за влияние лоббистских групп с явной тенью российских спецслужб.

Об этом пишет член Экспертного совета Центра армейских исследований, конверсии и разоружения Павел Кост в своей аналитической статье для польского издания Energetyka24.

Государственная компания "Энергоатом" (далее-Энергоатом, ЕА) является оператором четырех украинских атомных электростанций (Хмельницкой, Ривненской, Южно - Украинской и крупнейшей в Европе-Запорожской), на которых эксплуатируются 15 энергоблоков общей номинальной мощностью 13,8 ГВт. Этот потенциал ставит Украину на восьмое место в мире. Энергоатом также эксплуатирует Ташлыкскую гидроаккумулирующую электростанцию и Александровскую гидроэлектростанцию-объекты, которые де-факто являются частью Южно-Украинской атомной электростанции. Энергоатом имеет 13 филиалов - предприятий, заводов и промышленных центров, а также отдельную структуру по закупке оборудования и представительство в Брюсселе.

Доля Энергоатома составляет около 55% от общего объема потребляемой в стране электроэнергии, а в осенне-зимний период это соотношение достигало 70%. По доле атомной энергии в структуре производимой электроэнергии Украина занимает третье место в мире. Эти данные не оставляют сомнений в том, что атомная энергетика и ЭА являются абсолютной основой энергетической безопасности Украины. В связи с вышесказанным стоит внимательнее присмотреться к процессам внутри и вокруг компании, особенно после смены власти в Украине в 2019 году.

На українських АЕС зростає вплив проросійських кіл. З тихої згоди президента 02

Курс на Запад-продолжение или "молчаливый саботаж"?

Одним из бесспорных успехов бывших украинских властей и руководства ЕА во главе с Юрием Недашковским стало значительное снижение зависимости атомной энергетики от Российской Федерации. Первым проявлением этого стало начало строительства хранилища отработавшего ядерного топлива. Объект реализуется в сотрудничестве, в том числе с американской компанией Holtec, которая получила лицензию от Комиссии по ядерному регулированию США. В конечном счете это позволит нам полностью отказаться от российских услуг хранения, за которые Украина платит около 200 миллионов долларов в год.

Новые украинские власти и ЕА продолжали строительство, хотя это делалось в атмосфере обвинений в саботаже проекта. В конце декабря 2020 года было завершено строительство первого хранилища отработавшего ядерного топлива в Чернобыльской зоне, и было объявлено, что "строительство остальных 14 комплексов будет завершено в течение 40 лет по мере необходимости." В то же время исполняющий обязанности президента ЕА Петр Котин заявил, что с 2021 года Украина прекратит экспорт отработавшего ядерного топлива в Россию.

Завершение строительства еще не означает, что комплекс введен в эксплуатацию. По последним данным, начало эксплуатации объекта, которое неоднократно откладывалось, было назначено на июль 2021 года, но этому должно предшествовать завершение строительства 43-километрового участка железнодорожной линии, соединяющей объект с национальной железнодорожной сетью. Кроме того, необходимо подключить объект к электростанции, что должно было произойти в ноябре 2020 года, но так и не состоялось. По мнению "Энергоатома", эти два, казалось бы, тривиальных препятствия-последние на пути к вводу ЦКОФ в эксплуатацию.

Вторым важным элементом укрепления независимости украинской атомной энергетики является процесс диверсификации поставок ядерного топлива. В 2014-2018 годах зависимость от поставок российского топлива на ТВЭЛ (входит в "Росатом") была снижена со 100% до 50%, и команда предыдущего президента "Энергоатома" Ю. Недашковский объявил, что конечной целью диверсификации станут поставки 60% топлива от американского Westinghouse и только 40% от ТВЭЛА.

По состоянию на февраль 2021 года 6 из 15 энергоблоков украинских электростанций работают на американском топливе. Новое руководство EA объявило о начале эксплуатации топлива Westinghouse на седьмом блоке в 2021 году. Кроме того, в конце сентября 2020 года "Энергоатом" подписал соглашение с Westinghouse о поставках ядерного топлива на Ровенскую АЭС для реакторов типа ВВЭР-440, которые до сих пор не эксплуатировались никем в мире на других видах топлива, кроме российского. Поставки будут возможны после 2024 года после тщательной проверки. Соглашение предусматривает возможность создания партии топлива на заводе "Энергоатом" - "Атомэнергомаш" и сотрудничество в производстве аппаратуры управления топливом для реакторов ВВЭР-440 и ВВЭР-1000. Если эти планы будут реализованы, то это будет первый опыт эксплуатации топлива Westinghouse в Европе на реакторах ВВЭР-440.

Еще одна составляющая западного курса ЕА-интеграция со всей Единой энергетической системой в ENTSO-E, процесс, инициированный предыдущими украинскими властями. В 2020 году атомные электростанции приняли участие в успешных испытаниях на устойчивость к возможным вибрациям на низких частотах, предварительные результаты которых были признаны удовлетворительными. Это означает, что процесс синхронизации продолжается.

Однако возникают сомнения в деятельности руководства компании и его противоречивых заявлениях. В июле 2020 года в интервью агентству "Интерфакс-Украина" один из вице-президентов Герман Галущенко усомнился в реалистичности сроков синхронизации с ENTSO-E, которая запланирована на 2023 год. А через три месяца тот же Галущенко заявил, что Украина будет готова к полной синхронизации с ENTSO-E в 2022 году, то есть на год раньше, чем ожидалось. Такие противоречивые заявления "подогревают" круги экспертов и журналистов, которые видят в этом свидетельство реального нежелания руководства ЕА синхронизироваться с ENTSO-E.

Другие действия подлили масла в огонь. В прошлом году Энергоатом впервые за много лет сорвал ремонт энергоблоков, что привело к дефициту электроэнергии. Одним из вариантов компенсации дефицита стало возобновление импорта энергоносителей из Белоруссии и России, в том числе АЭС в Островце, что является спорным в контексте нынешней геополитики. Поэтому не исключено, что такое " совпадение "является преднамеренным для того, чтобы оправдать" форсирование " возобновления импорта из Белоруссии и России. Наконец, в октябре 2020 года Галущенко объявил, что "Энергоатом" выйдет на рынок Литвы, Латвии и Эстонии, что вызвало немало удивления в экспертных кругах, поскольку идея, не противоречащая реальности, еще больше затруднила запланированную синхронизацию украинской энергосистемы с ENTSO-E.

Еще одним моментом, на который стоит обратить внимание в контексте геополитического курса компании, является сообщение пресс-службы ЕА от 18 декабря 2020 года о подписании соглашения с международной юридической фирмой Shearman & Sterling об услугах по подготовке иска в международные суды против Российской Федерации. Предметом иска являются утраченные активы "Энергоатома" в Крыму. Первоначальные оценки касаются претензий на сумму до 100 миллионов долларов США, главным образом связанных с потерей ветроэлектростанции EA в Донузлаве. Однако перспективы инициирования этой процедуры не ясны. Итак, у нас есть несколько совершенно противоположных сигналов. С одной стороны"Энергоатом" продолжает реализовывать проекты по укреплению западного курса, а с другой - делает это со значительным скрипом и запаздыванием, сопровождаемым сигналами о том, что хочет затормозить вектор на Запад. Директор энергетических программ Центра Разумкова в Киеве считает, что, несмотря на напыщенные заявления руководства ЕА о диверсификации, ее политику можно охарактеризовать как" тихий саботаж " диверсификационных проектов. Символическим подтверждением этих слов кажется прекращение финансирования представительства компании в Брюсселе, которое произошло в июле 2020 года.

Заложники " рынка" Развитие Энергоатома неразрывно связано с прогрессом в создании рынка электроэнергии. Рыночная модель, введенная в июле 2019 года, имела много недостатков, которые до сих пор не устранены. Советник играет в этой модели роль субсидии - в рамках ПСО он поставляет электроэнергию домашним хозяйствам по средней цене в три раза ниже рыночной. Часть проданной таким образом атомной электроэнергии составляет 50%, а остальная часть реализуется компанией на рынке, который в любом случае строго регулируется, что не позволяет в полной мере использовать преимущества атомных электростанций. Кроме того, на рынке плохо организована торговля и просрочены платежи, что ставит советника в убыточную позицию и провоцирует рост задолженности. Это очень сильно влияет на финансовое состояние "Энергоатома".

По итогам трех кварталов 2020 года чистый убыток EA составил 5,3 млрд грн, хотя 2019 год компания завершила с результатом 3,8 млрд грн "в плюсе". По состоянию на январь текущий долг перед ЕА превысил 24 миллиарда гривен (почти 1 миллиард долларов США). К этому добавляется отсутствие коммерческого опыта у "Энергоатома", который всегда работал в архаичных условиях псевдорынка. Осенью 2020 года произошла четвертая смена руководства торговой отрасли Энергоатома-Трейдинг. "Энергоатом-Трейдинг" совершил несколько подозрительных сделок на рынке, продав значительные объемы электроэнергии по заниженной цене компаниям, связанным с олигархами Коломойским и Ахметовым. Поэтому в феврале 2021 года сотрудники Национального антикоррупционного бюро провели обыски в филиале.

Пребывание в таком состоянии в долгосрочной перспективе станет бременем, которое поставит под сомнение реализацию планов развития "Энергоатома". Однако следует подчеркнуть, что в значительной степени источники финансовых проблем компании лежат в самой организации рынка, а не в самой компании, которая является лишь инертным заложником политических и лоббистских решений "сверху".

Институциональный хаос

Тревожные события за последние два года произошли из-за попыток изменить статус ЭА и других органов в секторе атомной энергетики. Осенью 2019 года тогдашний министр энергетики Алексей Оржель подчинил своему министерству Государственную инспекцию ядерного регулирования Украины. Этот шаг вызвал конфликт интересов, так как EA также находилась под контролем этого министерства. Более того, это было нарушением двух международных конвенций и могло бы наложить на Украину штраф со стороны МАГАТЭ и привести к репутационным потерям. После волны критики это решение было быстро отозвано.

В сентябре 2020 года президент Владимир Зеленский подписал указ, один из пунктов которого предусматривает ускорение преобразования ЕА в акционерное общество и передачу контроля над предприятием от Министерства энергетики к Кабинету Министров Украины (КМУ). В конце января 2021 года правительство выполнило вышеупомянутое требование Президента, что нарушает положения закона "Об использовании атомной энергии и радиационной безопасности" и положения, касающиеся отделения производства электроэнергии от Регулятора в области ядерной энергетики и радиационной безопасности. После такого шага и производитель атомной энергии (Энергоатом), и регулятор радиационной безопасности были подчинены одному органу - КМУ.

Это также нарушает положения закона, согласно которому управление ядерной генерацией должно осуществляться Министерством. Наконец, поправки нарушают положения Конвенции о ядерной безопасности и положения гарантийных соглашений между Украиной, Евратомом и ЕБРР на общую сумму 600 млн евро. Все средства, предусмотренные договором поручительства, уже выплачены Украине, но последние шаги могут подтолкнуть заемщиков требовать досрочного погашения кредита или даже его погашения. Однако ключевой вопрос заключается в том, что такое переназначение размывает ответственность за управление ЭО, поскольку КМУ является коллегиальным органом. Это также вызывает сомнения в обоснованности, так как КМУ, в отличие от Министерства, не имеет профессиональных кадров, разбирающихся в теме.

В свою очередь, второе из пожеланий президента (безусловно правильное), сформулированное в указе,-ускорение акционирования ЕА-остается на бумаге. В начале ноября прошлого года Минэнерго объявило, что созданы условия для создания Наблюдательного совета "Энергоатома". В июле Министерство утвердило Устав ЕА и Положение о создании Наблюдательного совета, а также заявило о готовности объявить конкурс по отбору членов Наблюдательного совета. Однако этот шаг встретил сопротивление со стороны руководства ЕА, которое считает, что сначала компания должна быть преобразована в акционерное общество в соответствии со специальным законом, и только после этого должен быть создан Наблюдательный совет. Эти разборки дают понять, что на фоне долгожданного превращения EA в акционерное общество идет борьба за влияние на компанию, и одним из мотивов может быть фактическое нежелание принимать акции.

Движение без стратегии

Хотя в декабре 2019 года Минэнерго утвердило "Стратегический план развития Энергоатома на 2020-2024 годы", в документе не содержится ответов на ключевые вопросы. Речь идет, прежде всего, о месте атомных электростанций в украинской энергетике. Это связано с тем, что действующая редакция Энергетической стратегии Украины не содержит параметров, отвечающих на вопрос о роли атомной энергетики. Это особенно важно в условиях обязательного и поэтапного технического обслуживания атомных энергоблоков (в период 2030-2040 годов Украина должна будет прекратить эксплуатацию 12 атомных энергоблоков, а в период 2041-2055 годов - последних трех энергоблоков в связи с истечением срока их службы).

В последние месяцы дискуссии о будущем атомной энергетики участились, но инициатива исходит не от Министерства энергетики, а от Президента Украины. В сентябре 2020 года указом президента Кабинет министров был обязан внести в Парламент законопроект о строительстве двух энергоблоков Хмельницкой АЭС. Позиция президента вызвала восторг у руководства ЕА. Г. Галущенко утверждает, что достройка энергоблоков Хмельницкой АЭС должна быть проектом № 1. 1 в национальном масштабе, а проект энергомоста с Польшей описывается как"почти готовый к концу 2019 года". Он также заявил, что необходимо заняться строительством одного энергоблока на Ровенской АЭС. EA провела несколько консультаций по участию в проекте строительства Хмельницкой АЭС с чешской Škoda JS, на 100% принадлежащей Группе Объединенных машиностроительных заводов, входящей в состав "Газпрома". Публичные объяснения EA о том, что "чешская компания использует Rusian technologies" не выдерживает никакой критики. В свете российско-украинских отношений это должно вызывать сомнения. Также неизвестно, из каких источников будет оплачено строительство, которое, по оптимистичным оценкам, составляет 73 млрд грн.

Следующий пункт указа объявляет о разработке долгосрочной стратегии развития атомной энергетики, которая станет частью Энергетической стратегии Украины. Предположение полностью верно, но подробностей о сроках его подачи не сообщается. В то же время в этом же указе президент противоречит сам себе, публикуя решения о строительстве энергоблоков Хмельницкой АЭС.

Еще одним плодом волнений за атомную энергетику со стороны президентского лагеря является указ президента от 29 января 2021 года о реализации решения Совета национальной безопасности и обороны Украины "О мерах по нейтрализации угроз в сфере атомной энергетики и промышленности". Круг тем, затронутых в документе, очень широк - от процедур, регулирующих охрану объектов атомной энергетики Национальной гвардией и использование беспилотных летательных аппаратов, включая "соблюдение обязательств Украины перед ЕС и Евратомом" и добычу урана, до урегулирования непогашенных долгов на рынке электроэнергии. Однако в документе не уточняется, какие конкретные шаги необходимо предпринять в этих областях. Особого внимания заслуживают два вопроса, включенные в решение СНБО.

Первое касается повышения маневренности производственных мощностей объединенной энергосистемы при внедрении возобновляемых мощностей, что усугубляет проблемы балансировки ситопик. Это более широкая проблема для всей ОЭС, которая сегодня оказывает негативное влияние и будет актуальна в среднесрочной и долгосрочной перспективе. По словам директора Научно-технического центра "Психея" Геннадия Рябцева, в контексте планируемой интеграции с ENTSO-E Украине необходимо резкое увеличение маневренности (не менее 2 ГВт) и хранения (2 ГВт) к 2023 году. Строительство новых энергоблоков на атомных станциях, как уже говорилось выше, только усугубит эти проблемы.

Это также заставляет нас сосредоточиться на другом аспекте. Предыдущее руководство EA подписало меморандум с американской Holtec, который предусматривает внедрение технологии малых модульных реакторов SMR-160 в Украине, а также долгосрочное размещение производственного хаба по этим технологиям в Украине. В дополнение к решению проблемы нехватки энергии в конце срока службы малые ядерные реакторы станут важным элементом для восполнения ожидаемого дефицита маневренной мощности. Такое технологическое решение также будет экологически чистым, что немаловажно в свете требований, предъявляемых к Украине. Однако после отставки Недашковского эта тема полностью исчезла из повестки дня ЕА. Это также не входит в вышеупомянутое решение Совета национальной безопасности.

Второй вопрос, включенный в решение и заслуживающий внимания, касается упомянутого выше хранилища отработавшего топлива. Документ предписывает "исчерпывающие меры", которые де-факто свидетельствуют о том, что объявленное П. Котиным в декабре прошлого года завершение строительства хранилища отработавшего топлива было преждевременным.

Качество опубликованных документов и то, что инициатором является президент, свидетельствует об отсутствии четкой стратегии развития атомной энергетики. Существует также мнение, что перенос центра тяжести лица, принимающего решения, на президента является результатом неформальной лоббистской деятельности главы государства.

"Кадры решают все"

В конце ноября 2019 года правительство приняло решение отправить в отставку президента "Энергоатома" Юрия Недашковского. Человек с большим авторитетом в украинской атомной энергетике. Тогдашний министр энергетики Алексей Оржель оправдывал этот шаг, обвиняя Недашковского, в частности, в "неэффективном управлении и отсутствии экономии при госзакупках"." Абсурдность этих утверждений заключалась в том, что, как утверждал сам Оржель, подробности будут опубликованы "после завершения внутреннего аудита, который все еще продолжается." Его результаты еще не были представлены, и Оржель потерял свой министерский портфель в марте. Но в "Энергоатоме" появились новые лица.

Новый Президент (в статусе исполняющего обязанности Президента) Петр Котин, взявший бразды правления в марте 2020 года, не вызывает возражений - в течение многих лет он был связан с крупнейшей в Украине атомной электростанцией в Энергодаре, но его окружение вызывает сомнения. Советником Котина является Олег Бояринцев, депутат Сумского райсовета, который много лет был связан с крайне пророссийским политиком Андреем Деркачем (известным как "православный чекист"). В сентябре 2020 года Министерство финансов США внесло Деркача в санкционный список за попытки вмешательства в американские выборы.

Имена заместителей Котина также вызвали волну критики. Якоб Хартмут-гражданин Германии, который уже много лет связан с российскими компаниями и владеет небольшими пакетами акций нескольких российских энергетических компаний, зарегистрированных в офшорах. Второй вице-президент, Герман Галущенко, был бывшим адвокатом Декача.

Кадровые перестановки в ЕА нашли отклик на Западе. В конце июля 2020 года британский парламент обсудил доклад Комитета по безопасности и разведке о деятельности российских спецслужб в Европе. Все вышеперечисленные ключевые должностные лица "Энергоатома" являются его ответчиками. По мнению авторов доклада, на решения, принимаемые в ЕА, сильно влияет Деркач, которого поддерживают глава Администрации президента Украины Андрей Ермак и, прежде всего, советник Владимира Зеленского Сергей Шефир. Все это должно вызвать опасения по поводу изменения курса развития компании, которая последние несколько лет кропотливо двигалась на запад.

Выводы

После смены власти на Украине в 2019 году "Энергоатом" в целом продолжал разрывать отношения с Российской Федерацией, хотя явно наблюдалось заметное замедление темпов диверсификации. Сигналы о замедлении деятельности, направленной на укрепление независимости национальной атомной энергетики, не позволяют исключить их фактический "тихий саботаж" со стороны руководства компании.

Энергоатом остается заложником деформации, вызванной запуском рынка электроэнергии в июле 2019 года, что серьезно сказывается на финансовом состоянии компании. Формально "Энергоатом" начал свою рыночную деятельность, но она охватывает лишь половину производимой энергии, а остальная по-прежнему осуществляется в соответствии с архаичной моделью ПСО. Начало рыночной активности выявило недостатки рынка электроэнергии и неспособность советника работать в новых условиях. Мы также обеспокоены ростом числа обвинений в адрес руководства "Энергоатома" в связи с участием в непрозрачных рыночных операциях.

За последние полтора года институциональный хаос вокруг EA усилился. Борьба за формальное и неформальное влияние на Энергоатом приводит нас к выводу, что элита "наверху" еще не созрела для оптимального использования потенциала этой компании.

Еще одна проблема-отсутствие долгосрочного видения развития атомной энергетики. Заявления о его развитии в рамках обновления Энергетической стратегии Украины до 2035 года, безусловно, верны. Однако преждевременные действия президентского лагеря и ЕА, прежде чем обновить Стратегию, вызывают скептицизм.

Кадровые решения, принятые в ЕА с осени 2019 года, четко указывают начто мы имеем дело с возрождением влияния крайне пророссийского окружения депутата Андрея Деркача, которое происходит с молчаливого согласия окружения президента. Важным фактором уравновешивания последствий этого процесса является динамично растущее внимание к Энергоатому со стороны гражданского общества и международного сообщества.

Павел Кост, опубликованный в журнале Energetyka24

атомная электростанция

Первая в мире АЭС была создана в Советском Союзе в рамках программы развития мирного атома, инициированной в 1948 году по инициативе академика Игоря Васильевича Курчатова

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

запад

Сторона света, противоположная востоку. Первоначально это слово обозначало «закат», так как Солнце на закате всегда находится приблизительно на западе, кроме приполярных и полярных широт

россия

Росси́йская Федера́ция , — государство в Восточной Европе и Северной Азии. Территория России в её конституционных границах составляет 17 125 191 км²; население страны составляет 146 238 185 чел

мороз юрий

Советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и кинопродюсер.

совет экспертов

pkn orlen

энергоатом

ровненская область

южно-украинская аэс

запорожская аэс

южно-украинская аэс

чернобыльская аэс

брюссель

э

недашковский юрий

президент российской федерации

доллар сша

эа

цхоят

росатом

westinghouse electric

ровенская аэс

ввэр-1000

европа

интерфакс

энергоатом

литва

латвия

эстония

entso-e

shearman & sterling

крым

центр разумкова

киев

национальное антикоррупционное бюро украины

оржель алексей

международное агентство по атомной энергии

зеленский владимир

министерство энергетики российской федерации

пид-регулятор

ирландия

европейский банк реконструкции и развития

кабинет министров украины

хмельницкая аэс

польша

škoda holding

объединённые машиностроительные заводы

газпром

совет национальной безопасности и обороны украины

национальная гвардия украины

европейский союз

энергодар

сумы

деркач андрей

министерство финансов российской федерации

германия

комитет государственной безопасности республики беларусь

ермак андрей

шефир сергей

субъекты российской федерации