Котировки

На закупках для COVID-19 государство теряет миллиарды: как это остановить

Якимченко Олександр
Общество
14 Jan 15:00   

С весны 2020 года товары и услуги, предназначенные для борьбы с COVID-19 в Украине, закупаются по упрощенной процедуре, без обязательных тендеров. Однако "льготные" условия закупок от возможности оперативно обеспечить самых необходимых украинских врачей в условиях паники и тотального дефицита-превратились в" черную дыру", поглощающую миллионы бюджетных средств, что создает серьезные коррупционные риски и приводит к закупке откровенно некачественных товаров.

Ситуацию мог бы изменить законопроект 3715, предусматривающий отмену прямой процедуры закупок "ковидных" товаров и услуг - но он уже полгода лежит без рассмотрения. Хотя его принятие сейчас как никогда актуально.

Сколько стоят украинцам закупки без конкуренции, почему законопроект, способный сэкономить сотни миллионов, пылятся в парламенте без рассмотрения и как найти компромисс между скоростью и эффективностью "ковидных" закупок, проанализировал ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

Когда COVID-19 пришел в Украину весной 2020 года, оказалось, что отечественная система здравоохранения не готова к решению столь серьезного вызова. Проблемы "вылезали" везде: в обеспечении больниц медикаментами и оборудованием, в наличии работающих вентиляторов и кроватей, оборудованных кислородом. Не хватало даже элементарных медицинских масок и защитных костюмов для врачей-несмотря на то, что спрос на средства индивидуальной защиты стремительно рос. И вместе с этим произошел резкий скачок цен. Например, цены на защитные маски выросли в 10-15 раз - и даже за такие деньги купить их в условиях тотального дефицита было непросто.

Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, Украина тогда оперативно изменила законодательство. В частности, с точки зрения требований к закупкам. Народные депутаты проголосовали за включение в действующий Закон Украины "О государственных закупках" новой статьи, которая создавала особые условия для закупок товаров и услуг, связанных с противодействием эпидемии COVID-19 за счет государственных средств. С 19 апреля, согласно обновленному закону, бюджетные учреждения получили право приобретать товары и услуги, связанные с борьбой с эпидемией, тем или иным способом, по упрощенной процедуре. Полный перечень того, что можно приобрести без проведения обязательного аукциона, был определен Кабинетом Министров своим постановлением. Она включает в себя широкий ассортимент медицинских изделий, а также медицинское оборудование, включая кислородные концентраторы и аппараты искусственной вентиляции легких, тест-системы и реагенты для тестирования, транспорт и различные услуги для пациентов и персонала больницы, начиная от обеспечения питанием и заканчивая транспортировкой врачей на работу. По упрощенной процедуре также можно было приобрести средства индивидуальной защиты, в частности, защитные костюмы, бахилы и маски.

Упрощенная процедура не обязательно прозрачна. Наглядным подтверждением этого является покупка защитных костюмов для врачей после утверждения новых правил закупок "ковид". Тогда Минздрав Украины собирался закупить 71 тысячу китайских защитных костюмов для врачей по 400 гривен каждый на общую сумму 22 миллиона гривен. Однако Государственное предприятие "Медзакупивли", которому была доверена закупка, договорилось с украинским производителем" Текстиль-Контакт " о закупке 90 тысяч костюмов по цене на 40% дешевле китайских - 245 гривен за штуку. СИЗ украинского производителя полностью соответствовали требованиям Минздрава, а их качество подтвердили врачи, для которых эти костюмы уже закупали волонтеры.

Экономия на закупке костюмов биозащиты в Украине, а не в Китае, составила бы 13,5 млн грн - и на эти деньги можно было бы приобрести дополнительно 50 тыс. комплектов защиты.

Однако неожиданно Минздрав изменил требования так, чтобы им соответствовал только ранее выбранный китайский производитель,

" Минздрав, вместо того чтобы допустить ошибку относительно обязательного применения одного из европейских стандартов на СИЗ, которые не являются обязательными, вместо того чтобы упростить закупку здесь, у украинских производителей, наоборот, утвердил своим приказом обязательное применение этих стандартов. А украинские производители СИЗ на это никак не реагируют. На него, похоже, отвечают китайские производители. Они предписывали, чтобы швы были заклеены скотчем, а не припаяны. Кажется, что это написано специально для кого-то. Боливарианос, а как посмотреть, даже в нынешнем стандарте есть. И они очень конкретно выписали в таком виде, в котором, как я понимаю, хотят купить его у китайского производителя через украинскую посредническую компанию", - прокомментировал тогда скандальную ситуацию глава "Медзакупок Украины" Арсен Жумадилов.

Намеренно или случайно Минздрав тогда затянул процесс закупки крайне важных костюмов для защиты врачей, - не сказал Жумадилов. Однако он подчеркнул, что такие шаги существенно ограничили конкуренцию и лишили украинских производителей возможности продавать собственные костюмы биозащиты исключительно из-за того, что они физически не успели получить ранее необязательные европейские сертификаты.

Костюмы в конце концов были куплены в Китае-позже и дороже.

Но в целом тогда, весной 2020 года, упрощение процедуры закупок "коронавируса" было настоящим спасением. Ведь это позволило нам сэкономить главное-время.

"Украина смогла быстро перестроить систему закупок для борьбы с эпидемией COVID-19. В период изоляции всего за несколько дней было изменено законодательство и изменены правила, что позволило быстро разрешить ситуацию с медикаментами в условиях всеобщего хаоса. В госзакупках того времени, да и не только в Украине, был настоящий "дикий Запад". Никто не знал, сколько пациентов, что, кому и в каком количестве понадобится, и где искать поставщиков. В таких условиях решение об упрощении закупок с обязательной публикацией контрактов в системе Prozorro было наиболее разумным и эффективным механизмом с точки зрения государственного контроля", - размышлял в своем блоге в начале сентября 2020 года генеральный директор Prozorro Василий Задворный.

Возможность покупать "ковид" товары и услуги не через тендер, а путем заключения прямых контрактов с поставщиком с последующим отчетом об этом в системе Prozorro, позволила сократить процесс до одного дня - настоящий прорыв и большое достижение того времени.

Однако то, что в начале пандемии казалось панацеей, позже стало источником миллионов злоупотреблений. Уже через несколько месяцев Прозорро заметил:" под видом " упрощенной процедуры они покупают что угодно у кого угодно, да еще и по завышенным ценам.

"Одесская больница закупает мебель на шесть миллионов гривен, несмотря на то, что в "антиковидном" списке Кабинета Министров такой мебели нет. Тогда в Сумах они покупают вентиляторы от производителя с доставкой в течение трех месяцев (похоже, что потребность была не очень срочной) и дороже, чем у посредников. В начале пандемии нехватка защитных средств и оборудования вместе с бешеным спросом на них привели к большим колебаниям цен. Например, в апреле цена медицинских масок достигала 25-27 грн, тогда как максимальная за январь-4 грн, а средняя цена в начале года-0,5-1 грн. В августе средняя цена маски на "Прозорро Маркет" составляет уже 3 гривны 78 копеек, а в отчетах - почти 6", - перечислил Задворный все в том же блоге.

Лазейка, которую законодатели создали для недобросовестных распорядителей бюджетных средств, уже за несколько месяцев действия новых правил закупок обошлась бюджету в миллионы гривен. По состоянию на 1 сентября 2020 года без аукциона было заключено почти 55 тысяч контрактов на общую сумму 6,15 млрд грн. К концу года эти цифры значительно выросли - и по состоянию на 13 января 2021 года в системе электронных закупок Prozorro зафиксировано 129 996 сделок на общую сумму 26 млрд 889 млн гривен. И есть серьезные сомнения в эффективности использования этих средств. Ведь, по данным госзакупочного контроля DOZORRO, нарушения фиксируются более чем в четверти "ковидных" закупок, которые анализируются. Как правило, через процедуру прямых контрактов в Украине они пытаются купить то, чего нет в постановлении Кабмина (та же мебель в Одессе, ремонт помещений в Днепре, камеры за 65 млн грн для одного из коммунальных предприятий КГГА и т. д.) или потратить бюджетные средства на товары, предлагаемые по значительно завышенным ценам.

Показательна типичная ситуация с закупкой средств индивидуальной защиты, качество которых в условиях пандемии стало, без преувеличения, вопросом жизни и смерти. Иван Лахтионов, директор Программы инновационных проектов Transparency International, считает покупку защитных масок самым красноречивым примером ситуации с закупкой СИЗ по упрощенной процедуре: если высокие цены на них в марте-апреле еще можно было объяснить дисбалансом между спросом и предложением, то сейчас этому нет оправданий.

"В начале пандемии скачок цен имел рациональное объяснение: в условиях дефицита поставщики продавали тем, кто быстро заплатил бы больше денег. Мы следим за закупкой средств индивидуальной защиты с самого начала пандемии. Показательна ситуация с масками. Цены на них подскочили в марте и держались несколько месяцев. Некоторые покупатели были вынуждены покупать их по 25-27 гривен за штуку. Это нормально, когда на рынке есть дефицит, но сейчас любой желающий может купить маску в аптеке или супермаркете за 8 гривен. Почему некоторые клиенты до сих пор платят по 15-20 гривен?", - риторически спросил Лахтионов в сентябре в своей колонке на сайте ТЭ.

Возвращение конкуренции к "ковидным" закупкам, как ожидается, повысит качество закупаемых товаров и сэкономит бюджетные средства. Таким образом, вернувшись к конкурсным закупкам"Укрпочта" провела аукцион на закупку 300 тысяч многоразовых защитных масок. При ожидаемой цене покупки в 6,6 млн грн самое дешевое предложение составило 3,5 млн грн. А государственное предприятие "Медицинские закупки" уже в июле закупило защитные маски не за 20 гривен, а за 2.

"Такая экономия-результат здоровой конкуренции на рынке, которая поможет более эффективно использовать средства. Уже сейчас решение правительства может сделать закупки для борьбы с COVID-19 конкурентоспособными. Достаточно внести изменения в постановление. Следующим шагом может стать внесение соответствующих поправок в закон "О госзакупках", - убежден Лахтионов.

Гендиректор Prozorro также убежден, что вопрос об отказе от устаревшей в настоящее время упрощенной процедуры давно назрел.

"Ситуация меняется - надо менять закупки. Ситуация неопределенности и паники закончилась. По данным Минздрава, большинство вспомогательных больниц обеспечены средствами индивидуальной защиты на несколько месяцев, даже при самом худшем сценарии - полной нагрузке. Часть закупок была централизована, их успешно осуществляло Государственное предприятие "Медицинские закупки Украины". Даже когда эпидемиологическая ситуация ухудшается, у нас есть запасы, поэтому закупки можно планировать и проводить заранее, а их эффективность должна контролироваться контрольными и правоохранительными органами", - сказал Задворный в сентябре.

Еще раньше к такому же выводу пришли 24 народных депутата из разных фракций, которые в июне зарегистрировали в Верховной Раде законопроект № 3715 "О внесении изменений в Закон Украины "О государственных закупках". Законопроект предлагает исключить из упомянутого закона норму, которая позволяла проводить "ковидные" закупки в обход Prozorro.

"Весной 2020 года ВР приняла ряд законопроектов по борьбе с COVID-19, в частности, по ускорению процедур закупок лекарств и средств защиты. Наряду с положительными нововведениями опыт показал, что эти законы создавали определенные коррупционные риски и позволяли закупать оборудование, защитные материалы и т. д.По завышенным ценам без соответствующего контроля. Поэтому депутаты от фракций "За будущее"ЕС" и "Голос" внесли законопроект, который делает невозможным проведение закупок без электронной системы. Ключевая цель законопроекта-снижение коррупционных рисков и более прозрачный контроль за их реализацией и использованием бюджетных средств за счет исключения возможности проведения закупок вне электронной системы", - пояснила "ОБОЗРЕВАТЕЛЮ" один из инициаторов указанных законодательных изменений Ирина Геращенко.

Главным идейным вдохновителем отмены упрощенной процедуры "ковидных закупок" стала народный депутат от группы "Довира" Лариса Билозир. Она убеждена, что существующие правила стали подарком для потенциальных коррупционеров.

"Покупка здоровья всегда требует надзора, потому что злоупотребления в этой сфере пользуются особой популярностью. А упрощение тендерных процедур только усугубило эту ситуацию. Прямой контракт решает вопрос оперативности и подотчетности исполнения контракта, но не снимает вопроса коррупционных рисков из-за слабого контроля со стороны правоохранительных и аудиторских органов. Поэтому нам нужно подходить к проблеме более комплексно", - пояснила свою позицию "ОБОЗРЕВАТЕЛЮ" Билозир.

Другой соавтор проекта 3715, народный депутат от "Слуги народа" Александр Качура подчеркивает: времена, когда подобные "льготы" были оправданы, давно в прошлом. Тотальный дефицит масок и защитных костюмов для врачей уже преодолен, в том числе благодаря мгновенной мобилизации украинских производителей, которые быстро перестроили и наладили производство СИЗ в стране. И сейчас сохранение ситуации, при которой бюджетные средства практически бесконтрольно расходуются на закупку слишком дорогих и зачастую некачественных товаров и услуг, можно объяснить только чьим - то нежеланием упустить возможность реализовать коррупционные схемы.

"Сейчас мы видим, что существует много злоупотреблений нормой, которая позволяет осуществлять закупки в соответствии с переговорной процедурой. Честно говоря, я не знаю, почему законопроект до сих пор не поставлен на голосование. Это должен быть комитет (специализированный комитет по экономическому развитию. - Ред.) дать разъяснения по этому поводу. Не понимаю почему. Возможно, есть интерес тех, кто хочет продолжить покупки в том же режиме, в котором они осуществляются сейчас. Я не вижу сейчас такой срочности, как это было раньше, во время первых волн эпидемии, когда надо было покупать ШВЛИ, анализы, все остальное - и это надо было делать быстро. Сейчас все спланировано, статистика ясна, количество больных официально уменьшается. Поэтому мы должны делать все планово и предсказуемо. Нужно вернуть покупку через Prozorro. И мы будем настаивать, чтобы этот законопроект рассматривался в зале. Компания имеет право получить полный отчет о расходовании бюджетных средств", - сказал Качура.

В начале января 2021 года председатель Комитета по экономическому развитию Дмитрий Наталуха и его заместитель Алексей Мовчан получили обращение от Общественного объединения "Биомедзахист", объединившего предприятия, которые в условиях чрезвычайной ситуации в Украине весной прошлого года оперативно начали выпускать качественные и доступные средства индивидуальной защиты. Такое же обращение было адресовано спикеру Верховной Рады Украины Дмитрию Разумкову. Украинские производители попытались донести до парламентариев, что ситуацияболее полугода часть закупок осуществляется без обеспечения здоровой конкуренции, а контроль за ценой и качеством закупаемого товара недопустим.

"В настоящее время достаточно найти поставщика, заключить договор и опубликовать его в ProZorro. В соответствии с данной процедурой, государственные заказчики покупали за полгода. Такой шаг был необходим в начале пандемии, когда никто не был готов к внезапной вспышке. Однако в настоящее время такая практика закупок сталкивается с рядом проблемных вопросов. Это и фактическое отсутствие контроля за эффективностью закупок коронавируса, ярким примером чего я могу назвать покупку костюмов для врачей, которые часто покупаются по завышенной цене и имеют низкое качество. Это тоже "корректировки" к данной норме товаров и услуг, которые не включены в постановление Кабинета Министров. Ну и завышение закупочных цен", - пояснила "ОБОЗРЕВАТЕЛЮ" Оксана Маркова, руководитель Биомедзахиста.

Она убеждена, что отказ от нормы, которая уже изжила себя, будет единственным эффективным средством наведения порядка в "ковидных" закупках. И это позволит вам серьезно сэкономить государственные средства.

"Вопрос изменения подхода к закупкам, в частности, средств индивидуальной защиты, является актуальным, поскольку это обеспечит эффективное и прозрачное осуществление таких закупок и устранит коррупционные риски, исключит закупку некачественных товаров в этой сфере. Союз полностью поддерживает предложенные поправки и принятие законопроекта № 3715 Верховной Радой Украины", - сказала Маркова.

Отреагирует ли профильный комитет и руководство Верховной Рады на обращение украинских производителей - покажет время. Однако инициаторы законопроекта уверяют: они будут настаивать на срочном включении этого вопроса в повестку дня Верховной Рады. Даже если мне придется добиться этого-обойти Комитет.

"Мы будем просить, чтобы он был пересмотрен как можно скорее. И у нас есть процедура по регламенту, если комитет ее не рассмотрел, то мы вынесем ее в зал без рассмотрения. Мы спросим об этом руководство Рады. Ведь принятие нашего законопроекта позволило бы серьезно сэкономить. Я думаю, речь идет о миллиардах гривен. Понятно, что если покупки совершаются по переговорной процедуре через посредников, то маржа включается в цену. Была бы конкуренция - участники предлагали бы меньше цены однозначно. А в вопросе качества того, что закупается, государство обязательно выиграет", - сказал Качура.

Но, по словам Ларисы Билозир, если и следует уходить от прямых договоров-то только при закупке лекарств.

"Из-за второй волны пандемии больницам нужно покупать много и срочно. Возможно, выходом из этой ситуации было бы разделение закупок на категории: срочные - отпуск через прямой договор. Очевидно, что закупка лекарств должна быть оставлена в перечне тех товаров, которые медицинские учреждения могут приобрести с помощью прямого договора. Такие изменения может внести Минздрав своими подзаконными актами", - говорит депутат.

Остается только надеяться, что не только авторы законопроекта, но и фракции, которые они представляют, пытаются ликвидировать потенциальную дыру для мошенничества и построения коррупционных схем по закупкам, которые должны спасать жизни

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

раде

Коммуна в Германии, в земле Нижняя Саксония. Входит в состав района Ротенбург-на-Вюмме

министерство здравоохранения российской федерации

министерство здравоохранения украины

Государственный орган исполнительной власти Украины, отвечающий на деятельность государственной системы здравоохранения и функционирующий под контролем Кабинета министров Украины. Министерство возглавляет Министр здравоохранения Украины, которого назначает на должность Верховная Рада Украины в уста…

китай

Государство в Восточной Азии. Занимает третье место в мире по территории , уступая России и Канаде, а по численности населения — 1 415 515 674 жителей — первое

федеральное медико-биологическое агентство

запад

prozorro

сумах

одесса

днепр

киевская городская государственная администрация

transparency international

национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени н. ф. гамалеи

европейский союз

европейский союз

геращенко ирина

билозир лариса

слуга народа

качура александр

министерство экономического развития и торговли украины

наталуха дмитрий

верховная рада

разумков дмитрий

радио