Котировки

Налоговая амнистия в Украине: кто сможет легализовать свои теневые капиталы

Гуменчук Сергій
Общество
23 Mar 18:05   

Налоговая амнистия в Украине: кто сможет легализовать свои теневые капиталы Налоговая амнистия в Украине: кто сможет легализовать свой теневой капитал

Ни для украинцев, ни для наших международных партнеров не секрет, что значительная доля отечественной экономики находится в тени.

Это означает, что огромные средства, заработанные без уплаты налогов и накопленные за 30 лет, сейчас не могут полностью интегрироваться в экономику страны и давно нуждаются в легализации. Необходимость налоговой амнистии обсуждалась почти в каждом новом правительстве. Президент Владимир Зеленский также в прошлом году поручил правительству подготовить налоговую амнистию. Раньше дело не шло дальше разговоров и обещаний. Но теперь есть шанс легализовать огромные капиталы, которые находятся в тени. Действительно ли в этом году Украину ждет налоговая амнистия? И что же это? Давайте разберемся.

Правительство рассчитывает, что налоговая амнистия пополнит госбюджет на миллиарды гривен

Правительство считает, что налоговая амнистия может вернуть миллиарды гривен в экономику страны. "Мы проанализировали опыт 20 стран, которые внедрили такую декларацию, а также проанализировали как успешные, так и неудачные случаи", - заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. - Мы ожидаем, что это будут довольно значительные объемы. Разные страны в ходе налоговой амнистии получили от 500 тысяч долларов до миллиардов долларов, которые были возвращены в "белый" оборот государства. Мы ожидаем, что в Украине это будут значительные суммы. Я бы хотел, чтобы это были миллиарды гривен.*

  • Налоговая амнистия вызывает озабоченность у МВФ, где они обеспокоены тем, что под нее могут попасть средства, полученные преступным путем — от терроризма или незаконной деятельности. Поэтому деньги, полученные преступным путем, не должны попадать под амнистию"*

, - подчеркнул премьер.

Для начала напомним, что налоговая амнистия-это разовая акция государства, в ходе которой определенным категориям лиц предоставляется возможность легализовать ряд незадекларированных доходов, из которых они ранее не платили налог. Налоговая амнистия действует в течение ограниченного периода времени. При этом люди, легализующие свой капитал, заполняют специальные декларации и платят государству фиксированный налог на "амнистированную" сумму дохода.

Чтобы ввести налоговую амнистию в Украине, Верховная Рада должна проголосовать за четыре законопроекта, внесенных в парламент президентом 25 февраля. Это Законопроект № 5153, вносящий изменения в Налоговый кодекс, Законопроект № 5154, вносящий изменения в Бюджетный кодекс, Законопроект № 5155, вносящий изменения в валютное законодательство, и Законопроект № 5156, вносящий изменения в Уголовный кодекс. Кроме того, 9 марта уже были зарегистрированы три альтернативных варианта законопроекта № 5153, которые в целом повторяют его текст, внося только точечные поправки.

Так какой же капитал можно амнистировать? Согласно законопроектам, амнистия распространяется на активы физических лиц, полученные или приобретенные за счет доходов, с которых не были уплачены необходимые налоги или которые не были надлежащим образом задекларированы. Отметим, что под активами понимаются денежные средства, в том числе электронные деньги, имущество и имущественные права.

Однако авторы законопроектов утверждают, что амнистировать активы, приобретенные на деньги, полученные преступным путем, не удастся. Но учитывая, что это все-таки налоговая амнистия, исключение делается для таких преступлений, как уклонение от уплаты налогов, несоблюдение валютного или антимонопольного законодательства. Однако только в том случае, если расследование этих преступлений еще не было начато на момент подачи декларации.

Согласно законопроектам, амнистия распространяется только на физических лиц. При этом воспользоваться амнистией могут даже те физические лица, которые больше не являются налоговыми резидентами Украины. Таким образом, некоторые граждане, проживающие в настоящее время за пределами Украины, смогут показать свои амнистированные доходы в странах своего проживания.

Важно, что нынешние чиновники, которые подают антикоррупционные декларации, не смогут воспользоваться амнистией. Это касается и бывших чиновников, которые хотя бы раз с 1 января 2005 года подавали антикоррупционную декларацию, находясь на соответствующей должности.

Нынешние чиновники, подающие антикоррупционные декларации, не смогут воспользоваться амнистией (фото Pixabay)

"За фиктивное банкротство или незаконное завладение имуществом сохраняется уголовная ответственность"

Так как же предлагается провести налоговую амнистию и какие суммы попадут в бюджет из амнистированного капитала?

"Прежде всего, это подача единовременной специальной добровольной декларации в период с 1 июля 2021 года по 1 июля 2022 года,-сообщил бывший глава Государственной налоговой службы Украины Сергей Верланов на сайте НВ Бизнес. — В нем физическое лицо должно указать активы и доходы, с которых не удерживались налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством в течение любого из налоговых периодов до 1 января 2021 года. Важно, что в этом процессе не могут участвовать лица, которые выполняют функции органов государственной власти или местного самоуправления и задекларировали свои доходы в соответствии с законами о предупреждении коррупции с 2005 года.

Такая декларация, в которую могут быть включены ценные бумаги, акции активов юридических лиц в Украине и за рубежом и т. Д. (за исключением денежных средств, которые не могут быть задекларированы), будет подана в Государственную налоговую службу через нотариуса. В документе не нужно будет указывать источники происхождения активов.

Инициатива президента предлагает установить плату за единовременное специальное добровольное декларирование по следующим ставкам:

  • 5% на валютные ценности, размещенные на счетах в банках Украины;
    • 9% на валютные ценности, размещенные на счетах финансовых учреждений за рубежом и, соответственно, корпоративные права, зарегистрированные за рубежом;*
    • 2,5% на валютные ценности, размещенные на счетах финансовых учреждений за рубежом.% - номинальной стоимости государственных облигаций со сроком погашения более 365 дней без права досрочного погашения, приобретенных в период добровольного единовременного декларирования, то есть с 1 января 2021 года по 20 июня 2022 года.*

Конечно, эта ставка чрезвычайно привлекательна. Это один из краеугольных камней документов, которые должны стать предметом обсуждения с МВФ. В свою очередь, государство гарантирует, что участники процесса будут освобождены от ответственности за нарушения налогового и валютного законодательства, а также обязанности по уплате начисленных налогов и сборов.

Еще одной важной характеристикой документов является то, что они ограничивают декларирование доходов от преступлений. Речь идет только об освобождении от ответственности за преступления, предусмотренные статьей 212 Уголовного кодекса Украины, то есть уклонение от уплаты налогов. По другим статьям, например, фиктивное банкротство или незаконное приобретение имущества, ответственность сохраняется.

Также предлагается обязать банки проверять происхождение денег в соответствии с законодательством об отмывании денег и финансировании терроризма. Таким образом, для того чтобы задекларировать средства, их сначала нужно будет внести на специальный счет в банковском учреждении, который открыт для однократного декларирования. Отмечается, что Нацбанк продолжит определять порядок проверки.

Однако самое интересное-это то, что предлагается законопроектами о налоговой амнистии. Это, собственно, и есть определение всеобщей декларации. Несмотря на то, что законопроекты направлены на проведение единовременного декларирования, они все равно будут определять, какое имущество считается законно приобретенным для тех, кто не подал декларацию. Так, если физическое лицо не реализует право на единую декларацию за указанный период, законом определяется так называемая безусловная налоговая амнистия, то есть перечень имущества соответствующих характеристик и количества, из которого налоги и сборы считаются полностью уплаченными: квартира площадью до 120 кв. м. М, дом площадью до 240 кв. М, нежилые помещения площадью до 60 кв. М, земельные участки, транспортные средства (за некоторыми исключениями), а также иное имущество, общая стоимость которого не превышает 400 тыс. грн. Проще говоря, если у вас, например, есть наличные деньги, ювелирные изделия, картины и другие предметы искусства стоимостью до 400 тысяч гривен, государство не будет проверять, откуда вы взяли деньги на их покупку. Происхождение такого имущества будет законным по определению", - сказал Сергей Верланов.

"Государство не может дать никаких гарантий, и это самая большая проблема этой амнистии"

О некоторых аспектах предлагаемой налоговой амнистии"ФАКТЫ" расспросили финансового эксперта, инвестбанкира Сергея Фурсу.

— В одном из законопроектов говорится, что электронные деньги могут быть в числе активов, подлежащих амнистии. Как это произойдет?

    • В нашей стране в принципе государство, согласно закону, еще не знает, что такое биткоин, криптовалюты и электронные деньги. Поэтому, пока не будет принято соответствующее законодательство, трудно точно сказать, как государство собирается декларировать, например, биткоины, которых по закону у нас просто не существует.*
  • Предполагается, что государству нужно платить от 2,5 до 9 процентов от легализованных активов. Много это или мало?
    • Два с половиной процента-это очень мало. Так или иначе, даже при 9 процентах всегда будет вопрос справедливости, потому что люди, которые платили налоги, платили 18 процентов, а здесь кто-то возьмет только девять. На самом деле это очень спорный вопрос. Поэтому 9 процентов вряд ли можно назвать высокой ставкой, а скорее низкой, с точки зрения справедливости. С другой стороны, у нас есть понимание, что если ставка будет сделана выше 10 процентов, то психологически люди будут неохотно легализовывать свой капитал.*

— Какие могут быть мотивы и стимулы для человека амнистировать свой капитал? Может ли государство дать железные гарантии, что потом этот человек не придет и не скажет: "А по другой статье вы попадаете под уголовную ответственность"?

    • Государство не может дать никаких гарантий. И это самая большая проблема этой амнистии, потому что в обществе очень низкий уровень доверия к государству. Сейчас есть два больших стимула: финансовый мониторинг, который начал очень усиленно работать, и то, что амнистия-это инициатива людей, которые хотят амнистировать свой капитал, чтобы потом спокойно им распоряжаться. С другой стороны, антиофшорное законодательство начинает работать во всем мире, и Украина тоже присоединяется к нему. То есть люди больше не могут нормально пользоваться офшорными компаниями. А амнистия — это просьба, которая исходит не от государства, а от людей, которые имеют деньги, но сталкиваются с проблемой невозможности ими распорядиться.*
  • Как вы думаете, наши граждане, которые в прошлые годы выводили свой капитал или скрывали его от налогов, действительно будут заинтересованы в его легализации?
    • Да, потому что сейчас работать вне легального финансового рынка становится очень и очень сложно. И как в случае с оффшорными компаниями, так и просто в случае с "наличными", которые нельзя просто принести в банк и сказать: вот, бабушка ушла. Я считаю, что в нынешних условиях шансы на принятие законов о налоговой амнистии и проведение ее в ближайшее время очень высоки. Ведь бизнес, работающий в Украине, заинтересован в этом", - подытожил Сергей Фурса.

Стоит напомнить, что Национальный банк Украины внес изменения в Правила хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны, разрешив банкам раскрывать судебным приставам данные о суммах на счетах отдельных граждан Украины. Кроме того, Минюст разрабатывает поправки в соответствующие нормативные правовые акты, принятие которых в ближайшее время позволит автоматизировать процесс получения исполнителями номеров счетов должников и сумм денежных средств, имеющихся на таких счетах