В то время как общественные активисты продолжают праздновать отставку министра внутренних дел Арсена Авакова , правящая партия вернулась к идее переподчинения Национальной гвардии Украины президенту. Соответствующее заявление недавно сделал глава президентской фракции в парламенте Давид Арахамия.
Кто-то видит в этом попытку нынешней власти ослабить влияние Авакова на силовые структуры и горячо приветствует значительное сокращение полномочий и влияния следующего министра. И кто-то бьет тревогу, указывая на неконституционность такого решения и его пагубность для самого НГУ. Кто прав? Действительно ли переподчинение Национальной гвардии президенту разрушит эту структуру власти? И, наконец, неужели "слуги", которые форсируют соответствующие изменения, не пилят ветку, на которой сидел новый министр внутренних дел Денис Монастырский, который уже полностью контролируется Зеленским?
Видео дня
ОБОЗРЕВАТЕЛЬ разобрался с" подводными камнями " скандальной инициативы.
Национальная гвардия в структуре Министерства внутренних дел: вы не можете ее убрать?
СМИ уже давно окрестили нацгвардейцев "универсальными солдатами", а Нацгвардию - "мини-армией" рекордного министра Арсена Авакова. Неудивительно, что за право взять Национальную гвардию под свой контроль в высокопоставленных правительственных учреждениях уже давно ведутся настоящие закулисные войны.
Они вышли с приходом к власти новоизбранного гаранта Конституции Владимира Зеленского. Одной из первых законодательных инициатив шестого президента стал срочный законопроект, в котором предлагалось вывести Национальную гвардию из подчинения Министерства внутренних дел и передать ее под контроль главы государства. Говорят, что эта инициатива исходила от тогдашнего главы Администрации президента Андрея Богдана - и встретила категорическое сопротивление со стороны бессменного главы МВД после Революции Достоинства. Тогда, в августе 2019 года, как вспоминал сам Богдан после ухода из ОПУ, Аваков даже пригрозил, что уйдет в отставку, если Банк решит до конца заняться бизнесом с НГУ. "Шантаж" оказался эффективным. То ли из-за отсутствия реальной альтернативы Авакову в кресле министра, то ли из-за нежелания обзавестись таким влиятельным врагом, Зеленский отказался от идеи переподчинения Нацгвардии президенту. До момента отставки Авакова.
После "вечного" министра кресло еще не успело остыть, а председатель фракции "Слуги народа" в парламенте Давид Арахамия уже сделал громкое заявление: одна из ключевых задач преемника Авакова, экс-главы комитета по правоохранительной деятельности Дениса Монастырского, рассматривается на Банковой как "фрагментация" министерства-"монстра". В частности, они планируют вывести пограничную службу и Национальную гвардию из структуры Министерства внутренних дел. Речь идет о миграционной службе.
"Такое большое министерство, его следует разделить на несколько инстанций. Очень трудно управлять таким чудовищным служением. У нас, как у правящей коалиции, есть институциональный план, согласно которому такие крупные министерства должны быть разделены на несколько инстанций - Национальная гвардия также должна быть отделена от полиции и пограничной службы", - сказал Арахамия в эфире одного из национальных телеканалов 16 июля, на следующий день после того, как Верховная Рада проголосовала за отставку Авакова.
Поэтому правящая коалиция вернулась к идее, казалось бы"похороненной" в 2019 году, прописанной в президентском законопроекте № 1007 о подчинении НГУ непосредственно президенту. Однако не обернется ли стремление главы государства расширить собственное влияние и полномочия катастрофой для национальной безопасности?
НГУ: от создания к превращению в "камень преткновения"
В своем нынешнем виде Национальная гвардия Украины была создана весной 2014 года, когда Россия оккупировала украинский Крым и начала реализацию проекта "Новороссия" и создание вооруженных анклавов - так называемых "народных республик" на Донбассе.
Новая структура власти фактически повторила судьбу своей предшественницы-Национальной гвардии Украины, которая была создана как отдельная структура одновременно с провозглашением независимости в 1991 году. "Одноименные" отделы, которые были существенно разными, все же имели некоторые сходные черты. На заре создания независимой Украины новая структура власти должна была защищать новорожденное государство в условиях, когда никто не мог гарантировать, что вооруженные силы, которые на протяжении многих десятилетий контролировались из Москвы, станут его защитой.
Эти опасения были напрасны, армия тогда встала на сторону народа. Однако Национальная гвардия как отдельный орган просуществовала до 2000 года, когда была расформирована Верховной Радой Украины. Тогда парламент пошел на этот шаг, потому что депутаты опасались, что второй президент Украины Леонид Кучма использует НГУ для установления диктатуры. Таким образом, Национальная гвардия вошла в историю. Бойцы расформированной структуры были распределены по другим правоохранительным органам, в основном они попали во Внутренние войска.
Преемник структуры с 9-летней историей, Национальная гвардия Украины образца 2014 года, также преследовала ключевую цель защиты суверенитета, территориальной целостности Украины, а также жизни и безопасности ее граждан.
Создание НГУ, как и в далеком 1991 году, во многом было обусловлено резким падением доверия к силовикам в Крыму, Донецкой и Луганской областях и многочисленными случаями бездействия или откровенного предательства с их стороны.
"(Необходимо) создать Национальную гвардию на базе внутренних войск Украины, целью которой является защита страны и граждан от любых преступников, от внешней и внутренней агрессии. Объявить частичную мобилизацию в Национальную гвардию и Вооруженные силы Украины" - так тогдашний министр национальной безопасности и обороны и исполняющий обязанности Президента Украины Александр Турчинов обосновал необходимость "возрождения" Национальной гвардии с новыми полномочиями и подчинением Министерству внутренних дел.
Однако на этот раз Национальная гвардия была создана не как отдельная структура, не как воинское формирование в традиционном смысле, а как многофункциональный субъект правоотношений с разветвленной структурой и основная роль заключается в оказании помощи силам Национальной полиции в обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности. И это очень важный момент: с 2014 года Национальная гвардия не выполняла ни одну из своих функций самостоятельно - а только исключительно в тесном сотрудничестве с другими правоохранительными органами, в первую очередь из числа подчиненных Министерства внутренних дел.
"Костяк "новой силовой структуры составили военнослужащие ВДВ и добровольцы (те, кто сформировал два наиболее боеспособных подразделения НГУ-"Азов" и батальон имени генерала Кульчицкого).
Именно нацгвардейцы бок о бок с добровольцами приняли первый удар российской агрессии - в то время как армия, почти уничтоженная министрами-приспешниками Кремля, медленно, со скрипом восстанавливала боеспособность своих подразделений. И именно Национальная гвардия Украины в 2014 году сыграла важную роль в быстром освобождении украинских городов и сел, которые были оккупированы нерегулярными подразделениями Российской Федерации. В то же время нацгвардейцы активно участвовали в охране общественного порядка во время массовых акций, которые после Майдана стали неотъемлемой частью украинской действительности. А иногда, как, например, во время беспорядков возле Верховной Рады в конце августа 2015 года, из-за попытки Верховной Рады предоставить ОРДЛО временный "особый статус", солдаты Национальной гвардии даже погибали на таких акциях.
Согласно Закону Украины "О Национальной гвардии Украины" от 13 марта 2014 года, эта силовая структура является военным формированием с правоохранительными функциями. Это позволило использовать НСУ в правовых рамках Антитеррористической операции, которая проводилась на Донбассе с 13 апреля 2014 года (со дня после захвата бандой офицера ФСБ Игоря Стрелкова-Гиркина города Славянска) до 16 марта 2018 года. Ведь среди" военных " функций НГУ-защита конституционного строя Украины и ее территориальной целостности, участие в прекращении вооруженных конфликтов и провокаций на государственной границе. Участие НГУ в осуществлении правового режима военного положения также предусмотрено законом.
Однако основными - и гораздо более широкими-являются именно правоохранительные функции Национальной гвардии. Здесь - охрана общественного порядка и обеспечение охраны и защиты жизни, прав, свобод и законных интересов граждан. И участие в прекращении массовых беспорядков. И защита массовых собраний. И участие в специальных операциях по нейтрализации вооруженных преступников и военизированных или организованных групп, в антитеррористических мероприятиях. А также охрана дипломатических представительств и консульств, баз материально-технического обеспечения Министерства внутренних дел, специальных грузов, ядерных установок и важных государственных объектов, освобождение захваченных административных зданий. И работать в зонах чрезвычайных ситуаций. Из 19 функций, возложенных законом на Национальную гвардию, 14 носят правоохранительный характер.
Именно поэтому Национальная гвардия была создана при Министерстве внутренних дел-с возможностью подчинения Министерству обороны на время действия правового режима военного положения.
Национальная гвардия "при президенте": вопреки Конституции, в ущерб национальным интересам?
Еще в августе 2019 года идея Зеленского об изменениях в подчинении НГУ была раскритикована специалистами Главного научно-экспертного управления Верховной Рады. Они заметили, что " правоохранительная "составляющая в функционале Национальной гвардии преобладает над "военной", именно поэтому военно-политическое и административное руководство этой структурой изначально было возложено на министра внутренних дел Украины. Согласно действующему законодательству, НГУ подчиняется министру обороны исключительно на время действия военного положения.
Ссылаясь на международный опыт и опыт использования внутренних войск МВД Украины, эксперты говорят: подчинение НГУ как отдельного формирования Министерству внутренних дел целесообразно как с организационной точки зрения, так и с точки зрения соответствия такого решения конституционным и правовым требованиям.
Но желание президента подчинить НГУ себе в Главном научно-экспертном управлении Верховной Рады было осторожно, но однозначно оценено как превышение конституционных полномочий.
"В постановлении Конституционного Суда Украины от 10 апреля 2003 г. № 7-рп/2003 по делу о гарантиях деятельности народного депутата Украины указано, что "полномочия Президента Украины исчерпывающе определены Конституцией Украины, и это делает невозможным принятие законов, устанавливающих другие его полномочия (права и обязанности)." Согласно Конституции Украины, Президент Украины осуществляет руководство в области национальной безопасности и обороны, но в то же время является Верховным Главнокомандующим только Вооруженными Силами Украины, а не какими-либо вооруженными формированиями и правоохранительными органами. Основной закон Украины прямо не наделяет Президента Украины полномочиями руководить в области охраны общественного порядка и общественной безопасности и выполнять другие правоохранительные функции, которые законом возложены на НГ", - отметили эксперты.
Они выразили сомнения в целесообразности такого переназначения. И мы заметили, что последнее слово по этому вопросу должно быть за Конституционным судом Украины.
И действительно: статья 106 Конституции, а также вышеупомянутые и ряд других решений Конституционного Суда устанавливают исчерпывающий перечень полномочий президента - и делают невозможным его искусственное расширение другими законами Украины. А статья 13 Закона Украины "О национальной безопасности" сводит на нет попытки авторов законопроекта № 1007 апеллировать к полномочиям Президента по осуществлению руководства в сферах национальной безопасности и обороны: деятельность НГУ к их числу не относится.
Более того, принятие мер по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, а также реализация мер по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка и борьбы с преступностью (а именно это должна делать Национальная гвардия во взаимодействии с правоохранительными органами) отнесено Конституцией к компетенции Кабинета Министров. Следовательно, подчинение НГУ непосредственно президенту действительно выглядит как злоупотребление полномочиями.
А кроме того - создает ряд серьезных инцидентов, касающихся распределения полномочий и сфер ответственности между различными ветвями власти. В конце концов, если президент будет передан ему, НГУ фактически будет отвечать за охрану общественного порядка - наряду с той же Национальной полицией. В его обязанности будет входить обеспечение защиты органов государственной власти, перечень которых определяется Кабинетом Министров, а также защита должностных лиц. Президент также будет отвечать за защиту ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения государственного имущества, важных государственных объектов, специальных грузов, дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций в Украине, списки которых устанавливаются правительством. Даже за подавление восстаний заключенных в тюрьмах и сопровождение подсудимых в суд или тюрьму, по логике вещей, Зеленский должен будет нести прямую ответственность. Кроме того, именно президент автоматически возьмет на себя ответственность за обеспечение нормативно-правового регулирования деятельности НГУ.
Входит ли все это в сферу полномочий президента и нужно ли ему только такое широкое поле ответственности-вопрос риторический.
Именно поэтому на фоне одобрения идеи таким экзотическим способом ослабить Авакова, который за 7 лет в кресле министра успел приобрести как серьезное влияние, так и большой пул недоброжелателей, все еще раздаются малоизвестные голоса, призывающие не нарушать Конституцию и помнить об элементарном здравом смысле. В частности, депутат от "Европейской солидарности" Ирина Фриз, которая была членом комитета по национальной безопасности и обороне в парламенте 8-го созыва, а позже возглавила Министерство по делам ветеранов, видит в планах, озвученных Арахамией Банковой, попытку узурпации власти.
"Я считаю идею отключения Министерства внутренних дел, которую предлагают "слуги", вредной и противоречащей евроинтеграционным устремлениям Украины. Расчленить Министерство внутренних дел ради ослабления влияния на него Арсена Авакова после его отставки-это проявление слабости власти. В то же время стремление Зеленского подчинить себе Национальную гвардию является признаком узурпации власти с его стороны и подготовки к подавлению массового недовольства. Я вижу страх как единственную причину такого шага со стороны властей. Страх перед народом и народный гнев. Не удалось воплотить сценарий фильма "Срвант народа" живи. Ухудшение экономической ситуации и неспособность защитить национальные интересы государства толкает власти на путь Януковича: усиление диктатуры", - сказал Фриз в комментарии ОБОЗРЕВАТЕЛЮ.
Она убеждена, что реализация таких намерений станет приговором для Национальной гвардии, которая сыграла важную роль в противодействии как внешним, так и внутренним врагам украинской государственности. Следовательно, это ударит по национальной безопасности Украины.
"Я хочу напомнить "слугам", что изначально Национальная гвардия была создана из Внутренних войск, которые выполняли вполне конкретные задачи в интересах Министерства внутренних дел. Сейчас значительное количество функций НГУ так или иначе связано с деятельностью полиции: профилактика, выявление уголовных (административных) правонарушений, охрана дипломатических представительств, обеспечение охраны спецгрузов, противодействие массовым беспорядкам и тому подобное. Таким образом, вывод НГУ из подчинения Министерства внутренних дел усложнит выполнение им определенных функций", - убежден Фриз.
А кроме того - это создаст серьезные проблемы в функционировании самой структуры. В частности, в вопросах социальной защиты как нынешних, так и бывших военнослужащих - медицинской, пенсионной, психологической поддержки, формирования единых стандартов в сфере ведомственных образовательных учреждений и так далее.
Аналитики говорят: сама идея функционирования НГУ как самостоятельного военного формирования является спорной с точки зрения Конституции Украины. Национальная гвардия не фигурирует в Конституции как отдельное образование, и ее выход из одного из этих субъектов фактически превратит НГУ в военное формирование, находящееся за пределами конституционного поля. Без внесения изменений в Конституцию это будет означать только одно: структура, которая все эти годы защищала Украину от внешней агрессии и украинцев от внутреннего саботажа, будет просто объявлена незаконной!
Ослабленное Министерство внутренних дел, деятельность которого годами выстраивалась с учетом неразрывной связи с НГУ, пограничной службой и другими структурами, подчиненными этому министерству, просто не сможет эффективно выполнять возложенные на него функции. Следовательно, нас ждут смутные времена. Сможет ли Национальная гвардия существовать отдельно, насколько она будет эффективна и есть ли хоть крупица государственного мышления у людей, которые по сомнительным причинам фактически взялись за уничтожение боеспособной структуры, - большой вопрос.
Поэтому я хотел бы напомнить властям простую истину: недальновидно бороться с уже побежденным противником ценой ослабления структуры, обеспечивающей безопасность людей. Преступно уничтожать Национальную гвардию, которая уже продемонстрировала свою эффективность в противодействии внешним и внутренним проявлениям гибридной агрессии Российской Федерации во время войны.
И рано или поздно вам придется за это ответить