Котировки

Не по фэншую. Как "Мотор Сич" поссорила Украину и Китай

Гуменчук Сергій
Общество
16 Mar 19:22   

Украина сказала "нет" китайским инвесторам и объявила о национализации одного из крупнейших оборонных предприятий. Кому достанется "Мотор Сич", что приведет к провалу миллиардной сделки и чем обернется назревающий конфликт между Украиной и Китаем, разбирался "Фокус".

4 марта глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия заявил, что Верховная Рада намерена национализировать корпорацию "Мотор Сич". Китайская сторона, в свою очередь, подтвердила свое намерение взыскать с Украины убытки от расторгнутой сделки через международный арбитраж. Сумма ущерба оценивается в 3,6 миллиарда долларов. На кону стоит огромная сумма денег и отношения с крупным международным партнером.

"Мотор Сич" нужен всем и ни к кому не пойдет?

Компания "Мотор Сич", которая занимается разработкой авиационных газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов, является стратегической для Украины. Она завоевала авторитет и славу еще в советское время, считалась тогда одной из лучших в своей области и сохранила лидирующие позиции по сей день. Корпорация производит авиадвигатели для вертолетов Ми-8, Ми-17, Ка-226, Ан-70, Ан-124, Ан-140, Ан-148, Як-130, газоперекачивающие агрегаты и силовое оборудование.

"Мотор Сич" представляет наибольший интерес для китайского военно-промышленного комплекса. С 2015 года бизнесмены и военные эксперты из Китайской Народной Республики пытаются получить контроль над корпорацией, и им это частично удается.

Отчасти — потому, что акции "Мотор Сич" уже три года находятся под арестом по ходатайству следователя СБУ "в целях сохранения вещественных доказательств" по уголовному делу, возбужденному в июле 2017 года. "Досудебным следствием установлено, что с 2016 года по настоящее время неустановленные лица из числа действующих и бывших должностных лиц и конечных бенефициарных владельцев "Мотор Сич", действуя по предварительному сговору друг с другом с целью ослабления государства путем уничтожения указанного предприятия ( ), осуществили ряд сделок по купле-продаже контрольного пакета акций предприятия в пользу иностранных компаний, которые намерены вывести активы и производственные мощности предприятия за пределы Украины, что приведет к его ликвидации и уничтожению", - говорится в сообщении.", - об этом говорится в постановлении суда об аресте акций. С тех пор АМКУ регулярно отклонял заявки на покупку оставшихся ценных бумаг.

На фоне китайской активности американцы заинтересовались будущим корпорации (что, видимо, не случайно, если учесть разворачивающееся противостояние двух сверхдержав). США выступили против китайского влияния на "Мотор Сич", и это стало сигналом для Украины. Украинское правительство заявило, что контрольный пакет корпорации никогда не перейдет к иностранцам ("Никогда. Только не передо мной. При моем президентстве точно нет", - заявил президент Зеленский в нашумевшем интервью телеканалу HBO). Последующее решение о национализации компании было подвергнуто резкой критике в Пекине.

Кому достанется "Мотор Сич", что приведет к провалу миллиардной сделки и возникшему из-за нее конфликту между Украиной и Китаем, разбирался "Фокус".

Китайский след и громкие обвинения

Впервые китайцы "пошли" на "Мотор Сич" в 2016 году. Тогда компания Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment выкупила 76% акций у директора компании Вячеслава Богуслаева. Сделка прошла без одобрения Антимонопольного комитета. Кроме того, в СБУ заявили, что китайцы планировали уничтожить "Мотор Сич" и перенести все производство на свою территорию. Поэтому в 2018 году суд наложил арест на 56% акций компании.

Харьковский бизнесмен Александр Ярославский также связан с этой сделкой. Его DCH Group вместе со Skyrizon являются партнерами по покупке Motor Sichi. В августе 2020 года они совместно обратились в Антимонопольный комитет с просьбой приобрести акции компании. Уже тогда президент Владимир Зеленский вместе с Советом национальной безопасности и обороны (СНБО) и СБУ потребовал от Кабинета министров защищать экономические интересы государства и не допускать никаких сделок с китайцами.

Не последнюю роль в этом процессе сыграли Соединенные Штаты. Для Вашингтона главной целью было помешать китайцам получить технологии для производства авиационных двигателей и использовать их в своих военных интересах. Поэтому в январе 2021 года Вашингтон ввел санкции против Skyrizon, а бывший глава Госдепартамента США Майк Помпео назвал китайские инвестиции в украинское предприятие "злонамеренными".

Однако Китай не собирался отступать, поэтому предложил Украине отдать 25% акций "Мотор Сич" под общее управление. В 2019 году соответствующий документ был подписан с "Укроборонпромом". Но Антимонопольный комитет его не одобрил, посчитав, что сам оборонный концерн после такого решения может попасть под санкции США.

"Для Китая уникальность Motor Sichi заключается в том, что наши двигатели имеют оптимальное соотношение цены и качества. Не самое худшее в мире. Мы можем производить полный цикл в производстве вертолетов. Для Китая это важно, потому что у них вообще нет вертолетной школы", - рассказывает "Фокусу" военный эксперт Олег Жданов, объясняя интерес азиатских бизнесменов к украинскому предприятию.

Жесткий ответ и первое китайское предупреждение

Чтобы не обострять отношения с американцами, было принято решение национализировать "Мотор Сич" — и секретарь Совбеза Алексей Данилов утверждает, что речь идет о возвращении предприятия в собственность украинского народа законным путем в соответствии с действующим законодательством. Правящая фракция "Слуга народа" обещает в ближайшее время внести соответствующий законопроект.

Китай остался недоволен сложившейся ситуацией. Помимо того, что китайские предприниматели лишаются своих акций, против Skyrizon на три года введены и украинские санкции, ограничивающие ведение бизнеса в стране.

"Мы уже подали и готовимся подать ряд исков как в Украине, так и в Китае, а также на международном уровне. Мы будем решительно защищать и защищать законные права китайских инвесторов", - говорится в заявлении компании, опубликованном в ближайшее время.

Китайское правительство также поспешило защитить своих граждан. В начале февраля украинский МИД получил ноту от коллег из Китая. Они обеспокоены действиями украинских властей по отношению к китайским бизнесменам.

Конфликт в течение нескольких лет?

Политические круги прогнозируют, что без международных последствий для Украины расторжение сделки с Китаем и процесс национализации "Мотор Сич" не состоятся. Вопрос о том, может ли государство выиграть международный суд, остается открытым. Но есть мысли, что на стороне Киева будут США и Евросоюз, которые поддерживают решение о национализации "Мотор Сич".

"Эта ситуация дает Украине шанс на более глубокое сотрудничество с Вашингтоном. Но вряд ли это положительно скажется на китайско-украинских отношениях", — считает содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков.

Эксперты, опрошенные "Фокусом", поддерживают возвращение предприятия в государственную собственность.

"Украина действует в своих собственных интересах. А управление" Мотор Сич "китайцами несет в себе ряд опасностей для национальной безопасности страны",-комментирует Юрий Пойта, руководитель Азиатско-Тихоокеанского отдела исследовательской сети "Новая геополитика". Эксперт не исключает, что Китай попытается привлечь своих лоббистов в Киеве для влияния на ситуацию, но это будет неэффективный шаг. Есть еще вариант ответных санкций, которые уже могут представлять опасность для украинской экономики. Ведь внутренний рынок во многом зависит от китайского-экспорт составляет около 9 миллиардов долларов. "Китаю не нравится нынешняя ситуация, но я не думаю, что будет какое-то ухудшение отношений", - прогнозирует Пуата.

И даже визит китайских предпринимателей в аннексированный Крым на прошлой неделе не станет камнем преткновения между государствами. Хотя украинская сторона выразила свое возмущение, на что Пекин попросил "не политизировать" сотрудничество китайских компаний с полуостровом. А во время встречи с заместителем министра иностранных дел Евгением Ениным посол Китая в Украине Фан Сяньчжун объяснил, что официальный Пекин не имеет никакого отношения к этой поездке. Эксперт Михаил Пашков считает, что в ближайшие два года диалог между Украиной и Китаем будет непростым. Значительную роль в этом сыграют США и Россия — последняя будет активно демонстрировать Китаю, что является надежным партнером и полностью на стороне Пекина. Повлияет ли это на китайцев, пока сказать трудно. Но можно однозначно ответить, что они тоже не готовы разрывать отношения с Украиной. Ведь мы для них-плацдарм в Европу, говорит Пашков. И рынки Восточной Европы сейчас играют важную роль для Пекина.

Китай, Госдепартамент и "хищнические инвестиции"

Почему украинские авиадвигатели и украинские технологии так важны для Китая? И можно ли предположить, что Украина, отказываясь продавать "Мотор Сич", отстаивает не только собственные интересы, но и становится участником противостояния США и Китая? Где наше место в этой большой игре?

Согласно недавнему докладу SIPRI (Стокгольмский международный институт исследования проблем мира), Китай был крупнейшим импортером оружия в Восточной Азии в течение последних 5 лет. В 2016-20 годах на долю Китая приходилось 4,7% мирового импорта вооружений, что делало его крупнейшим импортером оружия в Восточной Азии.

При этом сам Китай является пятым по величине поставщиком вооружений, его доля в общем мировом экспорте вооружений составляет 5,2%. Крупнейшими получателями китайского оружия являются Пакистан, Бангладеш и Алжир. А на долю Китая приходилось 20% импорта оружия в страны Африки к югу от Сахары.

Введенные США антикитайские санкции и последовавшее за ними заявление Госдепартамента не случайны. "Хищнические инвестиции и приобретение технологий Skyrizon в Украине создают неприемлемый риск отвлечения на военные цели в Китае", - говорится в заявлении Госдепартамента. "Skyrizon активно скупает интеллектуальную собственность и технологии для развития ключевых военных возможностей, которые угрожают национальной безопасности США, включая способность разрабатывать, производить или обслуживать авиационные двигатели, спутники и крылатые ракеты."

Как Китай мог использовать украинские технологии в своей конфронтации с США (в этом новом виде холодной войны)?

Эксперт Киевского центра армии, конверсии и разоружения Игорь Левченко, комментируя эту тему, отметил, что интерес для Пекина представляют не столько производственные мощности "Мотор Сич", сколько технологии. "Богуслаеву каким-то образом удалось получить лицензии на технологии государственного конструкторского бюро "Ивченко-Прогресс", которое разрабатывает двигатели. Теперь владелец" Мотор Сич "фактически может распоряжаться государственными стратегическими технологиями", - заявил Левченко в статье DW.

Китаю нужны украинские двигатели для создания собственного тяжелого транспортного военного вертолета с ударными возможностями, а также для комплектации учебно-боевых самолетов (уже закупаемых). Но, надо полагать, самым интересным для китайского ВПК является двигатель, созданный украинскими инженерами для дозвуковых гражданских беспилотных летательных аппаратов МС-400.

"Он был разработан в то время как двигатель для крылатых ракет. Вполне вероятно, что США опасаются, что эти события могут ускорить программу Китая по созданию крылатых ракет нового поколения", - объясняет Дуглас Барри, исследователь военной авиации Международного института стратегических исследований.

Эти же двигатели чрезвычайно интересны для Ирана. И вообще, отмечает эксперт из Лондона, Китай может экспортировать эту военную продукцию в другие страны - "которые считают США своими противниками." А это уже чревато обвинениями в нарушении Договора об ограничении систем противоракетной обороны, к которому Украина присоединилась в 1997 году, — еще один повод насторожиться

мотор сич

Украинское предприятие, занимающееся разработкой и производством, ремонтом и обслуживанием авиационных газотурбинных двигателей для самолётов и вертолётов, а также промышленных газотурбинных установок. Штаб-квартира расположена в городе Запорожье

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

китай

Государство в Восточной Азии. Занимает третье место в мире по территории , уступая России и Канаде, а по численности населения — 1 415 515 674 жителей — первое

слуга народа

Украинская правящая политическая партия. Официальная регистрация состоялась 13 апреля 2016 года, а переименование — 2 декабря 2017 года

арахамия давид

Украинский государственный деятель, политик, предприниматель, общественный деятель и волонтёр грузинского происхождения. Руководитель фракции «Слуга народа» в Верховной раде Украины c 29 августа 2019 года Секретарь Национального инвестиционного совета

верховная рада

служба безопасности украины

тедис украина

доллар сша

пекин

федеральная антимонопольная служба

ярославский александр

зеленский владимир

совет национальной безопасности и обороны украины

вашингтон

государственный департамент сша

помпео майк

укроборонпром

два китая

совет безопасности оон

данилов алексей

европейский союз

центр разумкова

андропов юрий

азиатско-тихоокеанский регион

киев

крым

енин евгений

россия

европа

восточная европа

стокгольмский институт исследования проблем мира

юго-восточная азия

пакистан

бангладеш

алжир

африка

сахара

левченко игорь

прогресс

международный институт стратегических исследований

иран

лондон