Лекарство, но не панацея
Тандем СНБО и гаранта стал ноу-хау для Украины. Хотя Совет был впервые сформирован в 1996 году, а закон о нем действует с 1998 года, ни один из пяти президентов, предшествовавших Владимиру Зеленскому, не использовал его с такой интенсивностью. СНБО либо находился в тени, либо работал как мозговой центр. И только недавно он набрал мышечную массу, и его решения имеют хороший политический эффект.
"Можно спорить о законности, например, запрета трех телеканалов, но с политической точки зрения он оказался эффективным. Внезапный удар по неподготовленному противнику, показавшему свою слабость, плюс активность президента-эффект был", - считает директор аналитического центра "Третий сектор" Андрей ЗОЛОТАРЕВ.
По словам эксперта, чем дальше, тем слабее эффективность, и решения СНБО работают по тому же принципу, что и обычные лекарства: есть зависимость, и либо дозу надо увеличивать, либо препарат менять.
"Наивно полагать, что с помощью решений СНБО можно рулить дальше и устранять все проблемы", - уточняет Золотарев.
Директор Украинского института политики Руслан БОРТНИК сравнивает деятельность Совета национальной безопасности и обороны с чрезвычайным режимом управления страной. Он уточняет, что она может быть полезной, если будет направлена на борьбу с коррупцией, повышение безопасности и улучшение благосостояния. Но главное, что эта мера временная, и если она становится постоянной, то она перенапрягает государство, общество, информационную среду. А ошибки грозят серьезным кризисом.
Перечень столь широкого перечня тем, по которым решения Совета были бы полезны, не случаен. Несмотря на то, что закону о Совете национальной безопасности и обороны уже 23 года, он очень расплывчатый. Поскольку вопросы национальной безопасности находятся в его сфере, это означает, что он имеет право поднимать практически любой аспект: от мира и войны до тарифов. Но где же та грань, за которую СНБО не может выйти?
"В политическом плане СНБО может зайти как можно дальше. Звучит печально, но реальные границы, за которые СНБО не может выйти, - это серьезные экономические интересы внутри него", - отмечает Бортник.
Сразу же политолог обращает внимание на заседание Совета, где они договорились о санкциях в отношении недропользователей. По данным СМИ, четыре члена СНБО-вице - премьер по вопросам реинтеграции, Генеральный прокурор, министр внутренних дел и председатель Верховной Рады-отказались их поддерживать.
"Когда появляются экономические интересы, сразу возникает путаница и колебания внутри СНБО", - резюмирует Бортник.
Президент без страховочной сетки
Только часть членов СНБО назначается в обязательном порядке, согласно нормам закона - это премьер-министр, главные силовики и министр иностранных дел. Остальная часть состава формируется произвольно президентом. Сейчас в Совете 19 человек, не считая руководителя-президента и секретаря-Алексея Данилова. Решения принимаются двумя третями голосов. Но они носят рекомендательный характер и без воли президента ничего не значат. Они должны быть подкреплены указом, подписанным главой государства. Поэтому предшественники Владимира Зеленского даже в самые смутные времена не включали этот механизм.
"Предыдущие президенты имели больше политического опыта и понимали, что за такие решения придется отвечать. Владимир Зеленский готовится к серьезным проблемам в будущем. Неизвестно, чем закончится вся эта история, но именно президент своими указами узаконивает решения. Мне кажется, что отсутствие опыта и внутренние ограничения приводят к тому, что этот квазигосударственный институт, которым является СНБО, активно используется", - отмечает Р. Бортник.
По мнению эксперта, некоторые члены Совета, его ядро, подставляют президента. Однако президент принял его на эту роль, потому что теперь он хочет дистанцироваться от Рады и Кабмина, объясняет кандидат политических наук Алексей ЯКУБИН.
"У Зеленского есть кабинет министров и большинство в парламенте. Формально это происходит впервые с 1991 года. Казалось бы, чего еще не хватает? Правительство смотрит на социологию, видит негативное отношение к Кабинету Министров, к Раде, и можно сказать, что президент их не контролирует (хотя и контролирует), и у него есть свой механизм - СНБО. Я думаю, что использование Совета-это не от отчаяния, это попытка отмежеваться, показать, что президент не влияет на парламент и правительство", - поясняет эксперт.
Как отмечает Якубин, указы президента, изданные по итогам заседаний СНБО, не являются окончательными: их можно оспорить в" профильном " суде власти - Окружном административном суде Киева. Решения Совета также не являются бесспорными - они могут быть оспорены в Конституционном суде. Но его деятельность, которая до недавнего времени была минимальной, теперь остановилась.
Голова от плеч
27 В марте своим указом президент отменил два указа Виктора Януковича в 2013 году. О назначении двух судей КСУ по его квоте-Александра Тупицкого (который сейчас возглавляет суд и отстранен от должности судьи решением гаранта с декабря 2020 года), а также Александра Касьминина. В документе содержится ссылка на февральское постановление Верховной Рады, где период президентства Януковича назван узурпацией власти, приведшей к подрыву национальной безопасности.
Эти два судьи-из тройки старожилов КГУ. Они и Александр Литвинов, который тоже был назначен в 2013 году, но по квоте судейского самоуправления каденция должна была закончиться в 2022 году. Но президент не хотел ждать еще год.
"В политическом смысле решение логично (оно продолжает линию, начатую санкциями против Виктора Медведчука) и целесообразно (удар наносится по главному символическому оппоненту в судебной системе, причем с акцентом на сомнительность и нелегитимность решений во время президентства Януковича)", - считает политолог Владимир ФЕСЕНКО.
Хотя правовая позиция не идеальна, западные СМИ не нападали на Зеленского. "Президент Украины поднял ставки, чтобы вернуть Конституционный суд страны в его законное русло, прекратив полномочия двух судей из-за угрозы национальной безопасности", - пишет Financial Times.
Но решение президента не получило хорошей юридической оценки у отечественных экспертов, и многие вспомнили единственный подобный случай: отмену президентом Виктором Ющенко указа президента Леонида Кучмы о назначении Сусанны Станик судьей КСУ 14 лет назад. Судья пошел против воли поручителя. Однако решением Высшего административного суда указ Ющенко был отменен. Согласно указу Зеленского, многие предсказывают такую же судьбу. Ведь в ст.149 -1 Конституции, где дан исчерпывающий перечень оснований для увольнения судьи Конституционного суда, нет ничего подобного основаниям, приведенным гарантом. "Дорога в ад вымощена благими намерениями", - говорит Владимир Пилипенко, бывший представитель Украины в Венецианской комиссии, руководитель Украинского центра социально - правовых исследований. - Поэтому нельзя, прикрываясь одними нормами Конституции, полностью пренебрегать другими. От этого пострадает только государство Украина, потому что, во-первых, конституционный кризис продолжается такими действиями, а во-вторых, уволенные таким образом судьи имеют все основания быть восстановленными в суде и получить компенсацию за неправомерное увольнение."
Сможет ли КСУ ответить, мы еще увидим: Александр Тупицкий созвал специальное совещание об увольнении двух судей на основании указа президента 12 апреля.
Важно
Кто является членом СНБО?
- Руководитель-Владимир Зеленский
- Секретарь-Алексей Данилов
- Арсен Аваков, министр внутренних дел
- Иван Баканов, глава СБУ
- Ирина Венедиктова, Генеральный прокурор
- Андрей Ермак, руководитель Аппарата Президента
- Анатолий Загородный, Президент Национальной академии наук
- Валерий Кондратюк, начальник Службы внешней разведки
- Дмитрий Кулеба, Министр внутренних дел
- Юлия Лапутина, Министр по делам ветеранов
- Сергей Марченко, Министр финансов
- Дмитрий Разумков, Председатель Верховной Рады
- Алексей Резников, Заместитель Премьер - Министра-Министр по вопросам реинтеграции и интеграции
- Ольга Стефанишина, Заместитель Премьер-Министра по вопросам Европейской и Евроатлантической интеграции
- Андрей Таран, Министр обороны
- Олег Уруский, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации по стратегическим отраслям промышленности
- Михаил Федоров, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам цифровой трансформации
- Руслан Хомчак, Главнокомандующий Вооруженными Силами Украины
- Игорь Черкасский, глава Государственной службы финансового мониторинга
- Кирилл Шевченко, глава НБУ
- Денис Шмыгаль, Премьер-Министр
Между прочим
Кто назначил судей КСУ и когда истекает их каденция?
- Александр Тупицкий/Президент Виктор Янукович/15 мая 2022 года
- Сергей Головатый/Президент Петр Порошенко/2 марта 2027 года
- Александр Литвинов/Съезд судей/15 мая 2022 г.
- Александр Касьминин/Президент Виктор Янукович/19 сентября 2022 года
- Сергей Сас/ВР VII созыва/13 марта 2023 года
- Игорь Слиденко/ВР VII созыва/13 марта 2023 года
- Виктор Кривенко/Съезд судей/27 января 2025 года
- Виктор Колесник/Президент Петр Порошенко/27 января, 2025
- Владимир Мойсик/Президент Петр Порошенко/27 января 2025 года
- Виктор Городовенко/Съезд судей/21 ноября 2026 года
- Василий Лемак/Президент Петр Порошенко/2 марта 2027 года
- Ирина Завгородняя/ВР VIII созыва/24 сентября 2027 года
- Олег Первомайский/ВР VIII созыва/24 сентября 2027 года
- Галина Юровская/Съезд судей/5 ноября 2028 года
- Петр Филюк/Съезд судей/5 ноября 2028 года
Вакантны три должности судей: два по квоте ВР и один по квоте судейского самоуправления
Анна Коваленко