Котировки

Новые школьные предметы о финансах, здоровье и этике: практика нужна, а не скукота

Бобрович Яна
Общество
26 Feb 05:53   

Наверное, большинство из тех, кто помнит свою учебу в школе и переход во взрослую жизнь, время от времени задумываются о том, как мало из тех школьных знаний пришлось применить в реальной жизни.

Чтобы исправить это, Министерство образования несколько лет назад начало школьную реформу, и вскоре эти изменения должны почувствовать учащиеся 5-9 классов. Для них недавно была утверждена стандартная образовательная программа, которая предусматривает появление нового направления, ориентированного как раз на современные потребности. Программа "Социальная и медицинская защита" будет состоять из трех предметов и курсов - "Предпринимательство и финансовая грамотность","Здоровье, Безопасность и благосостояние "и"Этика".

Обсуждение перспектив последнего из этих предметов в последнее время получило широкий отклик среди родителей школьников, поскольку сначала появилась информация, что речь идет о "Христианской этике". Основная жалоба состояла в том, что дети должны получать такие знания в семье, если их родители считают это необходимым, или в церковных школах, а не навязывать их в государственной школе. Более того, субъективные взгляды учителя или составителя учебника могут сформировать у ребенка нездоровое представление о важных вещах, как это было в свое время, например, с предметом "Основы семьи". Но тогда министр образования назвал эту информацию фейком, уточнив, что школы сами выберут один из предметов - "Этика"," Культура добрососедства " или другой из курсов нравственного направления.

Чему будут учить новые дисциплины и почему важно переосмыслить подход к их преподаванию?

В Украине действительно есть проблемы с финансовой грамотностью

Согласно новому учебному плану НУС, учащиеся 5-х классов начнут учиться с сентября 2022 года. А в сентябре этого года начнется его пилотирование в отдельных школах. Не все новые предметы будут преподаваться сразу. Студенты будут изучать "Этику" или "Добрососедство" в 5-6 классах. Курс "Здоровье, безопасность и благополучие" будет введен для учащихся 5-9 классов, а предмет "Предпринимательство и финансовая грамотность" - в 8-9 классах.

Последний из этих пунктов действительно крайне необходим. Знаний в этой области украинцам очень не хватает, как показало исследование USAID, проведенное в 2019 году. Индекс финансовой грамотности в Украине составил всего 11,6 пункта из 21. Украина вместе с Польшей заняла последнее, 30-е место среди всех стран, где проводилось исследование. При этом самые низкие показатели знаний о поведении и отношении к деньгам были зафиксированы в возрастной группе от 18 до 24 лет. То есть молодые украинцы покидают школу, не имея очень важных знаний, необходимых для дальнейшей жизни.

Поэтому, по мнению министра образования, введение такой дисциплины научит студентов быть ответственными за принимаемые решения.

"Ключевые компетенции включают, в частности, предпринимательство и финансовую грамотность, которые предполагают инициативу, умение использовать возможности и реализовывать идеи, а также создавать ценность для других в любой области. Дети должны развивать способность активно участвовать в жизни общества, управлять своей жизнью и карьерой, уметь решать проблемы", - сказал Сергей Шкарлет.

Как указано в Государственном стандарте образования, студентам будут даны знания о предпринимательстве, рынке труда, финансовой грамотности, социально-экономических возможностях и вызовах современного общества, об экономике, рациональном использовании ресурсов, потребительской культуре, ответственном потребительском поведении, бережном отношении к собственному имуществу и неприкосновенности других.

Две другие дисциплины, конечно, тоже важны в современном мире, но их можно объединить. В министерстве говорят, что по просьбе школ дети смогут изучать вопрос этики не как отдельный курс, а как часть курса по здоровью. Что это за вопросы? Прежде всего, развитие личности и ее психических процессов, эмоционального интеллекта, эффективного общения, запугивания и противодействия его проявлениям, критического отношения к информации, социального здоровья, семьи и родительства, морально-этических ценностей, жизненной самоидентификации, смысла жизни, принятия различий между людьми и др.

А в курсе о здоровье студентам расскажут об индивидуальном и общественном здоровье, о том, как его сохранить (профилактика, вакцинация, карантин и т. д.), о том, какие возрастные изменения происходят в организме, о репродуктивном и сексуальном здоровье, психическом и эмоциональном здоровье и т. д. На самом деле раньше об этом говорили на уроке биологии и ОБЭД, но очень поверхностно. Возможно, появление такого отдельного пункта будет только к лучшему.

Как не испортить хорошую идею плохим исполнением

Но дело в том, что основа для этих изменений еще не готова. Учителя еще не приступили к переподготовке, и, похоже, у Министерства образования пока нет общего понимания того, как будут преподавать эти предметы и понадобятся ли новые учителя? И это понимание лежит в основе реформы школьного образования.

Эксперт по образовательному направлению Института будущего Николай Скиба отмечает: если свести новые дисциплины к отдельным предметам, они станут такими же скучными, как и другие. "Например, стоит учить предпринимательству, открывая социальные школьные предприятия, общаясь с бизнесменами (а это предполагает выход за рамки школы). Этике лучше учиться в командной работе или навыках ведения переговоров, чтобы быть в добром здравии, последнее, что нужно сделать, это сидеть неподвижно в течение 45 минут в переполненной комнате. Как это в конечном итоге влияет на результат? Студенты ошеломлены как количеством предметов, так и количеством домашних заданий. Не успев разобраться, зачем им нужна та или иная информация и что с ней делать, они предпочитают списать ответ. По крайней мере, пока учитываются родительские ожидания", - убежден эксперт по образованию.

Он считает, что для овладения необходимыми компетенциями студентам должна быть предоставлена возможность реализовывать практические инициативы и проекты, с помощью которых они могут развивать предпринимательские навыки, умение общаться и договариваться с другими, проявлять навыки решения проблем, а также видеть в конкретных ситуациях, как работают законы физики, химии, биологии, применять расчеты и умение писать соответствующие тексты.

Некоторые частные школы уже используют этот подход. Например, в школе "Счастливое гнездо", в Вишневом под Киевом, есть студия под названием"Бизнес-школа". Школьный учитель Ярослава Диб рассказала, что когда ученики поняли, как получить и увеличить прибыль, они сразу же начали реализовывать свои идеи. Например, они организовали дискотеку и стали делить роли для этого проекта: кто-то-менеджер, кто-то-организатор питания, кто-то отвечает за безопасность, кто-то-за рекламу. "Дети смогли монетизировать этот проект. Мы сделали объявления и пригласили других детей. Билеты стоили 5-10 гривен, были бесплатные коктейли и диджей. На те деньги, которые мы заработали, мы решили реализовать второй проект - кинотеатр. Студенты брали в школе кредит на попкорн. Они нашли короткометражный фильм, который получил "Оскар", и пригласили своих родителей. Цены тоже немного выросли - 15 гривен, так что нам удалось заработать около 800 гривен. Часть средств была возвращена школе, часть разделена между собой, а другая часть положена в банк под процент", - поделилась своим опытом учительница школы в Вишневе.

Так почему бы не организовать обучение таким образом, хотя бы по новым дисциплинам? Для этого еще есть время, потому что ни подготовка учителей, ни написание учебников еще не начались.

Юлия Горбань, Киев

Источник

министерство просвещения российской федерации

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

этика

Философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль . Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности

агентство сша по международному развитию

Высший федеральный орган государственного управления Соединённых Штатов Америки в области оказания помощи за рубежом. Администратор Агентства и его заместитель назначаются президентом с согласия Сената и действуют в координации с Государственным Секретарём США

польша

Респу́блика По́льша — государство в Центральной Европе. Население по итогам 2015 года составляет 38 623 221 человек, территория — 312 679 км²

шкарлет сергей

скиба николай

киев

уортонская школа бизнеса

владимир святославич

горбань мария