Котировки

Общественная экспертиза. Мир или войну принесет звонок Байдена в Украину?

Сердюк Анастасія
Общество
08 Apr 07:40   

Пауза с призывом новоизбранного президента Джо Байдена к своему украинскому коллеге была настолько явно затянута, что на украинское руководство стало больно смотреть. Кажется, что для него все без изменений — война, пандемия, упадок экономики, блокировки, а мира нет: Байден не зовет! И они стали ждать. По данным Белого дома, в телефонном разговоре с Владимиром Зеленским"президент Байден подтвердил неизменную поддержку Соединенными Штатами суверенитета и территориальной целостности Украины перед лицом продолжающейся агрессии России на Донбассе и в Крыму. Он подчеркнул приверженность своей администрации активизации нашего стратегического партнерства в поддержку антикоррупционного плана президента Зеленского и реализации программы реформ, основанной на наших общих демократических ценностях, которые обеспечивают справедливость, безопасность и процветание народа Украины. Лидеры согласились, что эти реформы имеют центральное значение для евроатлантических устремлений Украины. Они также обсудили важность тесного сотрудничества между Соединенными Штатами и Украиной для сдерживания пандемии Covid-19 и укрепления демократии в регионе." После такого реверанса со стороны американцев на Украине должны были наступить мир и покой и Божья благодать. Но нет.

Дело в том, что фоном разговора двух президентов стало нарастание напряженности вокруг Донбасса, куда Украина интенсивно стягивает военную технику. В свою очередь, Россия формирует ударную группу на границах с Украиной, которая, по мнению экспертов, может захватить Киев. Европейские лидеры еще до Байдена отреагировали на эскалацию и провели трехстороннюю встречу Меркель — Макрон — Путин (без Зеленского). Чем был призыв Байдена к Киеву — успокоительным или сигналом к конфронтации?

Почему звонок президента США Джо Байдена Владимиру Зеленскому был отложен на три месяца и состоялся именно сейчас?

Владислав Фарапонов, американский политолог:

— Мне кажется, что администрация Байдена была еще более осторожна в отношении украинского направления, чем предполагалось изначально. И здесь есть несколько факторов. Первое - сложное направление для Вашингтона в целом (и для любой администрации). Второе — эта тема очень чувствительна лично для Байдена. В том числе и в том, что касается его сына. В-третьих, отсутствие участия администрации Байдена в решении внешних проблем. Да, они уже где-то успешно работают: на азиатском направлении, в климате. Но это не так привычно для американского президента — его заявления об инфраструктуре, вакцинации, трудные попытки протолкнуть очередное выделение бюджетных средств на помощь простым американцам требуют колоссальных усилий. Поэтому никаких зарубежных визитов не было, да и вообще внешнеполитическое направление "хромает". Андрей Гончарук, экс-замглавы Секретариата Президента, дипломат:

— Я по опыту довольно скептически отношусь к таким разговорам. Да и анализировать особо нечего-глубины в разговоре не было. Показательно, на мой взгляд, что одна сторона заявила, что разговор длился "30-40 минут". Затем в офисе уточнили: "Мы разговаривали 50 минут." Это очень "точечный" формат, и здесь, в Киеве, его очень ждали. То, что сроки были сорваны, еще не показатель: не все главы государств новоизбранных президентов США общались "быстро". Я помню, что когда мы поздравляли Барака Обаму с избранием на пост президента, мы тоже задержались на пару недель с этим разговором. Как правило, в дипломатической практике новоизбранный президент планирует такие звонки своим партнерам. Возможно, напряжение было вызвано тем, что до недавнего времени не было известно имя победителя — кто войдет в Овальный кабинет. И наша ситуация совершенно особенная.

Олег Волошин, народный депутат от ОПЗЖ:

  • Что гадать"спасибо" Министерству обороны РФ. Если бы не наращивание российской военной мощи по периметру украинской границы, Байден не позвонил бы. Нет смысла звонить. Во-первых, американцы решают все менее важные задачи на более низком уровне. И это осуществляется нашим правительством по принципу "раз-два". Во-вторых, Украина для них токсична в любом случае. Байдену пришлось звонить сейчас, потому что там такая напряженность-до этого были важные и содержательные разговоры на уровне Минобороны и МИД. Другое дело, что, как я полагаю, США играют здесь с более опасным огнем — им следовало бы позвать и охладить пыл наших "вояк", которые собираются устроить провокацию на Донбассе. И не обещать им поддержки! Россия максимально повышает ставки, как это было в Крыму в 2014 году. Если вы подниметесь, то получите все, включая американцев и европейцев! И кто кому объяснит в Вашингтоне, Айове или Вайоминге, почему им вдруг теперь приходится готовиться прятаться в бомбоубежищах? Этот сценарий, конечно, абсурден — и он не произойдет. И военное поражение Украины вполне может быть. И я уверен, что Байден не говорил об этом с Зеленским. Призыв был вполне политически мотивирован, связан с тем, что американскому истеблишменту было важно показать: здесь есть напряженность вокруг Украины, и мы "не спим".

Ирина Верещук, народный депутат фракции"Слуга народа", член Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны:

Я не совсем согласен с тем, что звонок, как вы говорите, был отложен. Общение лидеров государств состоялось тогда, когда пришло время, когда оба были готовы, когда тема разговора была выработана. Насколько я знаю, общение было очень информативным и взаимовыгодным.

Может ли звонок Байдена быть связан со встречей Меркель-Макрона-Путина (без Зеленского) и эскалацией на Донбассе?

Андрей Ермолаев, политический философ, президент Центра социальных исследований "София":

— Мы наблюдаем формирование устойчивой связи и координации между лидерами Европейского Союза и России не только по вопросу конфликта, но и глобально — в военно-технической, экономической и политической сферах на континенте. Я думаю, что если бы не было переговоров между Меркель,Макроном и Путиным, то не было бы и звонка. Более того, эти переговоры показали, что возможен некий негласный сценарий разрешения конфликта на Украине без участия США. В любом случае это были бы компромиссы, которые не устраивали бы альянс "Англия — США". Для Старой Европы, которая заинтересована в каких-то четких"длинных" правилах в отношениях с РФ, учитывая энергозависимость и их нежелание получить очередной "санитарный кордон" от Прибалтики до Черного моря, вопрос войны на Донбассе-это вопрос преодоления этой "пробки". И предпосылки для негласного "широкого компромисса" уже сложились, и этот разговор Путина, Меркель и Макрона-прямое тому подтверждение. Кстати, интересно, что эти переговоры состоялись не только "без Украины", но и незадолго до ожидаемого послания господина Путина, которого все сейчас ждут — с сообщениями о новых внешнеполитических приоритетах. Содержание разговора Зеленского — Байдена, по большому счету, нам неизвестно. Если это действительно продолжалось 45 минут, то я не исключаю, что Украина получила гарантии не только дипломатической поддержки, но и гарантии более активного участия как США, так и, возможно, Великобритании в событиях внутри самой Украины в связи с конфликтом.

Владислав Фарапонов:

— Главным спусковым крючком для этого призыва стало наше обострение на Донбассе. Если бы это было не так, звонок раздался бы позже. Ну, это очевидно из содержания, обнародованного обеими сторонами — звонок был не настолько подготовлен, чтобы говорить о чем-либо подробно. Позиции сторон не были согласованы — и очевидно, что администрация США не готова предложить партнерам телефонный разговор просто "для разговора". Второй триггер, конечно, — это переговоры в формате Меркель — Макрон — Путин. Это тоже повод для разговора. Опять же, исходя из того, что тезисы о разговоре, опубликованные Киевом и Вашингтоном, несколько отличаются, среди тем было еще кое-что, о чем мы не узнаем. Андрей Гончарук: — Я немного знаю Викторию Нуланд (хотя она еще не назначена), а гораздо лучше — Энтони Блинкена. Когда он был советником вице-президента Байдена по вопросам безопасности, мы вместе готовились к визиту Байдена в Украину в июле 2009 года. Когда они приехали, они договорились о совместном заявлении и т. Д. Поэтому у меня есть понимание того, что ими движет. И в нынешней ситуации на призыв, вероятно, влияет общая ситуация вокруг Украины. Этот призыв, в конце концов, должен был состояться, и его повестка, мягко говоря"стандартная" — в презентации Госдепа она укладывается в 25 строк, без всяких новостей: "мы продолжаем поддерживать и бороться с коррупцией." Ирина Верещук:

  • Эскалация на Донбассе, вероятно, ускорила первый прямой контакт между президентом Зеленским и президентом Байденом.

Что касается недавних переговоров Меркель с Макроном и Путиным, то я не вижу связи между этими переговорами и переговорами Зеленского с Байденом. Кстати, в ближайшее время наш президент будет общаться в трехстороннем формате с Меркель и Макроном.

Означает ли призыв Байдена, что НАТО окажет военную поддержку Украине? Чего еще можно ожидать после этого звонка?

Андрей Ермолаев:

— Что касается исхода, то я бы предположил, что эскалация войны на Донбассе нарастает, и ее пик еще впереди. Во-первых,не исключено, что США и их сателлиты согласятся предоставить Украине карту для НАТО. Во-вторых, возможны и новые форматы военно-политического сотрудничества, которые выразятся в поддержке техники, инструкторов и др., а также формировании решения о размещении представителей этих стран в качестве советников и консультантов. Прежде всего, речь идет о Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах как членах НАТО — я сейчас не вижу в Украине действий самого Альянса как коллективной платформы. И оба трека — "Европейский" и "Американский" — конкурируют друг с другом. И в первом, и во втором участвуют страны-члены НАТО, но они реализуют разные линии. Первый - это попытка договориться и найти какой-то компромисс с русскими, а второй-использовать напряженность и, возможно, даже военные действия, чтобы усилить влияние и контроль над Украиной и заставить другие государства-члены признать необходимость вступления Украины в более тесное партнерство со странами НАТО. Здесь я вижу и контекст призыва, и ожидаемое более активное вмешательство США и Великобритании в вопросы войны и мира, и переговоров, и военной помощи. И как следствие-форсирование предоставления КАРТЫ нам. Кроме того, эскалация на Донбассе доказывает новый формат поддержки после Минска, так называемую "Крымскую платформу", о которой сейчас очень много говорят. В ней, несомненно, будут доминировать Великобритания и Турция, а не Старая Европа.

У сепаратистов тоже будут свои выгоды/Россия — это рост напряженности, уже создается почва для возможности признания "ЛДНР" независимыми "республиками", об этом уже заявлял в качестве предложения депутат Миронов, лидер одной из российских партий, перед думскими выборами. А для Российской Федерации это еще один аргумент, связанный с усилением "южного" фланга, защитой территорий, которые являются сферами их интересов, но с учетом изменений, которые произошли в Российской Конституции еще в 2020 году.

Владислав Фарапонов:

  • Исходя из того, что никаких содержательных обещаний сделано не было, звонок только показал, что в нынешний период администрации Байдена больше нечего предложить Украине. Военная помощь не может быть выделена Конгрессом США просто так, в середине года. Конечно, Киев хотел бы обеспечить американское военное присутствие на своей территории, но администрация США к этому не готова. Дело не в том, что Россия рядом и это еще больше поднимет градус. Но в начале своей работы администрация не будет втянута в мощное противостояние. Ведь это очень болезненная тема для избирателей Байдена: Трамп и его госсекретарь апеллировали к тому, что никакой новой войны за их каденцию развязано не было. А Байдена часто вспоминают за поддержку американского вторжения в Ирак. У него уже есть этот фон — и я думаю, что нынешняя администрация будет очень осторожна с такими движениями. Андрей Гончарук:

  • Главной новостью должно было стать объявление о визите в Украину. И я думаю, это только отчасти потому, что сейчас никто никуда не ходит. Второстепенной новостью является вероятный прогресс по МВФ, поскольку американцы являются основными "заинтересованными сторонами". Но и этого тоже нет. И вопросы безопасности не открыты, и это звучало так: "мы поддержим вас, если что-то случится." И вряд ли это будут механизмы поддержки со стороны НАТО. Мы не являемся страной-членом Альянса, и не все члены Альянса будут рады помочь. Скоро наш посол Оксана Маркарова отправится в Вашингтон. Наш посол Валерий Чалый как-то в неформальной беседе заметил: "Вы даже не представляете, какие задачи поставил Петр Алексеевич." Сейчас задачи не менее грандиозные — новая администрация, серьезные вызовы. Ирина Верещук:

— Если вы говорите о прямом военном вмешательстве, я бы не спешила с выводами, но и не исключала бы ничего. Я уверен, что Украина не останется один на один с российской агрессией. Что касается военно-технической помощи, то ежегодная помощь только со стороны Соединенных Штатов превышает 250 миллионов долларов. Но главное здесь-наша собственная готовность и решимость дать отпор агрессору. Именно это делает цену агрессии неприемлемо высокой. Это то, что мотивирует партнеров помогать. НАТО не должно воевать на нашем месте, они могут просто помочь. Но они должны видеть нашу готовность и решимость защищать нашу землю. Кстати, когда Россия почувствует нашу готовность и решимость, тогда они к нам не полезут-не волнуйтесь!

Заключение общественной экспертизы

Если бы звонок Джо Байдена был чисто ритуальным, то на этом бы все и закончилось. Однако концентрация оружия и войск вокруг ОРДЛО, а также резкое повышение градуса агрессивной риторики со стороны Украины, ОРДЛО и России говорят о другом. По всей вероятности, ситуация вокруг войны на Донбассе достигла максимального обострения за последние годы: украинское правительство исчерпало свой незамысловатый репертуар способов игнорировать Минск и теперь нуждается хотя бы в каком-то плане Б; россиянам надоело иметь дело с независимыми киевскими политиками, и они готовы поднять ставки в противостоянии с Западом. Риторика российского внешнеполитического ведомства приобрела жесткость зимы 2014 года, а министр обороны России Сергей Шойгу 6 апреля объявил о "плановых контрольных проверках войск" по всей России, причем все виды и виды войск принимают участие в учениях по всей территории страны. Похоже, легкого выхода из кризиса не последует, и сторонам придется либо пойти на большие жертвы (худший вариант развития событий), либо согласиться на уступки. Однако уступки на уступки бывают разные. Россия сегодня вряд ли будет играть по правилам Запада. И в этом случае эксперты вспоминают грузинский сценарий, когда Михаил Саакашвили, убаюканный обещаниями президента Буша, едва не лишился столицы собственной страны. Кроме того, какими бы вдохновляющими ни были призывы Байдена, президент Зеленский должен помнить, что по обе стороны фронта находятся украинские граждане.

Expand

Public Experience project

Public Experience - совместный проект "Вестей" и ВеликобританииАйнийский институт глобальных стратегий развития и адаптации. Раз в неделю профессионалы критически пересматривают наиболее резонансные решения властей и обращают внимание общественности на возможные риски. Под руководством директора УИСГРА Виктора Левицкого эксперты (которые могут обратиться к любому специалисту с государственными полномочиями) формулируют рекомендации по улучшению ситуации

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

байден джо

Американский государственный и политический деятель, член Демократической партии. Действующий президент США с 20 января 2021 года

штурм белого дома

Боевик режиссёра Роланда Эммериха по сценарию Джеймса Вандербилта. Главные роли сыграли Ченнинг Татум, Джейми Фокс и Джеймс Вудс

зеленский владимир

Украинский государственный деятель. Действующий президент Украины с 20 мая 2019

доллар сша

Денежная единица США, одна из основных резервных валют мира. 1 доллар = 100 центов

россия

крым

президентство владимира зеленского

киев

вашингтон

гончарук андрей

обама барак

овальный кабинет

волошин олег

министерство обороны

айова

вайоминг

верещук ирина

слуга народа

ермолаев андрей

европейский союз

соединённые штаты америки

старая европа

прибалтика

чёрное море

нуланд виктория

блинкен энтони

государственный департамент сша

нато

великобритания

минск

турция

старая европа

новороссия

конгресс сша

ирак

международный валютный фонд

маркарова оксана

пётр i

запад

мидия

шойгу сергей

саакашвили михаил