Котировки

ОРДЛО в законе. Кого амнистируют, а кого люстрируют после деоккупации Донбасса

Якимченко Олександр
Общество
09 Feb 10:44   

Кого из жителей ОРДЛО Украина будет считать предателем Родины, кто попадет под люстрацию и почему потребуется 25 лет для реинтеграции неподконтрольных территорий.

Светлана - жительница Донецка. -В прошлом, - говорит она. Окончательно она переехала в Киев в начале 2018 года, после того как боевики задержали ее мужа и угрожали ей из-за частых поездок на подконтрольные Украине территории. Сначала сосед, любитель "Русского мира", а потом-представители "Министерства госбезопасности". Пока Светлана была в Донецке, ее несколько раз вызывали на разговор.

"А потом меня предупредили, что в следующий раз отправят в подвал, поэтому я ушел, оставив все", - рассказывает собеседник "Фокуса". - Сегодня какие-то знакомые мне говорят: "Света, что ты сидишь в Киеве, тратишь деньги на аренду квартиры?! Давай, живи, будем ждать, кто нас возьмет." И это то, что говорят проукраинские люди в прошлом! Я понимаю, мы устали от войны, безденежья и серости. А как же "ватники", те, кто в 2014 году ходил на "референдум", кричали: "Россия, приезжай!" Для одних родина-это место, где хорошо жить, для других ненавистно все, что связано с Украиной. И больше всего их в Донецке. Там уже родились и выросли дети, которые не знают, как жить под Украиной, и им с первого класса говорят, что Украина-враг, и ее военные обстреливают наши территории."

Светлана замечает, что ее бывшие соседи уже много лет живут по московскому времени и российским законам, и она не уверена, захотят ли они по-другому. "Между нами образовалась пропасть. И не в 2014 году, а раньше, из-за любви к ближнему и ностальгии по СССР. Даже если Украина восстановит контроль в будущем, ей все равно будут плевать в спину в течение многих лет. Чтобы они пришли в себя, нужны специальные, возможно жесткие механизмы. Донбасс привык чувствовать себя твердым кулаком, уговорить будет трудно", - подчеркивает Светлана и сомневается, что когда-нибудь вернется домой. - За исключением вещей, - иронизирует она.

Закон писан

Вот уже почти семь лет Украина пытается избежать прямого ответа на вопрос о том, как наша страна собирается вернуть временно неподконтрольные территории и сосуществовать с находящимися там людьми. Все это время информационное поле слышало об агрессии и оккупации, коллаборационизме, амнистии и люстрации, но почти никогда о практическом применении этих терминов. Так было в течение пяти лет президентства Петра Порошенко, так было и в первый год президентства Владимира Зеленского. Только когда стало очевидно, что переговоры на международных площадках — в Минском и Нормандском форматах — зашли в тупик, возникла необходимость озвучить официальную позицию государства и внести конкретные предложения. Так появилось 99 страниц законопроекта "О государственной политике переходного периода". Министр по реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников представил его широкой общественности. Он называет документ рамочным, предлагая взять его за основу для формирования государственной политики в отношении оккупированных территорий Крыма и Донбасса.

Законопроект о правосудии переходного периода написан в духе победителя, который диктует свои условия

Политолог Фонда "Демократические инициативы Илька Кучерива" Мария Золкина отмечает качество документа.

"Это будет значимо как для внутренней повестки дня — это даст гражданам понимание того, как Украина планирует вернуть территории,-так и для переговоров в Нормандском формате и Минске", - говорит она. — Во-первых, никто не обещает прощения, которого требует Российская Федерация. Амнистия будет, но только для тех, кто не совершил тяжких или особо тяжких преступлений, все остальные должны быть привлечены к уголовной ответственности. То есть мы перестаем обсуждать этот вопрос с русскими."

Второй положительный момент, по мнению Золкиной, — это попытка объяснить, что такое люстрация. Украина обещает, что работники ЖКХ вряд ли будут наказаны, в отличие от работников первого эшелона — "прокуроров" и "министерств", а то и"судей".

"Большинство людей на оккупированной территории остаются заложниками. Поэтому мы предлагаем ввести градацию сотрудничества с оккупационными режимами. Мировая практика предлагает административную ответственность за сотрудничество с органами оккупационной власти — запрет занимать государственные должности в течение нескольких лет", - поясняет Резников. Кто и как долго будет решать специальная комиссия.

"Все понимают, что провести полностью прозрачный люстрационный процесс будет сложно", - говорит Мария Золкина. — Но важно, чтобы мы отделили тех, кто совершал преступные деяния, от тех, кто выполнял какие-то функции в местных "советах".

Важный Переговорщик с Кремлем. Алексей Резников о пересмотре "Минска", обязательствах Украины и мягкости Европы

Переговорщик с Кремлем. Алексей Резников о пересмотре "Минска", обязательствах Украины и мягкости Европы

После возвращения в юрисдикцию Украины регионами будут управлять военно-гражданские администрации-временные государственные органы. Это ответ представителям Российской Федерации, которые надеются, что после деоккупации "республики"останутся. Наряду с украинскими властями смогут функционировать международные переходные администрации, но граждане Российской Федерации (а также Армении, Казахстана, Кыргызстана, Белоруссии и Таджикистана) не смогут участвовать в их работе. Но местные выборы возможны, но не раньше, чем через два года после деоккупации. Кроме того, сегодня Украина может выбрать приоритетные зоны экономического развития на Донбассе и подготовить кадровый резерв для работы на неподконтрольных в настоящее время территориях, в частности милицию.

Конфликт интересов

"Трудно сказать, почему Министерство реинтеграции взяло на себя подготовку такого документа, да еще так быстро, - говорит Надежда Волкова, директор Украинской юридической консультативной группы и член рабочей группы по реинтеграции временно оккупированных территорий при Президенте Украины. "Еще три месяца назад никто не знал о его существовании, а потом появился готовый текст и был представлен как общее видение экспертов переходного процесса правосудия, хотя это и не так."

Проблема в том, что подготовленный законопроект сводит на нет работу двух десятков юристов и правозащитников, которые уже несколько лет работают над Концепцией правосудия переходного периода. В августе прошлого года он был направлен в Администрацию президента на подпись Владимиру Зеленскому, но ответа нет. Кстати, после своего избрания президент лично попросил экспертов разработать пакет законодательных инициатив по запуску реинтеграции. Сначала группа хотела подготовить законопроект, но отвергла эту идею, потому что важно было создать не объемный документ обо всем, а четкую декларацию, которая бы всесторонне отражала процесс деоккупации и реинтеграции, а детали — в отдельных законопроектах.

Украина не обещает прощения, которого требует Российская Федерация: будет амнистия, но для людей, не совершивших тяжких преступлений

Комплексный подход, по мнению юриста, является обязательным ответом на четыре основных запроса общества, связанных с войной. Во-первых, преступники, совершившие тяжкие преступления, должны быть наказаны. Ну, если есть возможность на национальном уровне, то нет-в Гааге. Второе: жертвы преступлений должны получать материальную и моральную компенсацию. Не только люди, пострадавшие от войны, но и их семьи и даже их потомки. Третье: общество должно узнать правду о причинах конфликта, его обстоятельствах и жертвах. И последнее: государство обязано обеспечить гарантии неповторения конфликта, создав систему эффективных гарантий. "Концепция правосудия переходного периода о том, как облегчить возвращение людей к мирной жизни, - это история о компромиссах, а также об ответственности и гуманности. И представленный законопроект-это скорее проявление агрессивной позиции Украины, которая разъединяет и усложняет деоккупацию и реинтеграцию. Это написано в духе победителя, который диктует свои условия, мол, мы придем и расскажем, как будем поступать с вами, союзниками оккупантов и агрессоров", - считает Волкова. Она утверждает, что агрессия в документе проявляется как в ключевых определениях, так и в деталях.

Агрессор или нет

Эксперт называет детали намерения Украины создать музей, посвященный войне, с филиалами в Луганске и Донецке, Севастополе и Симферополе, закрепив за собой особый день памяти жертв вооруженной агрессии и обещание снести все памятники, возведенные на неподконтрольных территориях во время их оккупации. В то же время Волкова видит глобальную проблему в признании России страной-оккупантом на законодательном уровне.

"Когда мы говорим в обращении народных депутатов, что Россия является страной-агрессором, мы демонстрируем политическое заявление без последствий. Если мы напишем это определение в законе, то будем указывать, что это государственная политика. А законы, как известно, принимаются для того, чтобы их соблюдать, за несоблюдение есть наказание. После принятия закона мы теоретически сможем наказать людей за пособничество стране-агрессору?" - спрашивает Волкова. Большинство людей на оккупированной территории остаются заложниками. Поэтому мы предлагаем ввести градацию сотрудничества с оккупационными режимами

Несмотря на то, что субъективно Россия действительно является государством-агрессором, объективно она так не называется в международных инстанциях. Об этом заявил исполнительный директор Украинского Хельсинкского союза по правам человека Александр Павличенко. В качестве примера он приводит крушение рейса MH17 под Снежным Донецкой области в июле 2014 года. Есть основания полагать, что к трагедии причастно высшее руководство Российской Федерации.

"В журналистских материалах можно говорить о том, что Россия-криминальное государство, но оно всегда пытается уйти от ответственности, заметая следы преступления. Даже за стол переговоров в Минске ее представители садятся как миротворцы. И такую хитрую политику РФ можно сломить только доказанными фактами. Именно поэтому, даже если Украина примет закон, в котором будет сказано, что самолет был сбит Россией, только решение суда в Гааге сможет подтвердить или опровергнуть это заявление", - говорит Павличенко.

По его словам, по этой же причине преждевременно называть Россию страной-оккупантом, поскольку это прерогатива соответствующих международных органов. В противном случае такое определение на национальном уровне рискует снизить международную поддержку Украины, как это было в случае с Грузией, которая также пострадала от конфликта с Россией. Они попытались назвать его оккупантом на законодательном уровне, но в ответ получили заключение Венецианской комиссии: государство не имеет права самостоятельно определять, оккупированы эти территории или нет.

Важные

Студенты оттуда. "Если нет четкой международно-правовой позиции, то все определения на уровне закона выглядят как провокация", - уверена Волкова. Россия, как и подконтрольные ей представители ОРДЛО, охотно поддастся им.

"В Донецке и детей, и взрослых учат, что когда придет Украина, она всех накажет как пособников террористов", - говорит Светлана из Донецка. — Это происходит в такой агрессивной форме, что становится по-настоящему страшно даже тем, кто не участвует в боевых действиях. Пропагандисты пользуются этим, призывая Россию прийти и защитить русскоязычных и обладателей российских паспортов."

Слова Светланы подтверждаются пропагандистскими новостями из Донецка: мол, псевдореспублики отказываются быть с Украиной, а боевики захватят всю Донецкую и Луганскую области.

"На Донбассе грозят провернуть крымский сценарий, но без Российской Федерации. Поэтому эти территории будут продолжать отдаляться от Украины, и влияние России на них будет возрастать", - предполагает Волкова. Выход, по ее словам, заключается в объективной оценке ситуации: признать, что Украина никогда не сможет избавиться от российского влияния, но важно научиться его контролировать.

Большинство экспертов, с которыми беседовал Фокус, отмечают, что проект закона "О государственной политике переходного периода" далек от идеала. Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, Генеральная прокуратура и Представительство Президента в АРК готовят свои комментарии к документу. Все они содержат десятки страниц разъяснений и предложений. Поэтому и чиновники, и правозащитники признают, что доработка документа затянется на несколько месяцев, но даже после этого не факт, что законопроект поддержат народные депутаты. Важно то, что Украина четко заявила о планах и условиях возвращения своих территорий, и это делает ее более понятной и предсказуемой в глазах международного сообщества, даже если перспективы политических договоренностей с Российской Федерацией остаются туманными

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

донецк

Город на востоке Украины, на реке Кальмиус. Согласно законодательству Украины — город районного подчинения в Донецкой области

киев

Столица и крупнейший город Украины. Расположен на реке Днепр, является центром Киевской агломерации

россия

Росси́йская Федера́ция , — государство в Восточной Европе и Северной Азии. Территория России в её конституционных границах составляет 17 125 191 км²; население страны составляет 146 238 185 чел

зеленский владимир

Украинский государственный деятель. Действующий президент Украины с 20 мая 2019

резников алексей

крым

минск

переговорщик

кремль

европа

армения

казахстан

таджикистан

министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий

волкова надежда

офис президента украины

гаага

луганск

севастополь

симферополь

всеобщая декларация прав человека

павличенко александр

донецкая область

грузия

венецианская комиссия

луганская область

министерство юстиции

министерство иностранных дел ссср

автономная республика крым