Котировки

От пандемии до выборов: что пошло не так в украинской политике в 2020

Бобрович Яна
Общество
23 Dec 15:35   

Под знаком КОВИД

Политолог Владимир ФЕСЕНКО назвал эпидемию КОВИД-19 главным политическим фактором года. По его мнению, она по-разному повлияла на ситуацию: усилилась политическая напряженность, снизились рейтинги президента и партии власти. Но пока серьезных политических последствий нет. Медицинская и административная системы не были полностью готовы к вызовам пандемии КОВИД-19 (не только в Украине, но и в большинстве стран мира, в том числе и развитых), - отметил эксперт. - Пришлось адаптироваться на лету. Кроме того, изменились и вызовы. Весной в Украине не хватало основных ресурсов - медицинских масок и дезинфектантов (их дефицит был ликвидирован примерно за полтора месяца), а затем и искусственной вентиляции легких, а осенью - нехватка медицинского персонала, кислорода для проведения реанимационных процедур и некоторых медикаментов. К концу ноября заполняемость больниц также достигла критического уровня. Возникли острые финансовые проблемы в оказании медицинской помощи, в том числе в выплате надбавок к заработной плате и страхованию медицинского персонала. Деньги фонда "Антикавиды", созданного решением парламента по инициативе президента, были частично использованы на те цели, на которые он не предназначался. Кандидат политических наук Алексей Якубин за антиковидную деятельность поставил властям "три минуса" по пятибалльной шкале. Более того, с натяжкой.

"Весь мир не был готов к ситуации с Ковидом, - сказал эксперт. - Но в нашей стране ситуация накладывалась на существующий хаос и нерешенные социально-экономические проблемы. Неготовность к этому оказалась в квадрате. Ни новые проблемы, которые возникли, ни прежние не были решены в течение года".

В неполный год борьбы с коронавирусом испытывались не только власти. Сами избиратели тоже пошли на перегиб. Последствия будут ощущаться и в дальнейшем.

"В этом году в Украине, как и во многих других странах, люди поняли, что из-за изоляции им придется лечиться и жить в своих странах. Все это укрепило условную партию суверенитета как внутри правительства, так и в обществе. Люди начинают скептически относиться ко всем силам, ориентированным на внешних игроков. В 2014 году термин "сороки" стал более токсичным, чем "ватник". Это признак значительной деформации общественной психологии", - заявил директор Украинского института политики Руслан Бортник.

Упущенные возможности

Ситуация хуже с большинством государственных инициатив. Пять самых впечатляющих событий года, на которые обратил внимание А. Якубин, все с негативными оценками и последствиями.

"Самое впечатляющее событие - это блокировка", заявил политолог. - Его можно классифицировать как политическое событие, учитывая все сопутствующие действия и заявления. Второе - фонд по борьбе с коррупцией. Он был создан для борьбы с болезнью, но используется совсем для чего-то другого. Мы видели все это, но это первый раз. В-третьих, медицинская реформа не отменена, хотя это было возможно. В-четвертых, нежелание пересматривать наши долги, хотя такая возможность была, и были форс-мажорные обстоятельства - ковид. В-пятых, ситуация с местными выборами, которые прошли в условиях пандемии и показали самую низкую явку избирателей за всю историю Украины. То, что Президент пожелал 36,6 для всей страны, говоря о здоровье, было реализовано в виде явки на местные выборы".

Анатолий АМЕЛИН, соучредитель и директор экономических программ Украинского института будущего, обращает внимание на шесть действий власти, на которые можно было рассчитывать в уходящем году, но на которые правящая партия никогда не решалась: отсутствие налога на изымаемый капитал (это было одним из обещаний президента перед выборами); индивидуальные предприниматели не поддерживаются, но подвергаются запугиванию; экспортеры не поддерживаются; нулевая декларация (налоговая амнистия) не вводится; аграрная реформа плохо проведена (кроме того, не было подано и не проголосовано ни одного дополнительного закона, необходимого для ее полного запуска); Кабмин работает только над стратегией развития страны, а это - обязывающий документ. "Мы наблюдаем дальнейшую деградацию общества, рост издержек государственного аппарата и силового блока при одновременном сокращении социальной сферы. Это привело к тому, что по крайней мере треть населения оказалась за чертой бедности, - отметил Р. Бортник. - На самом деле, я думаю, что такие люди составляют около половины населения". Все это создает огромный протестный потенциал, и год закончится протестами". Пока незначительные, но проблемные, которые могут развернуться уже в 2021 году".

"Лошади" и "Пересечение"

Вторая половина 2019 г., послевыборный год, стал периодом адаптации для вновь избранного президента и парламента, а также для вновь назначенного правительства. 2020 год должен был обеспечить широкое поле для реализации зеленой политики. Но в начале года политическая верхушка была лихорадочной.

В феврале президент сменил главу своего аппарата Андрея Богдана на Андрея Ермака. В марте он избавился от министра кабинета министров Алексея Гончарука и генерального прокурора Руслана Рябошапки. Их заменили Денис Шмыгал и Ирина Венедиктова. На то, чтобы построить светлое будущее с обновленным коллективом, ушло девять месяцев. Что у них было?

"Богдан" не "ушел", потому что он был непрофессиональным или неэффективным. Его покровительственный отцовский стиль по отношению к президенту начал давить на Зеленского Замена на Ермака, я думаю, имела личные причины. Рябошапка институционально развалил Генпрокуратуру, его пришлось уволить. Что касается замены правительства, то произошло ослабление "жадности" и укрепление олигархического кооператива. Но здесь это как в борьбе между украинским "хищником" и заграничным "чужаком": кто бы ни победил, украинцы проигрывают", - констатировал политолог Андрей ЗОЛОТАРЕВ.

Эксперты не единодушны в оценке ключевого для украинских политиков события, кроме Ковида и локдауна. Андрей Золотарев отметил, что ключевым событием стали местные выборы:

"Увы, президенту пришлось корректировать результаты через Кирилла Тимошенко (заместителя главы администрации президента. - Ред.) и вести переговоры с региональными элитами. Это не очень хорошо сочетается с риторикой год назад о новых лицах. Надо смириться со старыми". Руслан Бортник отметил, что главным событием стало переформатирование власти. Переговоры и соглашения со старыми элитами, от которых Зеленский отказался в начале своей работы, являются частью этого процесса. Власть переходит от заявленных реформаторов к традиционалистам.

"Зеленский и его команда делают ставку в этом году на удержание власти. Они начинают приспосабливаться к политической конъюнктуре. Логическим результатом этого процесса стало то, что в конце года команда Зеленского создала бюджетную коалицию с участием "За будущее" и "Батькивщины", старых политических элит. На уровне местных советов повсеместно сформировались удивительные альянсы со старыми элитами, которые Зеленский ранее обещал победить", - резюмировал Бортник. - По мере того, как команда Зеленского переходит во власть, она становится похожей на своих предшественников. В течение года Зеленского многие сравнивали с Порошенко. Его также можно сравнить с другими президентами, которые во второй год своего президентства отказались от своих обещаний".

Взгляд Куща

Новые политики, но не политика

  • Во всех странах, где проводится политика шоковой терапии, происходит внутренняя узурпация власти. Без танков на улицах и захвата административных зданий, но с помощью функционирующих демократических институтов - выборы. Установлена корпоративная диктатура, узурпация власти, при которой общество лишено возможности управлять страной. Эта корпоративная контрреволюция стала лейтмотивом прошедшего года в Украине.

Люди могут голосовать за смену формальных политиков, но не могут голосовать за изменение политики. И при Порошенко, и при Зеленском политика шоковой терапии продолжается. Она основана на американской теории быстрого господства "Шок и трепет", которая подразумевает, что враг должен быть окружен, не иметь возможности прийти в себя, наносить удары с разных направлений, чтобы он был дезорганизован. Так было в случае 144 реформ Порошенко. Громовые гранаты взрываются повсюду - децентрализация, медицинская реформа, реформа образованияm, пенсионная реформа, конституционная реформа - и общество дезориентировано. За последний год выкристаллизовалась отсечка простых людей от управления страной.

Если посмотреть на социальную политику, то последний бюджет является продолжением той же политики Яценюка и Гройсмана. Нет ни качественно новой социальной политики, ни реальных экономических реформ, которые могли бы дать стране экономический прорыв. Попытку назначить Юрия Витренко (бывший исполнительный директор "Нафтогаза", прим. ред.) на пост вице-премьера с возможным премьерством можно считать апофеозом того, что политики меняются, а политика - нет. Тот факт, что это назначение оставлено на следующий год, оставляет двусмысленность и ложную надежду на то, что ситуация может измениться.

Алексей Куш, экономист

Анна Коваленко

украинский язык

Один из славянских языков, национальный язык украинцев. Близок белорусскому и русскому, с которыми объединяется в восточнославянскую группу языков

фесенко владимир вячеславович

Украинский политолог, глава Центра прикладных политических исследований «Пента». Лауреат премии «Celebrity Awards 2020» в номинации «Политолог года»

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

якубин иван максимович

Участник Великой Отечественной и Советско-японской войн, Герой Советского Союза , командир отделения 132-го моторизованного штурмового инженерно-сапёрного батальона 15-й армии 2-го Дальневосточного фронта, старший сержант.

макс барских

Украинский певец, композитор и автор песен.

украинский институт национальной памяти

амелин анатолий николаевич

бортников александр васильевич

андреев богдан евстафьевич

ермак андрей борисович

гончарук алексей валерьевич

рябошапка руслан георгиевич

шмыгаль денис анатольевич

венедиктова ирина валентиновна

хмельницкий богдан михайлович

ермак тимофеевич

украинцы

золотарёв андрей иванович

зеленский владимир александрович

батькивщина

бортник иван сергеевич

порошенко пётр алексеевич

яценюк арсений петрович

гройсман владимир борисович

витренко наталья михайловна

нафтогаз украины

правительство