Котировки

От паровых до "Электронов": как менялся киевский трамвай за 129 лет. Фото

Якимченко Олександр
Общество
12 Sep 14:00   

Киевский трамвай имеет свою интересную и уникальную историю. Его электрифицированная линия была открыта 1 июня 1892 года и стала первой на территории бывшей Российской империи. Постоянный рост населения и расширение границ Киева вынудили городские власти развивать сеть общественного транспорта для удобства жителей и бизнеса.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ вспомнил, каким был 129-летний путь столичного трамвая.

Все началось с конного трамвая

Еще в 1886 году военный инженер Аманд Струве, понимая, какую пользу может принести Киеву городской транспорт, предложил собственный проект городской железной дороги на конной тяге. Три года спустя он подписал контракт с Киевской городской думой и создал акционерное общество Киевской городской железной дороги.

Киевский конный трамвай.

Видео дня

Благодаря действиям и давлению Струве 18 июня 1891 года состоялась торжественная церемония закладки конного трамвая. На улице Большая Васильковская, недалеко от нынешней станции метро "Лыбедская", к шпалам был прибит первый рельс, а через месяц было осуществлено пробное движение вагона. Паровой трамвай в центре города.

30 июля 1891 года началось официальное регулярное движение городских конных повозок от нынешней улицы Саксаганской до площади Лыбидь. Позже, в течение некоторого времени, паровой трамвай даже ходил от Демеевки до Европейской площади.

Вагоны первого электрического трамвая на владимирском спуске.

Стоит отметить, что ландшафт, на котором расположен Киев, не очень подходил для" конных трамваев", и поэтому Аманд Струве предложил запустить новый вид транспорта - электрический трамвай. Линия первой электрифицированной ветки начиналась на Подоле, а затем проходила по нынешнему Владимирскому спуску и заканчивалась на улице Крещатик.

Трамвай на Владимирском спуске был первым электротранспортом.

Трамвай на нынешней улице Олеся Гончара.

Также стоит вспомнить еще один вид транспорта, который соединял правый и левый берега столицы. Трамвай на бензиновом двигателе курсировал от Почтовой площади до Броваров, через пригородные районы Дарницы, который просуществовал до 1934 года. После электрификации путей это стало ненужным

Мототрамвай ездил с Почтовой площади в Бровары.

Новые линии и расцвет столичного трамвая

Первая мировая война и последовавшие за ней события оказали негативное влияние на трамвайное хозяйство столицы. Только в 1922 году он начал восстанавливаться, и количество линий увеличилось.

"Пульмановский" трамвай на нынешней Европейской площади. Фото 1929 года.

Моторный вагон Николаевского завода в Киеве.

Четырехосный вагон М1.

В этот период к киевскому трамваю были подключены три частные линии - Демеевская, Слободская и Святошинская. Кроме того, были построены новые - на Соломенке и вдоль нынешней улицы Казимира Малевича в направлении Демеевки. В то же время работники депо начали выпускать вагоны собственного производства и до конца 1960-х годов их производство и модернизация не прекращались.

Двухосный вагон Киевского типа.

Двухосный вагон Киевского типа серии 900.

Вторая мировая война несколько раз приостанавливала трамвайное движение - в сентябре-октябре 1941 года, а также в январе-мае 1942 года. Кроме того, во время боев за столицу и освобождения города от немецких войск в ноябре 1943 года.

Немцы возле одного из киевских трамваев.

К сожалению, после окончания войны некоторые линии были окончательно закрыты, и вся инфраструктура бензинового трамвая была полностью разрушена. Но именно электротранспорт помог восстановить разрушенный город, в частности, появилась железнодорожная ветка на улице Крещатик. Транспорт вывозил мусор и привозил строительные материалы.

Временные трамвайные пути на Крещатике для восстановления города.

В 1960 - х годах начался настоящий трамвайный бум-строительство новых веток, которое продолжалось до 80-х годов. Именно тогда на улицах столицы появились красные и желтые трамваи чехословацкого завода Tatra-T2 и T3, которые со временем были заменены другими моделями этого производителя.

Tatra T2 на улице Сагайдачного.

Пражские трамваи в столице

До сих пор на киевских улицах можно увидеть трамваи производства Tatra.

Но, к сожалению, в 90-е годы начинается период массового сокращения трамвайных маршрутов. В частности, для большинства жителей Левобережья ликвидация трамвайного сообщения с Подолом, линия которого проходила по Набережному шоссе, стала большой потерей.

Киевский трамвай сегодня

В наши дни киевский трамвай продолжает жить - вагоны обновляются, хотя до сих пор большинство из них-чешская Tatra T3. Но, тем не менее, на улицах можно увидеть польские Pesa и украинские "Электроны" с трамваями, изготовленными на предприятии "Татра-Юг".

PESA в Киеве на скоростной линии трамвая.

Львовский трамвай Elektron .

Стоит отметить, что весной 2021 года КП "Киевпастранс" объявило тендер на строительство высокоскоростной линии от улицы Старовокзальной до станции метро "Дворец спорта". Это означает, что еще слишком рано говорить об упадке трамвайной эры.

российская империя

Государство, существовавшее в период с 22 октября 1721 года до Февральской революции и провозглашения республики в сентябре 1917 года Временным правительством. Располагалась в Восточной Европе, Северной Европе, Северной Азии, Средней Азии и Северной Америке

струве аманд

Русский военный инженер, предприниматель, специалист в области мостостроения. Инженер-генерал-лейтенант

киев

Столица и крупнейший город Украины. Расположен на реке Днепр, является центром Киевской агломерации

киевская городская дума

Выборный распорядительный орган городского самоуправления в Киеве, сформированный в 1834 году после отмены магдебургского права. Изначально размещалась в доме Назария Сухоты на Контрактовой площади

большая васильковская улица

Улица в Шевченковском, Печерском и Голосеевском районах города Киева, местность Новое Строение. Пролегает от Бессарабской площади и бульвара Тараса Шевченко до Лыбедской площади и бульвара Дружбы народов

саксаганский район

демиевка

европейская площадь

подолье

крещатик

почтовая площадь

дарница

слободской

святошинско-броварская линия

соломенка

tatra

мост патона

электрон

старовокзальная

мегаспорт