Поток мигрантов хлынул в Соединенные Штаты и Европу с новой силой после ослабления карантинных ограничений. Западные лидеры пытаются их остановить. ЕС опасается наплыва беженцев из Украины в случае российского вторжения.
С 2011 года, когда в ЕС начали возводить первые заборы для предотвращения въезда беженцев, стало очевидно, что сдерживать миграцию невозможно. В США эта проблема также остается одной из центральных на протяжении многих лет. А новая угроза войны в Европе делает эту сложную тему более актуальной, чем когда-либо. Корреспондент.net Рассказывает о том, как западные страны пытаются противостоять иммиграции.
Жесткая позиция Европы
Франция, которая в настоящее время председательствует в ЕС, 3 февраля провела встречу министров внутренних дел ЕС. Его результатом стало создание нового Шенгенского совета, призванного решить проблему иммигрантов. Участники встречи предложили заставить страны ЕС ввести миграционные квоты или платить другим членам ЕС, которые готовы принять беженцев.
В то время как президент Франции Эммануэль Макрон готовится к президентским выборам в конце апреля этого года, миграция вновь стала предметом жарких дискуссий в стране. Макрон будет противостоять кандидатам, особенно от правых, которые хотят извлечь выгоду из того, что они называют "неэффективным управлением миграционными проблемами".
Большая часть политической кампании Макрона до сих пор сводилась к жесткой позиции в отношении иммиграционной политики не только внутри страны, но и во всем ЕС. Этот тон сохранялся и во время встречи министров иностранных дел. Его участники также инициировали создание кризисных сил быстрого реагирования для таких ситуаций, как на границе Беларуси и Польши, которое продолжается с лета прошлого года.
Подробнее о том, что происходит на границе Польши и Беларуси, читайте в материале "Как защититься от Беларуси". За что Польша осуждена.
Первое заседание нового совета запланировано на 3 марта. Макрон выразил надежду, что "этот совет сможет стать лицом сильной Европы, способной контролировать и защищать свои границы, а следовательно, и свою судьбу".
Франция также предлагает регистрировать каждого иностранца, прибывающего в ЕС, в биометрическом реестре Eurodac. Страна надеется, что, укрепив внешние границы Европейского союза, удастся восстановить свободное передвижение в Шенгенской зоне, ограниченное во время пандемии.
Комиссар ЕС по внутренним делам Ильва Йоханссон поддержала предложения Макрона. Она добавила, что 45 тысяч прибывших мигрантов отсутствуют в реестре Eurodac, и это необходимо изменить в будущем.
Йоханссон также призвал к укреплению Frontex, Европейского агентства пограничной и береговой охраны. Одной из важнейших задач на сегодняшний день является размещение 10 000 вооруженных офицеров Frontex на внешних границах Европейского Союза.
Министр внутренних дел Германии Нэнси Фезер заявила, что Германия поддерживает Францию в ее стремлении развивать принцип солидарности для приема мигрантов в ЕС.
Макрон упомянул список как минимум из 12 государств, которые будут готовы принять мигрантов, а если они не готовы - выделить деньги тем, кто примет. "Это так называемая новая солидарность", - объяснил Файезер.
"Мы хотим открытую и гуманную Европу", - добавил немецкий министр. - Германия работает над созданием легальных маршрутов в Европу, чтобы никто не утонул в Средиземном море или где-либо еще. Речь идет об установлении правил и обеспечении того, чтобы Frontex хорошо работал на границах ".
Задушить в зародыше
Между тем ЕС избегает активных военно-морских операций против беженцев, прибывающих в регион морским путем, поскольку физические столкновения с ними связаны, по крайней мере, с двумя формами юридической опасности. Речь идет об обязательстве спасать таких беженцев, а также рассматривать все их заявления о предоставлении убежища, когда они окажутся на суше, отмечает Spectrum.
В 2015 году под давлением необходимости решения проблемы миграции из-за гражданской войны в Сирии европейские лидеры не смогли создать работающую схему перераспределения беженцев, но они создали правовую основу для функционирования пограничного агентства ЕС.
За последние пять лет ЕС предоставил агентству Frontex огромные новые полномочия. В результате компания подписала контракты на сотни миллионов евро с крупными инжиниринговыми фирмами на поставку оборудования для дистанционного пограничного контроля, программного обеспечения и ноу-хау.
Европа заинтересована в том, чтобы "смотреть" через Средиземное море в страны Северной Африки и предотвращать миграцию в местах ее происхождения.
Уже более десяти лет европейские суды документируют и признают незаконными действия европейских пограничных служб, в том числе кораблей военно-морского флота, которые отправляют лодки с мигрантами обратно в международные воды и оставляют их там.
В ответ на эти решения европейские правительства изменили тактику, но не свою цель: они начали финансировать правительства Ливии и других стран Северной Африки посредством соглашений о контроле над миграцией и безопасности.
Затем европейские правительства и Frontex начали инвестировать в инструменты для обнаружения лодок с мигрантами до того, как они достигнут европейских вод, и призывать Ливийскую береговую охрану отозвать лодки с мигрантами.
Пограничники вкладывают миллионы евро в системы, позволяющие осуществлять мониторинг определенных районов Средиземного моря. В частности, они объединяют видеоданные с беспилотных летательных аппаратов, наземных роботов и морских беспилотных летательных аппаратов и используют машинное зрение для идентификации объектов, представляющих потенциальную опасность.
Какое отношение к этому имеет Украина
Вероятное вторжение России в Украину несет в себе много рисков для Европы, и среди них возможный поток беженцев. Украинцы уже пользуются безвизовым режимом въезда в ЕС, а страна граничит с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией. Если Москва действительно нападет на Украину, многочисленные беженцы будут искать безопасности в соседних европейских странах.
Больше всего это, скорее всего, затронет Польшу, которая уже давно с удовольствием принимает на работу украинцев. Но в случае нападения России масштабы будут совершенно иными. "Как правительство, мы должны быть готовы к наихудшему сценарию", - заявил недавно заместитель министра внутренних дел Польши.
Серьезная эскалация со стороны России может привести к тому, что миллионы людей прибудут в ЕС в течение нескольких месяцев. Украинцы будут интегрироваться гораздо лучше в экономическом и культурном плане, чем мигранты из Сирии в 2015 году, но Европе будет трудно справиться с резким увеличением числа прибывающих. Брюссель будет вынужден согласовать общеевропейский план.
Байден слишком остро отреагировал
В своей предвыборной программе нынешний президент США Джо Байден пообещал "подтвердить приверженность Америки лицам, ищущим убежища, и беженцам". Но в прошлом году его администрация подверглась резкой критике со стороны либералов за депортацию тысяч гаитянских мигрантов обратно на их жестокую родину.
Теперь президент снова сталкивается с той же критикой - на этот раз за то, что он нацелился на поток венесуэльцев, направляющихся через границу США, пишет The Washington Post.
Министерство внутренней безопасности США, а затем Белый дом подтвердили на прошлой неделе, что Соединенные Штаты начнут депортировать венесуэльских мигрантов, которые ранее обосновались в Колумбии, обратно в эту страну.
Власти высылают венесуэльцев в соответствии с разделом 42, спорным правилом о чрезвычайном положении, ранее использовавшимся администрацией Дональда Трампа. Это позволяет депортировать мигрантов в связи с пандемией, не давая им возможности сначала подать заявление о предоставлении убежища в соответствии с законодательством США.
На прошлой неделе стало известно, что администрация Байдена, возможно, пошла еще дальше, депортировав венесуэльцев обратно в суровые условия их авторитарного государства через третью страну - именно за использование этой тактики Байден критиковал Трампа перед выборами 2020 года.
"Абсолютно ясно, что ему наплевать на страдания венесуэльского народа", - сказал Байден о Трампе в 2020 году после сообщений о том, что венесуэльцев депортируют обратно в их страну через Тринидад и Тобаго"Сообщения о том, что администрация Байдена экспортирует венесуэльцев через третьи страны, крайне тревожны", - заявил на прошлой неделе сенатор Роберт Менендес из Нью-Джерси. "Продолжая применять норму из сборника иммиграционных законов Трампа, эта администрация отворачивается от иммигрантов, которые больше всего нуждаются в нашей защите".
Администрация Байдена, в некотором смысле, стала жертвой собственной доброты. Белый дом в основном воздержался от применения раздела 42 к гаитянам в первой половине 2021 года, что позволило тысячам людей искать убежища и въезжать в США, особенно семьям с детьми.
По мере распространения слухов среди других гаитян, проживающих в таких странах, как Чили и Бразилия, ряды гаитян, бежавших в Соединенные Штаты из этих стран, росли. Только после того, как тысячи людей оказались в ловушке под мостами и на обочинах дорог в Дель-Рио, штат Техас, а президент Байден подвергся нападкам в средствах массовой информации за беспорядки на границе, его администрация прибегла к депортации в соответствии со статьей 42.
Аналогичная ситуация сейчас происходит с венесуэльцами. В декабре США остановили 24 819 венесуэльцев, по сравнению с 206 за аналогичный период 2020 года. Этот скачок произошел после года, в течение которого администрация проявляла крайнюю сдержанность в использовании раздела 42 против них.
Администрация оправдывает применение Раздела 42 риском заражения в связи с пандемией. Сторонники такой политики настаивают на том, что эта мера не нарушает международное право.
Правозащитники утверждают, что раздел 42 используется для борьбы с иммиграцией под видом здравоохранения. Но с открытием сухопутных границ для вакцинированных путешественников в ноябре трудно увидеть какое-либо оправдание применению этой строгой нормы.
Проблема будущего
На саммите Давосской повестки дня 2022 года, состоявшемся 17-21 января, также обсуждалась проблема неконтролируемой и нежелательной миграции - как одна из проблем, которых человечество не сможет избежать в ближайшем будущем.
Это объясняется неравенством и несправедливостью нынешнего экономического обновления мира, которое также заключается в том, что развитые страны потеряли гораздо меньше с точки зрения уровня жизни и технического прогресса во время пандемии COVID-19, чем развивающиеся страны.
И потеря возможностей в развивающихся странах, наряду с протекционизмом в развитых странах, создает дополнительные миграционные стимулы. Во втором раунде событий это может привести к угрозам политической стабильности в странах-донорах миграции и создать трудности в устранении разрыва в доходах и занятости.
Такая разница на следующем этапе усилит не только имущественные различия, но и цивилизационные, предупреждают участники саммита в Давосе. Отсюда угроза шоковой миграции, распространение основ средневековья и вероятность возникновения пока неочевидных террористических рисков.