В конце 2020 года Украина выиграла один из тендеров на ремонт двух вертолетов Ми-17В-5 для Афганистана. Холдинг "Вертолеты России" сразу заявил, что "украинские предприятия рискуют жизнями американских и афганских военных", а затем полностью перешел к угрозам.
Об этом сообщает сайт Службы внешней разведки Украины.
Афганские специалисты внимательно ознакомились со всей предоставленной им документацией на ремонт вертолетов, условиями контракта и подписали его без каких-либо проблем. Регулярные ремонты вертолетов должны были проводить украинские предприятия " Мотор Сич "(Запорожье) и" Авиакон " (Конотоп).
Однако Россия заявила, что Украина не имеет права на такой ремонт без участия и контроля разработчика и производителя этого типа вертолетов - "Вертолетов России". В холдинге добавили, что текущая ремонтно-конструкторская документация и запасные части к вертолету якобы не были поставлены в Украину.
"Вертолеты России" заявили, что не берут на себя ответственность за дальнейшую безопасную эксплуатацию машин.
"И, наконец, прибегли к угрозам, заявив, что холдинг "проинформирует все заинтересованные российские и зарубежные организации и ведомства о включении украинских предприятий в перечень авиаремонтных предприятий, осуществляющих незаконный ремонт вертолетов российского производства",-отметили в СВР.
Как добавили в спецслужбе, эта тема была "раскручена" российской пропагандистской машиной внутри и за пределами России.
Еще в 2001 году правительство США начало закупать российские многоцелевые вертолеты Ми-17В-5 для Национального авиационного корпуса Афганистана. Они были выбраны потому, что афганские военные уже имели опыт полетов на них.
В 2014 году США после начала российской агрессии против Украины прекратили реализацию этого проекта из-за нарушения Россией международных норм. Кроме того, правительство США начало вводить санкции против Российской Федерации, в первую очередь против предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Однако в России неустанно повторялось, что" без участия и контроля разработчика и изготовителя данного типа вертолетов" их ремонт невозможен.
Однако эта очевидная монополия не выдерживала критики. Например, в 2015 году Агентство поддержки и закупок НАТО (NSPA) объявило аналогичный тендер на техническое обслуживание Ми-8 афганских ВВС. Согласно условиям тендера, претендентами на контракт могли быть только компании, зарегистрированные в странах-членах альянса. Совсем не Россия. Конкурс выиграла одна из словацких компаний.
Следующий аргумент российского холдинга-якобы отсутствие каких-либо прав и легитимность украинской стороны. Конец этим атакам положило официальное вручение в сентябре 2019 года стратегическим советником из США Дональдом Уинтером тогдашнему министру обороны Украины Андрею Загороднюку американских сертификатов, которые позволят предприятиям украинского оборонно-промышленного комплекса ремонтировать вертолеты типа Ми для иностранных заказчиков.
Более того, за многие годы украинские производители накопили такой опыт обслуживания и ремонта вертолетной техники в стране и за рубежом, что все сомнения в их квалификации и надежности остаются лишь информационной пеной.