День понедельника показал киевлянам, что поездка на такси на работу может стоить почти 1000 гривен, а транспортный коллапс может стать темой для обсуждения в Кабинете Президента. Видимо, потому, что сами чиновники застряли в километровых пробках, сковавших город в первый день жесткой блокировки. Он продлится как минимум до 16 апреля. Но если такая ситуация на дорогах станет нормой, то киевлянам просто придется пересесть на скутеры и велосипеды. Кстати, эта тенденция уже наметилась.
Проблема специальных пропусков
Как показал первый день блокады столицы, многие киевляне не смогли отказаться от поездок на работу, что привело к транспортному коллапсу. С самого утра Киев был скован километровыми пробками. По данным службы анализа дорожного движения TomTom, задержка на столичных магистралях составила 131%. Это на 63% выше среднего показателя 2020 года. Самыми проблемными районами традиционно были мосты и центр города. Добраться с окраины в центр без личного транспорта было практически невозможно, даже для сотрудников "критической инфраструктуры", которым полагалось выдавать специальные пропуска на транспорт. Сами сотрудники говорят, что оформление спецпропуска идет очень медленно. Из-за этого по состоянию на понедельник многие еще не успели их получить. Как рассказывает "Вестям" врач-эпидемиолог одной из столичных больниц, люди стали получать информацию о том, что им начали выдавать пропуска только в воскресенье вечером. Мне сообщили, что я получил специальный пропуск в воскресенье около 22:00. Но вечером я решил не идти за пропуском. А утром не смог. Когда я попытался пройти к станции метро "Выдубичи", меня не пустили сотрудники Нацгвардии. Я показал им свой старый пропуск, удостоверение, удостоверение личности, паспорт и даже фотографию пропуска, который мне пришлось забрать на работе. Но меня никогда не пускали в метро", - рассказывает киевлянка "Вестям".
Однако если одни испытывали трудности только в первый день, потому что не успели забрать пропуска, то другие их вообще не получали. - Я работаю уборщицей в банке, и никому не давали пропуска. Я не могу каждый день вызывать такси", - говорит пенсионерка Мария. Военным тоже не дали пропуска. "*Я из воинской части 3030. Пропуска нам не выдали. Мне надо идти на службу два часа", - говорит солдат Михаил.
Между тем КГГА признает проблему и обещает решить ее в ближайшие дни. Как заявил заместитель мэра Николай Поворозник, за три дня горожане напечатали 437 тысяч пропусков. Но этой суммы оказалось недостаточно. "Работа еще не закончена. Я думаю, что в понедельник, вторник, среду-если у кого-то еще есть такая потребность, они смогут получить эти пропуска", - сказал Поворозник.
Таксистов не хватает
Если не повезет с пропуском, гражданам придется добираться на работу и обратно либо пешком, либо на такси по тройной цене. В утренний час пик за поездку от Позняков до Контрактовой площади нужно было заплатить почти 500 гривен, а чтобы добраться от Троещины до Дворца спорта-600 гривен. Были даже маршруты через весь Киев, за которые водители просили почти 1 тысячу гривен. Но даже с учетом таких тарифов далеко не все смогли вызвать машину.
Как поясняет "Вестям" глава Украинской ассоциации такси, владелец компании "Элит-такси" Андрей Антонюк, такие цены-скорее ситуативная реакция отдельных сервисов-агрегаторов, решивших подзаработать. В то время как большинство классических служб такси не поднимали цены. Дело в том, что с самого начала карантина те компании-агрегаторы, которые ошеломляли людей непомерными тарифами, занижали цены на поездки с целью привлечения клиентов. Но такие тарифы были невыгодны водителям, многие из которых потом разъезжались по домам. Теперь они решили, что самое время вернуть их с помощью высоких тарифов. Но абсурдность ситуации заключается в том, что люди сами не готовы отдать 500 гривен за поездку, которая вчера стоила 100 гривен.*
Именно поэтому классические тарифы на обслуживание не были повышены. Но нужно понимать, что количество автомобилей в таких сервисах ограничено и не на всех хватит", - говорит Антонюк "Вестям".
Маршрутчики подняли цены
Между тем многие маршрутчики, которые могли бы стать спасением для горожан, так и не решились отправиться в рейсы. "С утра уехало около 70% водителей. Тех, кого можно было убедить. Но к девяти часам утра многие из них начали покидать маршруты. Киевляне не смогли получить пропуск и были вынуждены оставить своих сотрудников на удаленном участке. Поэтому если утром в некоторых местах еще стояли очереди, то днем транспорт шел пустой*", - рассказал "Вестям" председатель Ассоциации перевозчиков Киева Игорь Моисеенко .
Кроме того, некоторые из тех, кто все-таки уехал, подняли стоимость проезда с 8 до 10 гривен. "* Цены были повышены на 17 маршрутах из 150. Когда остальные поднимут цены, сегодня точно не известно. Теперь главный вопрос для нас-будут ли маршрутки работать вообще или нет во время жесткой блокировки*", - рассказывает Моисеенко "Вестям".
По его словам, прогнозы перевозчиков плачевны. "Во-первых, сейчас мы столкнулись с проблемой наличия водителей. И, во-вторых, мы несем огромные потери. Вчера нефтетрейдеры объявили нам, что топливо для нас будет только предоплачено. Они видят наше положение и понимают, что в любой момент мы можем обанкротиться. Поэтому они стараются защитить себя. У нас нет оборотных средств. У нас сейчас абсурдная ситуация: когда мы стоим, мы несем потери, а когда идем, мы несем еще большие потери", - сказал Моисеенко "Вестям".
Что будет завтра
Изменится ли ситуация на дорогах в лучшую сторону в ближайшие дни-большой вопрос. Как рассказал "Вестям" директор транспортной модельной компании A+S Ukraine Дмитрий Беспалов, скорее всего, транспортный коллапс-явление временное.
"*Первый день блокировки был, грубо говоря, постановкой условий задачи. И в конце этого дня каждый теперь будет искать варианты, как быстрее приступить к работе. Завтра многие люди примут другое решение: уйти раньше, позже или, может быть, вообще не уйти", - сказал Беспалов "Вестям".
Против горожан, по его словам, сегодня играет сезонность. "Что касается выбора маршрутов, то, к сожалению, с этим могут возникнуть проблемы. Весна - традиционное время активного ремонта дорог. И вполне может быть, что физически другого пути просто нет. Это еще один фактор, который будет работать против нас в ближайшее время", - говорит Беспалов "Вестям".
При этом он отметил, что в нормальных условиях Киев генерирует около 7 миллионов перемещений ежедневно. Из них 40%, или около 3 миллионов человек, перевозятся общественным транспортом". *Сегодня отпечатано чуть более 400 тысяч специальных пропусков. Это означает, что каждый десятый пассажир может подать заявку на такой пропуск. Я до последнего надеялся, что в течение более или менее спокойной осени и лета власти подготовились к ожидаемой изоляции. Но, как видим, этого не произошло", - сказал Беспалов "Вестям".
Скутеры в помощь
Блокада заставила украинцев уделять все больше внимания альтернативным видам транспорта. А именно велосипеды и электроскутеры, которые могут стать хорошим решением для преодоления небольших расстояний по городу за сравнительно небольшие деньги. А главное-никаких пробок. На сегодняшний день в столице существует как минимум четыре различных сервиса проката, которыми можно воспользоваться с помощью банковской карты, смартфона и не менее 50 гривен.
Велосипеды BikeNow
Хороший вариант-взять абонементы на месяц (399 грн) или на весь год (1499 грн). Тогда первые 30 минут каждой поездки будут бесплатными (независимо от количества поездок в день).
Болт Электроскутеров
- Разблокировка — 9 грн.
- 1,9 грн за минуту пользования (понедельник-четверг).
- 2,5 грн за минуту пользования (пятница-воскресенье).
- Пользование весь день — 490 грн.
Киви Электроскутеры
- Разблокировка — 8 грн.
- 1,9 грн за минуту пользования (понедельник-четверг)* 2,5 грн за минуту пользования (пятница-воскресенье).
- Пользование весь день — 490 грн.