Котировки

Пять лет без выборов, люстрация и два года украинизации. Что готовит для Донбасса закон о переходном периоде

Бобрович Яна
Общество
13 Jan 12:27   

Недавно Министерство по делам оккупированных территорий опубликовало на своем сайте для обсуждения законопроект о "переходном периоде". Речь идет о неподконтрольных территориях Донбасса и Крыма.

Этот документ был объявлен очень давно. В нем украинские власти обещали прописать, что будет с местными жителями, если они - а точнее эти земли-вернутся в Украину.

"Страна" проанализировала этот законопроект.

Иностранные администрации на Донбассе

Переходным периодом в этом 70-страничном документе предлагается считать то, что происходит сейчас - государственную политику по восстановлению украинского суверенитета над неподконтрольными территориями.

И преодоление последствий "вооруженной агрессии Российской Федерации".

Нынешнюю фазу - когда Украина не контролирует ни весь Донбасс, ни Крым-предлагается назвать "конфликтным периодом". За ним следует "постконфликтный период", когда территории реинтегрируются. Они будут управляться переходными государственными администрациями

Пока есть возможность введения международных переходных администраций. Они создаются на неподконтрольных в настоящее время территориях для решения гуманитарных вопросов и-внимание-для обеспечения безопасности, правопорядка и формирования органов местного самоуправления.

По сути, это возможность ввести военные или полицейские контингенты других стран или организаций. Кроме того, запрещено участие представителей России и других стран ОДКБ - Казахстана, Белоруссии, Армении, Кыргызстана и Таджикистана.

То есть Украина, судя по всему, рассчитывает на страны НАТО или нейтральные государства.

Сразу отметим, что формулировка законопроекта исключает отправку миротворцев ООН в регион (даже если Россия согласится на этот вариант). Потому что среди них, скорее всего, будут русские. Иначе и быть не может, потому что Российская Федерация является членом Совета Безопасности этой организации. То есть идея заранее утопична - Москва не согласится ни на какое привлечение сторонних вооруженных сил, если в их состав не войдут союзники РФ. Так как это безоговорочная капитуляция территорий.

Законопроект также включает в себя ранее обещанное специальное правосудие, которое действует на всех этапах переходного периода (о нем мы поговорим ниже).

Также предлагается считать " ДНР " и "ЛНР" "оккупационными администрациями Российской Федерации", а вооруженные силы сепаратистов и любые правоохранительные органы "республик" - "оккупационными силами Российской Федерации".

Вводится также понятие "деоккупированная территория". Речь идет о тех территориях, которые Украина планирует вернуть - поскольку оговорено, что такая территория может быть признана только в рамках этого закона. То есть Славянск или Краматорск уже не подпадают под это понятие.

Такими территориями признаются любые административные единицы-как только они освобождаются.

Существует также определение понятия"устойчивый мир". Это ситуация, когда больше нет риска возобновления военного конфликта или восстания против украинской власти. Только в этих условиях закон позволяет нам перейти к гражданскому развитию.

То есть жителей Донбасса будут ждать несколько лет без развития и без полных гражданских прав-даже если они вернутся в Украину. И тогда авторы законопроекта разработают эту идею еще более детально.

Запрет на выдачу паспортов из Российской Федерации и лишение гражданства

В документе говорится, что паспорта, выданные жителям Донбасса и Крыма в России, не позволяют им пересекать границу Украины.

Также утверждается, что принудительное или автоматическое приобретение российского гражданства не влечет за собой утрату украинского паспорта.

Это хорошая новость для жителей Крыма, которые едут в Украину. Что касается Донбасса, то там не было обязательной и массовой сертификации - более того, получить российский документ все равно квест.

Таким образом, теоретически эта норма не распространяется на жителей Донецка и Луганска. То есть, согласно букве этого законопроекта, они могут быть лишены гражданства за получение российского паспорта. Если только Украина не решит по умолчанию трактовать всю сертификацию на неконтролируемых территориях как обязательную.

Также утверждается, что теоретически возможны переговоры между официальным Киевом и "оккупационными администрациями". И по очень широкому кругу причин.

Например,"в целях обеспечения национальных интересов Украины", защиты прав и свобод, содействия восстановлению территориальной целостности Украины, а также реализации международных договоров, утвержденных Радой.

Еще один интересный момент заключается в том, что закон позволяет проводить выборы на неподконтрольных территориях (хотя и не сразу после освобождения, о чем речь пойдет позже).

В то же время там запрещена любая деятельность Украины до "деоккупации", за исключением разведки и контрразведки, а также военных мер, указанных в Порошенковском законе о государственной политике на Донбассе.

Что касается Крыма, то дата начала аннексии указана 20 февраля 2014 года - то есть еще до отстранения Виктора Януковича. Эта дата была перенесена в законопроект из постановления Рады от 2015 года. Хотя не совсем понятно, что именно было "занято" в этот день.

Хорошо известно, что "зеленые человечки" взяли под контроль здание крымского парламента и другие учреждения только 27 февраля.

Но давайте пойдем дальше. "Деоккупацией" будет считаться полное очищение территории от российских войск и местных формирований в каждом отдельном населенном пункте. После этого наступает "постконфликтный период".

Собственно, это самое интересное-потому что дает понять, как украинские власти видят судьбу неконтролируемого Донбасса и Крыма после их гипотетического возвращения в состав Украины.

"Нет" - амнистия" да " - люстрация

В законопроекте перечислены следующие основания, на которых будет базироваться политика Киева на возвращенных территориях.

Этот список содержит много общих понятий, таких как "верховенство права" или "законность". Но есть и более конкретные - например,"унитарность"," неотвратимость наказания за самые тяжкие преступления", права коренных народов и национальных меньшинств.

Что касается защиты прав коренных народов, то здесь речь идет только о караимах и крымских татарах, которым гарантировано право на "защиту от ассимиляции". То есть особые языковые и культурные права.

Еще меньше информации о национальных меньшинствах - проект ссылается на украинский закон "О национальных меньшинствах", ничего к нему не добавляя. То есть ни о каких дополнительных культурных и языковых правах русскоязычных речи не идет. Там будет такой же режим украинизации, как и на других территориях.

По неотвратимости наказания говорится, что преступления, подпадающие под юрисдикцию Гаагского трибунала (которым, кстати, недавно занялась Украина), не подпадают ни под амнистию, ни под помилование. И оговаривается также, что это могут быть и другие преступления - которые, я думаю, будут определены самими украинскими властями.

Обратите внимание, что это положение противоречит Минским соглашениям, в которых говорится, что амнистия должна быть безусловной.

Но законопроект подробно прописывает, какие преступления не могут быть амнистированы (читай - которые не подпадают под Минские соглашения). 1. По мнению Международного уголовного суда в Гааге, это военные преступления. 2. Умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, если при этом кто-то погиб. 3. То же, что и во втором абзаце-но в самом широком толковании: "против жизни и здоровья человека, против свободы, чести и достоинства личности, против половой свободы и половой свободы." Неприкосновенность личности, против мира, безопасности человечества и международного верховенства права".} Пункт № 3 по сути сводит на нет саму идею полной амнистии для реинтеграции Донбасса. Если первые два пункта хоть как-то объяснимы, то третий позволяет при желании осудить по широкому кругу статей любого, кто участвовал в вооруженном конфликте на стороне "ДНР/ЛНР".

Отдельно указывается, что иностранцы, совершившие преступления любого характера на территории Украины, не могут быть освобождены от ответственности или помилованы.

Это, кстати, интересный момент. Таким образом, Украина лишает себя возможности обменять этих людей, если они уже получили приговор. И, соответственно, вернуть тех же граждан, которые были осуждены, например, в России.

Не совсем понятно, зачем это нужно делать. Видимо, чтобы напугать русских, которые собираются воевать на Донбассе.

Но в первую очередь планируется напугать население неподконтрольных территорий Донбасса - то есть граждан Украины. Для них законопроект включает люстрацию - в ее нынешней трактовке, когда запрещено занимать должности в органах исполнительной власти на центральном или местном уровнях. В нее входят те, кто служил в "Народной милиции" (то есть в вооруженных формированиях "республик"), милиции," МГБ " и других правоохранительных и правоохранительных органах.

А также руководители"оккупационных администраций". Полный перечень должностей утверждается СБУ - то есть теоретически там могут находиться все чиновники, которые работали в "республиках". В то же время в документе уточняется, что люстрации не подлежат люди, которые обеспечивали жизнеобеспечение на неподконтрольных территориях.

То есть, видимо, коммунальщики, спасатели, врачи. В то же время непонятно, чего ждать от учителей: школы не относятся к структуре поддержания жизни. А руководители тех же больниц или местного МЧС вполне могут быть включены в список "оккупантов" и люстрированы.

Люстрация осуществляется некой "независимой комиссией", в которую входят граждане Украины"имеющие высокую государственную власть". Судя по предыдущему опыту создания различных "общественных советов"в Украине, комиссии будут заполнены представителями "соросят" и ультраправых.

В результате, судя по формулировке законопроекта, с работы будут уволены абсолютно все сотрудники милиции, судьи, прокуроры, которые, кстати, на 99% состоят из местных жителей. Это означает, что Киев планирует заполнить вертикаль власти в Донецке и Луганске людьми из других городов или регионов.

Ниже в тексте законопроекта говорится, что кадровый резерв должностных лиц и сотрудников правоохранительных органов для Донбасса и Крыма будет формироваться в соответствии со специальными процедурами Кабинета министров, с привлечением Генпрокуратуры, МВД, Высшего Совета юстиции и других ведомств.

Обратите внимание, что Минские соглашения, конечно, не предусматривают никакой люстрации. А бывшие функционеры или рядовые сотрудники " ДНР " и " ЛНР " не ограничены в своих правах. Законопроект Резникова, в нарушение соглашений 2015 года, планирует сделать именно это.

Однако решения о люстрации, как говорится в законопроекте, могут быть обжалованы. Но и здесь есть интересный момент. Дело в том, что суды на освобожденных территориях начнут работать после того, как решение о такой возможности будет принято Государственной судебной администрацией.

При этом сроки принятия такого решения законом не установлены - даже с условием деоккупации территории. То есть суды в Донбассе могут работать как минимум год после того, как над населенным пунктом вновь появится украинский флаг.

И у жителей Донбасса не будет возможности обратиться в другой суд на территории Украины - только те суды, которые определят ГСА, будут иметь юрисдикцию над освобожденными городами.

Однако статья 70 гласит, что меры по установлению справедливости осуществляются в течение шести месяцев после "деоккупации".

Но исчерпывающего перечня этих мер нет, и теоретически суды могут заполнять их дольше. Более того, в той же статье говорится, что органы власти должны быть заполнены кадрами в течение года после "деоккупации".

Следует отметить, что в соответствии с Минскими договоренностями и законом об особом статусе, принятым Радой в 2014 году, на неподконтрольных в настоящее время территориях Донбасса с участием местных органов власти формируются прокуратуры, суды, а также народная милиция. То есть положения законопроекта о "переходном периоде", как мы видим, прямо противоречат этим нормам.

Переименовать УПЦ в РПЦ

Законопроект предусматривает еще одну характерную инициативу - переименование церквей. В частности, конфессии, руководящие органы которых находятся в России, обязаны принимать зарегистрированное в Российской Федерации наименование с приставкой "в Украине".

В общем, в этом пункте не было необходимости. Ведь это правило давно прописано в другом законе. И дублирование этой скандальной статьи специально для Донбасса весьма симптоматично. Как будто специально хотели показать, что будут "выправлять" религиозный ландшафт на Донбассе.

В законе также перечислены методы, которые будут применяться для того, чтобы "оккупация не повторилась".

Они, кстати, очень показательны. По их словам, можно сделать вывод, что "оккупация" стала возможной из-за того, что население Донбасса и Крыма было слишком пророссийским. Поскольку среди понятных заявлений об укреплении обороноспособности есть, например, следующие меры:

То есть негласно признается, что причиной конфликта на Донбассе стало "отсутствие национальной памяти", незнание украинской истории и языка. Хотя раньше говорили, что речь идет только о нападении России.

Это очень далеко идущий вывод. Ведь она по сути фиксирует существование в Украине людей с разными взглядами на государственность и международные ориентиры страны (что ранее отрицалось). Правда, заявив, что их нужно "перековывать" на украинский лад.

Конечно, такие методы" предотвращения оккупации " выглядят либо издевательством, либо профанацией.

Очевидно, что толерантная гуманитарная политика, которая не навязывала бы "украинизм" по методу Вятровича, действительно могла бы вернуть Донбасс.

Что, кстати, и вызвало эскалацию протестов на Донбассе в то время - когда власти после Майдана первым делом отменили языковой закон, гарантировавший русскому языку статус регионального.

Но, как видим, в законопроекте содержится прямо противоположная логика.

Кстати, документ предусматривает меры по утверждению национальной памяти и роли украинского языка в течение первых двух лет после деоккупации.

Отдельно законопроект запрещает использование любых символов, связанных с "ДНР" и "ЛНР". Исключение составляют антиквариат, наука, музеи и документы, выданные " республиками "(при условии, что все это не используется для пропаганды).

Что будет с документами, выданными в "ЛДНР" и Крыму

В законопроекте перечислены документы непризнанных территорий, которые могут быть приняты украинскими властями еще до деоккупации.

После возвращения территорий этими документами будет заниматься специальный уполномоченный орган - Национальная комиссия по выздоровлению.

Легализовать договоры, по которым отчуждается муниципальное и государственное имущество, будет невозможно.

Украина не признает документы об образовании, выданные на оккупированных территориях. И это потребует переаттестации каждого студента и ученика. То есть вам придется переучиваться. Правда, за государственный счет.

Никаких льгот здесь не предусмотрено - школьный курс нужно будет переучивать в полном объеме (хотя бы по отношению к тем предметам, которые не изучались в "республиках").

Новые "праздники" дляонбас и Крым

Интересно, что возвращенные территории обязаны отмечать "день памяти жертв вооруженной агрессии Российской Федерации".

Есть пять дат на выбор:

1 марта - когда Совет Федерации РФ дал разрешение на использование российских войск в Украине

15 марта - день убийства в Крыму Решата Аметова, первого гражданина Украины, погибшего во время аннексии Крыма

18 марта - день гибели прапорщика Сергея Кокурина в день штурма базы ВСУ в Симферополе.

19 апреля - день гибели депутата Горловского горсовета Владимира Рыбака

17 июля-день крушения "Боинга" в Донбассе.

В Донецке, Луганске, Симферополе и Севастополе законопроект предписывает строительство мемориалов в честь жертв "российской агрессии".

При этом для каждого населенного пункта устанавливается "День освобождения от российской оккупации". Также приказано снести все мемориальные доски и памятники, возведенные во время оккупации, а также те, которые подпадают под действие закона о декоммунизации, демонтируются и передаются в музеи. То есть Зеленский и Резников хотят вернуть Донбасс, заранее пообещав снести гигантский памятник Ленину в центре Донецка и переименовать центральную улицу Артема.

Интересно, что все эти процессы будут курироваться Институтом национальной памяти, которому государство "предоставляет адекватное финансирование" на эти цели.

Появление этих норм в законопроекте еще больше подчеркивает его основную идеологию - никаких компромиссов с населением Донбасса и их взглядами не предусмотрено.

Запрет на обмен рубля и поставку воды в Крым

Блок, посвященный экономике и финансам, содержит два интересных момента.

Первый - это установление режима "территорий опережающего развития"на нынешней территории Донецкой и Луганской областей. До "деоккупации" - на субконтактной восточной части, а затем - по всему Донбассу и Крыму.

Срок для обеих частей-25 лет. Это, кстати, может быть главной целью законопроекта, который в других своих положениях, скорее всего, не будет действовать еще много лет. Идею создания ТНР на Донбассе лоббирует ряд близких к Зеленскому олигархов.

Второе - это ограничения на обмен рубля в переходный период. Национальный банк имеет право запретить такой обмен или ограничить его. НБУ также может ограничить ввоз рубля в страну.

И это касается всей территории Украины. И, если законопроект будет принят, то норма начнет действовать немедленно.

Из экономических аспектов есть еще один-прописано разрешение на подачу электроэнергии на неподконтрольные территории, а также с них. И вывозить оттуда стратегические для Украины товары (под которыми можно понимать, например, уголь). При этом из аналогичных товаров разрешается ввозить только гуманитарную помощь, а остальное-только в личном багаже и в небольших объемах.

То есть поставлять воду в Крым по этому законопроекту будет невозможно. И даже если правительство захочет это сделать, придется менять закон (теперь можно обойтись и без таких проволочек).

Кроме того, жители Донбасса и Крыма освобождаются от выплат по ипотечным кредитам, которые были взяты до 2014 года (если недвижимость находится на неподконтрольной территории).

Также запрещается взимать пени и штрафы по любым долговым обязательствам, возникшим до" оккупации " территорий. В частности, за долги по коммунальным услугам.

Поражение в избирательных правах

Выборы в органы местного самоуправления на Донбассе и в Крыму могут состояться только через два года после "деоккупации", говорится в законопроекте.

Напомним, что два года-это период, на который рассчитана политика укоренения "национальной памяти" и повышения роли украинского языка. Но на самом деле период без выборов может продлиться втрое дольше.

Дело в том, что местные выборы на "деоккупированных территориях", согласно документу, проводятся одновременно с очередными подобными выборами на остальной территории Украины. То есть, по сути, бывшие " ДНР " и " ЛНР "могут остаться без демократически избранного правительства даже на пять лет - если, например," деоккупация " произошла сразу после очередных местных выборов, которые проводятся на Украине каждые пять лет.

А если, к примеру, территории были возвращены за год до очередных местных выборов, то на Донбассе их не будет (так как там действует двухлетний мораторий)-и тогда еще пять лет придется ждать нового голосования. То есть срок может затянуться на целых шесть лет.

Второе условие выборов-вывод"оккупационных сил Российской Федерации". Под которым законопроект также подразумевает "Народное ополчение ДНР/ЛНР".

Но, характерно, что в перечне условий проведения выборов нет пункта о передаче Украине неконтролируемого участка государственной границы.

Обратите внимание, что в самом определении "деоккупации"нет упоминания о границе. В нем содержится условие вывода российских войск и незаконных формирований. Остальное - " установление общего эффективного контроля Украины на территории, которая была оккупирована."

После избрания органов местного самоуправления работа всех переходных администраций прекращается. Итак, законопроект во многом полностью противоречит соглашениям, подписанным Украиной в Минске. А также закон об особом статусе Донбасса, принятый в 2014 году.

  1. Выборы проходят через несколько лет после возвращения Украине контроля над территориями (в Минске вообще все наоборот - возвращение начинается только после выборов).

  2. Все правоохранительные органы и суды формируются Киевом (в Минске они формируются местными выборными органами власти).

  3. Полный гуманитарный диктант по национальной памяти и украинскому языку (в Минске право на региональный русский).

  4. Нет ни слова об особом статусе Донбасса и нет ни одной ссылки на действующий или потенциальный закон на эту тему.

  5. Предусматривается создание иностранных территориальных управляющих. 6. Местное население ущемлено в правах-люстрация проводится на очень широких основаниях и запрет на избрание местных органов власти на долгие годы. "Минск-2" всего этого не содержит.

  6. Полная амнистия, установленная в Минске-2, по существу отменяется.

  7. Это оставляет теоретическую возможность того, что Россия согласится на все эти предложения в обмен на соглашение Украины о границе. По крайней мере, так это можно увидеть в Киеве. Однако с очень большой вероятностью Москва не согласится на отсутствие амнистии, перенос выборов, поражение прав, украинизацию и другие нормы, заложенные в проекте, противоречащие Минским договоренностям.

Если это украинский план реинтеграции Донбасса , то мы видим абсолютную профанацию этой инициативы. По крайней мере, ключевая сторона переговоров по Донецку и Луганску - Россия-не даст своего согласия на такой сценарий. Разве что Зеленский не хочет вернуть Донбасс и Крым военным путем.

И этот закон, если он будет принят, решит лишь ряд текущих вопросов, касающихся отношений с жителями неподконтрольных территорий Крыма и Донбасса. А также некоторые экономические аспекты: поставки через административную границу, введение территорий опережающего развития, обращение рубля и так далее.

Это значит, что документ будет работать от силы на 10% - иначе это будет мертвая законодательная нагрузка.

Также очевидно, что принятие документа станет фактическим выходом Украины из Минских соглашений и полной заморозкой переговоров по этому вопросуЭто может ускорить процесс дистанцирования неконтролируемой части Донбасса от Украины и ее фактической интеграции с Россией

крым

Полуостров в северной части Чёрного моря, с северо-востока омывается Азовским морем. Бо́льшая часть полуострова является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей её с марта 2014 года, и Украиной

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

страна

Территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми

президент российской федерации

Высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент Российской Федерации является главой государства

россия

Росси́йская Федера́ция , — государство в Восточной Европе и Северной Азии. Территория России в её конституционных границах составляет 17 125 191 км²; население страны составляет 146 238 185 чел

организация договора о коллективной безопасности

армения

киргизия

таджикистан

нато

организация объединённых наций

совет безопасности российской федерации

москва

донецкая народная республика

луганская народная республика

славянск

краматорск

радио

янукович виктор

международный трибунал по бывшей югославии

международный уголовный суд

гаага

милиция

министерство государственной безопасности ссср

служба безопасности украины

мчс россии

донецк

луганск

киев

министерство внутренних дел российской федерации

высший совет правосудия

администрация президента россии

украинская православная церковь

русская православная церковь

новороссия

совет федерации

аметов решат

кокурин сергей

симферополь

рыбак владимир

севастополь

луганская область

луганская народная республика

минск

магдебургское право в минске