Котировки

Почему Рада утонула в поправках к земельной реформе и кому это выгодно?

Сацюк Андрій
Общество
25 Mar 15:45   

Благие намерения

Вопрос о передаче земель местным общинам решается законопроектом № 2194. Не только он, как мы скажем ниже, но и положения этого закона являются наиболее спорными. Оппозиция внесла в него 3128 поправок.

"2194 предоставляет местным советам право распоряжаться землей за пределами населенных пунктов. Он завершает децентрализацию земель, максимально дерегулирует и деконцентратирует сферу земельных отношений, устраняет коррупционные риски в землеустройстве. И что немаловажно, его поддерживают Ассоциация городов Украины, АГРО-программа USAID, Всеукраинская ассоциация общин, Всеукраинский аграрный совет",-отметила народный депутат от парламентской группы" Доверие " Лариса БИЛОЗИР.

Она также пояснила, что второй законопроект № 2195 предусматривает, что земельные аукционы будут проходить через аукционы в единой электронной системе и в режиме реального времени через Интернет. По результатам аукциона будет заключен договор купли-продажи, аренды, суперфици (право застройки земельного участка). - Ред.), эмфитевзис (право долгосрочного или бессрочного пользования чужой землей. - Ред.) с победителем земельного аукциона, предложившим самую высокую цену за участок. В него была внесена тысяча поправок.

По количеству поправок можно понять, какой из двух законов входит в число лидеров антирейтинга оппозиции.

"Вот пять главных опасностей № 2194. Отменяется прямое положение, запрещающее продажу земель сельскохозяйственного назначения иностранцам. Отменяется понятие "особо ценные земли". Государство полностью снято с контроля за использованием сельскохозяйственных земель. Снят запрет на удаление верхнего плодородного слоя почвы. Льготы для украинских фермеров при закупках отменяются", - заявила лидер фракции "Батькивщина" Юлия Тимошенко.

Суровые реалии

Чтобы понять изощренность пути земельной реформы, действительно достаточно изучить положения законопроекта № 2194.

Земля иностранцам. В первом чтении допуск иностранцев на рынок был решен путем исключения одного слова из статьи 33 Земельного кодекса (ЗК). Из положения о том, что граждане могут передавать земельные участки в пользование юридическим лицам Украины, было убрано слово "Украина". Ко второму чтению осталась более утонченная норма. Поправки в статью 81 Трудового кодекса РФ хотят предоставить иностранцам и лицам без гражданства право на приобретение земель несельскохозяйственного назначения. При этом отменяется статья 186-1 Земельного кодекса, предусматривающая согласование проекта землеустройства с уполномоченным органом исполнительной власти. То есть можно будет изменить целевое назначение земли и передать ее иностранцу как несельскохозяйственную.

Права арендатора. Изначально он должен был иметь преимущественное право на покупку земель сельскохозяйственного назначения, но согласно новому ст.130 -1 в ЗК, в очереди перед ним может стоять лицо, имеющее специальное разрешение на добычу определенных видов полезных ископаемых.

Земля предназначена не по прямому назначению. Теперь, согласно статье 407 ГК РФ, право пользования чужой землей может быть установлено договором между собственником и лицом, выразившим желание использовать ее в сельскохозяйственных целях. То есть, по условиям эмфитевза, вы не можете работать на участке вопреки прямому назначению. А законопроект предлагает разъяснение по использованию земель сельскохозяйственного назначения.

Права землепользователя. Теперь право пользования земельным участком не может быть отчуждено, внесено в уставный капитал и передано в залог. Но законопроект предусматривал новую статью 102-1 Земельного кодекса, которая гласит, что это возможно, если на участке есть какое-либо здание, зарегистрированное на землепользователя.

Вывоз земли. Вынос верхнего плодородного слоя по-прежнему предусмотрен законодательством-на основании специального разрешения. Но процедуру его выдачи отменили еще в апреле прошлого года, и теперь собираются убрать упоминание о специальном разрешении. Вам понадобится только проект землеустройства.

Права собственника. Если законопроект будет принят в его нынешнем виде, собственник должен будет получить нотариально заверенное разрешение от своего арендатора и землепользователя на слияние или раздел своей земли. Обмен одной доли на другую также возможен только с согласия арендатора, если только обе доли не расположены на одном земельном участке. Отчуждать земельный участок по договору дарения, договору пожизненного содержания или договору наследования можно будет только в пользу ограниченного круга лиц: жены/мужа, родителей, детей, внуков, правнуков, тетей/дядей, бабушек и дедушек, прадедушек, прадедушек.

Чувство долга

Это лишь некоторые из положений законопроекта, вокруг которых ломаются копья. Но, по мнению правительства, принять № 2194-требование одного из украинских кредиторов-Всемирного банка. Павел Кухта говорил об этом еще в статусе и. о. министра экономики: этот законопроект-одно из условий получения 700 миллионов долларов. Тогда знамя кредиторов подхватил министр финансов Сергей Марченко: "На днях я разговаривал с главой Всемирного банка в Украине. Мы обсудили условия предоставления средств. Для первого транша — это соглашение на уровне персонала (соглашение на рабочем уровне. - Ред.) с МВФ. А по второму траншу — принятие пакета аграрных законов, что, в принципе, реально." Политолог Алексей ЯКУБИН говорит, что недавно произошел конфуз с экс-министром экономики, а ныне советником главы ОП Тимофеем Миловановым. Он заявил, что изнурительное принятие закона о рынке земли год назад не было требованием кредиторов.

"Даже если это так, последнее слово все равно за нами", - уточняет Якубин. - Тем более что кредитные программы заморожены. Это такая привычка: перекладывать ответственность за отрицательные векселя на международных кредиторов. Может быть, они и могли бы намекнуть, но определенно не в конкретных изданиях и не с конкретными стандартами."

А. Якубин говорит, что если все процедуры будут соблюдены и карантин будет налажен, то к маю можно будет согласовать сельскохозяйственные законопроекты.

"Обратите внимание, что когда мы начинали процедуру пересмотра, мы не включали в нее специальную процедуру (разовое отклонение от процедур регламента, предусмотренных им. - Ред.), как могли, - говорит эксперт. - Но есть еще один нюанс. Такое количество поправок свидетельствует о необходимости принятия закона об оппозиции. Теперь у него есть единственный инструмент воздействия на власть - правильный."

Есть на что отвлечься-поправки по валютным заемщикам в работе, и сроки поджимают: с 1 апреля заканчивается мораторий на их выселение. Законопроект пока прошел только первое чтение. Не мешало бы парламенту поработать над ошибками после внесения поправок в Уголовный кодекс. Народным депутатам удалось ввести уголовную ответственность за управление автомобилем в состоянии опьянения (они внесли поправки в Уголовный кодекс, а затем отменили его), ужесточили наказание за ДТП в состоянии опьянения, и теперь в Кодексе есть две статьи под одним номером - 286-1.

Текущие вопросы будут решаться без отрыва от земли - голосовать можно будет на внеочередных собраниях, а время на основной сессии будет посвящено земле. И эти внеочередные голоса станут отличным маркером реальных целей народных депутатов.

"Парадоксально, но залипание Верховной Рады выгодно и самой власти", - резюмирует Якубин. - Это позволяет нам отложить рассмотрение законопроектов, которые покажут, что центробежные тенденции в моно-большинстве продолжаются, нет консенсуса по кадровым вопросам. Оппозиция требовала, но митинг по тарифам и т. Д. до сих пор не состоялся. Власти могут извлечь выгоду из того, что парламент приостановлен. Многое можно упустить. А если вам что-то нужно, вы всегда можете провести внеочередную встречу и протолкнуть то, что важно и удобно".

Зарабатывают и перепродают

  • Депутаты, которые спонсируются иностранными правительствами через различные общественные организации, которые были в разных общественных организациях, теперь стараются максимально удовлетворить их просьбу. Дать возможность им, иностранным компаниям и лицам с двойным гражданством, приобретать земельные участки в Украине. С другой стороны, все законопроекты направлены на то, чтобы не нести ответственности за пользование землей, перераспределяя те договоры аренды, которые были заключены ранее. То есть забрать их все и, якобы, выставить на аукцион. Удивительная ситуация: в законопроектах нет приоритетного права аренды для тех лиц, которые уже заключили договоры. Существует необоснованный спрос на аренду на срок до трех лет. Людям не будет смысла вкладывать деньги в плодородие земли. Ни один из законопроектов не восстанавливает функции сельскохозяйственной инспекции по контролю почвы и инспекции по контролю качества семян.

Законопроекты направлены на то, чтобы отобрать землю у сегодняшних арендаторов, перераспределить ее, не контролируя использование и продать иностранцам. То есть за все те действия, которые подрывают национальную безопасность Украины.

Ростислав Кравец, юрист, старший партнер Юридической фирмы "Кравец и Партнеры"

Анна Коваленко