Котировки

Под знаком опроса. Как и зачем Рада приняла закон о референдуме

Якимченко Олександр
Общество
28 Jan 06:02   

Депутаты приняли закон Зеленского о всеукраинском референдуме. Это всего лишь одна из целого пакета инициатив по демократии, обещанных президентом перед выборами.

Представители оппозиционных и экспертных кругов опасаются, что эта инициатива может превратиться в инструмент "политических игр" и поляризации общества. Дополнительные сведения см. в этой статье.

После президентской кампании Владимир Зеленский пообещал украинцам демократию. Почти два года спустя - 26 января-Верховная Рада поддержала его законопроект о всеукраинском референдуме (Нет. 3612). За него депутаты отдали 255 голосов.

Тот факт, что Рада приняла этот закон в первый пленарный день нового года, вызвал вопросы. Планирует ли команда президента провести референдум в ближайшее время?

Председатель подкомитета по выборам, референдумам и другим формам прямой демократии Алина Загоруйко ("Слуга народа") отрицает какую-либо поспешность. По ее словам, документ был принят для того, чтобы выполнить обещание, данное избирателям.

Советник главы Администрации президента Михаил Подоляк заверил РБК-Украина, что в законе о референдуме не прописаны конкретные вопросы. Он уточнил, что в разработке документа приняли участие все заинтересованные стороны и учли замечания депутатов, Венецианской комиссии, международных и общественных организаций.

"Против этого закона сейчас могут выступать только те, кто не хочет давать людям возможность принимать решения на референдумах. Или даже принять участие в формировании комфортной среды проживания для всех социальных групп", - считает советник главы ОП.

Во втором чтении законопроект получил почти 1400 поправок. Из них было учтено чуть менее 400. Оппозиционные фракции остались недовольны окончательным текстом документа и указывают на его недостатки.

"Батькивщина" настаивала на том, чтобы законопроект был выписан так, чтобы референдум вообще не мог состояться. В "Европейской солидарности" наоборот: что, согласно законопроекту, у нас будут "спамить" референдумы чуть ли не каждый месяц. На самом деле в нем предусмотрено множество предохранителей, которые не допускают возможности злоупотреблений. Но в то же время, если подойти к его организации профессионально, то вполне можно его реализовать", - пояснила Алина Загоруйко.

Проголосовать

По рекомендации международных экспертных организаций депутаты изменили название самого законопроекта "О демократии через всеукраинский референдум "и оставили его просто"о всеукраинском референдуме".

Документ предусматривает четыре типа вопросов, которые могут быть вынесены на всенародное голосование.

Первый - это принятие закона, который что-то меняет в трех разделах Конституции-I, III, XIII. Это общие положения-о государственном языке и символах, об общем гражданстве. Они также описывают механизм проведения выборов, референдумов и изменения самой Конституции. Такой референдум может быть инициирован только Президентом.

Второй вопрос-это изменение территории Украины. Народное голосование по этому вопросу инициирует Верховная Рада. Оппозиция считает, что абсурдно поднимать такие вопросы во время войны и российской агрессии.

"На практике завтра может быть еще одна попытка Банковой предложить формулу Штайнмайера или что-то в этом роде на референдум по вопросу" вы за мир?". Конечно, этот народ за мир. Более того, с помощью пропагандистских каналов можно сформировать необходимое общественное мнение и получить подавляющее большинство за такие рискованные нормы", - рассказал изданию первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам государственной власти Роман Лозинский. Третий и четвертый типы референдумов инициируются рядовыми гражданами, но они все равно назначаются президентом. По инициативе народа могут быть подняты вопросы "общегосударственного значения", отмены закона или отдельных его норм.

Но если вдруг предприимчивые украинцы захотят вынести тему снижения или отмены налогов на общественное обсуждение, они не смогут этого сделать. Запрещены вопросы и законы, связанные с налогообложением, бюджетом, амнистией и компетенцией правоохранительных органов. И это далеко не весь список запретных тем для референдума.

Нельзя поднимать вопросы, нарушающие Конституцию, международное право и права человека, а также представляющие угрозу суверенитету, целостности и национальной безопасности страны.

Если украинцы проголосовали на референдуме за отмену закона или его норм, парламент не может повторно принять их в той же редакции в течение всего своего созыва.

Однако, по словам Лозинского, эта идея все равно противоречит Конституции. Он отметил, что, согласно Основному закону, единственным законодательным органом является Верховная Рада.

Это несоответствие было замечено и в "Европейской солидарности". По словам депутата от этой фракции Руслана Князевича, принятый документ фактически вводит "законодательный референдум", при этом" заменить парламент референдумом невозможно".

Член рабочей группы по разработке законопроектов о демократии, эксперт Центра политико-правовых реформ и коалиции РПР Юлия Кириченко, напротив, считает эту норму одним из главных положительных моментов.

"Условно говоря, во времена Януковича "диктаторские законы" не оставляли людям иного выбора, кроме как выйти на улицу. Но если бы был такой закон, то люди могли бы собрать три миллиона подписей и отменить их на референдуме. Это, конечно, нежелательный пример. Но если парламент принимает закон, связанный с узурпацией власти или посягательством на гражданские права, то у людей есть законный путь", - пояснила она.

Вопрос о проведении Всенародного референдума будет контролироваться Центральной избирательной комиссией и Конституционным судом. При этом на один голос может быть поставлен только один вопрос. Не два и не три, даже если они касаются одной и той же темы. Воля граждан держится в секрете.

Чтобы запустить референдум по народной инициативе, нужно собрать не менее трех миллионов подписей и не менее ста тысяч в двух третях регионов страны. Это должна сделать инициативная группа.

Партии и общественные организации смогут зарегистрироваться в Центральной избирательной комиссии в качестве сторонников или противников вопроса, вынесенного на референдум. Они могут участвовать в теледебатах, которые финансируются из государственного бюджета.

Для признания референдума действительным в голосовании должно принять участие более половины зарегистрированных избирателей. Это 50%+1, что вполне может быть проблемой из-за низкой явки на последних выборах. В случае неудачного результата вопрос может быть повторно представлен не ранее чем через три года.

Результаты референдума являются обязательными. Дополнительное одобрение парламента необходимо, если голосование касалось вопроса "национального уровня". И это еще один запал, который был внесен депутатами между первым и вторым чтением по рекомендации Венецианской комиссии.

Результаты по остальным вопросам, если они не обжалованы и по каким-то причинам признаны незаконными, вступают в силу автоматически. Если для их реализации необходим дополнительный законопроект, то Кабинет Министров должен написать его в течение шести месяцев, а Парламент-рассмотреть.

Игра слов

На самом деле процедура голосования на референдуме почти такая же, как и на выборах. Украинцы смогут отдать свой голос на избирательных участках, заполнив бумажные бюллетени. Но есть и новшество: закон разрешает электронное голосование.

Вокруг этой процедуры в депутатском корпусе было много дискуссий. Кстати, Венецианская комиссия тоже обратила на это внимание в своих выводах. Она рекомендовала полностью исключить из документа положения об электронном голосовании, а затем урегулировать их отдельным законом.

Чтобы начать голосование онлайн, следует учесть все нюансы - например, защиту системы от взлома и утечки персональных данных. "Многие депутаты от разных партий предложили исключить эти правила из левых. Но на самом деле электронное голосование работать не будет, потому что переходные положения гласят, что оно требует отдельного закона и будет вводиться вместе с электронным голосованием на выборах", - сказал Кириченко. Хотя, по словам Лозинского, нормы в законе об электронном голосовании прописаны таким образом, что их можно трактовать очень широко. Он уточнил, что принятый документ дает Центральной избирательной комиссии полномочия решать, как будет проходить электронный референдум, в обход парламента. И это тоже идет вразрез с Конституцией, заявил представитель фракции "Голос".

После появления законопроекта в парламенте разгорелась еще одна дискуссия о том, станет ли референдум "умным инструментом" манипулирования общественным мнением.

Первоначально основные опасения были связаны с тем, что через него политики попытаются продвигать нужные им инициативы. Причем как с помощью информационной кампании кампании, так и через "правильно" сформулированный вопрос.

В интервью РБК-Украина директор Киевского международного института социологии (КМИС) Владимир Паниотто объяснил, как это работает: "Если мы спросим, как вы относитесь к закону о продаже земли, люди в основном скажут "отрицательно". Если мы спросим, должен ли владелец земли иметь право продать ее, то большинство считает, что да".

Паниотто подчеркнул: главное-это процедура формулировки вопроса. В зависимости от этого вы можете получить как положительные, так и отрицательные ответы.

Рабочая группа утверждает, что все риски, связанные с вынесением вопроса на второе чтение, были учтены. Как пояснил Кириченко, все требования к вопросам из Кодекса надлежащей практики проведения референдумов Венецианской комиссии были перенесены в окончательную редакцию.

По словам Загоруйко, вопрос референдума предполагает только один ответ: "да" или "нет". Оно также должно быть конкретным и не может быть истолковано двояко.

Закон написан так, чтобы эта инициатива не превратилась в ежемесячное "вече". Но в то же время защитные меры выводят на первый план политические партии, которые будут иметь несравненно больше возможностей для организации референдумов.

"С одной стороны, это действительно позиция президента. И это правильно, потому что в Украине должен быть референдум. Сам закон был выписан качественно. Но главный риск заключается в том, что политики получат новый инструмент, который они будут использовать либо в популистских целях, либо для раскола и поляризации общества", - пояснил эксперт Украинского института будущего, народный депутат восьмого созыва Игорь Попов.

Он отметил, что неорганизованное население не соберет три миллиона подписей, профсоюзы в нашей стране достаточно слабы, а массовых сетевых общественных организаций нет. Так что главным" двигателем " референдумов по-прежнему будут политические партии, имеющие разветвленную сеть ячеек, доступ к СМИ и финансовым ресурсам.

Неплохо, если они используют свой арсенал средств в интересах граждан. Другое дело, если политики хотят использовать интересы граждан в своих целях.

УЛЬЯНА БЕЗПАЛЬКО

Источник

зеленский владимир

Украинский государственный деятель. Действующий президент Украины с 20 мая 2019

гонтарева валерия

Украинский финансист и инвестбанкир, миллионер. Глава Национального банка Украины с 19 июня 2014 года по 15 марта 2018 года, первая женщина на этом посту

рбк-украина

Украинское информационное агентство, специализирующееся на финансовых, экономических и политических новостях Украины. Основано в 2006 году как подразделение российского медиахолдинга РБК на Украине

венецианская комиссия

Консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 году. С 2002 года участвовать в работе комиссии могут и страны, не входящие в СЕ

батькивщина

Политическая партия Украины, возглавляемая экс-премьер-министром, а ныне депутатом Юлией Тимошенко. В составе Блока Юлии Тимошенко партия «Батькивщина» участвовала в работе Верховной рады Украины с 2002 года

европейская солидарность

украина

верховная рада

князевич руслан

партия народной свободы

центральная избирательная комиссия российской федерации

конституционный суд российской федерации

политическая партия

радио

раде

паниотто владимир

попов игорь