Котировки

Порошенко, Сушкевич, Жданов. Кто ответит за потерю имущества в Крыму?

Якимченко Олександр
Общество
01 Apr 09:31   

false

Для украинцев уже не удивительно, что аннексия Крыма и оккупация Донбасса стали бизнесом для многих бизнесменов, которые с помощью отдельных чиновников делают бизнес на крови. Но даже среди таких схем редко встречаются такие вопиющие, как та, о которой мы сегодня поговорим. В нем приняли участие президент Петр Порошенко, чиновники из его администрации и члены Кабинета министров. И прикрытием этой схемы была "забота" об инвалидах.

Еще в 2002 году "Национальный комитет спорта инвалидов Украины" при поддержке высшего руководства Украины приступил к созданию "Национального центра паралимпийской и депаралимпийской подготовки и реабилитации инвалидов" (НКПИДПИРИ, далее-Паралимпийский центр в Крыму). Для начала необходимо пояснить, что "Национальный комитет спорта инвалидов Украины (НКСИУ), несмотря на красивое название, является не государственной структурой в своей организационно-правовой форме, а союзом объединений граждан. Это очень важный момент в нашей истории.

Несмотря на свой негосударственный статус"Национальный комитет спорта инвалидов Украины" представляет Украину в Международном паралимпийском комитете и занимается подготовкой украинских паралимпийцев и де-паралимпийцев к международным соревнованиям. Де-факто НЦСИУ глубоко интегрирован в государственные процессы: получает финансирование из государственного бюджета, подчиняется государственным учреждениям (например, Украинскому центру физической культуры и спорта для инвалидов "Инваспорт"), получает в собственность землю и недвижимость от государственных и местных органов власти. На протяжении многих лет бессменным руководителем Национального комитета был Валерий Михайлович Сушкевич.

Но вернемся к созданию Паралимпийского центра в Крыму. Указом Президента № 1059/2001 от 8 ноября 2001 года "О развитии и поддержке паралимпийского движения в Украине" Кабинету Министров поручено принять решение о создании центра на базе соответствующего предприятия НКСИУ в городе Евпатории, предусматривающего, в частности, полное финансирование всех сопутствующих мероприятий за счет средств, поступающих в Фонд социальной защиты инвалидов Украины.

В 2002 году центр был зарегистрирован как юридическое лицо, 100% которого принадлежит Национальному комитету спорта инвалидов. Его строительство финансировалось из государственного и местных бюджетов, а средства на его работу ежегодно выделялись в рамках бюджетной программы КПКВК 3401110 "Развитие спорта среди инвалидов и их физкультурно-спортивная реабилитация".

То есть, хотя де-юре центр не принадлежит государству Украина, де-факто его создание, работа и большая часть имущества были обеспечены налогоплательщиками. Поэтому было бы логично, чтобы в 2014 году, когда Россия аннексировала Крым, вопрос о приостановке или продолжении его работы решался на государственном уровне. Но все обернулось иначе.

В начале оккупации Крыма Россией, во время зимних Олимпийских игр в Сочи, Валерий Сушкевич лично встретился с президентом России Владимиром Путиным и, по словам самого Сушкевича, договорился, что центр останется в пользовании украинских паралимпийцев. Председатель Национального комитета спорта инвалидов подчеркнул, что, поскольку де-юре центр не является государственной собственностью, он не будет отнят у паралимпийцев.

И тогда начинают возникать первые вопросы. Как Сушкевичу удалось договориться с российским президентом? Совершенно очевидно, что статусы этих двух людей настолько различны, что без поддержки на более высоком уровне Сушкевич не смог бы попасть на такую встречу. Тогда кто же оказывал эту поддержку? И еще один вопрос: на каком основании Сушкевич взял на себя полномочия говорить о судьбе имущества, которое возглавляемая им организация получила от государства Украина? Конечно, это можно оправдать заботой об интересах паралимпийцев, но, как показала практика, несмотря на эти странные "договоренности", они все равно почти потеряли доступ в центр. А также возможность требовать от России компенсации в международных судах, как это делают другие украинские структуры, у которых Россия незаконно отобрала имущество в Крыму.

Но все это лишь предыстория. Все самое интересное началось в декабре 2014 года, когда президент Петр Порошенко лично создал для Сушкевича должность Уполномоченного при Президенте по правам инвалидов. На чем основано такое утверждение? По крайней мере, что эта должность была создана 1 декабря 2014 года, а назначение Сушкевича состоялось через два дня, 3 декабря 2014 года, без обсуждений и консультаций с общественностью.

Хотя, если бы дискуссии имели место, Сушкевич вряд ли занял бы такую позицию. Потому что уполномоченный должен отвечать за обеспечение соблюдения прав и законных интересов инвалидов, то есть выполнять надзорную функцию. В то время, когда Сушкевич уже был председателем Национального комитета спорта инвалидов, неправительственная организация по государственной поддержке, в определенной степени отвечала за реализацию государственной политики в отношении инвалидов, то есть имела исполнительные функции. И здесь уже можно было говорить о конфликте интересов. Но почему-то для Петра Порошенко принципиальным было то, что комиссаром стал именно Сушкевич. То ли Сушкевичу было принципиально занять общественную позицию.

Есть и еще один важный вопрос. Мог ли Петр Порошенко не знать, что имущество организации, которую в то время возглавлял Сушкевич, остается в Крыму у Анексова? Учитывая неоднократные публичные заявления самого Сушкевича, он не мог. Также вряд ли Порошенко не знал о странных вещах, которые стали происходить с этим имуществом вскоре после назначения Сушкевича уполномоченным президента по правам инвалидов. Сегодня можно сделать обоснованное предположение, что все последующие "авантюры" Паралимпийского центра в Крыму происходили как минимум с молчаливого согласия, а как максимум при содействии Петра Порошенко.

Итак, уже 4 декабря 2014 года Национальный комитет спорта инвалидов издает приказ № 33 подписано Сушкевичем, которым изменяется организационно-правовая форма предприятия "Национальный центр паралимпийской и паралимпийской подготовки и реабилитации инвалидов" на Общество с ограниченной ответственностью, утверждается устав ООО и определяется уставный капитал в размере 59 млн рублей. Российские рубли! Генеральным директором компании был назначен Геннадий Курганов.

false

А уже в январе 2015 года ООО "Национальный центр паралимпийской и депаралимпийской подготовки и реабилитации инвалидов" с директором Геннадием Кургановым получает "Главный государственный регистрационный номер" на территории Российской Федерации и становится на учет в налоговых органах. То есть он зарегистрирован в Российской Федерации.

Итак, еще раз. На следующий день после того, как Валерий Сушкевич займет государственную должность в Украине, он начинает готовиться к перерегистрации в России имущества, построенного за счет украинских налогоплательщиков. Чуть больше чем через месяц эта перерегистрация проводится. То есть украинский чиновник, сразу же после вступления в должность, де-факто признает юрисдикцию России над Крымом. И все это происходит "под крышей" Администрации президента Петра Порошенко.

Такие действия со стороны украинского чиновника и организации, получающей государственное финансирование, не могли остаться без внимания СБУ и руководства государства. Соответственно, если они закрывали на это глаза, то высшие чины прикрывали их. А учитывая, что Сушкевич был полномочным представителем президента, это означает, что без его ведома этого сделать было нельзя. Кто-то может возразить: но даже после перерегистрации на территории Российской Федерации Паралимпийский центр в Крыму все равно остался в собственности Национального комитета спорта инвалидов Украины. То есть все это не противоречит позиции Сушкевича о сохранении центра для украинских паралимпийцев. Ладно, тогда посмотрим, что с ним будет дальше. В 2016 году Сушкевич сократил уставный капитал Паралимпийского центра, но параллельно идет расширение деятельности, которой занимается центр. И это не только реабилитация инвалидов. В списке можно найти туристические услуги, рекламу, страхование и даже торговлю на заправках. Иными словами, речь идет о полноценном преобразовании украинской базы для паралимпийцев и дефлимпийцев в российский санаторий с очень широким спектром услуг.

false

false

false

false

false

false

В 2017 году Паралимпийский центр в Крыму становится учредителем ООО "Исток", зарегистрированного по адресу АРК, пос. м. Евпатория. Ул. Заозерное Могилевское, 6. Это здание также принадлежало тогдашнему украинскому предприятию "Национальный центр паралимпийской и депаралимпийской подготовки и реабилитации инвалидов" НКСИУ.

false

Эта компания занимается строительством жилых и нежилых сооружений, водных сооружений и сопутствующей деятельностью. На самом деле это не похоже на реабилитацию, не так ли?

И есть еще один очень интересный момент в деятельности центра, который Национальный комитет спорта инвалидов всячески пытался скрыть, но не смог. В официальных документах вы не найдете ни единого упоминания о роли, которую сыграл сын Валерия Сушкевича Александр в центре.

Еще в 2015 году российские СМИ вспоминали о сыне Сушкевича как о директоре Паралимпийского центра в Крыму. Затем он успешно доложил о работе центра Сергею Аксенову-марионетке Путина, возглавлявшему антиукраинское движение, а сегодня являющемуся так называемым "главой Республики Крым". Сушкевич никогда не упоминал о роли сына в этой истории. Очевидно, по понятным причинам - Александр Сушкевич фактически обеспечил "правопреемство" российскому агрессору.

И он фактически стал главой НКПИДПИРИ после того, как был перерегистрирован по российским законам. Об этом свидетельствуют и оккупационные власти Крыма, и сотрудники самого центра. Но почему молчит сам Валерий Сушкевич?

В 2018 году Сушкевич удрученно жалуется: "К сожалению, доступность Крыма для людей с ограниченными возможностями низкая. Попасть туда чрезвычайно трудно, а иногда даже невозможно. Мы делаем специальную цену, скидку для людей, которые "прорвались" туда самостоятельно. Но в целом центр сегодня не выполняет тех реабилитационных функций, для которых мы его создали."

То есть он уже признает, что все обещания сохранить доступ украинских паралимпийцев в центр были всего лишь словами. Сушкевич ничего не сделал для обеспечения этого доступа. Но почему-то деликатно умалчивает о том, что Национальный центр паралимпийской и депаралимпийской подготовки и реабилитации инвалидов превратился на территории аннексированного Крыма в прибыльный бизнес, который платит налоги в бюджет государства-агрессора. Точнее, не Паралимпийский центр в Крыму, а центр "Эволюция". Именно под этим коммерческим названием он сейчас и работает.

Тезис о прибыльном бизнесе - это не пустые слова. Только в 2019 году выручка "Эволюции" составила 540,5 млн рублей. Валовая прибыль составила 120 млн рублей, а чистая прибыль - 37,7 млн рублей. Центр выплатил в бюджет страны-агрессора почти 20 миллионов рублей. Он активно участвует в конкурсах по улучшению здоровья молодежи, школьников, спортсменов и инвалидов. Но теперь из российских регионов. От Москвы до Камчатки.

Более того, руководители и сотрудники центра с гордостью получают награды за самоотверженный труд "на благо Родины". В 2017 году мэр Евпатории отметил главу центра Геннадия Курганова как "лучшего налогоплательщика". В 2018 году руководитель детского лагеря "Эволюция" (сейчас есть один) ко Дню России занял место на доске почета Евпатории.

То есть слова Сушкевича о том, что "Национальный комитет спорта инвалидов просто сохранил свое имущество на аннексированной территории" - чистая ложь. Компания, которая на 100% принадлежит Национальному комитету спорта инвалидов, главой которого является Уполномоченный Президента Украины по правам инвалидов, осуществляет предпринимательскую деятельность на аннексированной территории, зарабатывает деньги и платит налоги в российский бюджет. Точка.

Вряд ли кто-то усомнится в том, что это было бы возможно без покровительства и поддержки на самом высоком политическом уровне. А учитывая позицию господина Сушкевича и обстоятельства того, как он ее получил, логично сделать вывод, что его поддержал Петр Порошенко.

Но эта история не была бы полной без еще одного нюанса. В начале мы упомянули, что работа центра финансировалась в рамках бюджетной программы КПКВК 3401110 "Развитие спорта среди инвалидов и их физкультурно-спортивная реабилитация". Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2011 года № 199 утвержден Порядок использования средств, предусмотренных в государственном бюджете на финансовое обеспечение Паралимпийского движения в Украине, который определяет механизм использования средств по указанной бюджетной программе.

Министерство молодежи и спорта является главным распорядителем бюджетных средств и ответственным исполнителем бюджетной программы, а получателями являются Национальный комитет по спорту инвалидов, Западный реабилитационный спортивный центр и Национальный центр паралимпийской и депаралимпийской подготовки и реабилитации инвалидов. И с 2011 года ничего не изменилось. Согласно действующим законодательным актам, Крымский центр все равно должен финансироваться из государственного бюджета!

Согласно аудиторскому заключению Государственной службы аудита Украины от 16 марта 2018 г. 03-20 / 2, предприятие "Национальный центр паралимпийской и депаралимпийской подготовки и реабилитации инвалидов" указано как таковое, что оно получило средства из Государственного бюджета Украины по КПКРК 3401110 в 2014-2017 годах.

И это вопрос к Игорю Жданову, который возглавлял Министерство молодежного спорта в 2014-2019 годах. На каком основании было принято решение о финансировании из государственного бюджета Украины предприятия, осуществляющего деятельность в Крыму по законам страны-агрессора?

Неутешительные выводы

В этой истории есть несколько критических моментов, о которых должны знать все украинцы, и в первую очередь инвалиды, потому что они больше всего пострадали от произвола чиновников: и как налогоплательщики, и как люди, которые были лишены возможности реабилитации. Причем их лишали не только оккупанты, но и те, кто должен был заботиться об их интересах.

Паралимпийский центр в Крыму-не единственный объект, который остался в Крыму и фактически был украден у Украины и украинцев. Но с 2014 года по многим объектам государственной и частной собственности работают международные суды, и некоторые из них уже успешно завершены, которые принципиально и последовательно удовлетворяют украинские иски о возмещении похищенного в Крыму имущества.

Но для того, чтобы иметь возможность получить такую компенсацию, Национальный комитет спорта инвалидов, его руководители и меценаты должны были не оставлять своих родственников управлять имуществом в Крыму, не переписывать де-факто государственную собственность на частную компанию в РФ, а соблюдать украинское законодательство и действовать исключительно в его рамках. Они должны были зафиксировать юридический адрес центра на подконтрольной территории, сохранить центр как украинскую собственность, а затем действовать подобно другим украинским организациям и предприятиям-обращаться внаши.

Кстати, параллельно Национальный комитет по спорту инвалидов, если он действительно отстаивает интересы украинских паралимпийцев и де-паралимпийцев, мог бы говорить о создании нового аналогичного реабилитационного центра в другой части Украины за средства, которые он вполне мог бы отсудить у России в международных судах.

И это главное предательство с их стороны интересов паралимпийцев в частности и украинцев и Украины в целом: они сами сознательно вывели Паралимпийский центр в Крыму из украинской собственности и стали вести бизнес внутри страны-агрессора.

Разве господин Сушкевич не понимал в конце 2014 года, что паралимпийцы в ближайшее время не смогут свободно ездить в Крым? Я все прекрасно понимал, но решил перерегистрировать центр по российским законам и поставить во главе его сына.

Разве Петр Порошенко, который сам имел бизнес в РФ, не понимал, что вести его там можно только по российским законам, и никаким обещаниям Путина доверять нельзя? Я это прекрасно понимал, но не остановил превращение центра в российское предприятие.

Разве Игорь Жданов не понимал, что с 2014 года расходы госбюджета на спортивные сборы за рубежом постоянно растут? Я прекрасно понимал, но не ставил вопрос ни о прекращении финансирования центра, ни о создании нового аналогичного объекта в Украине.

И еще один штрих к этой картине. Мы все понимаем, что Украине трудно бороться с российской агрессией самостоятельно, и поэтому она обращается за помощью к международным партнерам. Но почему никто не слышал, что Национальный комитет спорта инвалидов, Министерство спорта, Президент хотя бы раз обсуждали ситуацию с Паралимпийским центром в Крыму с представителями Международного Паралимпийского комитета? Почему ситуация вокруг центра не упоминается в докладах ООН о соблюдении прав человека в Крыму?

Ответ тот же: потому что украинские чиновники сами вывели центр из собственности Украины и сделали его частным бизнесом в Крыму, который действует по российским законам.

Кстати, из всех упомянутых только Валерий Сушкевич до сих пор остается официальным представителем государства Украина как на национальном, так и на международном уровне. Как председатель Национального паралимпийского комитета Украины, он представляет украинское паралимпийское движение. В качестве полномочного представителя Президента он ведет переговоры с иностранными делегациями.

В 2018 году, уже основав бизнес в Крыму, он представлял Украину на зимних Паралимпийских играх 2018 года в Южной Корее. Этим летом он станет "лицом" нашей страны на Паралимпийских играх в Японии. Но имеет ли он на это моральное право и как к нему отнесутся международные партнеры Украины?

На наш взгляд, все эти вопросы правоохранители должны задать Порошенко, Жданову и Сушкевичу. Если перейти на юридический язык, то действия должностных лиц Национального комитета спорта инвалидов по перерегистрации и по обеспечению работы центра в Евпатории нарушают несколько законов Украины и подпадают под положения трех статей Уголовного кодекса (Государственная измена, финансирование терроризма и хищение имущества).

Они не могли действовать самостоятельно, без поддержки высокопоставленных чиновников. Учитывая специфику рассматриваемых направлений, похоже, что господин Сушкевич был инструментом в руках чиновников первого уровня-Президента Петра Порошенко и министра Игоря Жданова.

Такие действия имеют признаки преступлений, предусмотренных УК РФ: ст. 210 (нецелевое использование бюджетных средств, осуществление бюджетных расходов или предоставление займов из бюджета без установленных бюджетных ассигнований или с их превышением), ст. 210. 344 (вмешательство в деятельность государственного деятеля), ст. 364 (злоупотребление властью или служебным положением).

Мы считаем, что Генеральная прокуратура, Служба безопасности Украины, Государственное бюро расследований, Национальное антикоррупционное бюро и Национальная полиция должны расследовать обнародованные нами факты, квалифицировать уголовные преступления должностных лиц и определить роль всех, кто принимал в этом участие. Чтобы виновные были наказаны за то, что они сделали.

Автор: Григорий Бондарь

крым

Полуостров в северной части Чёрного моря, с северо-востока омывается Азовским морем. Бо́льшая часть полуострова является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей её с марта 2014 года, и Украиной

порошенко пётр

Украинский государственный и политический деятель, предприниматель, юрист. Народный депутат Верховной рады Украины IХ созыва с 29 августа 2019 года, владелец кондитерской корпорации «Рошен»

национальный центр паралимпийской и дефлимпийской подготовки и реабилитации инвалидов

Паралимпийский спортивный комплекс в посёлке Заозёрное, Евпаторийского городского совета. В центре проходит подготовка спортсменов, представляющих Украину на Паралимпийских играх

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

инваспорт

Система физкультуры и спорта для инвалидов, функционирующая на Украине на государственном уровне. Разработана председателем Паралимпийского комитета Украины Валерием Сушкевичем, который сам является инвалидом, передвигаясь на коляске

сушкевич валерий

евпатория

россия

сочи

путин владимир

президент российской федерации

администрация президента россии

служба безопасности украины

автономная республика крым

аксёнов сергей

республика крым

всероссийский национальный центр

эволюция

москва

камчатка

олимпийский

жданов андрей

далёкое

кстати

министерство спорта российской федерации

организация объединённых наций

япония

марло кристофер

федеральная служба безопасности

государственное бюро расследований

национальное антикоррупционное бюро украины