Особое внимание всегда уделялось городским властям Киева. Каждый шаг, каждое решение столичных властей изучается чуть ли не под микроскопом - и безжалостно критикуется. Иногда-заслуженно. Иногда-не очень сильно. Это внимание усилилось еще в последнее время, когда информационное пространство снова и снова сотрясается от сообщений, сотрудники правоохранительных органов в очередной раз пришли с обыском на другое муниципальное предприятие столицы.
Чем объясняется лавина обысков в Киеве? Почему громкий проект реконструкции Шулявского путепровода резко подорожал вдвое? Когда появится - и будет ли вообще - метро на Троещине? И готово ли столичное правительство к третьей волне пандемии и насколько высока вероятность того, что в Киеве придется объявить о новой блокировке?
Обо всем этом ОБОЗРЕВАТЕЛЬ спросил первого заместителя председателя Киевской городской государственной администрации Николая Поворозника.
Видео дня
-
Мы живем в условиях пандемии уже полтора года. Удалось ли киевским властям адаптироваться к новым условиям? Что, оглядываясь на пройденный нами путь, можно назвать самым сложным испытанием?
-
На самом деле мы были первопроходцами. Никто не понимал, что и как нужно делать в самом начале-начиная с организации медицинского обеспечения и заканчивая организацией жизнедеятельности самого города. Но я считаю, что нам это удалось - как в первую волну коронавируса, так и во вторую. Второе, кстати, было сложнее: пациентов было значительно больше, и тяжелобольных, в частности. Многим людям требовалась кислородная поддержка, реанимация. Ведь вирус мутирует и усугубляет течение болезни. Но мы справились.
Как живет город? Я думаю, что и киевляне, и власти адаптировались к новым условиям, в которых мы сейчас вынуждены жить. Во всем, начиная от масок и заканчивая организацией работы непосредственно предприятий. Отношения также переформатируются - и некоторые первоначально вынужденные меры останутся с нами даже после окончания пандемии. Например, теперь все по достоинству оценили преимущества удаленной работы. Это общемировая тенденция.
Город сейчас функционирует в зеленой зоне, ограничений практически нет, и мы, власти, используем это время для подготовки к следующей волне. Мы активно проводим вакцинацию, готовим больницы - делаем все необходимое, чтобы быть готовыми оказать помощь всем, кто в ней будет нуждаться.
Что было самым трудным? Вероятно, для того, чтобы принимать непопулярные решения, влияющие на обычную жизнь людей. Все смотрели на Киев как на флагман. Наши больницы были чуть ли не первыми, кто принял пациентов с covid. Мы были первыми, кто ввел определенные ограничения в городе. И их нужно было аргументировать, доказывать, что эти решения необходимы.
Трудно было наладить работу медицинских учреждений в новых условиях. В то время больницы и медицинский персонал не были на 100% готовы справиться с таким количеством пациентов. Но мы сделали все, что было в наших силах - и получили обратную связь от врачей о том, что наши действия дали им возможность "перегруппироваться", мобилизоваться - и начать работать на полную мощность.
И это в условиях, когда в начале ничего не было. Даже основные средства защиты - те же маски, перчатки. И сделать их не удалось: производственные мощности, которые могли бы это сделать, перестали работать из-за карантина. Но нам удалось обеспечить больницы масками и перчатками-еще до того, как они начали поступать в аптеки. В конце концов, очень важно защитить врачей. Мы просто не могли позволить себе, чтобы врачи "уходили" с работы даже на две недели из-за болезни.
Поэтому самое сложное-найти решения и принять их. В то время мы работали почти безостановочно. Каждый день собирался штаб, в который входили представители всех ведомств, управлений и ведомств, занимающихся этим - здравоохранения, транспорта, санитарного врача, Госпотребслужбы. Вместе мы изучали ситуацию, моделировали возможные решения, принимали их - и несли за них ответственность. Как мы делаем это до сих пор.
И то, что мы сделали, как показало время, сработало: нам удалось разорвать цепи болезни и остановить ее распространение.
-
Мир уже говорит о третьей волне пандемии. По медицинским прогнозам, он достигнет Украины где-то осенью. Вы готовы к этому?
-
Если говорить о больницах , то мы полностью готовы. Мы подготовили много коек, больницы обеспечены всем необходимым, врачи имеют опыт лечения коронавируса.
Другое дело, готовы ли жители города к новой волне. Здесь есть большие вопросы. Потому что, когда вы выходите на улицу, кажется, что пандемии нет. Социальная дистанция не соблюдается, люди забыли о средствах защиты.
На сегодняшний день заболеваемость в Киеве невелика. Но сейчас это уже "дельта" штамм COVID-19, который распространяется чрезвычайно быстро. Болезнь "молодеет". Все чаще в больницы поступают молодые люди и дети - те, кто перенес болезнь почти на ногах во время первой второй волны.
Мы понимаем, что так или иначе нам придется снова принимать решения о дальнейшей работе городской инфраструктуры, если к нам придет третья волна. Хотя сейчас ситуация несколько лучше, чем в начале пандемии. Хотя бы потому, что уже есть нормативные документы, над которыми вы можете работать. Сейчас мы их несколько корректируем, потому что большое количество людей уже вакцинировано. Необходимо будет объединить ограничения-если их придется вводить. Но я оптимист. Я думаю, что мы не допустим блокировки - и необходимости полностью закрывать город удастся избежать.
-
Что вы подразумеваете под объединением ограничений? Какие-либо "предпочтения" для вакцинированных жителей?
-
В определенной степени - да. Если люди, несмотря на общую истерию, решили и сделали прививку, не отказываются от масок, антисептиков, ведут достаточно осторожный образ жизни, учитывая болезнь - на мой взгляд, им следует дать возможность работать и жить в обычном режиме.
-
Есть ли уже видение того, как это будет работать?
-
Есть соответствующие обращения, например, от тех же рестораторов. Они готовы работать в закрытом режиме, учитывая, что весь персонал учреждений будет вакцинирован, а посетители будут допущены при предъявлении паспортов прививок. Но это все пока - на уровне идей, которые только разрабатываются. Теперь, в отличие от первой волны, мы также можем взглянуть на мировой опыт. И разработать некий "гибрид" ограничений - на случай, если их все-таки придется вводить.
Экономика больше всего пострадала от предыдущих блокировок. И все понимают, что она может не выдержать еще одного повторения строгих ограничений, подобных тем, которые уже были. Я убежден, что город должен работать.
-
Является ли защита бизнеса от удара в столице сейчас одним из приоритетов?
-
да. Потому что это рабочие места, зарплаты для людей. Это и есть жизнь. Именно поэтому мы сейчас ищем оптимальные варианты работы города при определенных ограничениях. Я еще раз повторяю: я действительно надеюсь, что блокировки удастся избежать. Что нам не придется полностью закрывать город, вводить специальные разрешения и так далее. Но мы понимаем, что такое развитие событий тоже возможно. Поэтому мы готовимся ко всему.
-
Кстати, о специальных пропусках. В последнее время об этом много говорят, в частности, о том, что городские власти уже собирают списки работников предприятий критической инфраструктуры. Я знаю, что вы объяснили это, разработав алгоритм того, как будет работать этот режим. Чем это будет отличаться от предыдущего опыта?
-
На самом деле-ничего. Согласно форме-с учетом цифровизации, мы решили не печатать эти специальные пропуска, а сделать их электронными и распространить их на средства связи. В противном случае все будет работать по-прежнему. Приоритет будет отдаваться объектам критической инфраструктуры, которые обязательно должны работать даже в красной зоне и в режиме строгой изоляции. Сотрудники этих предприятий получат электронные пропуска для пользования общественным транспортом. Пошаговые инструкции уже доступны на веб-сайте. Позвольте мне напомнить вам: решение о закрытии общественного транспорта по-прежнему находится в компетенции местных властей. В предыдущие разы мы не останавливали транспорт, а переводили его на специальный режим для перевозки пассажиров, которые вынуждены работать в закрытом режиме. В основном это предприятия, связанные с обеспечением жизнедеятельности города, торговли и центральных органов исполнительной власти. У Киева есть своя специфика. Министерство обороны и другие министерства должны работать в условиях любых ограничений. И мы должны предоставить им такую возможность.
-
Во время предыдущих блокировок было много сообщений о подделке бумажных специальных пропусков. Как защитить электронные устройства от подделки?
-
Подделать такой пропуск будет не так просто, как бумажный. Но дело даже не в этом. Вы можете сколько угодно соревноваться, у кого лучший копировальный аппарат. Но важно отношение граждан к вводимым ограничениям. Все должны понимать, что мы делаем это не для того, чтобы помешать кому-то прокатиться на автобусе. Это вынужденный шаг, направленный на прекращение распространения болезни. И чем скорее все это поймут и остановятся на неделю или две, когда будет введена жесткая блокировка , тем быстрее она будет отменена. Практика показала, что, когда мы в последний раз вводили строгие ограничения каждые две недели, это окупилось. И сегодня мы живем в зеленой зоне.
-
Судя по тому, сколько было драк за возможность сесть в автобус или маршрутку, когда действовали эти ограничения, не все понимают их назначение и важность соблюдения.
-
К сожалению, не все. Именно поэтому я сказал в начале разговора, что труднее всего было принимать сложные и непопулярные решения - и объяснять их необходимость киевлянам.
-
А как вам удалось, на ваш взгляд, выстроить правильное общение с жителями города?
-
Могу сказать, что у большинства граждан есть абсолютное понимание тех мер, которые вводятся. Мы видим это сегодня с той же вакцинацией. Это обзор и оценка общения между властями и киевлянами.
-
Киев, наверное, лидер по проценту вакцинированных людей?
-
Это верно. Сегодня мы являемся лидером. Хотя на самом деле нам не с кем конкурировать. Мы должны соревноваться с самими собой, убеждать самих себя. Как примеры в мире, так и примеры в Украине подтверждают, что вакцинация работает. Посмотрите, например, на Моршина. Там был проведен эксперимент по максимальной вакцинации людей. Несколько дней назад я прочитал: с 20 июня в городе не зарегистрировано ни одного заболевания COVID-19. Около 70% жителей города были вакцинированы.
Поэтому, если у нас 70% вакцинированных, мы больше не можем говорить о пандемии.
-
А сколько у нас сейчас есть?
-
Сегодня у нас более миллиона прививок. Около 385 тысяч человек получили от нас две дозы. Работа идет полным ходом. Но даже первая вакцинация уже запускает работу иммунной системы, и она определенно будет работать с новой волной.
-
По крайней мере, течение болезни будет легче.
-
Это верно. Конечно, мы понимаем, что вакцинация не является панацеей от болезни. Но посмотрите на вакцинацию против обычного гриппа: человек, которому сделали прививку, может заболеть - но перенесет болезнь легче.
И это дает надежду на то, что мы сможем справиться с возможным нашествием пациентов в больницы.
-
Как насчет вакцин? Достаточно ли их? Откуда они берутся?
-
Мы пытаемся купить вакцины самостоятельно. Но сегодня у нас достаточно вакцин на государственной линии, чтобы обеспечить текущий уровень вакцинации. Ежедневно в Киеве прививки получают более 20 тысяч человек. Мы открыли большой центр вакцинации в МВЦ - особая благодарность руководству центра. Мы установили там стандарт. Таких центров в Украине больше нет.
И это касается отношения к болезни. Люди идут и делают прививки. Мы проводим вакцинацию большими командами, прививаем врачей, которые, по сути, все еще находятся на переднем крае борьбы с болезнью. Сейчас в столице вакцинировано 99,5% всех сотрудников медицинских учреждений.
Сейчас мы ставим перед собой цель как можно больше вакцинировать учителей до 1 сентября или в начале новой волны. Наша цель состоит в том, чтобы до 85-90% работников образования получили прививки.
-
Помимо вакцинации учителей, как еще город готовит образовательные учреждения к третьей волне и к возможным ограничениям?
-
Мы разработали несколько вариантов развития событий. Я очень надеюсь, что мы не перейдем на дистанционное обучение. Но если возникнет такая необходимость, мы предложим такие формы обучения, как в прошлом году. Мы все это проработали-прописаны как телевизионные уроки, так и онлайн-программы. Если дети пойдут в школу , мы сейчас готовимся к тому, чтобы занятия в классах были безопасными. Город выделяет в этом году около 90 миллионов долларов на обеспечение образовательных учреждений необходимыми дезинфицирующими средствами, средствами защиты-чтобы они могли нормально работать.
-
Вы планируете купить что-нибудь дополнительно для больниц? Оборудование, например?
-
В прошлом году мы смогли предоставить больницам как можно больше услуг. Тогда город выделил почти миллиард гривен на закупку необходимого. И это нужно было сделать очень быстро.
Сейчас в этом нет такой большой необходимости, потому что, как я уже сказал, медицинские учреждения обеспечили все необходимое. В этом году мы выделили около 250 миллионов гривен на подготовку больниц к приему пациентов. В столичных медицинских учреждениях есть медикаменты, есть средства защиты, есть кислород - все, что необходимо для оказания помощи. Всего достаточно. Если чего-то где-то не хватает, это быстро покупается либо за деньги города, либо за собственные средства больницы.
Сейчас мы уделяем наибольшее внимание отделениям интенсивной терапии. Потому что мы видим, что большое количество пациентов сегодня нуждаются в реанимации.
Сейчас в Киеве 16 больниц определены как больницы первой очереди - они готовы принимать пациентов с коронавирусом. Это две детские больницы, остальные-для взрослых. Кроме того, в настоящее время мы готовим еще 7 больниц с внутренними решениями для обеспечения того, чтобы они были готовы госпитализировать таких пациентов, если вдруг медицинские учреждения первой линии не справятся. Это более 5600 дополнительных кроватей.
Поэтому мы готовы к третьей волне.
-
Есть ли какие-либо прогнозы, когда он может добраться до столицы?
-
Учитывая информацию о серьезном распространении "дельты" в южных регионах и тот факт, что сейчас сезон отпусков - когда люди начнут возвращаться с каникул в город, когда студенты приедут учиться, нам будет чем заняться.
-
Думали ли киевские власти о возможности введения обязательной вакцинации?
-
Я не думаю, что мы будем принимать такие решения. Мы считаем, что самое главное-достучаться до людей, объяснить, почему необходима вакцинация. Но это почему-то остается добровольным делом. Никто никого не заставит делать прививку. Людей нужно убедить.
-
Но именно с помощью" бонусов", определенных" преференций " это, вероятно, можно сделать эффективно. Возможность избежать строгих ограничений в случае их введения является отличным стимулом для тех, кто все еще колеблется, делать прививку или нет.
-
В том-то и дело. Хотя, я вам скажу, вакцинация здесь похожа на "снежный ком": чем больше людей вакцинируется , тем больше приходит новых людей, которые хотят быть вакцинированными. Так было и с врачами. В начале около 30% сотрудников медицинских учреждений согласились на вакцинацию. Остальные настороженно наблюдали. А потом дело пошло, цифры, которые мы имеем сейчас, я вам сказал: почти 100из врачей делают прививки.
Такая же ситуация и с учителями. Поэтому есть надежда, что , когда они все вернутся из отпуска, все будут вакцинированы.
И о "бонусах". Разве это не лучший "бонус" - возможность остановить пандемию и вернуться к привычному ритму жизни без ограничений? Если мы этого хотим , мы должны вакцинировать не менее 70% жителей города. Тогда мы сможем сказать: мы преодолели пандемию.
-
Пандемия, несомненно, является огромной проблемой. Но, борясь с коронавирусом, задачи городского правительства не исчерпаны. Как новые условия и новые реалии повлияли на работу коммунальных служб и реализацию инфраструктурных проектов?
-
Я не могу сказать, что пандемия никак на это не повлияла. Было много ограничений, в частности, на работу города, на строительство и тому подобное. Но основные задачи, которые мы перед собой ставим, реализуются. Реализуются крупные инфраструктурные проекты, строятся школы, продолжается подготовка к отопительному сезону (в прошлом году мы провели его довольно успешно даже в условиях пандемии). Мы сделали все, что можно было сделать в условиях ограничений.
И в этом году мы сделаем все, что планировали. Я не хочу сейчас говорить о дефиците бюджета и о тех льготах, которые мы предоставляли малому бизнесу, который должен был как-то выжить, когда все было закрыто. Мы отнеслись ко всему этому с пониманием. Я могу констатировать, что в тех условиях, которые существуют сегодня, город работает на полную мощность.
-
В то же время, хотя вы говорите, что все шло по плану, завершение реконструкции, например, Шулявского путепровода откладывается во времени. Кстати, почему? Из-за карантина?
-
Частично-и из-за карантина. Ведь нам пришлось ждать 2-4 месяца иностранных специалистов, которым предстояло выполнить значительный пласт работ. Поскольку там границы были закрыты, то и здесь были введены ограничения на въезд.
Но главная причина задержки-ситуация с 5-м цехом завода "Большевик", которая мешает нам окончательно достроить Шулявский путепровод полностью. Мы никак не можем договориться с Фондом государственного имущества о покупке этих 5 цехов для государственных нужд.
-
Соответственно, вы не можете сказать, когда работа будет завершена? Потому что нет понимания, когда эти соглашения будут достигнуты?
-
Основные работы, которые должны были быть выполнены на мосту, чтобы запустить проход, были завершены. Автомобильное движение по центральной части открыто. Теперь вопрос в том, чтобы закончить работы на съездах и прилегающих улицах, которые использовались для объезда. К сожалению, асфальтовое покрытие там было почти разрушено в то время, когда был закрыт прямой проезд. Поэтому возникла необходимость отремонтировать несколько прилегающих улиц, в частности, Гарматную, Выборгскую, Нестерова. На самом деле мы говорим о создании новых улиц.
Что касается 5-го семинара, то мы ожидаем, что где-то в октябре наконец-то будет принято решение от Фонда госимущества. И после этого примерно на полгода останется работа: снести эту мастерскую и построить два выхода с моста. Если все пойдет так, как мы ожидаем, мы полностью закончим Шулявский путепровод к следующему лету.
-
Почему его строительство стало намного дороже - с 600 миллионов гривен в начале до почти 2 миллиардов сейчас?
-
Комплекс причин. Во-первых, вынужденное продление работы во времени. Во-вторых, необходимость ремонта дорог на тех улицах, о которых я упоминал и которые были повреждены в результате ремонта моста. Кроме того, с момента запуска проекта произошло много изменений, в частности, в нормативных документах. В соответствии с новыми требованиями нам пришлось добавить туда несколько дополнительных лифтов, например, в дополнение к тому количеству, которое было изначально спроектировано.
Нам пришлось внести определенные коррективы в первоначальный проект с момента начала работ. Я приведу вам пример. Вы знаете, что во время ремонта мы практически не закрывали движение по проспекту Победы. И это тоже привело к определенному удорожанию, потому что в таких условиях необходимо было использовать совершенно другие технологии. Напомню: у нас там работала голландская компания, которая монтировала пролетные строения мостов. Для этого требовалось соответствующее оборудование, которое также было привезено из-за рубежа. И это повлекло за собой дополнительные расходы. Ведь в первоначальной версии проекта предполагалось, что мы просто полностью перекроем движение, уничтожим остатки старого моста и построим новый прямо на месте.
Я также хотел бы обратить внимание на то, что работа должна стоить столько, сколько она стоит. Это не может стоить больше и не может стоить меньше. И почти за все объекты, которые строятся в Киеве, мы платим деньги только после того, как будет проведена вся соответствующая строительная и проектная экспертиза - как по проекту, так и по выполненным работам.
Простой пример. Вы помните, когда строился стеклянный мост - сколько было криков, что там все украли? Итак: когда все говорили , что деньги уже украдены, мы еще не заплатили ни копейки: мы ждали результатов экспертиз от соответствующих структур, которые проводили анализ - и подтвердили цифры, которые были в актах выполненных работ. И это касается не только технического надзора, но и финансовой составляющей.
Мы используем точно такую же практику на Шулявском мосту и на любых других объектах.
-
Если все оценки подтверждены экспертами , то почему столичным властям раздается так много обвинений в "воровстве"?
-
Кто-то просто хочет это сказать. А для некоторых это элемент политической борьбы. И это очень обидно. Потому что из-за волн постоянного негатива нам становится все труднее искать как подрядчиков, так и исполнителей работ на тех или иных объектах. Сейчас многие компании просто отказываются работать с бюджетными средствами. Они говорят: у нас есть частный рынок, мы этого не хотим. Потому что они знают, что позже их безосновательно обвинят.
События последних шести месяцев показывают это. Все эти обыски - настоящая лавина обысков, прокатившаяся по городу, - они, по большому счету, не касаются муниципальных предприятий. Они касаются подрядчиков и исполнителей работ.
На самом деле, мне странно слышать обвинения в эффективности/неэффективности работы городского правительства. Наша главная задача-эффективно использовать средства, которыми располагает город, для решения задач, которые определены как приоритетные. И есть целая куча регулирующих органов - как наших внутренних, так и государственных, - которые следят за ценообразованием. Есть, в конце концов, система "Прозорро", тендерные процедуры и тому подобное. Когда работы завершены, есть технический надзор, строительные нормы и так далее. Но в итоге мы все равно получаем такую ситуацию и бесконечные необоснованные обвинения. И это в ситуации, когда в городе многое делается, когда меняется столица!
Поэтому, кроме политики, у меня нет других объяснений этой ситуации.
-
Кажется, такого пристального внимания нет ни к кому, ни к какому другому городу.
-
На самом деле нет. Все внимание сосредоточено на городе Киеве. Но мы вынуждены работать в таких условиях. Через два месяца мы должны будем запустить тепло-в условиях резкого повышения стоимости газа. Нам нужно выполнять другую важную повседневную работу, без которой город не сможет функционировать. Мы не снимаем с себя никаких задач. Мы определенно не жалуемся. Мы обязательно будем работать. И мы обязательно выполним те задачи, которые перед нами стоят. В городе будет тепло, дороги, образование, медицина. Я абсолютно уверен в этом. И я не вижу ничего, что могло бы нам помешать.
-
Мы регулярно видим в СМИ новости о все большем количестве обысков на различных муниципальных предприятиях. Но есть ли в этих случаях какое-либо развитие?
-
Мы пока не видим никакого развития событий. Ни против кого не было выдвинуто никаких обвинений. Я еще раз подчеркиваю: вопрос не для муicipal enterprises. Вопрос к подрядчикам, которые, как было объявлено, не платили налоги в бюджеты разных уровней.
Вся необходимая информация так или иначе предоставляется правоохранительным органам. У нас есть внутренний финансовый аудит. И за последние несколько лет было проведено более полутысячи проверок. Если они показывали хоть какие-то проблемы , мы передавали информацию о них в правоохранительные органы, чтобы они уже принимали меры воздействия или принимали необходимые решения. Это точно никто не скрывал.
И сейчас у правоохранительных органов много дел по нашим обращениям. Город предоставил всю информацию следователям различных структур для расследования возможных злоупотреблений и контроля за использованием бюджетных средств. Но все это отодвигается в сторону. Вместо этого мы слышим: давайте посмотрим, как там контрагенты платят налоги. Я не спорю, это тоже важно. И правоохранительные органы также имеют полное право заниматься этим. Но это выглядит немного. "с запахом", или что-то в этом роде.
-
Давайте вернемся к важным инфраструктурным проектам. В Киеве есть своего рода долгосрочное строительство-Подольско-Воскресенский мостовой переход. Что с ним сейчас происходит? Будет ли она завершена?
-
Это определенно будет. В этом году мы обязательно запустим автомобильное сообщение между левым и правым берегами.
На самом деле, за последние 3 года изменения там заметны невооруженным глазом. Ситуация несколько осложняется тем, что этот мост просто простоял долгое время - поэтому возобновить там работы было непросто. И мы вынуждены привлекать специалистов высокого уровня, имеющих опыт выполнения тех или иных работ. Но-мы работаем.
Арочный мост через Днепр сегодня уже находится в проектном положении. К концу месяца все эти ржавые временные опоры будут сняты. Заезд с Нижней и Верхней шахты был произведен сегодня, осталось провести там благоустройство.
В настоящее время на территории Русановских садов ведутся довольно активные работы. Строится часть метро, которая должна пройти там под землей, под железной дорогой. Ведутся работы по строительству железнодорожного переезда, чтобы добраться до улицы Бальзака. Со стороны Бальзака ведутся работы по обустройству дорожного покрытия, которое соединится непосредственно с этим мостовым переходом.
Поэтому я не вижу, что может помешать нам запустить автосервис до конца года.
-
А если мы поговорим о метро?
-
И следующим шагом станет метро, строительство которого фактически началось. Сегодня есть надежды, что мы сможем найти инвестора для строительства метро. Это крупные европейские банки - их несколько-которые готовы предоставить городу довольно дешевые кредиты на строительство метро.
У нас есть часть проекта. А после того, как автомобильная часть уйдет, мы планируем перейти к активному строительству метро.
-
Будут ли жители Троещины наконец ждать метро?
-
Видите ли, мы говорим о метро до Троещины, но я напомню вам: у нас также есть Соломенский район, где есть только одна станция метро - "Вокзальная", - которая также нуждается в реконструкции и строительстве еще одного выхода. Ведь сегодня он серьезно перегружен.
Поэтому этого метро ждут не только жители Троещины, но и киевляне, проживающие в Соломенском районе. И не только. Ведь перемычки существующих линий метро с другой новой линией позволят разгрузить переходы в центральной части города. Если мы соединим "Вокзальную" с "Лукьяновской", а "Лукьяновскую" - с "Тарасом Шевченко" - это позволит нам сделать еще одну возможность пересадки с одной линии на другую.
-
Сколько времени и денег на все это уходит? И на мостовом переходе, и в метро?
-
Метро отключено, по большому счету, от перехода, учитывая, что оно уходит под землю в Русановских садах. Справа, если посмотреть, уже есть сваи для строительства метро в направлении "Тараса Шевченко". Поэтому строительство метро больше не будет связано со строительством моста. Вся основная работа будет выполнена.
По средствам-сегодня это довольно сложно оценить. Если мы говорим только о метро, то два года назад мы проводили консультации с Китаем, который хотел инвестировать в строительство. В то время ориентировочная стоимость проекта составляла около 2,3 миллиарда долларов. Это 18 новых станций с левого берега на правый, от Жулян до Троещины.
Что касается Подольского мостового перехода - там есть открытая часть линии метро и она почти готова - это 3 станции.
-
Если мы сделаем осторожный прогноз, речь идет о 5, 10 годах? Еще?
-
В оценке времени есть много составляющих. Первый - финансовый. Второе - это производство. Я думаю, что речь идет как минимум о 5-летнем периоде с момента начала активного строительства.
-
Возможно, хотя бы тогда будет снята хотя бы одна претензия к столичным властям. Я имею в виду следующее: "При Януковиче строились новые станции, но вот уже сколько лет - ни одной".
-
После 2014 года было довольно сложно что-то точно сделать-с учетом всех долговых обязательств, которые были у города, Украины в целом. Плюс-инфляционные процессы и война. К сожалению, все эти годы было определенно не до строительства метро. А что касается претензий-к тем, кто их высказывает, я хотел бы напомнить: мы все еще платим за станции, которые были построены при Януковиче.
-
Какие еще важные инфраструктурные проекты в настоящее время реализуются или планируются?
-
На самом деле-очень много. Мы просто очень быстро ко всему привыкаем - и у нас складывается впечатление, что так было всегда. Люди ездят по новым ровным дорогам в большинстве районов города - и больше этого не замечают. Кажется, что они всегда были такими.
Мы сейчас, например, заканчиваем ремонт микрорайона. К концу года, я думаю, мы закончим участок от Одесской площади до Жулянского путепровода. Это большая работа. Там это уже сделано, но здесь еще не сделано.
Один из важных проектов-совершенно новый, потому что мы в основном ремонтируем то, что у нас есть, - новый объект, который продолжит часть района до улицы Богатырской. Мы уже сделали дорогу на улицу семьи Кульженко в позапрошлом году. А сейчас мы переходим дорогу и соединяем новую дорогу с Богатырской, что серьезно разгрузит Шулявский путепровод, улицы Телиги и Довженко. Ведь весь грузовой транспорт тогда сможет повернуть направо после съезда с Северного моста (бывшего Московского моста) на Богатырскую улицу - и почти сразу выехать на Кольцевую дорогу. Мы обязательно завершим этот проект к концу года.
Что ж, мы продолжаем нашу текущую работу - достраиваем и строим новые школы, детские сады, парки, дороги, больницы. Мы очень активно занимаемся этим уже несколько лет. И людям кажется, что это приходит из ниоткуда, появляется само собой. Или так оно и было - в конце концов, как я уже сказал, к хорошему быстро привыкаешь.
-
А для вас лично какая ключевая цель на этой должности? Чем бы вы хотели заняться во время работы в КГГА?
-
И я уже сделал это. Я не хвалю себя. Это большая работа большой команды. Но в то время я возглавлял это направление, и также было принято и реализовано много сложных решений. Сегодня мы все пользуемся услугами CNAP с комфортом и удовольствием. Все понимают, как получить паспорт за два дня, как зарегистрироваться, выехать и так далее. Это результат, среди прочего, моей работы. Мы начали делать это в 2008 году - и реализовали это несколько лет назад. И сегодня мало кто помнит, что до недавнего времени получать услуги от государства было не так удобно и быстро.
А если говорить о будущем. Возможно, мы хотели бы построить такое же метро. Поскольку об этом много говорят, было вложено довольно много усилий для того, чтобысделайте так, чтобы это стало реальностью. Но, честно говоря, я бы не стал останавливаться на метро. Потому что главное, на мой взгляд, это сделать его комфортным и уютным как для киевлян, так и для гостей города в Киеве. Комфорт включает в себя множество компонентов. Это включает в себя медицину, транспорт, качество дорог и наличие парков. Виталий Владимирович (Кличко. - Ред.) абсолютно правильная позиция относительно того, что нужно снимать людей с асфальта и выводить их в парки. Это правильная история! И за 3-4 года у нас появилось много парков, где горожане с удовольствием гуляют и отдыхают. Мы отремонтировали сотни парков и скверов, создали новые зоны отдыха.
И мы делаем это не только в центральной части города. Мы всегда старались и продолжаем делать комфортным для жизни не только центр, но и каждый уголок столицы.
Потому что киевляне определенно заслуживают того, чтобы жить в современном, комфортном, красивом городе. В настоящей европейской столице