28 июля 2021 года в Ивано-Франковской области произошла трагедия. Около 13.40 легкомоторный спортивный самолет упал на одно из жилых зданий в селе Шепаровцы. Пожарные боролись с огнем, вспыхнувшим на месте крушения, более часа. Никто из четырех человек, находившихся в самолете, не выжил.
А потом стало известно, что в этой катастрофе погибли три иностранных пассажира и пилот, один из самых опытных военных летчиков Украины Игорь Табанюк. Через 40 лет после первого полета небо забрало его.
Видео дня
Игорь Табанюк, профессиональный пилот, инструктор и совладелец аэродрома малой авиации в Коломые, совершил свой первый полет еще в 1981 году. Сын летчика и внук военного, он с детства мечтал о небе.
"Когда я летал на учебном самолете L-39 с инструктором, то это был самый запоминающийся полет. Я добивался этого три года, я не мог пройти медицинское обследование. Я помню тот факт, что у меня из носа шла кровь от пережитого, и я не мог ее остановить", - рассказал сам Табанюк журналистам "Общественных Карпат".
Как и его отец, юный Игорь тоже выбрал военную авиацию. Однако поступить в летное училище он смог только с четвертого раза - от волнения каждый раз, когда проходил медосмотр перед поступлением, его "отключали" на кардиограмме.
Однако, в конце концов, Табанюк все же оказался среди курсантов Черниговского авиационного училища, которое он успешно окончил. Я был на " ты " с самолетами Л-39, МиГ-21, освоил Як-28, Су-24.
После окончания университета он служил в Венгрии, Азербайджане. А в 1985 году он переехал со своей женой Оксаной в город Коломыя, где в течение 6 лет был командиром эскадрильи, а затем - заместителем командира полка по летной подготовке. Здесь, в уютном западноукраинском городе, поселилась семья.
В 2002 году Игорь Табанюк закончил службу в звании полковника. Пилот первого класса, налетавший более тысячи часов, уволился из армии, потому что не мог смириться с принципом "я начальник, ты дурак", который был широко распространен в армии в то время. Последним пунктом для Игоря стал конфликт с инспектором из штаба по поводу надуманных претензий последнего к конспектам лекций опытного пилота-сначала из-за языка, а затем из-за трех пропущенных запятых. Табанюк сам написал рапорт о своей отставке.
Но после ухода из армии Игорь не смог отказаться от неба. И параллельно с развитием семейного бизнеса по продаже керамической плитки и сантехники он взялся за развитие гражданской авиации.
Все началось с парапланов. Создав кружок парапланеризма в Коломые, Игорь Табанюк и его единомышленники взялись путешествовать по Украине и миру.
"Я мечтал об авиации. Я мечтал о полете. Он занялся парапланеризмом, быстро освоил технологию полета, нашел единомышленников. В 2009 году мы ездили на международные соревнования в Индию. Это горная часть страны, регион Химачал-Прадеш. Здесь созданы надлежащие условия для парящих полетов. Мы приехали заранее на тренировку", - вспоминал Игорь в беседах с журналистом "Голоса Украины".
Эта поездка едва не стала для него последней. Во время одного из полетов параплан Игоря попал во "вращательный" воздушный поток - и разбился о скалы. Мужчина чудом выжил - и провел 6 дней с поврежденным позвоночником, под дождем и снегом, без пищи и связи в каменной ловушке. И пока исследователи искали тело пилота (все были убеждены, что Игорь погиб), а его жена Оксана обивала пороги министерств, чтобы найти мужа живым или мертвым - он пытался починить параплан и определить оптимальный маршрут.
Табанюка спас индийский пилот вертолета, бывший военный летчик Ровиндор Сингх, который совершил рискованную посадку с одной лыжей на краю обрыва, где находился Игорь.
".Ощущение спасения просто невероятное! Впервые я понял, что не умру. Душа пела, когда мы приземлились в Палампуре. Они фотографируют меня, и я не могу перестать плакать, я разговариваю по телефону со своей женой. С тех пор у меня появилось теплое чувство благодарности. Этот аэродром в горах уникален. И нам нужна такая поисково-спасательная служба, хотя Карпаты менее опасны", - вспоминал позже Табанюк.
У кого-то подобный опыт навсегда отбил бы желание сидеть у руля. Но Табанюк, оправившись от травмы, снова поднялся в небо.
В следующем году он начал создавать аэродром в Коломые на базе остатков гражданского аэродрома с полуразрушенными помещениями и заросшей взлетно - посадочной полосой. Вместе с партнером-однополчанином Табанюк приобрел легкомоторный самолет Зодиак-601. Со временем летный парк значительно вырос, и начинающие пилоты, которых Игорь учил летать, добрались до аэродрома Коломыйский. Среди" учеников " Табанюка-Дмитрий Комаров, Александр Шумский, Мария Берлинская.
Параллельно Табанюк успел заняться развитием основанной им общественной организации "Карпатская детско-юношеская спортивная ассоциация малой авиации".
"Все это время мы активно развивались. Мы провели 10 воздушных фестивалей Drive for Live Fest. Каждый раз, когда он становится больше, участники даже из-за рубежа. . Я наращиваю материальную базу, я приобрел самолеты, провел коммуникации. Охрана, пожарный пруд, зоны отдыха. Мы пропагандируем малую авиацию среди молодежи, обучение пластунов", - поделился своими достижениями Табанюк весной этого года.
Свою любовь к полетам он передал двум своим сыновьям - старшему Игорю и младшему Денису.
Младший, казалось, полностью перенял талант отца-несмотря на свой юный возраст, он быстро освоил все типы самолетов. И, как и папа, он мечтал о военной авиации.
А в сентябре 2013 года произошла трагедия.
"В тот день мы с Денисом отрабатывали фигуры высшего пилотажа, а вечером мой сын должен был вернуться в Киев, он только что женился. Денис предложил отработать приземление на низовом уровне с техником. Я согласился, но с условием: два рейса с альтернативными посадками. Они также делают пятый. Я слышу хлопок. На высоте 30 метров самолет падает, задевает электрические провода.
Короткое замыкание - и упасть, и сгореть. Для меня это горе на всю жизнь. Мой сын принял мою смерть. Я виню себя за то, что дал разрешение на эти полеты. Год после трагедии был ужасным отчуждением. Старший сын Игорь, тоже летчик, вообще охладел к полетам. Ради Дениса я продолжаю эту работу", - сказал позже Игорь Табанюк.
На момент его смерти его сыну было всего 24 года.
После смерти своего младшего сына Игорь Табанюк еще много раз поднимался в небо. Он продолжал развивать аэродром Авиаколо (Денис придумал это название для отца детища, сокращая словосочетание "Авиация Коломыи"), организовывал авиационные фестивали и проводил благотворительные полеты.
По словам известного телеведущего Дмитрия Комарова, который был другом Игоря Табаннюка, пилот был лучшим в своей области в Украине. Он просто жил в небе и мечтал о развитии малой авиации в Украине и делал для этого все возможное и невозможное. Семья Табанюк полностью посвятила себя любимому делу и привила любовь к авиации окружающим. Команда Комарова и Табанюка в свое время установила рекорд Украины, посетив максимальное количество аэродромов (33) за 3 дня.
До последнего момента он не мог представить себе жизни без неба, которое дарило ему мгновения наивысшего счастья и причиняло величайшее горе.
Сегодня Игорь Табанюк в последний раз поднялся в небо.