Котировки

Сбили, но не заплатили: почему Иран заморозил компенсацию за сбитый украинский "Боинг"/Иран готов был отдать 200 миллионов, однако в последний момент передумал

Бобрович Яна
Общество
08 Jan 10:37   

Ровно год назад, 8 января 2020 года, в 6:14 утра по иранскому времени самолет Boeing 737-800 авиакомпании "Международные авиалинии Украины" летел в Киев и был сбит иранской зенитной ракетой при взлете из международного аэропорта Хомейни. "Апостроф" вспомнил подробности трагедии и решил выяснить, что произошло за последний год и удалось ли нашим властям получить компенсацию от иранцев.

Рейс PS752 должен был вылететь из аэропорта Имама Хомейни, пролететь над Черным морем, развернуться в западной части и приземлиться в аэропорту Борисполь. Диспетчеры зафиксировали, что когда самолет поднялся на высоту 2416 м, связь с ним пропала. После попадания ракеты загорелся двигатель, самолет разбился в пригороде Тегерана Халаджабади.

Все находившиеся на борту погибли: 176 человек, в том числе 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Все члены экипажа и два пассажира были гражданами Украины. Среди пассажиров было 24 несовершеннолетних, самому младшему было около 2 лет. По числу жертв авиакатастрофа стала одной из пятидесяти крупнейших авиакатастроф в мире. Среди погибших были граждане разных стран: Ирана-81, Канады-57, Украины-2 и 9 членов экипажа, Швеции-10, Афганистана-13, Великобритании-4.

Трагедия произошла через несколько часов после нападения иранских боевиков КСИР на американские военные объекты в Ираке. Операция "Мученик Сулеймани", организованная Тегераном, стала ответом на гибель в Багдаде командующего спецназом "Аль-Кудс" генерала Касема Сулеймани. Именно эскалация военной напряженности в Персидском заливе дала повод для спекуляций с иранской стороны о реальных причинах крушения гражданского самолета.

Буквально сразу после трагедии сотрудники аэропорта назвали причиной катастрофы возгорание двигателя. Такую же версию высказал представитель Министерства дорог и городского развития Ирана. По словам Ирана, сигнала о помощи от команды не поступало. МАУ объявила о приостановке полетов в Тегеран на неопределенный срок. Азиатские и европейские страны сделали то же самое.

СНБО Украины рассмотрел 7 версий катастрофы, в том числе: столкновение с беспилотником, разрушение или взрыв двигателя, взрыв самолета изнутри. Но потом в сети стали появляться видеозаписи, снятые иранскими гражданами, на которых четко было видно, что самолет был сбит ракетой.

Человеческий фактор

Американские спецслужбы заявили, что самолет был сбит иранской системой ПВО российского производства "Тор-М1". Эту же информацию подтвердили и британские эксперты. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо также объявил о ракетном ударе.

В сети возмутились тем, что никаких конкретных заявлений от первых лиц Украины сделано не было. Владимир Зеленский, находившийся накануне трагедии то ли в отпуске, то ли с деловым визитом в Омане, сделал официальное заявление только после реакции западных партнеров. Сначала военные эксперты пытались найти причастность российских зенитчиков к сбитому самолету, поскольку ТОР является российской боевой машиной (по данным открытых источников, на вооружении Ирана находится не менее 29 зенитных комплексов Тор-М1, переданных из России). Но за последний год "рука Кремля" так и не была найдена.. Исламская Республика Иран сначала решительно отказывалась признавать свою причастность к нападению на самолет, обвиняла западных экспертов в участии в" психологической войне "на стороне США, но когда американская разведка показала инфракрасные снимки, сделанные спутниками с запуском двух ракет класса "земля-воздух", Тегерану стало труднее сопротивляться. 11 января Генеральный штаб вооруженных сил Ирана признал, что пуск состоялся.

Тегеран все объяснил человеческой ошибкой. Но что случилось с человеком, который нажал на кнопку, неизвестно. Сначала иранские официальные лица утверждали, что преступник был заключен в тюрьму. Тогда вообще выдвигались странные версии: мол, самолет вел себя подозрительно, возможно, даже перешел на сторону США, поэтому военные просто хорошо выполнили свой долг и никого наказывать не будут. Тогда они заявили, что оператор установки действовал по собственному усмотрению, а не связывался с командным центром. Ведь в июне 2020 года заместитель министра иностранных дел Украины Евгений Енин заявил, что Иран настаивает на том, что авиакатастрофа произошла из-за человеческой ошибки, и поэтому не взял на себя международную ответственность за сбитый самолет. В январе 2021 года посол Ирана в Украине Манучехр Моранди заявил, что причастные к катастрофе были привлечены к ответственности.

Тегеран также продемонстрировал свою точку зрения на проведение международного сотрудничества в случае с бортовыми самописцами. Иранские чиновники были готовы отправить их за границу из компании Boeing в США, вы отказались, затем пригласили иностранных экспертов, скажем из Бюро расследований и анализа безопасности гражданской авиации Франции, собирались передать черные ящики Украине,"если у нее есть оборудование", оно приостановило работу из-за коронавируса. Наконец, 24 июля анализ самописцев был завершен. Внешнее вмешательство в работу самолета было подтверждено. Иранские власти официально подтвердили, что самолет получил разрешение на взлет от гражданской и военной администрации.

5 января 2021 года Евгений Енин заявил, что Иран с пятой попытки передал Украине доклад о причинах крушения самолета МАУ. В течение двух месяцев Киев изучит документ.

Без компенсации

10 В августе глава Центральной страховой организации Ирана Голамреза Сулеймани заявил, что Иран не будет компенсировать МАУ стоимость сбитого авиалайнера, поскольку он был застрахован европейскими, а не иранскими компаниями. Тегеран согласился выплатить компенсации семьям погибших: в октябре стало известно, что Иран готов предоставить такую же сумму компенсации родственникам всех жертв сбитого самолета компании "Международные авиалинии Украины", независимо от их гражданства. Но потом все рухнуло. В декабре 2020 года иранское правительство отозвало предложение о выделении 200 миллионов евро из бюджета на компенсацию родственникам погибших в авиакатастрофе. Говорят, что деньги должны были быть выделены из Фонда национального развития, но это привело к серьезным внутренним дискуссиям в иранском обществе. Смогут ли дипломаты стран, граждане которых погибли в результате этой трагедии, получить компенсацию от Ирана, и в каком размере - пока сказать трудно. Ходили слухи, что сумма упадет до 150 тысяч долларов на одну жертву, но Канада уже заявила, что ее не устраивает эта сумма. Переговоры очень напряженные и могут продолжаться очень долго.

иран

Ира́н , до 1935 года также Пе́рсия — государство в Передней Азии. Столица — город Тегеран

международные авиалинии украины

Флагманская авиакомпания и самый крупный авиаперевозчик Украины. Главный офис компании находится в Киеве, хаб — в киевском международном аэропорту «Борисполь»

киев

Столица и крупнейший город Украины. Расположен на реке Днепр, является центром Киевской агломерации

апостроф

Небуквенный орфографический знак в виде надстрочной запятой , штриха или любого другого похожего начертания, который употребляется в буквенном письме разных языков в различном назначении.

чёрное море

Внутреннее море бассейна Атлантического океана. Проливом Босфор соединяется с Мраморным морем, далее, через пролив Дарданеллы — с Эгейским и Средиземным морями

борисполь

тегеран

украина

швеция

афганистан

великобритания

корпус стражей исламской революции

ирак

багдад

силы «кудс»

сулеймани касем

война в персидском заливе

министерство дорог и городского развития ирана

совет национальной безопасности и обороны украины

доллар сша

канада

трюдо джастин

зеленский владимир

оман

россия

московский кремль

исламская республика

генеральный штаб

енин евгений

boeing

бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации

франция