Котировки

Сергей Шкарлет: "Любой запрет и насаждение по языку вызывает обратную реакцию"

Гуменчук Сергій
Общество
27 Dec 10:27   

Грантовые организации и правые партии бьют кресло у министра образования Сергея Шкарлета. Фотография: Министерство образования

В течение шести месяцев Сергей Шкарлет был исполняющим обязанности министра образования, а на прошлой неделе он был назначен министром - хотя едва хватило голосов для его назначения. Острая оппозиция пришла от "Солидарности Евро", фракций "Голос" и связанной с ними части "слуг народа".

Да, и различные грантовые организации и правые радикальные силы сразу же начали качать стул под Шкарлет, организовывая акции протеста "Остановить Шкарлет".

Среди прочего, критики обвиняют его в намерении отменить ВНО, а также "свернуть реформы".

"Страна" поговорила с министром о том, что он планирует делать с ВНО, стипендиями и госзаказом, будут ли оштрафованы учителя за разговоры на русском языке во время перерыва, как предполагает омбудсмен по языкам, и будут ли школы способствовать толерантному отношению к ЛГБТ-людям.

  • Когда вы были назначены исполняющим обязанности министра образования, специализированный комитет Рады не поддержал вашу кандидатуру. А сейчас уличные протесты разворачиваются с новой силой, пытаясь встряхнуть под вами стул. Как вы это объясните?

  • Я не объясняю себе и не думаю об этом вообще. Это политическое маневрирование, ничего больше.

  • В большинстве митингов против тебя участвуют представители грантовых структур, которые через многочисленные неправительственные организации систематически оказывают влияние на украинское образование. Они финансируются западными правительствами и курируют ряд проектов, таких как "Новая украинская школа" и "Всеукраинская школа онлайн". Как Вы лично относитесь к этим проектам, считаете ли Вы их успешными?

  • Что касается грантовых структур и их протестов, то мотивы их поведения лучше спросить у них, хотя вряд ли они будут откровенны. Что касается проектов, о которых вы упомянули, то проект "Новая украинская школа" реализуется уже четыре года при поддержке государственного бюджета. Я не знаю, какие грантовые организации задействованы, но проект финансируется украинским правительством. И он успешен. Этот проект, включающий в себя 12-летний образовательный и компетентностный подход, был запущен под руководством Министра Василия Кременя* (который возглавлял Министерство образования и науки в 1999-2005 гг. - ред.). Таким образом, проект является долгосрочным и хорошо проработанным. Большую роль в нем играет Академия педагогических наук.

Родители и учителя поддерживают NUSH. Но его эффективность зависит не только от МОН, но и от индивидуального учителя. Ни один проект не может быть реализован без носителя знаний и методики преподавания. Качество школьного образования - это не просто вопрос здания, методики или красивой аббревиатуры НУШ. Вопрос в том, какие конкурентные преимущества получит ребенок после окончания школы. Все начинается с учителя.

  • Вы говорите, что учителя и родители поддерживают НУШ. Однако многие жаловались на неподготовленность школ к обучению по новой системе, отсутствие базовой материальной поддержки - интерактивных досок, парт, учебных материалов. Министерство образования в своем письме в Ассоциацию городов Украины подтвердило, что дотационных средств никогда не хватало.

  • В 2021 году субвенция для НУС увеличилась более чем на 40% по сравнению с 2020 годом, достигнув 1,42 млрд. грн. По сопутствующей программе "Спроможная школа для детей", которая предусматривает только оснащение классных комнат, ремонт и все остальное, дотация увеличивается на 100% и составит 1 млрд. грн.

  • Знаете ли вы, что в ряде школ родителей просят "вбрасывать" несколько тысяч гривен за НУШ, так как выделенных государством средств не хватает?

  • Лично я таких фактов не знаю, но в целом не могу исключить такую возможность, к сожалению. Другой вопрос, что родители не должны этого делать. Если такие ситуации возникнут, прошу сообщить об этом непосредственно в Министерство образования. Мы будем детально рассматривать каждый случай.

  • А как Вы оцениваете проект "Всеукраинская школа онлайн"?

  • Швейцарско-украинский проект "Децентрализация для развития демократического образования" DECIDE выделил 15 тыс. евро на создание платформы. Этот проект, как и NUSH, не является заслугой ни одной неправительственной организации. Это, прежде всего, работа, опыт и знания наших учителей. Мы хотели бы поблагодарить всех партнеров, которые были готовы поддержать развитие украинского образования. Государство Украина выделило на съемки и производство 14,3 млн. грн11 декабря мы представили 800 контрольных уроков, которые преподавали учителя-эксперты. Было проведено профессиональное литье. Ценность проекта в том, что в любой точке мира ребенок, который хочет учиться по украинским образовательным программам, может это сделать. Платформа также предоставляет доступ к образовательному контенту на украинском языке детям и учителям, которые проживают на временно оккупированных территориях Украины. Это особенно важно для детей в сельской местности, где не хватает учителей по определенным предметам.

Учитель может взять этот контрольный урок и использовать его для формирования своего собственного. В этом нет необходимости и он не оплачивается. Это просто инструмент для расширения образовательных возможностей учителя и ученика. Особенно во время карантина.

  • Считаете ли вы уроки в этом же проекте, которые показывались по телевизору во время весенней блокировки, справочными уроками? Где учителя допускают ошибки в математических расчетах, географии, истории, украинском языке и т.д. Был большой скандал.

  • Это не моя история. В то время я еще не был в МОНе. Но я думаю, что каждый имеет право на ошибку. Никто никогда раньше так не начинал. Это было тяжело для учителей. Это самая тяжелая работа. Потребовалось от шести до восьми часов, чтобы снять один урок. Учитель тоже человек. Да, я где-то поскользнулся. Но судить строго и кричать о непрофессионализме... Нужно учитывать, что учителя были в непривычных условиях: они работали перед камерой. И добавить к этому общий стресс от пандемии 2020 года.

  • В интервью Стране преподаватель 2020 года Василий Дякив отметил, что дистанционное обучение не может полностью заменить очное обучение. Как Вы, как давно практикующий врач, оцениваете дистанционное обучение?

  • 100%, дистанционное обучение не может сравниться по качеству с очным. Дистанционное обучение является необходимостью. Оно позволяет в условиях пандемии не останавливать полностью образовательный процесс в стране, не позволять детям отставать по определенным предметам. Дистанционное обучение является элементом, одним из форматов образования. Конечно, оно никогда полностью не заменит обычное образование.

Но с другой стороны, весь мир уже давно использует такие платформы, как Курсера и Прометей, в качестве дополнения к основному образованию. Большим недостатком дистанционного обучения является отсутствие контакта между преподавателем и учеником, отсутствие социализации. А в новой платформе "Всеукраинская школа онлайн" появилась возможность создавать отдельные классы, образовательную траекторию преподавателя и ученика, возвращаться к уроку и проверять уровень знаний. Платформа постоянно дорабатывается, расширяется функционал.

  • Во время январской блокировки Украина вернется к дистанционному обучению....

  • Я не вижу в этом блокировки. Это больше похоже на отпуск. Большинство школ все равно будут в отпуске. Будет перерыв в учебном процессе максимум на неделю.

  • И все-таки, будут ли уроки из "Всеукраинской школы Онлайн" транслироваться на телеканалах в январе, как и весной?

  • Это полноценная онлайн-платформа для смешанного и дистанционного обучения для 5-11 классов. Помимо видеоуроков, она предоставляет тесты, задания для самостоятельной работы учеников, методические рекомендации для учителей, а в дальнейшем - персональный аккаунт ученика и учителя (виртуальный класс), на котором можно отслеживать успеваемость и выполнение заданий.

После весеннего опыта мы проанализировали проект, в том числе изучили международный опыт, и решили преобразовать проект в оптимальный формат. На данный момент речь не идет о его трансляции по телевидению. Ведь VSO весной и VSO сейчас - это два разных сюжета.

  • Комментируя уличные протесты, вы сказали "Стране", что не обращаете внимания на критику: "Мне нужно подумать о том, как трансформировать систему образования и науки в Украине в лучшую сторону. Назовите три конкретных изменения в системе образования, которые вы намерены осуществить? Учитывая необходимость работать под таким давлением.

  • Я не работаю над тремя изменениями, и это не только я, но и команда, которая состоит из депутатов, управлений, департаментов, которые занимаются разными направлениями.

  • Хотелось бы услышать от вас о ваших приоритетах в реформировании системы образования.

  • Трудно выделить три критерия, когда их 33, и все они важны.

  • Давайте перефразируем вопрос. Какие изменения вы намерены реализовать уже в ближайшем будущем?

  • Включение - одно. Создание типовой программы для 5-9 классов, a"считай" за каждую дисциплину - две. С этого старшая школа начнет большой проект NUSH. А также план модернизации профессионального образования, принятие закона об образовании для взрослых - он нам очень нужен. Пока весь мир живет понятием "обучение на протяжении всей жизни", в Украине нет профильного закона. Понятие дошкольного образования - что ребенка не кладут в шкафчик в детском саду, а что детский сад работает как лифт компетенции. Развитие системы внеклассного образования - кружки, факультативы. Стратегия развития высшего образования, стратегия привлечения иностранных студентов....

  • Как привлечь иностранных студентов?

  • Это престиж государства - если граждане других стран хотят учиться по украинской системе. Сейчас, вместе с другим ПСОУ, мы занимаемся разработкой и запуском Единой межведомственной электронной платформы в сфере привлечения иностранных студентов.

  • Планируете ли вы пересмотреть количество обязательных предметов для старшеклассников?

  • Мы формируем среднюю школу. И не только в школах, но и в профессионально-технических училищах будут профилироваться, они будут существовать как профессиональные лицеи. Если мы хотим, чтобы наше образование учитывалось в мире и чтобы наше образование было понятным, мы не должны отставать от глобальной концепции. Акценты будут делаться на предметах с 10 по 12 классы.

  • То есть ученики смогут выбрать предметы, которые они хотят изучать?

  • Абсолютно верно.

  • Какие предметы, по вашему мнению, должны оставаться обязательными?

  • Украинский язык и литература - то, что формирует национальный этнос, должно быть обязательным в любой стране. Это элемент самоопределения для нас как украинцев. Я бы тоже оставил математику как обязательный предмет - она систематизирует мышление, формирует логику. А после этого все зависит от наклона. Хотя есть люди, которые не склонны к математике, но вы можете структурировать программу таким образом, чтобы эти студенты чувствовали себя комфортно. Каждый должен уметь считать и писать. По крайней мере, считать калории.

  • Отдельным болезненным вопросом в области высшего образования являются стипендии. Во время своего пребывания на посту заместителя министра финансов Сергей Марченко инициировал сокращение стипендиатов. Согласны ли Вы с таким подходом? Что Вы будете делать со стипендиями в будущем - отменять их полностью или сводить к минимуму?

  • Мы уже пересмотрели систему начисления стипендий, сделали расчеты для оптимального использования стипендиального фонда, а также подготовили методику расчета. И мы представили проект резолюции на утверждение во все центральные исполнительные органы. Считаю, что студенты должны быть удовлетворены.

  • И что именно Вы предлагаете? Увеличение размера стипендий, расширение категорий получателей стипендий?

  • Это расширение возможностей получения стипендий, в частности, выдача стипендий студентам, расширение круга получателей стипендий. Государственный бюджет на 2021 год включает в себя 3,94 млрд. грн. на выплату академических стипендий.

  • На протяжении многих лет правительство откладывает повышение заработной платы учителей....

  • Почему оно откладывает его? С 1 января 2021 года в бюджете предусмотрено повышение зарплаты учителям не менее чем на 20%, с 1 декабря - на 30%.

  • Я говорю о постановлении № 822, принятом еще в 2019 году при правительстве Гройсмана. В октябре правительство Шмыгала в очередной раз затянуло его реализацию.

  • Резолюция, принятая в последний день существования кабинета Гройсмана, является чистым популизмом. Ему не хватало источников для покрытия расходов на повышение заработной платы учителей. Сейчас ни президент, ни премьер-министр не являются популистами. Мы даем реальное повышение зарплат. Субсидии на повышение зарплат учителям - плюс почти 20 миллиардов гривен на 2021 год.

  • Украина запускает электронные дневники и школьные журналы. Пожалуйста, расскажите нам подробнее об этой инициативе. Как она будет работать, если на практике многие сельские школы имеют проблемы с компьютером и доступом в Интернет? К тому же, преподавательский состав достаточно старый, и им может быть сложно разобраться в онлайн-системе.

  • Я понимаю, что Вы имеете в виду. Да, старым преподавателям трудно адаптироваться. Сегодня возникает проблема дублирования - когда учителя и директора запустили электронную и бумажную версию журнала. Но в любом случае, электронный журнал с технологией блок-цепочки дает родительский контроль и помогает бороться с коррупцией в школах.

  • Как именно?

  • И зачем они внедрили ВНО? Потому что оценки были сфальсифицированы ви некоторым ученикам давали чуть лучшие оценки за гонорар. Цифровизация позволяет избежать этого. Электронный журнал и дневник являются элементом прозрачности, тенденцией времени, возможностью публично показать успеваемость учащегося, которую родители смогут проверить.

  • А как же пожилые учителя, которые далеки от оцифровки?

  • Учитесь, учитесь и учитесь снова.

  • Кто будет их учить? МОН?

  • Министерство образования и науки не является панацеей ни от чего и ни от чего. Учителями, школами занимаются учредители - местные органы исполнительной власти. Городские, районные отделы образования. Министерство к ним не имеет никакого отношения, кроме целевой субсидии, которую мы перечисляем на места. Мы, Министерство образования, также предоставляем бесплатные программы для электронных дневников и журналов, которые очень просты и удобны в использовании. И потом это работа руководства учебных заведений и местных органов власти.

  • Когда электронные журналы будут введены во всех учебных заведениях Украины?

  • Приказы уже подписаны. Со следующего года они начнут нормально работать. Я точно знаю, что 47 школ в Украине, где мы проводили пилотный проект, уже используют электронные журналы и дневники. Этот проект особенно важен для школ с большим количеством учеников.

  • Ваши критики говорят, что вы собираетесь отменить ВНО. А Министерство образования и науки объявило, что в 2021 году из-за пандемии, возможно, не будет ВНО для выпускников школ. Что вы предлагаете взамен?

  • Даже в этом году из-за пандемии ВНО уже было формализовано в рамках DPA, а DPA в виде UPE. ВНО является инструментом антикоррупционной политики по приему в высшие учебные заведения. Однако оно было введено в тех случаях, когда для поступления в высшие учебные заведения имелось меньше мест, чем желающие поступить. Сегодня картина обратная.

  • Предложение превысило спрос?

  • В Украине почти 1 миллион лицензионных мест, и 300 тысяч человек хотят поступить в университет.

  • В чем причина? Выпускники не видят смысла в высшем образовании или массово выезжают за границу?

  • Основной проблемой является демография. Просто выпускников уже не так много.

  • И какова связь между сокращением числа выпускников и необходимостью изменения системы ВНО?

  • А кто вам сказал, что система ВНО кардинально меняется?

  • Так вы собираетесь отменить или изменить ВНО, или система останется прежней? Объясните, чтобы никто не запутался.

  • Я всегда поддерживал ВНО, но это не должно быть просто элементом приема в ВУЗ. ВНО - это инструмент оценки качества знаний, полученных по конкретной образовательной программе. Общаясь с работодателями, я понимаю, что им нужны не те выпускники, которые только сдали ВНО, а те, кто обладает определенными навыками.

Мы уже работаем над преобразованием ВНО. Оно, безусловно, должно быть сохранено, но в определенной форме. Например, в виде теста на пригодность - как вариант для людей, у которых уже есть страховая запись. Для тех, кто входит в бюджет, UPE определенно нужна. А те, кто планирует учиться на платной основе, на контрактной основе, могут сдать этот ВНО в виде теста на способность к обучению.

  • Что это за тест?

  • Очень условно - как IQ-тест. Во многих странах он есть (например, в США, Израиле, Японии). Что для нас важно: поставить как можно больше барьеров при поступлении в UHE* (высшие учебные заведения - ред.) *? Или дать выпускнику конкурентное преимущество? Есть страны с другим подходом, где UHE принимает всех, но в процессе обучения на первом, втором, третьем и последнем курсе они отсеивают некомпетентных студентов. Важно, в конце концов, какие конкурентные преимущества человек получит после окончания учебы, чтобы пойти дальше и проявить все свои квалификационные способности, заявить о себе как об эксперте высокого уровня. Я считаю, что в Украине возможна аналогичная, но своя модель.

  • Люди, у которых уже есть страховой стаж - кого вы имеете в виду?

  • Люди со страховым стажем - это те, кто окончил школу, проработал 3, 4, 5, 10 лет и хочет вернуться в школу. ВУЗ в Украине реализуется с 2007 года. А что, если человек окончил школу в 2005-2006 гг. и не сдал ВНО, но хочет пойти в школу? В нашей Конституции сказано, что все люди в стране имеют равные возможности. Что тогда будет с этими людьми? В этом есть несправедливость.

  • И почему люди с опытом работы сейчас не могут взятьВНО наравне с выпускниками школ? У них ведь есть такое право, не так ли?

  • Конечно, есть, и они проходят. Но. Выпускник 2020 года пройдет ВНО, а выпускник 2000 года пройдет ВНО в 2020 году. Это требует совершенно разных усилий, разного времени на подготовку (особенно если это рабочий человек).

  • Подведем итог. ВНО для всех выпускников школ останется обязательным?

  • Да.

  • Исходя из вашего опыта работы с работодателями, скажите, какие специальности сейчас востребованы?

  • В основном, все. Нужны и юристы, и менеджеры - просто не в тех количествах, которые они заканчивают. Может быть не 400 тысяч юристов, а всего 100 человек - но они нужны.

  • Планируете ли вы сократить госзаказ на столь популярные среди абитуриентов, но невостребованные в Украине специальности?

  • Конечно. Еще в 2020 году основной акцент был сделан на высокоинтеллектуальные специальности - например, мы увеличили госзаказ на ИТ на 30%. Украине нужны сложные инженерные специальности, но абитуриенты на них не идут, потому что учиться сложно, а сама профессия требует глубоких базовых знаний той же математики, физики, химии. Госзаказ на менеджеров, экономистов и государственное управление значительно сокращен. Например, в государственном управлении уменьшилось примерно на 40%, в экономике - примерно на 4%, но с фактом выполнения госзаказа. Бюджет не может позволить себе финансировать те специальности, по которым наблюдается высокий уровень безработицы. В этом году госзаказ на бакалавриат был увеличен почти на 5%.

  • Как изменится структура госзаказа в 2021 году?

  • Об этом сегодня говорить рано. Госзаказ начнёт формироваться в начале января. МЧС является одним из 23 госзаказчиков. Основным в этом направлении является Министерство экономики. Мы работаем над предложениями от УВД, региональных центров занятости, других заинтересованных сторон и формируем свои предложения для дальнейшей координации. Думаю, что уже в начале февраля у нас будут первые цифры.

  • Как стимулировать выпускников поступать в украинские ВУЗы, а не за границу? Или вы не считаете это проблемой?

  • Количество выпускников, которые едут учиться за границу, невелико. Они ездили, ездят и будут ездить за границу. В любом случае. В этом нет ничего плохого. Студенты идут за мечтой. Раньше люди ездили в Америку с неизвестным, но с надеждой на лучшее будущее. Если украинец хочет учиться в другой стране - он просто едет туда учиться.

  • Пример для них подают украинские ТОП-политики, дети которых в основном учатся в престижных университетах Европы и Америки.

  • Так что у них есть возможность для своих детей учиться за границей. Как мы можем их запретить?

  • Например, ввести мораторий на обучение детей чиновников за границей.

  • Мы конституционная страна. Если человек имеет возможность оплачивать свое образование за границей, как мы можем его ограничить? Как это будет восприниматься мировым сообществом?

  • Тогда у политиков будет мотивация изменить систему образования здесь, в Украине, к лучшему. Потому что именно здесь учатся их дети.

  • По-моему, слишком радикальный подход. Я не думаю, что нужно что-то запрещать. Обучение за границей не представляет угрозы национальной безопасности. Если у человека есть возможность и желание учиться за границей, он все равно туда поедет.

  • Где учится ваша дочь, если это не секрет?

  • Она учится в обычной украинской средней школе.

  • Поедет ли она после окончания обычной украинской школы в обычный украинский университет?

  • У нее еще три года школы, она об этом еще не думает.

  • Представители грантовых организаций, которые сейчас протестуют против вас, так или иначе определяли политику и идеологию системы образования в Украине на протяжении последних лет. В частности, они продвигают гендерную тематику, тематику ЛГБТ, равенство между однополыми и гетеросексуальными семьями. В ряде стран в учебниках уже написано "родитель 1" и "родитель 2" вместо "мама" и "папа". Как вы относитесь к этой практике и планируете внедрить ее в украинские школьные программы?

  • Украина уже присоединилась к "Биаррицкому партнерству "* (международная инициативаThe Ukraine has made a commitment to equality.) Украина взяла на себя обязательства по обеспечению равенства. Не в той мере, в какой о ЛГБТ пишут в учебниках, но Министерство образования является одним из субъектов этого соглашения.

  • Предусматривают ли эти обязательства корректировку школьной программы?

  • Нет, они предполагают пересмотр существующих учебных материалов на предмет дискриминациина разных основаниях. Например"Мама помыла раму" - папа тоже может помыть раму. Здесь речь идет скорее о стереотипных ролях мужчин и женщин в обществе и семье. Например, у женщины есть дом, кухня, церковь. Все будет не так. Равные возможности для мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

  • Будут ли мама и папа в украинских учебниках называться "родитель 1" и "родитель 2"?

  • До сих пор я этого не видел. Контроль над "Биарицким партнерством" осуществляет офис Первой леди Украины Елены Зеленской, народных депутатов и др. Нам не было поручено "родитель 1" и "родитель 2" с однополым браком. Это соглашение касается гендерных ролей.

  • Когда начнут переделываться школьные учебники в Украине в соответствии с требованиями Биаррицкого партнерства?

  • Этот процесс уже начался. Учебники уже перерабатываются с учетом гендерного равенства. Не только мать может помыть раму. Мы уже работаем над изданием новых учебников, есть план реализации. План мероприятий по выполнению обязательств Правительства Украины, принятых в рамках международной инициативы "Партнерство Биарриц" по утверждению гендерного равенства, принят с 2021 по 2024 год.

  • Какова ваша позиция относительно толерантного отношения к ЛГБТ в учебниках и школьных программах?

  • Сложный вопрос. Я толерантный, толерантный человек. Больше я ничего комментировать не буду.

  • Что вы думаете о практике переписывания истории в учебниках? Например, темы советского периода украинской истории сейчас представлены совершенно по-другому. Считается, например, что не было никакой Великой Отечественной войны. Считаете ли вы правильной декоммунизацию школьных программ?

  • Этот вопрос сегодня, к сожалению, достаточно политизирован. "Переписывание", как Вы выразились, происходило синхронно с реализацией определённых политических повесток дня, что, на мой взгляд, усугубило ситуацию, когда искусственной эскалации вообще не должно быть. Я не хочу сегодня бросать дрова на этот пожар.

Вся история должна быть написана не политиками, а только экспертами и исключительно на основе архивных документов, фактов. В целом, я считаю, что преподавание истории, как и многих других предметов в школе, во многом зависит от преподавателей, от их способности не только объяснять ту или иную тему, но и побуждать ученика к большему познанию, к знакомству с различными интерпретациями тех или иных исторических событий, с разными точками зрения и их авторов. В эпоху доступности информации это должно быть нормой, а не исключением. Что касается школьных программ, то сегодня их разрабатывают и одобряют целые группы опытных авторов и педагогов.

  • Уже во время Вашего президентства, в соответствии с Законом об образовании, русскоязычные школы были закрыты с 1 сентября 2020 года. Под Вашим руководством была озвучена позиция министерства, что в Украине не нарушаются права на образование русскоязычных граждан, что противоречит выводам Венецианской комиссии (в выводе Венецианской комиссии говорится, что закон о государственном языке создает основания для дискриминации национальных меньшинств). Как Вы относитесь к тотальной украинизации образования и закрытию русских школ и классов? Насколько правильна эта политика с точки зрения качества образования и прав человека?

  • Мы законопослушные граждане. Если Верховная Рада приняла закон, то он должен выполняться. Венецианская комиссия сделала несколько замечаний по поводу закона о языке, и я думаю, что депутаты должны отреагировать. Насколько я понимаю, украинский язык можно использовать на любом языке. Многие наши бойцы, которые воюют на Востоке, говорят по-русски. Мы должны формировать нашу национальную идентичность своим языком и традициями. Но венгроязычный украинец, если он украинец, не хуже украиноязычного. Все должны знать украинский язык, но никто не запрещает использовать и другие языки. В официальных ситуациях используется только украинский язык. Но если человек говорит по-польски, по-татарски, по-венгерски - сё, знищуваты?

  • Дело в том, что другие языки запрещено использовать не только в официальных настройках. Языковой омбудсмен Тарас Кремень, например, заявил, что хочет инициировать борьбу с учителями, которые говорят по-русски. Как вы относитесь к этому намерению?

  • Я не чувствую, что Тарас сказал бы такое. Я его очень хорошо знаю. Я с ним очень тесно общаюсь, потому что образовательная среда и формирует нас как украинцев. Его обязанность как языкового омбудсмена -о популяризации украинского языка. Я думаю, что мы должны не столько бороться с учителями, сколько заложить основы того, как говорить по-украински в семье. Мы должны популяризировать украинский язык. Любой запрет и любое навязывание вызывает ответную реакцию. Для этого нужно губки - я даже не знаю, как это сказать по-русски. Нужно поощрять изучение языка, показывать красоту украинского языка. Ничего хорошего из этого не выйдет. Нам нужен другой подход. Нужно сделать дискуссию на украинском модной.

  • Поощряют ли телевизионные и радио квоты или навязывают украинский язык?

  • Мне сложно судить - я не смотрю телевизор и не слушаю радио. Мы пытаемся поднять нашу украинскую идентичность. Но любое принуждение имеет элемент насилия

шкарлет сергей николаевич

Украинский экономист, профессор, доктор экономических наук, ректор Черниговского национального технологического университета. Заместитель Министра образования и науки по вопросам европейской интеграции

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

кремень василий григорьевич

Украинский учёный, государственный, политический и общественный деятель, президент НАПН Украины , академик НАН Украины , академик НАПН Украины . Иностранный член РАО

ассоциация городов украины

Негосударственная организация глав городов Украины, образованная в июне 1992 года в Днепропетровске.

швейцария

Швейца́рская Конфедера́ция — суверенное государство, федеративная республика, состоящая из 26 кантонов с федеральными властями в Берне. Швейцария расположена на стыке западной, центральной и южной Европы, не имеет выхода к морю и граничит с Италией на юге, Францией на западе, Германией на севере и …

украинский язык

дьяков василий авраамович

coursera

прометей

украинцы

гройсман владимир борисович

шмыгаль денис анатольевич

министерство образования и науки российской федерации

израиль

япония

америка

зеленская елена владимировна

кабинет министров украины

украин

великая отечественная война

венецианская комиссия

русские

верховная рада

креминь тарас дмитриевич

русскоязычные