Котировки

Сети АЗС могли вступить в сговор с "наследником" схем времен Януковича? В чем суть возможных махинаций

Бобрович Яна
Общество
15 Nov 04:00   

Квитанции ряда сетей АЗС "висят" на пути от кассы до налоговой службы месяцами, а иногда и вовсе могут исчезнуть. Ранее это обнаружили члены Комитета Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. Парламентарии обратились в налоговую службу, но ситуация не изменилась - 45 % квитанций не отображаются в некоторых сетях. А это может означать, что контролирующие органы не видят реального оборота АЗС, и государственный бюджет может потерять сотни миллионов гривен из-за неуплаченных налогов.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ провел собственное расследование и выяснил: АЗС, уличенные в возможных нарушениях, пользуются услугами одного приобретателя информации (передает данные с кассового аппарата в налоговую инспекцию) - Укркарт. Это компания скандального бизнесмена Алексея Омельяненко, которого обвинили в масштабных хищениях из Укргазбанка.

О том, как может работать возможная схема уклонения от уплаты налогов и почему невозможно привлечь АЗС к ответственности, читайте в материале ОБОЗРЕВАТЕЛЯ.

Видео дня

В чем суть возможной схемы?

Еще в 2013 году в Украине появились компании-посредники, которые занимаются эквайрингом. Информация от регистраторов расчетных операций (РРО, кассовые аппараты) попадает не напрямую в налоговую службу, а сначала в такие блокноты. За это каждый владелец кассового аппарата платит 1 гривну в день.

Депутаты из Комитета по финансам, налоговой и таможенной политике заметили, что в последнее время некоторые проверки на АЗС "зависают" в таких прокладках компаний. И не на один или три дня, а на месяцы. Вполне возможно, что какая-то информация вообще не доходит до налоговой службы.

"Мы обнаружили, что значительная часть квитанций, в частности, АЗС KLO и Amic, вообще не попадает в налоговую службу. Или он попадает туда со значительной задержкой - вместо 72 часов это может быть сделано за несколько недель или даже месяцев. Это может быть связано с вмешательством в работу RPO (перепрограммирование таким образом, чтобы какая-то часть кассовых операций не учитывалась автоматически) или сговором покупателей с продавцами топлива", - говорит член комитета Андрей Холодов.

Проще говоря, по версии депутата:

  • АЗС могут вступать в сговор с "прокладками", передавать им информацию с кассовых аппаратов, а после получения просто "зависает". Согласно закону, покупатель не несет никакой ответственности за задержки в передаче данных. То есть, даже если квитанция будет выведена через год, никто не будет нести за это ответственность;

  • Налоговая служба не получает данных, следовательно, оборот компании искусственно занижен;

  • В результате того, что налоговые органы не видят данных о доходах АЗС, бюджет страны может ежемесячно терять миллионы гривен.

Здесь стоит отметить, что ни Холодов, ни его комитет напрямую не обвиняют сеть АЗС, а лишь отмечают: по какой-то причине в ряде сетей наблюдается задержка. И озвученная выше версия является возможным объяснением сложившейся ситуации. Более того, обвинить заправочную станцию будет невозможно. Они передают информацию приобретателю в течение 72 часов, как это предусмотрено законом, но посредник по какой-то причине не отправляет данные в налоговые органы вовремя.

Как передаются данные от кассового аппарата

Что ответили налоговая и заправочная станция?

Вы можете проверить кассовые чеки на сайте Государственной налоговой службы. И результаты такой проверки показали, что не все чеки отображаются в фискальных базах данных. Члены налогового комитета обратились в ГНС. Они пообещали разобраться с ситуацией, но в результате так и не дали четкого ответа, что произошло. Основная версия - технический сбой. Поскольку эквайеры работают через НБУ, депутаты также обратились к регулятору. Однако Национальный банк также не смог назвать причину таких задержек.

Чеки не попадают в систему

Налоговая не видит чеки

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ связался с KLO и Amic для комментариев. Мы спросили каждого из них: с каким приобретателем они сотрудничают, знают ли они о фактах задержки передачи чеков в налоговую службу и как они могут это объяснить.

Ранее все эти компании были проверены налоговой службой (это также подтверждается в выступлении представителей Государственной налоговой службы на профильном комитете). Некоторые чеки, которые не были отправлены даже приобретателю (то есть, скорее всего, они были выданы поддельными), были найдены только в KLO.

На наши вопросы ответили в пресс-службе компании: "Соблюдение сроков представления отчетности в органы фискальной службы является обязанностью покупателя, а не розничного продавца. Задержки в предоставлении квитанций могут возникать исключительно из-за технических сбоев кассовых систем. Однако соответствующие службы KLO отслеживают и постоянно контролируют работу системы на постоянной основе и оперативно реагируют, чтобы в любом случае не задерживать передачу чеков".

Вопрос о том, какого покупателя использует компания, остался без ответа. Amic не предоставила комментариев на момент написания статьи.

В схеме может быть замешан "наследник" схем времен Януковича

Как стало известно "Обозревателю" от участников рынка, в схеме может быть задействована еще одна сеть АЗС. Большинство из них пользуются услугами одного эквайера - Ukrkart. И вот тут-то и начинается самое интересное.

Компания принадлежит экс-главе "Партии регионов" в Киевсовете Алексею Омельяненко. Он широко известен своими схемами в Укргазбанке, где был одним из руководителей. Сейчас правоохранители вменяют ему хищение 100 миллионов гривен. Связь с правительством времен экс-президента Виктора Януковича позволила ему не только осуществить мошенничество в финансовом учреждении, но и собрать миллионы гривен с предпринимателей.

Возможно, эквайринг - это еще один способ заработка, который достался в наследство со времен беглого "гаранта". Передача информации могла бы осуществляться без посредников. Однако в то время глава НБУ Сергей Арбузов и соответствующий министр Александр Клименко приняли другое решение. Вполне возможно, что сейчас эквайер Омельяненко нашел другой способ заработка: не только собирать гривны в день с кассы, но и продавать услуги "отсрочки" чеков.

И тот факт, что сети АЗС, чеки которых "зависают", пользуются услугами одного и того же эквайера, только подтверждает, что речь идет не о простом глюке, а о возможном сговоре между АЗС и недобросовестными информационными посредниками. Подробнее о приобретении читайте в следующих материалах ОБОЗРЕВАТЕЛЯ.

Налоговая служба бездействует?

Холодов, как и профильный комитет Рады в целом, неоднократно обращался в налоговую службу с просьбой отреагировать на возможные правонарушения. Фискалы отчитались о проделанной работе (письмо было предоставлено народным депутатом).

По их данным:

  • В 2021 году на АЗС было выявлено нарушений на 473,2 млн грн;

  • Выявлены только факты торговли неучтенным топливом на 178,9 млн грн;

  • Также зафиксированы факты: не выдача кассовых чеков, выдача поддельных чеков.

Также удалось подтвердить, что не все чеки были получены из сети KLO в налоговую службу (говорится в письме). В связи с этим фискалы провели 7 проверок на АЗС. Оказалось, что информация о проверках отсутствовала в памяти РО, компанию оштрафовали на 74,7 тыс.Грн.

Но выявить сговор с покупателями не удалось.

В то же время в комитете утверждают, что проверили на собственном опыте: некоторые проверки появляются в системе с задержкой в несколько месяцев. А некоторые вообще не появляются, налоговая служба их не видит. С другой стороны, налоговые органы не могут выполнять функции сотрудников правоохранительных органов. Для этой цели было специально создано Бюро экономической безопасности. Даже если выяснится, что проверки задерживаются из-за "технического сбоя", этот факт лишает фискалов возможности анализировать, применять риск-ориентированные методы контроля. ОБОЗРЕВАТЕЛЬ уже писал о схемах приобретения и требовал, чтобы депутаты рассмотрели возможность устранения этих прокладок. Сейчас необходимость избавиться от них как никогда актуальна.

Продолжение следует.