Это может быть хороший сюжет для мистического триллера, основанного на реальных событиях. Трудно себе представить, но это факт: два рейсовых автобуса с интервалом в две недели без проблем преодолевают сотни километров по дорогам страны, чтобы трагически закончить свое движение почти в одно и то же время и почти в одном и том же месте.
Фото: ПАП
СЕМЕЙНАЯ ТРАГЕДИЯ
Диспетчеры службы спасения Подкарпатского воеводства Польши, получив около полуночи с воскресенья на понедельник, 22 марта, сигнал о ДТП с участием украинского автобуса на автостраде А4 в районе пункта обслуживания пассажиров (ПОП "Кашице"), наверное, поначалу воспринял это как неудачную шутку.
Позже, сообщая о ходе спасательной операции, губернатор воеводства Ева Ленярт отметила, что это "практически невозможная ситуация": авария автобуса произошла там же, где и автомобильная авария 6 марта (подробнее о предыдущей аварии читайте здесь).
По ее словам, многие спасатели, медики и полицейские, принимавшие участие в спасательной операции более двух недель назад,"испытали дежавю", потому что еще один украинский автобус несколькими днями ранее упал в тот же ров, его тоже пришлось разрезать, чтобы извлечь из него пострадавших. Единственным отличием был цвет автобуса, а также, к счастью, количество жертв и пострадавших: их было в пять раз меньше, чем во время аварии в начале марта. Ленярт подчеркнул: соответственно, спасательная операция была немного легче, потому что было меньше погибших и раненых.
Фото: PAP
Вскоре после аварии полиция сообщила подробности. В пассажирском автобусе, следовавшем из Вроцлава в Черновцы, находилось 10 человек (два водителя и восемь пассажиров). Владелец автобуса марки Van Hool с Черновицкой регистрацией - перевозчик из Снятина Ивано-Франковской области.
В результате автокатастрофы погиб один человек (50-летний сменный водитель), а пять человек получили множественные травмы головы, груди, брюшной полости и переломы конечностей. Их доставили в больницы городов Перемышль, Пшеворск и Любачев. Среди пострадавших — 22-летний водитель автобуса и четыре женщины разного возраста. Самый старший, 74-летний пассажир, находится в тяжелом состоянии. При этом еще четверо пассажиров не пострадали. Их перевезли в школьное общежитие в городе Ярославле, откуда позже отправили на Украину другим автобусом перевозчика.
Позже выяснилось, что одну из украинских семей постигло двойное несчастье: погибший сменный водитель оказался отчимом молодого водителя, которого после выздоровления ждет суд и, возможно, реальный срок лишения свободы.
Фото: PAP
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ КАТАСТРОФ Обе аварии произошли в одном и том же месте и примерно в одно и то же время. Если бы автобус был полон, жертв могло бы быть гораздо больше.
После первой автокатастрофы прокуратура почти сразу же предъявила водителю обвинение в непреднамеренном причинении аварии во время движения. Тогда же была обнародована и предварительная доказательная база: водитель за четыре секунды резко затормозил с 95 до 45 км / ч, чтобы вписаться в поворот на выезде с трассы в поселок "Кашица". Водитель предыдущей аварии, 48-летний Владимир К., долгое время отказывался давать показания по этому делу, ссылаясь на плохое психоэмоциональное состояние. Поэтому его версия событий трагической ночи 6 марта до сих пор неизвестна.
Что касается аварии 22 марта, то нет уверенности в том, что водитель совершил маневр правого поворота. Скорее наоборот: этот автобус, в отличие от предыдущего, не планировал съезжать с автострады, а должен был продолжать движение в направлении Перемышля и КПП Медика-Шегини. По предварительной информации, он должен был двигаться прямо по трассе к пограничному пункту "Корчева-Краковец". Однако при неизвестных обстоятельствах водитель почему-то резко съехал вправо, протаранил отбойник и скатился в глубокую канаву. В первом случае основной удар пришелся на правый борт автобуса, во втором - на лобовое отделение транспортного средства.
Что могло стать причиной аварии 22 марта: усталость водителя, проблемы с техническим состоянием автобуса, с дорожной инфраструктурой?
Фото: Лукаш Сольский
ВЕРСИИ
До сих пор невозможно исключить или однозначно подтвердить ни одну из версий, приведших к катастрофе.
Версия с плохим техническим состоянием транспортного средства выглядит менее вероятной, так как автобусы, осуществляющие международные перевозки, регулярно проверяются. Никто из перевозчиков не хочет дополнительных проблем и перспективы отзыва лицензии на международные перевозки в случае неисправности автобуса.
Воевода Ленярт во время пресс-конференции в минувший понедельник сосредоточился на вопросе, который напрашивается сам собой: все ли в порядке с этим участком шоссе? И тут же, отвечая на него, она подчеркнула, что Главное управление национальных дорог и автомагистралей (GDDKiA) Польши, которое отвечает за содержание этой дороги в нормальном состоянии, заверило ее: "Правильность дорожной разметки в этом месте не вызывает никаких сомнений."
Она также предположила, что, возможно, водители устают за рулем после многочасового переезда и, спеша к границе, теряют бдительность. Однако в автобусе есть два водителя, и для одного несколько часов езды по шоссе от Вроцлава до границы с Украиной не является чем-то из ряда вон выходящим.
Фото: Лукаш Сольский
Большинство вопросов по-прежнему связано с состоянием дорожной инфраструктуры в этом месте. Представитель ГДДКиА в Подкарпатском воеводстве Мариуш Блискал в понедельник заверил, что после первой аварии украинского автобуса Дирекция национальных дорог совместно с полицией проверила место и не обнаружила никаких проблем с инфраструктурой, которые могли бы помешать проезду этого участка трассы.
Спекуляций на тему двух аварий и их причин в Интернете более чем достаточно. В частности, в соцсетях появились комментарии о том, что съезд с шоссе на ПОП "Кашица" плохо обозначен. Кроме того, она слишком узкая и почти под прямым углом к дороге, а знак ограничения скорости до 40 км / ч находится на самом повороте, а не перед ним. Другие корреспонденты это отрицают, подчеркивая, что этот выезд стандартный и не отличается по параметрам от десятков других на польских дорогах. Кто-то утверждал, что на этом участке дороги во время морозов бывает обледенение, поэтому это может повлиять на управляемость автобуса. В ту трагическую ночь температура действительно упала ниже нуля, а также был небольшой дождь и снег.
Укринформ обратился к ГДДКиА за дальнейшими разъяснениями по этому поводу. Его представитель Шимон Пеховяк не сомневается, что состояние дорожного покрытия, информационных знаков, освещения и инфраструктуры безопасности на месте аварии были в хорошем состоянии и не могли быть прямой причиной автокатастроф.
По его словам, вся инфраструктура в этом месте должным образом оборудована, в соответствии с проектом и всеми нормативными документами. Касаясь темы погодных условий, Пеховяк подчеркнул, что незадолго до аварии этот участок был пройден спецтехникой и дорогу посыпали солью. Следовательно, обледенения быть не могло.
Фото: Лукаш Сольский
В то же время спикер ГДДКиА отметил, что его ведомство все же рассмотрит возможность установки в этом месте других элементов, которые не предусмотрены действующими нормативными актами, но которые могут повысить уровень безопасности. Тем временем возле села "Кашице" будут дополнительно установлены предупреждающие знаки "Частые аварии" и "Другие опасности"." Польская прокуратура не спешит делать однозначные выводы. На месте последней автокатастрофы работал прокурор районной прокуратуры Ярославля. Однако районная прокуратура в Перемышле, которая следит за ходом расследования, пока не обнародовала официальной информации по этому поводу, видимо собирая дополнительные данные. Однако, по данным Генконсульства Украины в Люблине, 22-летнему водителю автобуса будет предъявлено то же обвинение, что и водителю другого украинского автобуса-непреднамеренное доведение до аварии во время движения, что угрожает жизни и здоровью людей и предусматривает до пяти лет лишения свободы. Пока рано ставить точку в этих делах, равно как и делать поспешные выводы. Ответы на многие вопросы могли бы дать водители автобусов, которые до сих пор молчат. Кроме того, экспертам, которые занимаются расследованием технического состояния автобусов и дорожной инфраструктуры на месте крушения, еще предстоит дать свои ответы на спорные вопросы. Также будет изучено психоэмоциональное состояние обоих водителей, которые, как уже установила полиция, были трезвы в момент аварии.
- Автор: Юрий Банахевич, Варшава; УКРИНФОРМ*