Котировки

Сокращение Верховной рады: мандат подорожает, олигархи порадуются

Якимченко Олександр
Общество
18 Jan 07:55   

Эксперты рассказали, какие последствия могут наступить после сокращения Верховной Рады.

Власть подкинула обществу новую-старую тему для обсуждения. 13 января профильный комитет Верховной Рады принял решение, в котором рекомендовал парламенту принять поправки в Конституцию Украины о сокращении состава Верховной Рады с 450 до 300 народных депутатов. Предполагается, что к концу февраля это решение "слуг" сможет пройти через сессионный зал.

"КП в Украине" изучила, почему принято такое решение и к каким последствиям оно может привести.

Политика: чего нельзя делать ради рейтинга

Зачем сокращать депутатский корпус и почему именно до 300, а не до 250 или даже до 136 депутатов (равно числу округов в Украине) - автор законопроекта не дает четкого аргументированного ответа на этот вопрос. В пояснительной записке говорится лишь о том, что документ был внесен с целью оптимизации законодательного органа страны. А Зе-команда могла только ответить - это предвыборное обещание Зеленского. И в то же время в ходе псевдо-опроса "5 вопросов от президента" большинство опрошенных поддержали идею сокращения депутатов. Однако на референдуме 2000 года около 90% проголосовавших поддержали инициативу о сокращении числа депутатов на треть.

  • Этот законопроект-попытка "слуг" раскачать свой и президентский рейтинги. Украинцам нравится идея сокращения депутатского корпуса, и "Слуги народа" намерены сыграть на этом", - считает политолог Алексей Якубин. Но, как ранее писала "КП в Украине", ведущие эксперты-конституционалисты, нашли недостатки в таком сокращении.

Во - первых, усложнится доступ граждан к депутату. Если раньше один парламентарий представлял интересы 100 тысяч граждан, то после нововведения-120-150 тысяч. Во-вторых , прохождение законопроектов в парламенте также будет затруднено. Банально, что не хватит рук и голов, чтобы основательно проработать законодательные инициативы в комитетах. В-третьих , олигархам будет легче управлять главным законодательным органом страны.

  • Есть риски концентрации власти в руках определенных групп. Сокращение количества мандатов при закреплении пропорциональной системы снизит уровень политической конкуренции и, соответственно, усилит влияние определенных групп/партий, имеющих достаточное финансирование", - заявила народный депутат Лариса Билозир.

Финансовый: мандат подорожает в три раза

Сторонники президентского законопроекта в его пользу называют экономию, мол, 300 депутатов обойдутся стране гораздо дешевле, чем 450! Это правда? Давайте разберемся. Сегодня работа одного народного депутата стоит около 1 миллиона гривен. То есть после сокращения депутатского корпуса до 300 человек, теоретически, страна сможет сэкономить 150 миллионов гривен. Сколько придется потратить на переоборудование зала пленарных заседаний под новое количество депутатов-вопрос открытый. И подобных вопросов без конкретных финансовых расчетов очень много.

Подорожает и сам депутатский мандат.

  • Какие проблемы в стране можно решить из-за того, что попасть в народные депутаты станет в полтора раза дороже? - иронизирует парламентарий Дмитрий Гурин.

Тогда он все еще скромен. Эксперты прогнозируют, что после перехода на пропорциональную избирательную систему с сокращением числа депутатов на треть стоимость мандата взлетит в 2-3 раза. Если сейчас место в предвыборном списке партии можно купить от 500 тысяч долларов, то после нововведений-тарифы будут исключительно миллионными. И тогда, по классике жанра, все, что вложено в избирательную кампанию, депутат захочет вернуть и приумножить, то есть попадет в карманы рядовых налогоплательщиков, инициируя налоговые новации, арендные платежи, голосуя за разного рода "схемы" и т. д.

Процедурный: вы можете обратиться в Конституционный суд

Нельзя в спешке вносить изменения в Конституцию. Для этого необходимо три голоса в Верховной Раде и положительный вердикт Конституционного суда. В нашем случае хронология рассмотрения этого президентского законопроекта была следующей.

  • 29 августа 2019 года (в первый день работы Верховной Рады 9-го созыва) президент Владимир Зеленский внес соответствующий законопроект. Народные депутаты, которые в то время еще работали в "турборежиме", сразу же решили направить документ в Конституционный суд для получения вердикта о его соответствии положениям Основного закона страны.

  • В декабре 2019 года КСУ опубликовал вердикт. Судьи пришли к выводу, что в целом законопроект не противоречит статьям 157 и 158 Конституции. Он озвучил ряд предупреждений, которые должны быть приняты во внимание депутатами, прежде чем окончательно принять его (см.

  • В феврале 2020 года парламент ранее одобрил сокращение депутатского корпуса с 450 до 300 человек и проголосовал за переход к пропорциональной избирательной системе (полная отмена мажоритарной системы).

Чуть позже профильный комитет Верховной Рады провел онлайн-заседание, на котором разгорелась дискуссия о том, принимать ли законопроект о сокращении парламентариев в таком виде во втором чтении. Представители фракции "Слуга народа" (17 депутатов) проголосовали "за", внефракционные и депутаты от "Батькивщины" и "Голоса" - воздержались. Категорически против был только один человек - представитель ОПЖ, экс-судья КСУ Василий Нимченко.

По его словам, если депутаты примут законопроект без учета предупреждений Конституционного суда, то документ затем может быть оспорен в Конституционном суде.

Сергей Власенко, депутат от "Батькивщины", поддержал своего коллегу:

  • Мы за реформирование парламента, но давайте сделаем это законным путем. Мое предложение-отклонить законопроект и создать Рабочую группу для написания нового с учетом рекомендаций Конституционного суда Украины.

Свои "пять копеек"вставил и депутат Олег Макаров от фракции "Голос".

  • Существуют огромные риски для воюющей страны. Переходные положения гласят, что после вступления закона в силу действующая Верховная Рада продолжает работать до следующих парламентских выборов. А какая дата: до объявления выборов? до голосования? До подведения итогов парламентских выборов или принятия присяги новоизбранными депутатами? Такая расплывчатая формулировка норм может на некоторое время поставить под сомнение авторитет действующей Рады до принятия депутатами нового созыва. А если в этот период произойдет какое-то событие на внешней арене или внутри страны, требующее немедленной реакции Рады? - Считает Олег Макаров.

"Вот и все, поезд ушел", - вот как можно перефразировать ответ на все это от главы профильного комитета Андрея Костина.

ПО ТЕМЕ

5 комментариев Конституционного суда Украины

  1. Законодательная инициатива Зеленского диссонирует со статьями 150 и 151 Конституции Украины, где прописан алгоритм депутатского обращения в Конституционный суд. Сегодня такое обращение должна подписать не менее одной десятой конституционного состава Верховной Рады, то есть не менее 45. Поэтому логично внести поправки в Конституцию, сократив количество подписей до 30. Но в президентском законопроекте таких изменений нет! 2. Судьи обращают внимание на то, что положение о том, что выборы народных депутатов проводятся "на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании", не должно быть исключено из статьи 76 Конституции Украины.

В то же время эта формулировка сохраняется и в других статьях конституции, например, там, где речь идет о местных выборах. По мнению суда, это несоответствие "на законодательном уровне позволит закрепить любые основания для избрания народных депутатов".

  1. Комментарии к формулировке о том, кто может баллотироваться в народные депутаты. Сегодня на конституционном уровне закреплено: "Гражданин Украины может быть избран народным депутатом". Президент Зеленский предлагает другую формулировку - "Гражданин Украины может быть народным депутатом"." На первый взгляд разницы нет. Но это очень важно. В первом случае можно выбрать только гражданина Украины со всеми требованиями возраста, языка и квалификации поселения, а также наличием украинского паспорта. А во втором случае-кто угодно, лишь бы на момент присяги он отвечал этим требованиям.

  2. Зачем закреплять избирательную систему в Конституции? Каким он должен быть - пропорциональным с открытыми (закрытыми) списками, смешанным или мажоритарным-политическое решение, которое достаточно принять в Верховной Раде и подписать президентом.

  3. Судьи Конституционного суда высказали замечания по формулировкам переходных положений законопроекта, которые де-факто создают угрозу того, что на какое-то время авторитет нынешней Верховной Рады будет поставлен под сомнение.

Вопрос стоит ребром

А если депутаты не проголосуют?

Если народные избранники примут президентский законопроект о сокращении депутатского корпуса до 300 человек (есть большие сомнения, что "слуги" смогут найти 300+ голосов для принятия такого решения), то вернуться к этому вопросу они смогут не раньше чем через год. Вся процедура должна быть запущена по новому кругу: обращение в Конституционный суд, предварительное голосование 226 голосами, голосование 300 голосами.

КСТАТИ

По "норвежской формуле" у нас должно быть 1400 депутатов

Количество депутатов было рассчитано по формуле - 1 парламентарий представляет 100 тысяч человек. Аналогичная формула используется во многих странах.

Германия - 1 депутат на 105 тыс.

Франция-1 депутат на 71 тыс.

Польша - 1 депутат 68 тысяч Португалия - 1 ДЕПУТАТ 47 тысяч Греция - 1 ДЕПУТАТ 36 тысяч Швейцария - 1 ДЕПУТАТ 32 тысячи Норвегия -1 депутат на 30 тысяч.

По данным Государственной службы статистики, численность населения Украины на 1 января 2020 года (без учета Крыма и Севастополя) составила 41 902 416 человек. Подсчитываем, сколько нужно депутатов:

Если по "старой" формуле - 41 902 416, то делим на 100 000 и получаем конституционный состав Верховной Рады в 420 депутатов.

По немецкой формуле-около 400 депутатов.

По-французски-590 депутатов

На польском языке-617 депутатов

На португальском языке-890 депутатов

По-гречески-1166 депутатов

В Швейцарии-1312 депутатов

В Норвегии-1400 депутатов.

По стопам Трампа: можно ли навсегда отстранить Зеленского, Тимошенко или Порошенко от политики?

Какие основания могут стать барьером для украинских политиков на выборах президента или Верховной Рады?

верховная рада

Однопалатный парламент Украины, состоящий из 450 народных депутатов и единственный законодательный орган власти государства. Верховная рада Украины IX созыва начала свою работу 29 августа 2019 года

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

слуга народа

Украинская правящая политическая партия. Официальная регистрация состоялась 13 апреля 2016 года, а переименование — 2 декабря 2017 года

билозир лариса

Украинский политический деятель, народный депутат Верховной рады Украины IX созыва .

гурин дмитрий

Украинский предприниматель, консультант по общественным коммуникациям и проектов развития территорий. Народный депутат Украины IX созыва

конституционный суд российской федерации

зеленский владимир

батькивщина

оппозиционная платформа — за жизнь

нимченко василий

рабочие

радио

костин андрей

кстати

германия

франция

польша

португалия

греция

швейцария

норвегия

крым

севастополь