Котировки

Страшный суд Зеленского: два года обещаний и никакого прогресса

Бобрович Яна
Общество
08 Apr 15:24   

Страшный суд Зеленского: два года обещаний и никакого прогресса Страшный суд Зеленского: два года обещаний и никакого прогресса

Более месяца назад судья Приморского районного суда города Одессы Виктор Попревич отправил в тюрьму проукраинского активиста и блогера Сергея Стерненко. Анализируя приговор, человек даже без юридического образования может понять, что" разбой на триста гривен", в котором обвиняли Сергея, выглядит как минимум абсурдно.

Произвольное осуждение Стерненко стало той искрой, которая вызвала новую волну протестов по всей Украине. Граждане выходят на улицы не только для того, чтобы потребовать освобождения политзаключенных Сергея Стерненко, Андрея Антоненко и других людей, которые были ошибочно осуждены. Они собираются потребовать от властей, которые уже несколько лет подряд заявляют о своих намерениях перезагрузить государственную систему, обеспечить им право на справедливое судебное разбирательство, которое на самом деле никогда не было гарантировано в Украине.

В ответ на протесты президент, который ранее общался непосредственно с гражданами в Viber-чате, казалось, наполнил рот водой. Зато участники акции под офисом президента 20 марта получили семь подозрений в совершении преступлений с круглосуточным домашним арестом и четыре "админки" - от "опасного использования пиротехники" до "нецензурной брани в общественном месте". Превентивные меры в виде ограничения свободы в большинстве случаев не имеют должного обоснования, а сами подозрения не имеют достаточной доказательной базы и выглядят скорее как попытка запугать граждан и заставить их воздержаться от новых акций протеста. И все это-вместо реальной реформы судебной системы, которая продолжает покрывать преступников и сажать в тюрьму невинных людей.

Почти каждый президент обещал украинцам судебную реформу. В 2004 году Леонид Кучма назвал это "важнейшим приоритетом", в 2010 году Виктор Янукович (будущий президент-беглец) пообещал прекратить беспорядки в судебной системе. В 2018 году президент Петр Порошенко назвал судебную реформу главной, хотя тогда он "забыл" ликвидировать насквозь коррумпированный Окружной административный суд Киева (ОАСК), а также не смог реформировать Верховный суд и апелляционные суды. Вклад каждого из них прекрасно иллюстрирует приговор 26-летнему Сергею Стерненко, вынесенный в 2021 году бессовестным любителем бюстов Ленина и Сталина Виктором Попревичем. Если бы судебная реформа в Украине действительно состоялась, то судья Попревич, закрывший дело против председателя Одесского окружного административного суда, который управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения; оправдал милиционера, пытавшего людей; не задекларировал имущество в Крыму, больше не имел бы права принимать решение от имени Украины. Таких попревичей в судебной власти Украины тысячи, как и необоснованных решений, ломающих человеческие судьбы в угоду чьим-то интересам.

Несмотря на обещания реализовать Программу правосудия, данные кандидатом в президенты Владимиром Зеленским, за два года его каденции реальная судебная реформа так и не сдвинулась с мертвой точки. С одной стороны, Президент публично признает несостоятельность судебной системы. С другой стороны, инициативы по перезапуску Высшего Совета юстиции (ВСП), Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) - органов, ответственных за оценку и назначение всех судей,-являются лишь имитацией реформы и напоминают скорее компромисс с судебной мафией, чем реальные попытки удовлетворить насущные потребности общества в правосудии.

Ситуацию усугубило возвращение в Украину одиозного "надзирателя" судебной системы времен Януковича Андрея Портнова. Под его бдительным руководством во время Революции достоинства судьи запретили гарантированные конституцией мирные собрания, арестовали и лишили протестующих водительских прав. По невероятному стечению обстоятельств "судебную" и "правоохранительную" сферы в кабинете президента Зеленского возглавляли бывшие адвокаты первых лиц эпохи Януковича, в том числе и самого Портнова-Андрей Смирнов и Олег Татаров.

Именно они "направляют" президента, предлагая определенные решения в контролируемой сфере. Так, в парламенте появились законопроекты, которые сохраняют или даже усиливают влияние ОАСК Павла Вовка, которого НАБУ подозревает в захвате государственной власти, имитируют реформу ВСП, сохраняя при этом непрозрачную процедуру отбора ее членов, убивают независимость ВККС, ставя этот орган под полный контроль нереформированной ВСП. И кто бы ни стоял за кулисами этих процессов, все эти инициативы делаются от имени Президента Украины, и именно он несет за них полную политическую ответственность. Еще есть время исправить эту ситуацию, но есть ли политическая воля?

Павел Вовк

Павел Вовк. Фото: Юлия Вебер / "Бабель"

"О Вовке промовке"

Окружной административный суд Киева, пожалуй, самый одиозный суд в Украине. Из-под молотка судей ОАСК вышли решения о запрете Евромайдана и приказе "Беркуту" его разогнать, о запрете переименования УПЦ МП, об отмене декоммунизации улиц и о многих других странных и откровенно незаконных вещах. Суд должен был быть упразднен во время судебной реформы три года назад. Он даже попал в проект указа президента Порошенко о ликвидации, но в окончательном варианте документа этот суд так и не появился. ОАГ продолжала генерировать антиукраинские решения, оставаясь при этом неприкасаемой.

И хотя Зеленский поддержал идею чистки судебной власти, он явно не спешит решать проблему ОАСК. Президент не ответил ни на первый, ни на второй "фильмы Вовки". Только на 16-й день после их публикации администрация президента ответила на запрос журналистов, что они не будут ликвидировать ОАГК, а в отношении судей "нет судебного решения", поэтому президент не планирует вмешиваться в процесс. После акции общественных организаций, которая была широко распространена в СМИ, канцелярия Президента опубликовала комментарий: "Президент Украины в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Конституцией, не имеет права и не обязан оценивать судебные решения или обвинения в адрес судей."

Показательно, что отсутствие приговора не помешало Зеленскому принять участие в пресс-конференции по делу об убийстве журналиста Павла Шеремета, на которой Андрея Антоненко, Юлию Кузьменко и Яну Дугар фактически обвинили в убийстве. Есть достаточно публичных доказательств причастности Вовки и компании к захвату власти, но нет соответствующей реакции президента.

Несмотря ни на что, граждане и международное сообщество взяли на себя смелость помочь Зеленскому с ОАСК. Летом прошлого года журналист Даниил Мокрик зарегистрировал на сайте президента петицию о ликвидации суда (по Конституции инициировать этот процесс может только президент). Петиция в свое время набрала 25 тысяч подписей, но Зеленский по-прежнему не спешит выполнять волю граждан.

В ответ на петицию с пометкой "поддержано" на официальном сайте ОП президент почти сразу же пообещал начать первый этап ликвидации — консультации с ВСП. В то же время в канцелярию Президента стали поступать заявления о том, что консультации ведутся. И, как оказалось, от обещания Зеленского в октябре до фактического начала консультаций прошел почти месяц. С тех пор и до сих пор не произошло никаких сдвигов в ликвидации ОАГ. В конце января этого года в администрации президента сообщили, что Зеленский все еще "изучает этот вопрос". Вопрос о ОАГ уже давно висит в воздухе, хотя его решение является одним из международных обязательств Украины. Меморандум, подписанный летом с МВФ, предусматривал передачу части исключительной юрисдикции ОАГК Верховному суду. Речь идет о рассмотрении административных дел в отношении государственных органов на республиканском уровне, которые, по сути, предоставляют Окружному административному управлению опасное для государства, практически неограниченное влияние. Якобы во исполнение этой части Меморандума президент внес в парламент законопроект № 5067, который действительно отнимает часть полномочий ОАГК. Однако даже если законопроект будет принят в таком виде, проблема ОАСК не будет решена полностью. В конце концов, очень небольшая часть национальных дел поступает в Верховный суд, и ОАГ все равно будет уполномочена рассматривать большинство административных дел против национальных органов. Законопроект также предусматривает, что дела, изъятые из ОАГК, будут рассматриваться Кассационным административным судом в составе Верховного суда. Председатель этого суда Михаил Смокович был признан недобросовестным во время конкурса на должность.

Именно поэтому представленный Зеленским проект закона об ОАГ не внушает надежды на кардинальные изменения. Скорее, это попытка формально выполнить требования МВФ по получению необходимых для государства денег. Президент по-прежнему игнорирует публичные призывы полностью ликвидировать суд.

"Заместитель президента по вопросам юстиции"не спешит наводить порядок в этом деле. Почти месяц после публикации второй части "Вовкиных лент" генпрокурор Ирина Венедиктова не подписывала сообщения о подозрении подсудимым, пока, по нашей информации, этого очевидного шага не потребовало международное сообщество. Между тем судья Павел Вовк нагло проигнорировал заседание Высшего антикоррупционного суда (ВАС) после решения о принудительном его привлечении, из-за чего судье Антикоррупционного суда Бицюку пришлось приостановить судебное разбирательство до тех пор, пока подозреваемый не будет найден.

Как и следовало ожидать, важнейший судебный орган-Высший совет юстиции-полностью саботирует установление справедливости по делу Вовки. Он не удовлетворил идею Генпрокуратуры даже временно отстранить судью Вовку и его коллег, единогласно поддержавших Вовку и компанию. Более того, он защищал фигурантов дела и говорил о" давлении на правосудие " со стороны НАБУ, которое зафиксировало соответствующие записи и обнародовало их. Но за процесс против Вовки коррумпированная ВСП привлекла судью ВАКСА Бицюка к дисциплинарной ответственности. И это неудивительно, учитывая, что Павел Вовк фактически является единственным руководителем ВСП в вопросах дисциплинарного производства.

Игнорирование проблемы ОАСК и попытки затянуть расследование в отношении фигурантов "фильмов Вовки" означают, что президента все устраивает, и он не поддерживает такие действия, но хотя бы допускает их. В итоге именно ОАСК неоднократно принимала выгодные Зеленскому решения: и о роспуске Верховной Рады, и о возвращении в Украину российского актера из сериала "Сваты" Федора Добронравова, незаконно посетившего оккупированный Крым. И неизвестно, в каком еще случае может пригодиться ручной и дееспособный суд, в компетенцию которого входит разрешение споров практически со всеми центральными органами. Это также означает, что Вовка и компания, при отсутствии общественного давления, продолжат осуществлять "волчье правосудие" и творить "любой беспредел в судебной ветви власти" (цитата из "Вовка филмс"). Такой подход посылает Вовке и всем нечестным судьям сигнал, что даже если есть явные доказательства коррупции, у них есть шанс выйти сухими из воды.

Конституционный зуд

Незаконные и деструктивные решения Конституционного Суда Украины (КС) являются еще одним следствием отсутствия судебной реформы. Эксперты предупреждали Зеленского об опасности нереформированного КСУ еще до президентских выборов. Тогда будущий президент пообещал обеспечить независимость Конституционного суда и отсутствие политического влияния на выбор его судей. Но здесь, к сожалению, все закончилось в основном обещаниями.

Фото: Кристина Бердинских / Фото: НВ

Тревожные звонки начали поступать из КСУ в начале президентского срока Зеленского, когда на повестке дня стоял вопрос о досрочных парламентских выборах. Однако это решение выглядит незначительной проблемой по сравнению с кризисом, который суд вызвал своим решением осенью 2020 года, нанеся серьезный удар по антикоррупционной инфраструктуре. После предложения "одним махом" уволить всех судей Конституционного суда, которое было критически оценено экспертами и отказано в поддержке народным депутатам, Президент все же обратился в Венецианскую комиссию (ВК) с просьбой рекомендовать пути выхода из кризиса.

В заключении, которое было представлено Венецианской комиссией по просьбе украинской стороны в беспрецедентном порядке, эксперты отмечают, что причиной политической зависимости судей Конституционного суда является политизированная процедура их назначения, поэтому они рекомендуют ввести реальную конкуренцию в этом суде, как того требует Конституция Украины. В состав конкурсной комиссии по рекомендации ВК должны входить авторитетные международные и общественные эксперты. Также Венецианка рекомендует заполнять вакансии судей КГУ только после введения этого конкурса.

Вопреки всем рекомендациям, ни специально созданная "группа Разумкова", ни парламентское большинство никогда не пытались реализовать конституционное положение и ввести реальный конкурсный отбор. Несмотря на заявления президента о том, что октябрьское решение КСУ было вызвано "старыми элитами" и олигархами, а также слова секретаря СНБО Алексея Данилова о влиянии РФ на судей, в феврале представитель президента в КСУ Федор Вениславский заявил, что "нет оснований говорить о кризисе в КСУ". Уже 18 февраля парламент назначил судьей Конституционного суда Виктора Кичуна, протеже Федора Вениславского, ради которого был организован так называемый конкурс.в стенах Верховной Рады.

Недавно Венецианская комиссия представила заключение по другому законопроекту о Конституционном суде — "О конституционном судопроизводстве". Там она еще раз обратила внимание украинских властей на то, что в документе не содержится главного — предложения о порядке проведения настоящего конкурсного отбора судей, после введения которого возможно заполнение вакантных должностей.

Сразу после второго заключения Венецианской комиссии Президент своим указом отменяет указы о назначении судей Конституционного суда Александра Тупицкого и Александра Касьминина, что вызывает очередную волну возмущения в экспертном сообществе. По мнению экспертов, указ президента неконституционен, поскольку гарант фактически пытается уволить судей Конституционного суда, хотя по Конституции таких полномочий у него нет. И хотя бороться с разрушительными последствиями правления Януковича и его народа необходимо в судах, подобные решения могут лишь углубить кризис, начавшийся с нарушения Конституции самим Конституционным судом. Замена системных решений, рекомендованных президенту национальными экспертами и международным сообществом, простыми, но неконституционными вариантами, скорее всего, будет иметь долгосрочные последствияэгативные последствия. Ведь следующими шагами президента может стать не только назначение новых лояльных судей Конституционного суда без конкурса, которые не будут обладать достаточной легитимностью, но и "снятие" и замена в ручном режиме любого судьи в Украине, поскольку все они формально назначаются президентом.

ВСП-это всеобъемлющая симуляция справедливости

Попытки реформировать судебную систему во времена Зеленского вообще сильно напоминают торги по созданию Высшего антикоррупционного суда во время президентства Порошенко. И тогда, и сейчас президент пытается сохранить поддержку международных партнеров Украины, но оставить себе лазейки для возможного влияния на суд. Это хорошо видно как гражданскому обществу, так и международному сообществу, позиция которого однозначна: отбор новых судей и членов судебной системы должен осуществляться конкурсной комиссией с незапятнанной репутацией, решающую роль в которой должны играть независимые международные эксперты.

И несмотря на то, что создание Высшего НТИ Антикоррупционного суда с участием независимых международных экспертов остается фактически единственным успешным примером отбора судей за всю новейшую историю Украины, оба президента пытались продвигать "свой путь" реформирования судебной системы "без вмешательства извне". Несмотря на это, Петру Порошенко пришлось пройти путь от активного критика до адепта создания ВАКС, в отборе которого ключевую роль сыграли независимые международные эксперты. К сожалению, то же самое нельзя сказать о судебной реформе времен Зеленского, поскольку он и его команда активно блокируют распространение этого механизма на остальную судебную систему Украины.

В 2019 году Зеленский официально поддержал Повестку правосудия, которая предусматривает перезагрузку двух ключевых органов системы — ВСЦ и ВСП с участием международных экспертов. Партия "Слуга народа" также заявила о намерении перезапустить ВККС и ВСП до досрочных парламентских выборов.

Первая попытка реформирования органов (закон, разработанный совместно с экспертами из гражданского общества, предусматривал применение модели с привлечением международных экспертов) провалилась из-за саботажа со стороны ВСП, которому, впрочем, никто из ОП не воспротивился.

В прошлом году, в мае, президент Владимир Зеленский и премьер-министр Денис Шмыгаль подписали Меморандум с МВФ о получении кредита в размере 5 миллиардов долларов. Одним из требований к Украине для получения кредита было изменение конкурсной процедуры отбора членов ВСП и единовременная проверка на добросовестность действующих сотрудников ВСП с последующим увольнением тех, кто ее не прошел.

В августе того же 2020 года парламент также ратифицировал Меморандум о ЕС, в котором решение вопросов, связанных с верховенством права, является условием получения второго транша финансовой поддержки. Среди вопросов-прозрачный отбор членов новых ВККС и ВСП конкурсной комиссией с международным участием. Президент Зеленский и премьер-министр Шмыгаль пообещали сделать это к октябрю 2020 года.

Из-за невыполнения этого структурного требования МВФ уже несколько раз отказывал Украине в деньгах, что поставило нас на грань финансового кризиса. Только в критических условиях президент якобы начал двигаться к выполнению своих политических обещаний и международных соглашений. Но опять же, эти движения больше похожи на попытку изобразить прогресс, сохраняя при этом статус-кво и даже укрепляя коррумпированную судебную корпорацию.

Фото: сайт Президента Украины

Чтобы попытаться удовлетворить требования международных партнеров, в июне 2020 года президент внес в Верховную Раду законопроект № 3711, якобы призванный решить вопрос "наполнения судов новыми кадрами". Интересно, что практически в каждом выступлении о реформе судов Президент озвучивал проблему "нехватки двух тысяч судей" как главную. Этот тезис вложили в уши президенту сами судьи и ВСП: по их мнению, главная проблема судебной системы-именно "кадровая нехватка", а не заказные решения, вопиющая несправедливость и тотальная нечестность.

Интересно, что поддержка ВСП и судей резко переросла в критику, когда профильный комитет по рекомендации Венецианской комиссии снял положение законопроекта о ключевой роли ВСП в формировании ВСЦ; удивительно, но критика утихла, когда это положение было возвращено. Очевидно, что члены нереформированного ВСП озабочены не кадровым голодом, который может быть удовлетворен не ранее чем через два года после принятия закона, учитывая длительность процедуры отбора, а сохранением своей ключевой роли в отборе членов органа, ответственного за отбор и переаттестацию судей.

В начале октября 2020 года Венецианская комиссия опубликовала заключение по законопроекту № 3711, где подчеркивалась необходимость формирования ВККК с участием международных экспертов и недопущения расширения полномочий нереформированного ВСП. Из-за этого в ноябре 2020 года парламентарии направили текст документа на доработку в профильный комитет. Из - под пера народных депутатов вышел обновленный законопроект № 1. 3711-д, который, несмотря на рекомендации Венецианской комиссии, значительно расширяет влияние ВСП, де — факто предоставляя ей полный контроль над отбором судей-возможность защищать "своих" и наказывать тех, кто осмелится пойти против системы.

После положительного голосования за законопроект № 3711-д, наверное, улыбнулся и одиозный Павел Вовк. Законопроект фактически дает Вовке и компании полный контроль над формированием ВКК через процедуру отбора ее членов. Процедура предусматривает, что члены ККАС будут избираться конкурсной комиссией, в которой международные эксперты не будут иметь решающего голоса, а сам ККАС должен включать не менее половины судей или судей в отставке, то есть представителей действующей судебной мафии.

Под соусом "преодоления кадрового дефицита" судебная мафия продвигает еще одну идею — существенное упрощение процедуры отбора судей. Именно об этом и пишет одиозный Вовк в своей колонке — какой, по его мнению, должна быть судебная реформа. Этому же способствует и заместитель председателя коррумпированного и нереформированного ВСП Александр Маловацкий.

Таким образом, если законопроект № 3711-д будет принят в целом, ВСП получит возможность изменять правила отбора без каких-либо проверок целостности. И если послы стран-партнеров G7 и общественные эксперты, наоборот, призывают предоставить экспертам Общественного совета по добросовестности (ОПС) дополнительные полномочия по проверке судей первой инстанции (важность проверки добросовестности которых можно проиллюстрировать на примере Сергея Стерненко), то Вовк и компания фактически предлагают отбирать судей вручную, а президент и парламентское большинство подыгрывают им.

При таких условиях ВСП сможет быстро назначить две тысячи судей, которые фактически контролируются Вовкой и Портновым, и уволить их в ближайшие 30 лет, пока они сами не выйдут на пенсию, будет невозможно. Судьи, избранные под контролем Вовки и ВСП, затем, в свою очередь, изберут половину членов ВСП и треть Конституционного суда, и они будут держать нечестных судей на своих постах, разрушать институты и отменять антикоррупционные реформы. Порочный круг замыкается: прогнившая, коррумпированная система будет только репродуцироватье сама и изо всех сил сопротивляется любым изменениям, которые могут ей угрожать. Самое интересное, что этот сценарий сейчас официально продвигается ОП: управление Гаранта Конституции в своей "Стратегии совершенствования судебного процесса" решило полностью уничтожить идею независимого ВСС не позднее 2023 года и оставить общество наедине с коррумпированным ВСП.

Такие законодательные инициативы противоречат политическим обещаниям президента и правящей партии, договоренностям с международными партнерами нашей страны и ставят под сомнение получение Украиной новой макрофинансовой помощи и политической поддержки от наших союзников. Об этом заявили, в частности, Верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Жозеп Боррель и посол ЕС в Украине Матти Маасикас. В качестве основы для дальнейшего сотрудничества Украины и США новый американский президент Джо Байден называет активизацию реформ в разговоре с Зеленским.

В конце января этого года послы G7 обнародовали дорожную карту судебных и антикоррупционных реформ в Украине, где в очередной раз призвали к реформированию ВСП, формированию ССАГПЗ на открытом конкурсе со значительным участием международных экспертов, а также к усилению влияния Общественного совета добропорядочности. Наконец, Международный валютный фонд не называет условий второго транша для Украины, поскольку судебная реформа является одним из ключевых условий предоставления кредитов Наряду с попытками уволить директора НАБУ Артема Сытника политическим путем, положения нового законопроекта кажутся четким сигналом о том, что Украина не готова выполнять соглашения со своими партнерами, которые она сама же и заключила.

Несмотря на декларируемые намерения президента реформировать систему, он первый, кто ради судебной мафии игнорирует все реальные возможности для этого, а также международные обязательства Украины и ее перспективы европейской и евроатлантической интеграции. Но самое главное-это даже не отсутствие международных кредитов или иной поддержки со стороны партнеров. Расширение полномочий и сохранение коррумпированной и нереформированной ВСП, наполнение судов судьями, подконтрольными Вовке и Портнову, будет означать продолжение политических репрессий и отсутствие справедливости для простых граждан еще как минимум на одно поколение.

Суды сейчас занимаются не только возможностью влиять на разрешение споров или результаты выборов. Коррумпированная судебная система стала мощным оружием в руках государства-агрессора. А значит, навести порядок с судами-это вопрос выживания страны, не меньше. Без реальной судебной реформы украинские граждане обречены сидеть в тюрьмах без доказательств, выходить на акции протеста чуть ли не каждый день, а в перспективе-даже потерять суверенное государство.

Кроме того, отсутствие судебной реформы не означает ничего хорошего для нынешней власти. Украинцы очень чувствительны к несправедливости, которую производит украинская судебная система. Ни одному президенту, который недавно пообещал украинцам судебную реформу, но не сдержал своего слова, не удалось продержаться на этом посту долго. Сохранение зависимости судебной системы может сыграть очень злую шутку с сегодняшними политическими элитами. Рано или поздно они потеряют власть, и по иронии судьбы последующие руководители государства могут захотеть "догнать своих предшественников" через ручные суды. Если у Владимира Зеленского или его соратников еще остались сомнения в политической проституции украинской судебной системы, которая готова предать своих бывших покровителей, как только под ними качнется кресло, то представители самой судебной системы прямо уверяют: не сомневайтесь.

Ситуация стала настолько острой, что у президента больше нет пространства для маневра и компромисса с судебной мафией. Нам нужно действовать, и действовать быстро. Для того чтобы реформа действительно состоялась, необходимо выполнить как минимум четыре условия:

  • обновить ВСП и ВКК с участием международных экспертов, как это было в случае с ВАК;

  • очистить и обновить суды, выбрасывая коррумпированных судей и набирая новых в честной конкуренции;

  • создать новый суд на смену ОАГК, который будет рассматривать ключевые решения государственных органов.;

  • обеспечить целостность Конституционного суда.

Только при соблюдении всех четырех условий судебная система сможет очиститься и выйти на стабильную траекторию развития, а украинцы смогут надеяться на справедливый суд в этой жизни.

Михаил Жернаков, директор Фонда DEJURE, главный эксперт по судебной реформе РПР, доктор юридических наук; опубликовано в ZN.UA

страшный суд

В эсхатологии авраамических религий — последний суд, совершаемый Богом над людьми с целью выявления праведников и грешников и определения награды первым и наказания последним.

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

одесса

Город в Северном Причерноморье на юге Украины. Административный центр Одесской области и Одесского района

следственный изолятор

Пенитенциарное учреждение , обеспечивающее изоляцию следующих категорий подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осуждённых: подследственных — находящихся под следствием и ожидающих суда. подсудимых — находящихся под судом

стерненко сергей

Украинский общественный и политический деятель, бывший глава одесского «Правого сектора» , активный участник Евромайдана, один из основателей «Народной люстрации». Фигурант нескольких уголовных дел

кучма леонид

янукович виктор

порошенко пётр

верховный суд российской федерации

крым

зеленский владимир

портнова зинаида

смирнов андрей

татары

набу

мумий тролль

беркут

украинская православная церковь

шеремет павел

международный валютный фонд

верховный суд сша

союз советских социалистических республик

венедиктова ирина

высший антикоррупционный суд украины

высший совет правосудия

верховная рада

сваты

добронравов фёдор

конституционный суд украины

конституционный суд российской федерации

медведчук виктор

венецианская комиссия

совет национальной безопасности и обороны украины

тупицкий александр

слуга народа

шмыгаль денис

европейский союз

большая семёрка

боррель жозеп

доллар сша

байден джо

сытник артём

партия народной свободы