Котировки

Стресс, прогресс и родительские нервы. Чем стал опыт онлайн-обучения для школьников Украины

Гуменчук Сергій
Общество
25 Feb 15:05   

Как украинские школы осваивают дистанционный формат обучения и как он поможет в очном обучении.

"Я больше не желаю этого ни себе, ни своему ребенку", - говорит о дистанционном обучении Оксана Симонова, жительница Геническа Херсонской области. Оксана уже два раза сидела дома с сыном-шестиклассником-прошлой весной и в январе этого года. Как и тысячи других родителей, ей приходилось координировать воспитание ребенка, в полной мере переживая все его трудности. Одна из них заключалась в подготовке мальчика к школе: ученикам трудно сосредоточиться в домашней обстановке, где они привыкли играть и отдыхать, а на онлайн-уроках они предпочитают общаться со своими одноклассниками, по которым соскучились. При этом, отмечает Оксана, нагрузка на сына огромная: каждый день шесть-семь уроков, на каждом нужно выполнить домашнее задание и отправить его учителю по электронной почте.

Наши учителя хорошо пережили период интенсивной цифровизации. Поэтому я призываю родителей быть терпеливыми и помогать, по возможности, а не критиковать

Самым большим стрессом для мальчика стали онлайн-тесты времени: у них от 15 до 36 вопросов, на которые нужно ответить за два часа. Симонова говорит, что из-за обратного отсчета сын запутался и заблудился, в то время как онлайн-система снимает баллы за каждую незначительную ошибку. В итоге женщина пришла к выводу, что в таком режиме невозможно качественно освоить школьные предметы.

Другие родители учеников средней школы жалуются на хаос в использовании онлайн-инструментов: у разных учителей есть свои предпочтения в отношении сайтов, мессенджеров и приложений для обучения.

И Viber, и Zoom

Чиновники образования говорят, что эпидемия коронавируса и карантин сделали то, чего не смогли сделать министерские приказы и постановления, — ввели онлайн-элементы в образование. С 2016 года в Министерстве образования и науки создаются проекты цифровизации, а дистанционное обучение включено в закон об образовании. Однако только в 2020 году школы начали "оцифровывать" образовательный процесс и за год добились значительного прогресса. Если в весеннем карантине отправка фотографий с заданиями из блокнота в Viber была обычным явлением, то к зимней блокировке учителя освоили гораздо больше онлайн-инструментов, научились по-другому строить свою учебу.

"Стало более упорядоченным, теперь они меньше задают домашних заданий. Благодаря этому мы больше не учимся с утра до вечера, как это было весной, а можем ходить в клубы и отдыхать по выходным", - говорит Оксана Симонова.

Если в каждой школе есть своя онлайн-платформа с материалами, созданными преподавателями, то учащиеся смогут выбирать курсы из разных школ и таким образом формировать личный учебный план

Министерство, со своей стороны, в сентябре 2020 года издало приказ № 1115 "О дистанционном обучении", где обновило рекомендации и приблизило их к реальной практике. Документы включают в себя две формы дистанционного обучения — синхронную, то есть онлайн-уроки в режиме реального времени, и асинхронную, когда дети учатся самостоятельно и затем отправляют результаты учителю. Одновременное обучение должно составлять не менее 30% учебного времени. В ведомстве также уточнили, что продолжительность урока должна соответствовать возрасту детей: в первом классе — 10 минут, во втором и четвертом классах-до 15 минут, в средних классах онлайн-урок должен длиться не более 20 минут, а в старших классах-до 25 минут.

Важным нововведением является то, что теперь родители могут добровольно перевести своего ребенка на дистанционное обучение. Для этого достаточно их применения и наличия данной формы обучения в школе. Родители пользуются этим правом: по данным Института образовательной аналитики, в 2019 году в дистанционном обучении обучалось 7,9 тысячи детей, тогда как на начало 2021 года таких учащихся было 13,5 тысячи.

Выбор онлайн-инструментов и организация дистанционного обучения остается за Министерством школ в рамках их автономии. Образовательные платформы и онлайн-инструменты утверждаются педагогическим советом, и учителя имеют право выбирать режим и методы проведения уроков, ни с кем не советуясь. Тестирование преподавателями различных онлайн-инструментов и стало причиной их хаотичного использования.

"Но если выбора онлайн-инструментов не будет, мы вернемся к тому, что было раньше: снова будем присылать фотографии заданий в Viber", - говорит Людмила Булыгина, преподаватель информатики политехнического лицея НТУУ "КПИ". — Наши учителя хорошо пережили период интенсивной цифровизации. Поэтому я призываю родителей быть более терпеливыми и помогать как можно больше, а не критиковать. Дети довольно быстро учатся пользоваться новыми для них инструментами, это обычные технические проблемы."

Людмила Булыгина имеет большой опыт онлайн-обучения: помимо преподавания в лицее и университете КПИ она преподает курсы программирования для взрослых, возраст ее учеников варьируется от девяти до 58 лет. Основываясь на своем личном опыте, она смогла сократить количество онлайн-инструментов, необходимых ей, до трех-платформы видеочата Zoom, инструментов Google и YouTube. Преподаватель предварительно записывает видеоуроки продолжительностью до 15 минут, делает к ним короткие текстовые комментарии и презентации, в некоторых случаях — тесты. За день или час до начала урока она рассылает материалы ученикам или студентам, которые просматривают их и готовят вопросы. Во время урока Людмила Булыгина обсуждает с учениками уже просмотренные видеофильмы, делает презентации с маленькими детьми, отвечает на вопросы. Если ученик не умеет пользоваться каким-либо сервисом, его возможности изучаются прямо на уроке, и, как говорит учитель, за десять минут дети с удовольствием осваивают незнакомые программы.

Частные школы имеют еще большее разнообразие онлайн-инструментов, так как они могут выбирать платные программы или создавать свои собственные. Например, Киевская Новопечерская школа имеет собственную систему управления обучением (LMS — learning management system).

Интернет спешит на помощь

Во время прошлогодней весенней блокировки одним из самых масштабных онлайн-проектов стала Всеукраинская школа онлайн (ВШЭ)-несколько сотен видеоуроков по различным предметам, которые были записаны в помощь студентам и школам. Организаторы НИУ ВШЭ — Комитет Верховной Рады по вопросам образования, науки и инноваций, Министерство образования и науки и общественная организация "Освитория" — разместили уроки на YouTube и транслировали их по телеканалам, чтобы уроки были доступны всем студентам, даже тем, кто не имеет доступа в Интернет.

Учителя освоили онлайн-инструменты, благодаря этому они сократили цифровой разрыв со студентами и теперь могут разговаривать с детьми на одном языке

К новому учебному году профильное министерство решило продолжить съемки уроков, но немного изменив формат, и выложить все материалы на единую электронную площадку. Министр образования и науки Сергей Шкарлет объявил о его запуске в октябре 2020 года. Этот ресурс по адресу lms.e-school.net.ua был открыт для пользователей в начале декабря. По словам заместителя министра цифровой трансформации Артура Селецкого, это связано с тем, что платформа была запущена с нуля, а видеоконтент прошел семь этапов контроля качества.

Оценивался ресурс в образовательной среде: по статистике министерства, к началу февраля его посетили более 2 млн человек, зарегистрировано более 127 тыс., в том числе 95 тыс. студентов, около 26 тыс. преподавателей и около 6 тыс. бесплатных слушателей из сотен стран, а также из Донецка, Луганска и Крыма. Как говорит Селецкий, наибольшей популярностью пользуются уроки украинского и английского языков, математики и истории — по этим предметам школьники сдают ВНО. Министерство планирует расширить перечень дисциплин, по которым будут производиться видеоуроки. Это, например, французский, немецкий, испанский, а также крымскотатарский"Мы будем расширять перечень уроков не только за счет популярных предметов, потому что хотим работать с малообеспеченными слоями населения. Давайте вспомним Крым и Донбасс, где тоже есть наши учителя и дети, которые записываются в Высшую школу экономики. Мы работаем над тем, чтобы они могли сдавать экзамены онлайн, имели доступ к качественному школьному образованию и могли поступать в украинские вузы",-говорит Артур Селецкий. Он также объявляет о введении базового функционала для проведения онлайн - уроков на платформе-загрузки видеочатов, возможности создания групп или классов, а также загрузки преподавателями собственного авторского контента.

Сейчас платформа НИУ ВШЭ работает по принципу открытых массовых курсов, таких как Coursera или Prometheus, где любой желающий может зарегистрироваться и посмотреть уроки в бесплатном режиме. Другое дело-создавать специальные онлайн-сервисы, адаптированные к потребностям школ. Первым из таких проектов Министерства стали электронные дневники и классные журналы. Это не новая услуга для школ, так как в этой нише на украинском рынке образования есть коммерческие продукты. В то же время не все учебные заведения могут себе их позволить, либо они отказываются платить за электронные услуги из-за повышения цены или закрытия производителя услуг. Поэтому МЧС создало бесплатный интерфейс для классных журналов и дневников в e-journal.iea.gov.ua, куда могут ходить школы. По словам Артура Селецкого, к сервису уже подключено более 300 украинских школ.

К электронным дневникам и журналам в классе отношение двоякое. Родители находят их очень удобными, но есть опасения, что ученики смогут взломать сервис, чтобы дать себе лучшие оценки, и вообще этот сервис уделяет слишком много внимания оценкам, демотивируя детей. Артур Селецкий считает подобные опасения преувеличенными и уверяет, что электронный ресурс имеет несколько уровней киберзащиты. Кроме того, по словам замминистра, отслеживание оценок в режиме реального времени дает ответственным родителям стимул помогать детям, если их знания по тому или иному предмету проседают.

Электронные классные журналы и дневники в идеале должны заменить бумажные, чтобы у учителей было меньше бюрократии. Но на данный момент многие школы используют и то, и другое, и учителям приходится выполнять двойную работу. Как говорит Артур Селецкий, по Приказу Минобрнауки № 676 школы могут полностью перейти на"цифровые". Однако в некоторых школах еженедельная проверка бумажных дневников входит в число официальных обязанностей учителей. Дети, в действительности, используя электронные дневники, вынуждены заполнять бумажные для галочки. Поэтому образовательным учреждениям необходимо гармонизировать нормативные документы с цифровой реальностью.

Профили студентов

В прошлом году активисты образования подчеркивали, что пандемический период следует использовать для кардинальных изменений в учебных заведениях. Похоже, что цифровые инструменты действительно являются частью процесса обучения, в том числе очного, проходящего непосредственно в классе. Артур Селецкий рассказывает, что в школе его шестиклассницы учителя активно используют онлайн-видео для объяснения новых тем и отрабатывают выступления учеников с созданными ими презентациями.

Электронные классные журналы и дневники должны заменить бумажные, чтобы у учителей было меньше бюрократии. Но в то время как многие школы используют и то и другое

В частности, разнообразить урок помогает платформа НИУ ВШЭ. "Для изучения физики, математики и других предметов ученик должен наблюдать, исследовать. Симуляции, динамические модели, которые можно менять самостоятельно, интерактивные карты-все это позволяет представить учебный материал в современном, интересном, доступном виде. И такие материалы уже есть на платформе НИУ ВШЭ", - говорит Вадим Карандий, директор Украинского института развития образования.

По наблюдениям Людмилы Булыгиной, дистанционный формат сильно повлиял на очное обучение. В лицее, где она преподает, ученики, независимо от карантина, приходят на занятия два раза в неделю для изучения основных предметов, а все остальные, по договоренности с учителями и родителями, учатся онлайн. По ее мнению, таким образом студенты смогли определить свои приоритеты и стать более самостоятельными. Он считает, что цифровые возможности должны работать на индивидуализацию обучения. Если у каждой школы будет своя онлайн-платформа с материалами, созданными преподавателями, то учащиеся смогут выбирать курсы из разных школ и таким образом формировать личный план обучения.

"Стратегически думая о качестве образовательного процесса, стоит перейти на индивидуальные электронные профили студентов, где будет сосредоточена основная информация об их обучении", - говорит эксперт по образованию Украинского института будущего Николай Скиба. Это уже делается в зарубежных странах. Например, в Финляндии хранятся анкеты студентов, фиксирующие особенности их учебы и достижения. Украинское профильное министерство также движется в этом направлении: по словам Артура Селецкого, в этом году они начнут создавать реестры студентов и преподавателей. Благодаря электронным журналам занятий также будет накапливаться информация об успеваемости, которую можно отследить даже в том случае, если ребенок перешел в другую школу. Кроме того, министерство прорабатывает идею создания электронных профилей молодых спортсменов и ученых для развития их потенциала.

"Например, сельская школа выиграла областной чемпионат по футболу, в команде есть несколько талантливых детей. Благодаря таким профилям их могут увидеть" Динамо " или "Шахтер", пригласить присоединиться к ним и развивать дальше", - делится своими планами Артур Селецкий.

Важный

Школа дома. Как организовать дистанционное обучение ребенка в карантине

Школа на дому. Как организовать дистанционное обучение ребенка на карантине

Как говорят представители министерства, одним из важных положительных эффектов дистанционного формата является то, что учителя освоили онлайн-инструменты, сократили свой цифровой разрыв со студентами и теперь могут разговаривать с детьми на одном языке. Это также положительно сказывается на качестве украинского образования.

Учитесь дома

Директора украинских школ поделились с* Фокусом * советами о том, как организовать дистанционное обучение с комфортом для ребенка и его семьи

"Необходимо сочетать различные формы и приемы, чтобы дети не уставали, а могли переключаться и удерживать свое внимание. Для этого на уроках традиционно проводятся перерывы на занятия по физкультуре с использованием техник созерцания, активной визуализации и медитации "

Светлана Зарипова, директор школы КМДШ Голосеево

" Ребенок нуждается в поддержке родителей. Важно организовать условия для обучения дома, убрать все отвлекающие факторы: братьев, сестер, домашних животных, игры. Если ребенок переключится хотя бы на мгновение, он может полностью потерять связь с учебным процессом"

Ольга Вишнякова, основательница Украинской Глобальной школы

"Онлайн-формат не должен включать в себя семь уроков по 45 минут каждый. Чем младше ребенок, тем труднее ему сосредоточиться, тем больше он в Сети. Мы придерживаемся общего правила: время урока, когда ребенок непрерывно фокусируется на экране, не должно превышать 20 минут. Если урок в старших классах длится дольше, то учитель должен построить его так, чтобы вторая часть проходила без взаимодействия с экраном: написать что-то в тетради, сделать это руками, придумать или прочитать "

Зоя Литвина, основатель Новопечерской школы, руководитель общественного объединения "Освитория"

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

мика ньютон

Украинская певица и актриса. Участница песенного конкурса «Евровидение-2011» от Украины

геническ

Город в Херсонской области Украины. Административный центр Генического района

херсонская область

Административно-территориальная единица на юге Украины. Образована 30 марта 1944 года Указом Президиума Верховного совета СССР «Об образовании Херсонской области в составе Украинской ССР»

министерство образования и науки российской федерации

Прекратило существование в связи с разделением на два ведомства: Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

киевский политехнический институт

берия лаврентий

youtube

шкарлет сергей

высоцкий владимир

донецк

луганск

крым

скиба николай

финляндия

хмельницкий василий