Котировки

Украину не прогнули: как закончилась "нормандская встреча" и почему Россия недовольна

Стадник Олена
Общество
11 Feb 12:00   

В Берлине завершились переговоры представителей лидеров "Нормандской четверки". Однако глава украинской делегации Андрей Ермак заявил, что добиться конкретных результатов на встрече не удалось — "они не смогли прийти ни к какому общему документу". В то же время стороны по-прежнему сходятся во мнении о необходимости выполнения Минских договоренностей, отметил политик.

Однако главная проблема заключается в том, что каждая из сторон трактует "Минск" по-своему. ОБОЗРЕВАТЕЛЬ рассказывает, чем закончились новые переговоры по Донбассу и почему единственный документ, на котором должен основываться мирный процесс, стал камнем преткновения между Украиной и Россией.

Что случилось?

11 Февраля в Германии завершились вторые переговоры (первые состоялись в Париже) советников лидеров "Нормандской четверки". В общей сложности они длились более девяти часов.

Видео дня

Украинская делегация оптимистично оценила результаты. Глава Офиса президента Андрей Ермак подчеркнул, что все стороны подтвердили свою приверженность режиму прекращения огня. Он также добавил, что все согласны с необходимостью выполнения Минских соглашений.

"Было бы хорошо, если бы на второй встрече в нормандском формате, после долгого перерыва, мы тоже смогли бы о чем-то договориться. Такое желание есть, но сегодня все произошло так, как произошло", - сказал политик.

Российская сторона традиционно осталась недовольна результатами встречи. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Козак отметил, что "видимых, ощутимых результатов, выраженных в документах", достичь не удалось. Он также добавил, что на данный момент ситуация с урегулированием конфликта на Донбассе является "патовой".

Критика, вероятно, связана с очередной неудачной попыткой Российской Федерации навязать Киеву Минские соглашения на своих условиях. По крайней мере, такие предположения были высказаны после визита президента Франции Эммануэля Макрона в Москву, откуда он мог донести до Киева ультиматумы Кремля по имплементации документа в украинское правовое поле.

Показательно, что после переговоров в Нормандском формате президент США Джо Байден вновь призвал американцев "немедленно покинуть" Украину, поскольку Россия продолжает угрожать вторжением. Эта новость вызвала очередной всплеск ажиотажа и негатива в украинском обществе.

"Американские граждане должны немедленно уехать. Не похоже, что мы имеем дело с террористической организацией. Мы имеем дело с одной из крупнейших армий в мире. Это совершенно иная ситуация [чем в Афганистане]", - сказал он.

Мир под прицелом: история Минских соглашений

Лето 2014 года - война, которая только началась на Донбассе: площади территорий, контролируемых пророссийскими сепаратистами, быстро сокращаются, и в Киеве готовится операция по освобождению Иловайска. Предполагалось, что он станет ключом к важнейшей железной дороге, соединяющей регион с Российской Федерацией.

Но в августе ситуация меняется - хорошо оснащенные подразделения вооруженных сил России вступают на оккупированные территории, и украинская армия терпит ряд ощутимых поражений. Самым крупным из них был так называемый Иловайский котел, в котором погибло по меньшей мере 368 украинских бойцов.

Вскоре после этих трагических событий в Беларуси был подписан Минский протокол, который часто называют "первыми Минскими соглашениями". Документ включал 12 пунктов, среди которых двустороннее прекращение огня, постоянный мониторинг украинско-российской границы, децентрализация власти в Украине, амнистия для участников войны и проведение досрочных местных выборов на Донбассе.

Однако российские боевики не выполнили "режим тишины" и уже в октябре атаковали 32-й блокпост - после этого развернулось сражение за Донецкий аэропорт и крупный транспортный узел Дебальцево.

Лидеры нормандской четверки

В 2015 году украинская армия отступает из города Дебальцево под давлением регулярных войск Российской Федерации. В то же время власти подписывают так называемые "вторые Минские соглашения". В тексте, над которым "Нормандская четверка" - лидеры Украины, России, Германии и Франции - работала более 15 часов, подробно излагались положения "первого Минска".

Его подписали посол России в Украине Михаил Зурабов, экс-президент Леонид Кучма, посол ОБСЕ Хайди Тальявини, а также лидеры "ЛДНР" Александр Захарченко и Игорь Плотницкий - без уточнения их позиций. Именно "Минск-2" впоследствии станет главным документом в процессе мирного урегулирования на Донбассе.

Новое соглашение включало 13 пунктов. Вот основные из них:

  • Обе стороны обязаны отвести всю тяжелую технику на равные расстояния, чтобы создать зону безопасности шириной от 50 до 140 км для различных систем вооружения;

  • Начать подготовку местных выборов в соответствии с законодательством Украины и законом "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей";

  • Помиловать и амнистировать тех, кто участвовал в боях со стороны так называемой "ЛДНР".;

  • Восстановление полного контроля Украины над государственной границей страны;

  • Обмен заложниками по принципу "всех на всех" (который так и не состоялся);

  • Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ.

Ни первое, ни второе Минские соглашения в итоге не смогли полностью прекратить огонь, но они позволили предотвратить крупномасштабные боевые действия. Кроме того, санкции Соединенных Штатов и Европейского союза против России за невыполнение договоренностей привязаны к Минскому процессу. Также украинской делегации несколько раз удавалось договориться об обмене пленными и освобождении заложников. По другим вопросам конкретика еще не достигнута.

От Штайнмайера до Зеленского

Тема "Минска" вновь актуализировалась в 2019 году - после смены президента Украины и досрочных выборов Верховной Рады. Затем стороны осуществили поэтапный отвод войск в трех согласованных населенных пунктах на Донбассе, а также обмен пленными. В сентябре - Украина и Россия, а в декабре Киев - непризнанные "ДНР" и "ЛНР".

В промежутке между этими двумя событиями украинские власти письменно согласились с так называемой "формулой Штайнмайера". Идея тогдашнего экс-министра иностранных дел Германии состояла в том, чтобы изменить последовательность выполнения пунктов Минских соглашений.

Война на Донбассе

В "Минске" проведение местных выборов на территории ОРДЛО является предпоследним пунктом плана. Предлагаемая "формула" предусматривает принципиально иной алгоритм. Суть его в том, что Донбасс должен получить особый статус на время проведения там выборов. И уже на постоянной основе - только после того, как результаты голосования будут признаны международными организациями.

В то же время в формуле ничего не говорится о выводе российских войск с оккупированных территорий до выборов. Это стало причиной массовых митингов и недовольства украинского общества в 2019 году.

Затем украинская делегация в ТКГ согласовала и подписала окончательный вариант "формулы Штайнмайера", а позже он был подтвержден президентом. Противники документа назвали предлагаемый сценарий "капитуляцией Украины перед Россией", поскольку он не предполагает, в частности, вывода российских войск и передачи границы под контроль Киева.

Зеленский тогда напомнил, что утверждение формулы является условием Москвы для скорейшего проведения саммита лидеров "Нормандской четверки". Политик также призвал украинцев не бояться этой "величайшей страшилки последних недель". Несмотря на это, обещанный главой государства новый закон об "особом статусе" до сих пор не принят.

Проблема курицы и яйца Кремль считает Минские соглашения своим политическим успехом - Москва считает закрепленный в них алгоритм идеальным для себя. В Киеве четко понимают крайнюю невыгодность и бесперспективность договоренностей.

Тем не менее, украинские власти признают "Минск" и стремятся его выполнять. Проблема заключается только в одном - в принципиально разном толковании этого документа сторонами. И вот почему:

  • Москва считает, что война на Донбассе - это внутриукраинский конфликт. Его стороны, по версии Кремля, - это Киев, с одной стороны, и боевики ЛДНР - с другой. Российская сторона называет себя посредником, который "помогает" Украине и сепаратистам договориться. Соответственно, главное требование Москвы к Киеву состоит в том, чтобы он вел прямые переговоры с квазиреспубликами.

  • Это требование в Киеве называют неприемлемым. Власти считают, что Россия воюет против Украины на Донбассе. "Республики", согласно украинскому законодательству, являются зависимыми от Кремля "оккупационными администрациями", и вести с ними переговоры нет смысла.

Еще одной проблемой участников переговоров является процедура выполнения пунктов Минских соглашений. Российская интерпретация - это сначала выборы, затем граница и вывод войск. Цель проста - быстро избрать легитимных для Киева и мирового сообщества представителей Донбасса, с которыми Киев вступит в открытые переговоры.

Украина настаивает на том, что местные выборы должны состояться после передачи полного контроля над границей и вывода российских вооруженных формирований. С точки зрения Киева, выполнение "Минска" по российскому сценарию легитимизирует лидеров "ЛДНР" и блокирует евроатлантические устремления нашей страны.

"Общая картина с 2014 года показывает, что Украина выполняет свои обязательства, а Россия - нет", - заявил недавно госсекретарь США Энтони Блинкен.

Минск - путь к миру или развал страны?

Президент Франции Эммануэль Макрон во время своего визита в Киев выразил мнение, что Минские соглашения являются единственным способом достижения устойчивого мира в Украине. "Мы можем сказать, что соглашения действуют как инструмент защиты суверенитета и территориальной целостности страны. Поэтому мы должны двигаться вперед, чтобы и дальше их выполнять", - сказал он.

Глава Кремля Владимир Путин также высказался в поддержку документа. Что касается нежелания Украины выполнять "Минск" по российскому сценарию, президент страны-агрессора заявил: "Нравится тебе это или нет, наберись терпения, моя красавица. Мы должны это сделать, по-другому не получится".

Президент Франции посетил Киев и заявил о важности Минских соглашений

В Украине на этот счет есть иная точка зрения. Секретарь СНБО Алексей Данилов недавно заявил, что выполнение договоренностей в их нынешнем виде приведет к разрушению страны. По этой причине, считает он, необходимо подписать новый документ.

Аналогичной позиции придерживается министр иностранных дел Дмитрий Кулеба. По его словам, Киев не отказывается от выполнения договоренностей, но исключает прямой диалог с самопровозглашенной "ЛДНР" - главное условие Москвы.

В украинском экспертном сообществе существует более радикальное мнение. Так, главный редактор OBOZREVATEL Орест Сохар отмечает, что выполнение "Минских соглашений" фактически означает, что местные выборы на Донбассе пройдут под контролем российских войск, а дестабилизация будет перенесена на всю Украину. По его словам, формула "плохой мир лучше хорошей войны" не сработает.

"Для нас Минские соглашения не являются вопросом толкования, поскольку толкование - это толкование нашей независимости. Это вопрос того факта, что мы не можем согласиться ни на какие шаги, которые угрожают нашему существованию и будущему развалу страны", - говорит бывший министр иностранных дел Павел Климкин.

По этой причине многие призывают вообще отказаться от Минска-2, поскольку он "находится в коматозном состоянии и его очень трудно реанимировать".

Есть ли реальная альтернатива минскому формату? Его еще не существует, хотя были попытки его создать. Так, в апреле 2014 года были проведены консультации по урегулированию кризиса на Донбассе с участием представителей Украины, России, США и ЕС. Стороны договорились разоружить боевиков, освободить незаконно захваченные здания, отвести российские войска от границ, а взамен западные страны обязались не вводить дополнительных санкций против Российской Федерации. Позже Киев попытался вернуться к этому формату, но Кремль отказался.

В качестве альтернативы также предлагается "Будапештский формат" со странами-участницами Будапештского меморандума: Соединенными Штатами, Великобританией, Францией и Россией. Об этом, например, недавно заявила посол Великобритании Мелинда Симмонс, а также ряд украинских политиков.

Президент Зеленский также выступает за изменение Нормандии. Он предлагает несколько вариантов: либо скорректировать его (введя новых участников переговоров - Соединенные Штаты, Великобританию и Канаду), либо использовать какой-то другой формат.

Однако Кремль отвергает все эти инициативы Киева. Москва настаивает исключительно на Минских соглашениях в оригинальной интерпретации - подписанных под угрозой автомата. И это понятно, потому что для нее выполнение Минска означает введение в нашу страну полностью контролируемого элемента, который будет активно участвовать в украинской политической жизни и отстаивать интересы Кремля.

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

россия

Росси́йская Федера́ция , — государство в Восточной Европе и Северной Азии. Территория России в её конституционных границах составляет 17 125 191 км²; население страны составляет 146 238 185 чел

берлин

Столица и крупнейший город Германии, первый по населению и четвёртый по площади город Евросоюза. Является одной из 16 земель в составе ФРГ

ермак андрей

Украинский государственный и политический деятель, юрист, кинопродюсер. Руководитель Офиса президента Украины с 11 февраля 2020 года)

минск

Столица Белоруссии, административный центр Минской области и Минского района, в состав которых не входит, поскольку является самостоятельной административно-территориальной единицей с особым статусом. Крупнейший транспортный узел, политический, экономический, культурный и научный центр страны

германия

париж

офис президента украины

московский кремль

козак дмитрий

киев

франция

макрон эмманюэль

москва

соединённые штаты америки

байден джо

война в афганистане

бои за иловайск

герой беларуси

донецк

дебальцево

минск

зурабов михаил

кучма леонид

организация по безопасности и сотрудничеству в европе

тальявини хайди

новороссия

захарченко александр

плотницкий игорь

донецкая народная республика

луганская область

европейский союз

верховная рада

донецкая народная республика

луганская народная республика

донецкий угольный бассейн

блинкен энтони

путин владимир

совет национальной безопасности и обороны украины

данилов алексей

кулеба дмитрий

климкин павел

запад

кремль

великобритания

нормандия

канада