Повышение уровня воды в Босфорском проливе из-за глобального потепления может привести к затоплению прибрежных районов Турции, сообщает газета "Хурриет" со ссылкой на доклад турецкого парламента.
Согласно исследованию Парламентской комиссии по изучению глобального изменения климата, если средняя температура повысится на три градуса Цельсия к концу века, уровень воды в проливе может подняться на несколько метров. "Если к концу века температура повысится на три градуса по Цельсию, уровень воды поднимется на пять метров", - заявил заместитель министра окружающей среды Мехмет Эмин Бирпынар.
Он отметил, что при таком сценарии прибрежные районы в районе Босфора, в том числе жилые районы, могут быть затоплены.
Бирпынар добавил, что Турция подготовила план действий по борьбе с изменением климата. Турция работала над ним вместе с Программой развития Организации Объединенных Наций.
В последние дни Турция активно обсуждает возможную альтернативу Босфорскому проливу - проект Стамбульского судоходного канала.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в среду объявил о завершении подготовки к реализации Стамбульского канала и выразил решимость завершить этот проект.
"Турция начинает и завершит строительство Стамбульского канала, хотят этого определенные круги или нет. Для нас важно только мнение турецкого народа", - цитирует Эрдогана агентство Anadolu.
Впервые Эрдоган упомянул об идее строительства Стамбульского канала в 2011 году. В то время он утверждал, что судоходство в Босфоре может быть сокращено или вообще прекращено, что противоречит Конвенции Монтре. Первоначально проект планировалось завершить к 2023 году, но позже этот срок был перенесен на 2025-2026 годы. В то же время не исключаются и дальнейшие переносы сроков завершения строительства.
Канал пройдет по территории районов Кючукчекмедже, Сазлыдере и Дурусу. Ожидается, что он сможет пропускать около 160 судов в сутки, а по маршруту следования трассы планируется построить 10 мостов.
Конвенция Монтре 1936 года восстановила суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы. Он оставляет за собой право для торговых судов любой страны свободно проходить через эти проливы, как в мирное, так и в военное время.
Кроме того, в мирное время конвенция позволяет военным кораблям любого класса, принадлежащим Черноморским государствам, свободно проходить через проливы. Для военных кораблей нечерноморских государств существуют ограничения по классу, тоннажу и времени пребывания в Черном море.
Эрдоган, по сообщениям турецких СМИ, заявил, что Конвенция Монтре о статусе проливов не будет применяться к проектируемому Стамбульскому каналу. "Проект Стамбульского канала не имеет ничего общего с Конвенцией Монтре о статусе проливов", - сказал он.
Таким образом, новый канал может иметь свой собственный правовой статус, не связанный с конвенцией. Также считается, что Анкара может даже попытаться отказаться от Конвенции Монтре, так как ее не устраивают некоторые ее положения.