Котировки

Утонул за 55 минут: как сложилась судьба корабля-близнеца "Титаника"

Бобрович Яна
Общество
21 Nov 05:10   

Более ста лет назад, 21 ноября 1916 года, в Эгейском море между побережьем материковой Греции и островом Кеа гигантский лайнер "Британик", брат-близнец печально известного "Титаника", затонул в течение 55 минут. В течение многих лет официальная версия гласила, что он наехал на немецкую мину.

Согласно британской энциклопедии, в то время самый большой корабль "Британик" был переоборудован в плавучий госпиталь и активно участвовал в боевых действиях Первой мировой войны. Корабль стал одним из пяти лайнеров "Уайт Стар Лайн", потопленных во время боевых действий.

Конструкторы "Британники" после гибели "Титаника" постарались учесть все недостатки в конструкции судна, чтобы в будущем избежать печальной участи его прототипа.

Видео дня

Корабль внешне был похож на "Титаник", но был мощнее и совершеннее: на нем было больше лодок, а 17 водонепроницаемых перегородок делали его непотопляемым, когда даже шесть отсеков были затоплены.

Характеристики шлюпочной палубы также были изменены с целью эвакуации пассажиров в случае затопления при любом крене лайнера.

Характеристики судна:

  • Длина корпуса - 269 м;

  • Ширина - более 28 м;

  • Высота от ватерлинии до шлюпочной палубы составляла 18,4 м;

  • Для работы двигателя использовались 29 паровых котлов для двух четырехцилиндровых паровых двигателей, соединенных с внешними винтами (по 16 000 л.С. Каждый);

  • Общая мощность двигателя составляла 50 000 л.С.;

  • Скорость судна составляла до 25 узлов.

В феврале 1914 года "Британик" был спущен на воду. Его владельцы планировали использовать судно для коммерческих и пассажирских перевозок через Атлантический океан. Однако война внесла свои коррективы, и он был переоборудован в госпиталь.

В то время на борту находилось 437 членов медицинского персонала, 675 человек из экипажа судна и 3300 раненых военнослужащих.

В то же время корабль был "украшен" зеленой полосой и шестью красными крестами, указывающими на то, что это был мирный госпиталь.

Спасательная операция на "Британнике" стала одной из самых успешных среди кораблекрушений такого размаха.

В течение двух лет британец перевозил раненых, но в ноябре 1916 года произошла катастрофа.

Как рассказывают нам историки, в тот злополучный день корабль проплыл между островами Кеа и Китнос. Для него это был шестой полет. Его команда должна была забрать очередную партию раненых. В тот день на борту находилось 1134 человека.

Ровно в 08:00 в районе мостика по правому борту прогремел мощный взрыв, за которым последовал продолжительный грохот и вибрация всего корпуса. Капитан корабля быстро понял, что произошло, и попытался спасти корабль. Но у него просто не было на это времени: корабль затонул за 55 минут.

Лайнер ушел под воду почти молниеносно. Надежды капитана на то, что корабль сможет достичь береговой линии острова, быстро исчезли. Он накренился на правый борт, и вода затопила отсеки. В результате катастрофы погибли 30 человек. Жертвами стали те, кто не успел спрыгнуть с кормы, которая высоко поднялась над водой при все еще вращающихся винтах - 21 человек, еще 9 погибли на корабле. Спасенные 1104 пассажира были подобраны британскими военными кораблями, которые в это время проходили неподалеку.

Первоначально распространилась версия, что корабль был торпедирован немецкой подводной лодкой U-73. Ходили также разговоры о немецкой мине.

Однако знаменитый исследователь океана Жак-Ив Кусто в 1975 году выдвинул свою версию гибели "Британники". В частности, он пришел к выводу, что оружие тайно перевозилось на корабле в египетскую Александрию. Немецкая разведка знала об этом и во время стоянки корабля в Неаполе немцы якобы заложили взрывное устройство в отсек, где на корабле хранился уголь. Четыре дня спустя, когда хранилища угля были значительно пусты и в них была угольная пыль, бомба взорвалась, вызвав вторичный взрыв угольной пыли во всех бункерах по правому борту. По словам Кусто, это объясняет как крен судна на правый борт, так и его обширные повреждения.

Жак-Ив Кусто пришел к выводу, что на борту "Британника" перевозилось нелегальное оружие в Египет.

В 2003 году международная команда дайверов спустилась на глубину 118 метров к лайнеру, лежащему на боку, и обследовала все его отсеки. Исследователи признали, что Кусто был прав, но они не обнаружили никаких следов оружия.

Интересный факт

Одной из спасенных на "Британнике" была медсестра Вайолет Джессоп. Ей удалось выжить даже после того, как лодку, в которой она сидела, спасаясь с тонущего корабля, затянуло под вращающийся винт. Четыре года назад Вайолет была на борту "Титаника". Тогда ей тоже удалось выжить. А в 1911 году она была на борту "Олимпика", когда он столкнулся с крейсером "Хок". Некоторые люди увидели в этой истории мистификацию и назвали Вайолет Джессоп "роковой женщиной" . Медсестра Вайолетт Джессоп .

То, что случилось с кораблем, вдохновило кинематограф. И были выпущены два фильма, рассказывающие о тех событиях во время Первой мировой войны. Первый фильм вышел в 2000 году, а второй зрители увидели в 2017 году.

Как сообщал ОБОЗРЕВАТЕЛЬ, стали известны интересные подробности о затонувшем "Титанике".

эгейское море

Полузамкнутое море с большим количеством островов в восточной части Средиземного моря, между Балканским полуостровом, Малой Азией и островом Крит. Одна из колыбелей античности, а позднее — византийской цивилизации

греция

Гре́ческая Респу́блика — государство в Южной Европе. Население — 10,8 млн чел

кеа

Птица семейства Strigopidae отряда попугаеобразных, обитающая в Новой Зеландии . Эти пернатые отличаются интеллектом и любознательностью

white star line

Крупнейшая британская судоходная компания конца XIX — начала XX века. Основанная в 1845 году, компания занималась морскими перевозками иммигрантов в Австралию

британская энциклопедия

Британо-американская универсальная энциклопедия, старейшая англоязычная универсальная энциклопедия. Основана шотландскими просветителями — гравёром Эндрю Беллом и книготорговцем и печатником Колином Макфаркаром , первое издание вышло в Эдинбурге в 1768—1771 годах под редакцией Уильяма Смелли

атлантический океан

британник

кея

китнос

кусто жак-ив

неаполь

джессоп вайолет

титаник