Сейчас в Черновцах нет школ - только гимназии и лицеи. Изменились не только названия учебных заведений, но и уставы.
Это происходит в рамках реформы Новой украинской школы (НУС). Сколько школ уже работают не только с новым названием, но и в новом формате, и что это значит для учащихся, сообщает "Суспильне".
Как и почему школы превратились в гимназии и лицеи
Изменение названия и формата школ в Черновцах связано с начавшейся реформой Новой украинской школы (согласно законам "Об образовании" и "О полном общем среднем образовании"). Реформа, в частности, отменяет крайние сроки:
Видео дня
-
Школа;
-
Общеобразовательная средняя школа;
-
Начальная специализированная школа;
-
Школа-интернат;
-
Образовательный комплекс.
Образовательными учреждениями стали: начальные школы, гимназии и лицеи. Реформа предполагает, что в названиях будет указан уровень образования, который предоставляет учебное заведение", - пояснила на пресс-конференции Ирина Ткачук, руководитель Департамента образования столицы Буковины.
Согласно реформе, образовательные учреждения должны быть разделены на:
-
Начальную школу - 1-4 классы;
-
Гимназии - 5-9 классы;
-
Лицеи будут предоставлять специализированное образование - 10-11 классы и, в конечном счете, 12 класс. В лицее также могут быть классы гимназии.
По словам Ирины Ткачук, лицеи в Черновцах стали учреждениями, которые могут параллельно набирать два класса и предоставлять студентам три специализации.
"При этом учитывалась территориальная доступность, возрастная и гендерная демография, а также статистика дошкольного образования", - пояснил чиновник.
Сколько школ в Черновцах уже переформатировано
Сеть учреждений общего среднего образования в Черновцах в настоящее время состоит из:
-
22 Гимназий;
-
22 Лицеев;
-
Одного военно-спортивного лицея.
Из 22 гимназий шесть уже изменили свой устав, 16 все еще переходят на новый формат: в следующем году они не будут набирать десятый класс, но у них все еще будет 11-й класс. Таким образом, учреждения смогут принять уставы и стать полноценными гимназиями после окончания 11-х классов.
Что изменится для учащихся и родителей
Выпускники 9-х классов 2022 года не смогут перейти в десятый класс в той же школе. Уже проведены тематические встречи с родителями и разъяснено, где дети смогут продолжить свое образование. После девятого класса учащиеся смогут выбрать лицей, профиль которого им больше всего нравится.
Финансовая автономия
Средние учебные заведения должны не только изменить свои названия и уставы, но и стать финансово автономными. Как отметила начальник Управления образования столицы Буковины Ирина Ткачук, финансовая автономия дает учреждениям возможность самим решать, на что и как тратить деньги.
В то же время возникают проблемы. В частности, для небольших школ. Поскольку средняя цифра, которую покрывает образовательная субвенция на оплату труда, составляет 27,5 учащихся (в расчете на один класс).
"Поэтому здесь мы закрываем потребность в дополнительных финансовых ресурсах там, где образовательная субвенция в разрезе отдельных учебных заведений не покрывает заработную плату", - говорит Ирина Ткачук.
Чиновник отметил, что в других областных центрах учреждения среднего образования частично или полностью сами распоряжаются деньгами. В Черновцах некоторые учреждения перейдут на финансовую автономию с 1 января 2022 года, а некоторые - с 1 июля 2023 года.
Что такое реформа НУШ
НУШ - это школьная реформа, которая уже была начата бывшим главой Министерства образования и науки Лилией Гриневич и сейчас продолжается Сергеем Шкарлетом. Ожидается, что он будет завершен в 2030 году, когда первые выпускники НУ закончат 12-й класс.
Ключевая цель реформы - создать школу"в которой будет приятно учиться и которая даст ученикам не только знания, как это происходит сейчас, но и умение применять их в жизни". Одно из главных нововведений: продление срока обучения в школе до 12 лет. Но главное, что за эти 12 лет дети должны не только получить знания по определенным предметам, но и "компетенции":
-
Свободное владение украинским языком;
-
Умение общаться на родном (если отличается от государственного) и иностранных языках;
-
Математическая компетентность;
-
Компетентность в области естественных наук, техники и технологий;
-
Инновационность;
-
Экологическая компетентность;
-
Информационно-коммуникационная компетентность;
-
Способность учиться на протяжении всей жизни;
-
Гражданские и социальные компетенции, связанные с идеями демократии, справедливости, равенства, прав человека, благополучия и здорового образа жизни, с осознанием равных прав и возможностей;
Каким должен быть выпускник НУС
Целостная личность, всесторонне развитая, способная к критическому мышлению.
Патриот с активной позицией, действующий в соответствии с моральными принципами и способный принимать ответственные решения, уважающий человеческое достоинство и права.
Новатор, способный изменить окружающий мир, развивать экономику в соответствии с принципами устойчивого развития, конкурировать на рынке труда, учиться на протяжении всей своей жизни.
Как ранее сообщал ОБОЗРЕВАТЕЛЬ: