Котировки

В какую сторону крутить педали: догонит ли Украина на велосипеде Европу

Чернишенко Павло
Общество
08 Apr 16:06   

Велогород и Полесье

Славутич - город в Киевской области, построенный для переселенцев из Чернобыльской зоны. В ближайшие два года планируется превратить его в туристический велосипедный магнит Украины. За счет средств, полученных от ЕС, они планируют реализовать проект "Славутич - межрегиональная велосипедная база отдыха для отдыха и оздоровления". Выбор этого города был не случаен: местный горсовет стал одним из победителей конкурсного отбора проектов регионального развития, которые могут быть реализованы за счет средств государственного бюджета, полученных от ЕС в 2021 году. Главным распорядителем этих средств является Министерство регионального развития.

"Экономический рост страны зависит от успеха общин", - сказал Министр общинного и территориального развития Алексей ЧЕРНЫШОВ. - Поэтому проекты, которые могут дать второе дыхание регионам, привлечь инвестиции, туристов, создать рабочие места, являются приоритетными для финансирования в рамках отраслевой бюджетной программы. Таким проектом является создание велосипедной инфраструктуры в городе Славутич."

Этот проект будет финансироваться в рамках региональной программы развития "Поддержка развития депрессивных территорий". Его общая стоимость составляет 14,6 млн грн (12,3 млн грн будет выделено из государственного бюджета, 2,3 млн грн-из местного). Срок реализации, согласно плану, составляет два года.

Всего в Украине будет профинансировано 84 аналогичных локальных проекта различных направлений на общую сумму 668,3 млн грн. Славутич-самый молодой город в нашей стране, построенный для бывших жителей Чернобыльской зоны. Сейчас в нем проживает около 20 тысяч жителей. Этот населенный пункт был спроектирован с учетом современных требований, и изначально была предусмотрена велосипедная инфраструктура. Однако она имеет существенные недостатки: разрушено покрытие многих велодорожек, высокие бордюры на пересечении велодорожек с проезжей частью, отсутствие петлевой велодорожки, отсутствие велопарковок.

"Благодаря реализации этого проекта городской совет Славутича планирует улучшить и развить велосипедную инфраструктуру и сделать город удобным для передвижения маломобильных групп населения", - сказал мэр города Юрий ФОМИЧЕВ. - Ведь Славутич первым из украинских городов присоединился к реализации инициативы Первой леди Елены Зеленской "Без барьеров". Соответствующий меморандум о развитии безбарьерной архитектуры был подписан Министерством регионального развития, Киевской областной государственной администрацией и Славутичским городским советом в конце прошлого года."

Планируется проложить 3,2 км новых велодорожек и реконструировать 8,5 км существующих, построить новые велопарковки, велопарковки с системой видеонаблюдения, установить соответствующие дорожные знаки, нанести разметку и уменьшить высоту бордюров на пересечении велодорожек с проезжей частью. Местные власти рассчитывают, что этот проект даст толчок экономическому развитию города. В дальнейших планах-межрегиональное сотрудничество по совместному развитию велосипедной инфраструктуры региона. Но больше всего надежд в Славутиче возлагают на привлечение туристов, полагая, что город станет туристическим магнитом для любителей велоспорта.

До Берлина-8 лет, до Амстердама - 30

Как бы мы не пытались популяризировать велосипеды в некоторых городах, в целом нам еще далеко до уровня европейских стран. Но ситуация не безнадежна. Веру в это внушают люди, которые проехали более ста километров на велосипеде как в Украине, так и за рубежом. Одна из них-Ирина БОНДАРЕНКО, консультант Программы развития ООН по разработке велосипедной стратегии Украины, которая ответила на наши вопросы.

В последнее время стало заметно, что в Киеве все больше людей ездят на велосипедах. Что этому способствует?

Киев был одним из первых городов Украины, где заговорили о развитии велосипедной инфраструктуры. В 2011 году была предпринята первая попытка развития инфраструктуры развития в Дарницком районе столицы. Он был создан немецкими специалистами. Этот план не был реализован, но он стал основой для дальнейшего развития. Чуть позже, в 2016 году, уже появилась концепция развития велосипедной инфраструктуры Киева. Тогда активисты долго требовали, чтобы городские власти его приняли. И в 2018 году эта концепция начала реализовываться. В то время на некоторых улицах уже были построены несколько велосипедных дорожек. Но они были слишком узкими, с неправильным пересечением перекрестков, расположенных далеко от дороги. Современные полосы и переулки более удобны. Рельсы отделены от проезжей части, а полосы проходят вдоль дорог. И уже есть государственный стандарт, в котором прописаны все требования к велосипедной инфраструктуре. Он был разработан по инициативе и рекомендациям общественности в Государственном предприятии "ГосдорНИИ". Эти стандарты уже применяются на практике.

Департамент транспортной инфраструктуры КГГА открыл велосипедный сектор в 2019 году. Сначала там работал один человек, теперь их четверо. По подсчетам этого ведомства, сейчас в Киеве насчитывается более 100 км веломаршрутов. Но, надо понимать, что в это число входят и полосы общественного транспорта, по которым могут ездить велосипедисты. А в некоторых случаях они подсчитывали маршруты по обеим сторонам дорог. На самом деле велосипедная инфраструктура столицы составляет около 60 км. И она продолжает развиваться.

Перенимают ли регионы опыт столицы?

Сейчас даже небольшие города развиваются или находятся в процессе создания концепции развития велосипедной инфраструктуры. Но велосипедной столицей я бы назвал все-таки не Киев, а Львов. Они начали развивать велосипедную инфраструктуру еще раньше, чем в Киеве. Они еще не построили все, что планировали, но постоянно строят и совершенствуют. Здесь, во Львове, действительно насчитывается около 100 км велосипедных маршрутов. На втором месте я бы поставил Винницу, где во время реконструкции на всех улицах строятся велодорожки.

В Украине уже началось строительство велосипедных маршрутов между городами. Львовская область-первая в этом плане. Велодорожка Львов - Брюховичи очень популярна. Он широк и любим велосипедистами. * Есть ли место для велосипедистов на автобанах между городами?*

Все построено в соответствии со строительными нормами. В них были внесены поправки, согласно которым строящиеся в городе дороги должны иметь дорожки для велосипедистов, а на междугородних маршрутах они рекомендуются, но не обязательны. Соответственно, между городами их очень мало. Поэтому вам нужно внести изменения и изменить "рекомендуется" на "требуется". Ведь многим приходится ездить на велосипедах по оживленным дорогам между маленькими городками. * Растет ли у нас число велосипедистов?*

Есть правило для транспорта: стройте дороги (тропинки), и они будут ездить по ним. Если строить только магистрали, то на них будут появляться новые автомобили. А там, где будут построены велодорожки, велосипедистов станет больше. Так оно и есть. Весной прошлого года в Киеве в начале блокады, когда транспорт был закрыт для всех, велосипедистов было в 2,5 раза больше, чем годом ранее.

Что мешает безопасности велосипедистов во время поездки?

Основным фактором опасности является высокая скорость движения автомобилей. И чем выше скорость, тем тяжелее последствия аварий. И вопрос не столько в правилах дорожного движения (ПДД), сколько в том, что на дорогах слишком мало камер контроля скорости. Они находятся в Киеве, Киевской и Львовской областях, превышение фиксируется автоматически и также автоматически высылаются штрафы. Нам нужен такой контроль по всей стране. Еще один момент: в населенных пунктах разрешена скорость 50 км/ч. Но административный кодекс гласит, что превышение скорости более чем на 20 км/ч штрафуется. Соответственно, все в Киеве и других населенных пунктах ездят почти на 70 км / ч. Хотя это нарушение, но не штрафуют, превышение скорости-не более 20 км. Это проблема, которую тоже нужно решить - отменить или уменьшить не оштрафованное превышение скорости.

Кроме того, правила дорожного движения не дают четкого ответа, как велосипедист должен ехать на перекрестке, где крайняя правая полоса идет направо и стрелка показывает-направо, а ему нужно ехать прямо. Это конфликт, который должен быть разрешен. В Европе, куда я ездил, можно передвигаться между полосами, как автомобиль. Но в нашей стране такой маневр может быть опасен, так как автомобилисты массово превышают скоростной режим. В городе не редкость ездить на велосипедах по тротуару. Нарушаются ли правила?*

Нарушаются потому, что тротуары предназначены для пешеходов. На них разрешается кататься только детям в возрасте до 7 лет. К сожалению, в правилах дорожного движения ничего не говорится о том, куда могут ездить дети от 7 до 14 лет.

  • Существует ли гендерное равенство среди велосипедистов?*

В Киеве около 9-12% женщин среди всех велосипедистов, а в Миргороде Полтавской области-30% женщин среди тех, кто ездит на велосипеде. Город меньше столицы, соответственно, и транспортных средств там меньше. Так что безопаснее ездить на велосипеде. А женщины, согласно исследованиям, более чувствительны к потенциальной опасности, чем мужчины. У нас будет гендерное равенство, когда велосипедные маршруты станут безопаснее. В Берлине, где все в порядке, соотношение мужчин и женщин, которые ездят на велосипедах, составляет 50 на 50.

Отсутствие велопарковки тоже является проблемой?

Не такой уж большой. Люди паркуются у столбов и дорожных знаков - это нехорошо, но возможно. Те, кто не хочет, чтобы их велосипеды украли, паркуются с помощью специального устройства, называемого U-lock. Он металлический и очень тяжелый, похожий на английскую букву U. Он такой тяжелый, что я ношу его не в рюкзаке, а на багажнике велосипеда. Но "съесть" его невозможно. Велосипедные замки в виде тросов тоже нелегко "укусить", помогут только огромные кусачки, которые сразу заметят вора. Кража велосипедов, конечно, проблема, но 90% из них крадут не на улице, не на стоянках, а на этажах домов, даже если они пристегнуты к батареям. Если нет велопарковки, можно пристегнуть заднее колесо к раме велосипедным ремнем. Тогда велосипед можно только унести, что может вызвать у кого-то подозрение.

Перевозка велосипедов в нашем общественном транспорте проблематична?

В Украине этот вопрос не решен. Раньше, когда по всей стране действовали общие правила на электротранспорте, они позволяли перевозить велосипед без чехла как в троллейбусах, так и в трамваях. Но несколько лет назад каждый город получил право вносить свои коррективы в эти правила. Во Львове, как и раньше, велосипеды можно перевозить на трамвае, но в Киеве-это запрещено. В метрополитене недавно объявили, что хотят разрешить их перевозить в чехлах (хотя это и не было запрещено). Для этого нужно снять колесо и положить велосипед в большой пакет. Это неудобно. Только в фуникулере можно перевозить велосипеды без чехлов, но эта услуга не бесплатна.

В поезде можно бесплатно взять с собой велосипед, но найти там для него место непросто. Только в плацкартном вагоне есть возможность поставить на третью полку, а в Междугороднем разрешено перевозить в чехлах, если есть место в багажном отделении. Кстати, в поездах, которые недавно запустили из Подмосковья в столицу, на стенах есть специальные крючки для того, чтобы на них вешать велосипеды. Они появились после реконструкции вагонов. Это очень удобно. И тебе не нужно дело. В США, где я прожил три года, все автобусы впереди имеют огромные конструкции, в которые можно поставить два-три велосипеда, причем бесплатно. Я надеюсь, что когда-нибудь у нас будет такая вещь.

Соединяют ли велосипедные маршруты Украину с Европой?

Существует европейская сеть маршрутов EuroVelo. Например, вы можете начать во Франции, поехать в Берлин, затем поехать в Швейцарию и закончить в Румынии. Один из таких маршрутов "ЕвроВело-4" должен пройти через Украину. Она начинается во Франции, затем-в Германии, Польше, а под Львовом входит в нашу страну и идет в Киев. Он запланирован, но мы его еще не разработали. Если этот проект будет реализован, то мы сможем дождаться велосипедистов из Европы.

Каковы отзывы европейцев о велосипедных поездках в нашу страну?

Они дипломатичны. И не забывайте, что 30 лет назад все они начинались точно так же, как и мы сейчас. Поэтому они только подсказывают, что и как лучше сделать. И с каждым годом мы будем приближаться к ним. Возможно, через восемь лет мы сможем путешествовать так же комфортно, как в Берлине, и так же естественно, как в Амстердаме-через 30 лет.

Туризм

Вверх - на двухколесном автомобиле

Туристический проект "ВелоБескиды" победил от Львовской области в конкурсе Государственного фонда регионального развития. Он предусматривает строительство туристической велосипедной и пешеходной инфраструктуры в пределах городов Борислав, Сходница, Трускавец и села Орев.

По данным пресс-службы Департамента туризма и курортов Львовской областной администрации, общая стоимость проекта составляет 11,8 млн грн, из которых 9,44 млн будут выделены из государственного бюджета, а 2,36-из местного. Проект VeloBeskids планируется реализовать в период с февраля по декабрь 2021 года. Она будет заключаться в том, что вокруг Борислава будут построены велодорожки и велодорожки различной сложности общей протяженностью 34,32 км, оборудован велопарк, обустроено 59,64 км пешеходных маршрутов. Здесь появится рекреационная трасса-терренкур, которая предусматривает чередование ходьбы с физическими упражнениями. А на горе Цюхов Верх (940 м) близ села Орив будет построена смотровая вышка.

Алина Ветрова, Ирина Ванда, Александр Будовой

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

европа

Одна из самых маленьких частей света в Северном полушарии Земли, омывается Атлантическим океаном на западе, Северным Ледовитым океаном на севере, имеет площадь около 10 млн км². Вместе с Азией Европа образует обширный материк Евразия

полесье

Историко-культурная и физико-географическая область, расположенная на территории Полесской низменности. Полесье находится на территории четырёх современных государств: Белоруссии, Польши, России и Украины

славутич

Город в Киевской области Украины. Относится к Вышгородскому району

киевщина

Историко-этнографическая область на территории современной Украины, которая изначально включала в себя её центральные и северные области с центром в Киеве, то есть только правый берег среднего Приднепровья. В современном контексте под словом Киевщина как правило подразумевают Киевскую область

европейский союз

фомичёв юрий

зеленская елена

берлин

амстердам

организация объединённых наций

киев

дарницкий район

департамент транспорта москвы

киевская городская государственная администрация

львов

львовская область

брюховичи

киевская русь

миргород

хорол

intercity

доллар сша

граница между европой и азией

eurovelo

франция

швейцария

румыния

германия

польша

фонд развития промышленности

сходница

трускавец