Велогород и Полесье
Славутич - город в Киевской области, построенный для переселенцев из Чернобыльской зоны. В ближайшие два года планируется превратить его в туристический велосипедный магнит Украины. За счет средств, полученных от ЕС, они планируют реализовать проект "Славутич - межрегиональная велосипедная база отдыха для отдыха и оздоровления". Выбор этого города был не случаен: местный горсовет стал одним из победителей конкурсного отбора проектов регионального развития, которые могут быть реализованы за счет средств государственного бюджета, полученных от ЕС в 2021 году. Главным распорядителем этих средств является Министерство регионального развития.
"Экономический рост страны зависит от успеха общин", - сказал Министр общинного и территориального развития Алексей ЧЕРНЫШОВ. - Поэтому проекты, которые могут дать второе дыхание регионам, привлечь инвестиции, туристов, создать рабочие места, являются приоритетными для финансирования в рамках отраслевой бюджетной программы. Таким проектом является создание велосипедной инфраструктуры в городе Славутич."
Этот проект будет финансироваться в рамках региональной программы развития "Поддержка развития депрессивных территорий". Его общая стоимость составляет 14,6 млн грн (12,3 млн грн будет выделено из государственного бюджета, 2,3 млн грн-из местного). Срок реализации, согласно плану, составляет два года.
Всего в Украине будет профинансировано 84 аналогичных локальных проекта различных направлений на общую сумму 668,3 млн грн. Славутич-самый молодой город в нашей стране, построенный для бывших жителей Чернобыльской зоны. Сейчас в нем проживает около 20 тысяч жителей. Этот населенный пункт был спроектирован с учетом современных требований, и изначально была предусмотрена велосипедная инфраструктура. Однако она имеет существенные недостатки: разрушено покрытие многих велодорожек, высокие бордюры на пересечении велодорожек с проезжей частью, отсутствие петлевой велодорожки, отсутствие велопарковок.
"Благодаря реализации этого проекта городской совет Славутича планирует улучшить и развить велосипедную инфраструктуру и сделать город удобным для передвижения маломобильных групп населения", - сказал мэр города Юрий ФОМИЧЕВ. - Ведь Славутич первым из украинских городов присоединился к реализации инициативы Первой леди Елены Зеленской "Без барьеров". Соответствующий меморандум о развитии безбарьерной архитектуры был подписан Министерством регионального развития, Киевской областной государственной администрацией и Славутичским городским советом в конце прошлого года."
Планируется проложить 3,2 км новых велодорожек и реконструировать 8,5 км существующих, построить новые велопарковки, велопарковки с системой видеонаблюдения, установить соответствующие дорожные знаки, нанести разметку и уменьшить высоту бордюров на пересечении велодорожек с проезжей частью. Местные власти рассчитывают, что этот проект даст толчок экономическому развитию города. В дальнейших планах-межрегиональное сотрудничество по совместному развитию велосипедной инфраструктуры региона. Но больше всего надежд в Славутиче возлагают на привлечение туристов, полагая, что город станет туристическим магнитом для любителей велоспорта.
До Берлина-8 лет, до Амстердама - 30
Как бы мы не пытались популяризировать велосипеды в некоторых городах, в целом нам еще далеко до уровня европейских стран. Но ситуация не безнадежна. Веру в это внушают люди, которые проехали более ста километров на велосипеде как в Украине, так и за рубежом. Одна из них-Ирина БОНДАРЕНКО, консультант Программы развития ООН по разработке велосипедной стратегии Украины, которая ответила на наши вопросы.
В последнее время стало заметно, что в Киеве все больше людей ездят на велосипедах. Что этому способствует?
Киев был одним из первых городов Украины, где заговорили о развитии велосипедной инфраструктуры. В 2011 году была предпринята первая попытка развития инфраструктуры развития в Дарницком районе столицы. Он был создан немецкими специалистами. Этот план не был реализован, но он стал основой для дальнейшего развития. Чуть позже, в 2016 году, уже появилась концепция развития велосипедной инфраструктуры Киева. Тогда активисты долго требовали, чтобы городские власти его приняли. И в 2018 году эта концепция начала реализовываться. В то время на некоторых улицах уже были построены несколько велосипедных дорожек. Но они были слишком узкими, с неправильным пересечением перекрестков, расположенных далеко от дороги. Современные полосы и переулки более удобны. Рельсы отделены от проезжей части, а полосы проходят вдоль дорог. И уже есть государственный стандарт, в котором прописаны все требования к велосипедной инфраструктуре. Он был разработан по инициативе и рекомендациям общественности в Государственном предприятии "ГосдорНИИ". Эти стандарты уже применяются на практике.
Департамент транспортной инфраструктуры КГГА открыл велосипедный сектор в 2019 году. Сначала там работал один человек, теперь их четверо. По подсчетам этого ведомства, сейчас в Киеве насчитывается более 100 км веломаршрутов. Но, надо понимать, что в это число входят и полосы общественного транспорта, по которым могут ездить велосипедисты. А в некоторых случаях они подсчитывали маршруты по обеим сторонам дорог. На самом деле велосипедная инфраструктура столицы составляет около 60 км. И она продолжает развиваться.
Перенимают ли регионы опыт столицы?
Сейчас даже небольшие города развиваются или находятся в процессе создания концепции развития велосипедной инфраструктуры. Но велосипедной столицей я бы назвал все-таки не Киев, а Львов. Они начали развивать велосипедную инфраструктуру еще раньше, чем в Киеве. Они еще не построили все, что планировали, но постоянно строят и совершенствуют. Здесь, во Львове, действительно насчитывается около 100 км велосипедных маршрутов. На втором месте я бы поставил Винницу, где во время реконструкции на всех улицах строятся велодорожки.
В Украине уже началось строительство велосипедных маршрутов между городами. Львовская область-первая в этом плане. Велодорожка Львов - Брюховичи очень популярна. Он широк и любим велосипедистами. * Есть ли место для велосипедистов на автобанах между городами?*
Все построено в соответствии со строительными нормами. В них были внесены поправки, согласно которым строящиеся в городе дороги должны иметь дорожки для велосипедистов, а на междугородних маршрутах они рекомендуются, но не обязательны. Соответственно, между городами их очень мало. Поэтому вам нужно внести изменения и изменить "рекомендуется" на "требуется". Ведь многим приходится ездить на велосипедах по оживленным дорогам между маленькими городками. * Растет ли у нас число велосипедистов?*
Есть правило для транспорта: стройте дороги (тропинки), и они будут ездить по ним. Если строить только магистрали, то на них будут появляться новые автомобили. А там, где будут построены велодорожки, велосипедистов станет больше. Так оно и есть. Весной прошлого года в Киеве в начале блокады, когда транспорт был закрыт для всех, велосипедистов было в 2,5 раза больше, чем годом ранее.
Что мешает безопасности велосипедистов во время поездки?
Основным фактором опасности является высокая скорость движения автомобилей. И чем выше скорость, тем тяжелее последствия аварий. И вопрос не столько в правилах дорожного движения (ПДД), сколько в том, что на дорогах слишком мало камер контроля скорости. Они находятся в Киеве, Киевской и Львовской областях, превышение фиксируется автоматически и также автоматически высылаются штрафы. Нам нужен такой контроль по всей стране. Еще один момент: в населенных пунктах разрешена скорость 50 км/ч. Но административный кодекс гласит, что превышение скорости более чем на 20 км/ч штрафуется. Соответственно, все в Киеве и других населенных пунктах ездят почти на 70 км / ч. Хотя это нарушение, но не штрафуют, превышение скорости-не более 20 км. Это проблема, которую тоже нужно решить - отменить или уменьшить не оштрафованное превышение скорости.
Кроме того, правила дорожного движения не дают четкого ответа, как велосипедист должен ехать на перекрестке, где крайняя правая полоса идет направо и стрелка показывает-направо, а ему нужно ехать прямо. Это конфликт, который должен быть разрешен. В Европе, куда я ездил, можно передвигаться между полосами, как автомобиль. Но в нашей стране такой маневр может быть опасен, так как автомобилисты массово превышают скоростной режим. В городе не редкость ездить на велосипедах по тротуару. Нарушаются ли правила?*
Нарушаются потому, что тротуары предназначены для пешеходов. На них разрешается кататься только детям в возрасте до 7 лет. К сожалению, в правилах дорожного движения ничего не говорится о том, куда могут ездить дети от 7 до 14 лет.
- Существует ли гендерное равенство среди велосипедистов?*
В Киеве около 9-12% женщин среди всех велосипедистов, а в Миргороде Полтавской области-30% женщин среди тех, кто ездит на велосипеде. Город меньше столицы, соответственно, и транспортных средств там меньше. Так что безопаснее ездить на велосипеде. А женщины, согласно исследованиям, более чувствительны к потенциальной опасности, чем мужчины. У нас будет гендерное равенство, когда велосипедные маршруты станут безопаснее. В Берлине, где все в порядке, соотношение мужчин и женщин, которые ездят на велосипедах, составляет 50 на 50.
Отсутствие велопарковки тоже является проблемой?
Не такой уж большой. Люди паркуются у столбов и дорожных знаков - это нехорошо, но возможно. Те, кто не хочет, чтобы их велосипеды украли, паркуются с помощью специального устройства, называемого U-lock. Он металлический и очень тяжелый, похожий на английскую букву U. Он такой тяжелый, что я ношу его не в рюкзаке, а на багажнике велосипеда. Но "съесть" его невозможно. Велосипедные замки в виде тросов тоже нелегко "укусить", помогут только огромные кусачки, которые сразу заметят вора. Кража велосипедов, конечно, проблема, но 90% из них крадут не на улице, не на стоянках, а на этажах домов, даже если они пристегнуты к батареям. Если нет велопарковки, можно пристегнуть заднее колесо к раме велосипедным ремнем. Тогда велосипед можно только унести, что может вызвать у кого-то подозрение.
Перевозка велосипедов в нашем общественном транспорте проблематична?
В Украине этот вопрос не решен. Раньше, когда по всей стране действовали общие правила на электротранспорте, они позволяли перевозить велосипед без чехла как в троллейбусах, так и в трамваях. Но несколько лет назад каждый город получил право вносить свои коррективы в эти правила. Во Львове, как и раньше, велосипеды можно перевозить на трамвае, но в Киеве-это запрещено. В метрополитене недавно объявили, что хотят разрешить их перевозить в чехлах (хотя это и не было запрещено). Для этого нужно снять колесо и положить велосипед в большой пакет. Это неудобно. Только в фуникулере можно перевозить велосипеды без чехлов, но эта услуга не бесплатна.
В поезде можно бесплатно взять с собой велосипед, но найти там для него место непросто. Только в плацкартном вагоне есть возможность поставить на третью полку, а в Междугороднем разрешено перевозить в чехлах, если есть место в багажном отделении. Кстати, в поездах, которые недавно запустили из Подмосковья в столицу, на стенах есть специальные крючки для того, чтобы на них вешать велосипеды. Они появились после реконструкции вагонов. Это очень удобно. И тебе не нужно дело. В США, где я прожил три года, все автобусы впереди имеют огромные конструкции, в которые можно поставить два-три велосипеда, причем бесплатно. Я надеюсь, что когда-нибудь у нас будет такая вещь.
Соединяют ли велосипедные маршруты Украину с Европой?
Существует европейская сеть маршрутов EuroVelo. Например, вы можете начать во Франции, поехать в Берлин, затем поехать в Швейцарию и закончить в Румынии. Один из таких маршрутов "ЕвроВело-4" должен пройти через Украину. Она начинается во Франции, затем-в Германии, Польше, а под Львовом входит в нашу страну и идет в Киев. Он запланирован, но мы его еще не разработали. Если этот проект будет реализован, то мы сможем дождаться велосипедистов из Европы.
Каковы отзывы европейцев о велосипедных поездках в нашу страну?
Они дипломатичны. И не забывайте, что 30 лет назад все они начинались точно так же, как и мы сейчас. Поэтому они только подсказывают, что и как лучше сделать. И с каждым годом мы будем приближаться к ним. Возможно, через восемь лет мы сможем путешествовать так же комфортно, как в Берлине, и так же естественно, как в Амстердаме-через 30 лет.
Туризм
Вверх - на двухколесном автомобиле
Туристический проект "ВелоБескиды" победил от Львовской области в конкурсе Государственного фонда регионального развития. Он предусматривает строительство туристической велосипедной и пешеходной инфраструктуры в пределах городов Борислав, Сходница, Трускавец и села Орев.
По данным пресс-службы Департамента туризма и курортов Львовской областной администрации, общая стоимость проекта составляет 11,8 млн грн, из которых 9,44 млн будут выделены из государственного бюджета, а 2,36-из местного. Проект VeloBeskids планируется реализовать в период с февраля по декабрь 2021 года. Она будет заключаться в том, что вокруг Борислава будут построены велодорожки и велодорожки различной сложности общей протяженностью 34,32 км, оборудован велопарк, обустроено 59,64 км пешеходных маршрутов. Здесь появится рекреационная трасса-терренкур, которая предусматривает чередование ходьбы с физическими упражнениями. А на горе Цюхов Верх (940 м) близ села Орив будет построена смотровая вышка.
Алина Ветрова, Ирина Ванда, Александр Будовой