Со вторника днем столица переходит в красную зону эпидемии коронавируса. Члены Кабинета министров сначала бросились критиковать самодеятельность мэра Виталия Кличко, который своим решением усилил карантинные ограничения, а затем и сами их узаконили.
Ограничения красной зоны предусматривают остановки общественного транспорта. В мэрии говорят, что окончательное решение будет принято в понедельник. Правда, как выяснили "Вести", с очень большой вероятностью транспорт пойдет, но для метро готовят ограничения, а маршруточники уверяют: и без запретов остановятся.
Ловить нарушителей
Киев уже два дня живет в режиме строгих ограничений, когда заведения общественного питания работают исключительно на вынос, все развлекательные центры закрыты, а в торговых центрах работают только супермаркеты, аптеки и зоомагазины. Однако, как видели "Вести", многие открыто нарушают его. Например, как сообщали читатели "Вестей", в субботу на Вышгородской работал цветочный магазин, а некоторые рестораны не меняли своей работы. "А что же нам менять, когда у нас уже есть только столики на улице, а в зале всего два места*", - удивляются в одном небольшом кафе на территории жилого комплекса "Комфорт Таун".
В "Эпицентре", ставшем неким символом соблюдения (точнее, несоблюдения) запретов в прошлом карантине, все стройматериалы огорожены красной лентой. Работает только разрешение — продукты питания, бытовая химия, зоотовары. Но вы можете купить все, заплатив за покупку в Интернете. Маршрутки в районе "Детского мира" на улице Андрея Малышко вчера были просто переполнены, несмотря на ограничение до 50% посадочных мест. И таких примеров еще много.
Начальник главного управления Госпродпотребслужбы в Киеве Олег Рубан рассказал "Вестям", что в субботу они вместе с милицией и отделом безопасности КГГА проверили 1862 субъекта хозяйствования, а также маршрутчиков. Мы проверили 242 заведения общественного питания, 343 продуктовых магазина и 1257 заведений, торгующих непродовольственными товарами. Выявлено 51 нарушение, составлено 16 протоколов. Кроме того, мы проверили 350 маршруток, в двух случаях выявили нарушения и составили административные протоколы. Что касается общественного питания, то мы посмотрели, как выполняются рекомендации по адресной доставке и заказам на вынос", - рассказывает Рубан "Вестям".
По его словам, в выходные в СПЗК работала телефонная горячая линия, куда можно было пожаловаться на нарушителей. Однако это можно сделать и в дальнейшем, говорит Рубан, позвонив по телефону 063 6390909. " * Наши мобильные бригады будут продолжать работать*", - заверил он.
Беспорядки на транспорте
Несмотря на сообщения, существует мнение, что именно безнаказанность порождает массовые нарушения. После "Велюров" и "Эпицентров", после того, как коллеги сказали, что административные протоколы только выписывались, а реальных штрафов они не платили, понятно, что многие люди отпустили себя. Ну и к тому же у всех торговцев есть друзья в полиции, если что, они тебя предупредят. Так вот, как сказал Леонид Кравчук"ми миж крапельками"*, - рассказывает "Вестям" владелица цветочного магазина Анна К.
Глава Ассоциации перевозчиков Киевской области Алексей Павленко, напротив, заявил "Вестям", что частные перевозчики могут прекратить работу без каких-либо указаний. "Ситуация с маршрутками печальная, еще день - два — и они остановятся. Это не рабочие методы. На подъездах к Киеву милиция проводит тотальный подсчет пассажиров, которого у нас уже нет из-за того, что многие находятся на отдаленной стороне. Считается, что количество пассажиров не превышает 50% посадочных мест. Рентабельность перевозок даже не нулевая, а минусовая. Власти делают это нарочно. Они не могут просто все закрыть, чтобы не вызвать социального бунта, а пойти на такие меры, чтобы люди вымещали свое недовольство на нас", - рассказывает Павленко "Вестям".
По его словам, при малейшем нарушении перевозчики штрафуются. "Въехать в Киев невозможно. Любые действия — сразу штраф в размере 17 тысяч гривен. Нам выгоднее закрывать маршруты, отправлять водителей в отпуск, чем платить зарплату, покупать топливо и платить налоги государству", - сказал Павленко.
Беспорядки уже происходят в общественном наземном транспорте. Из-за ограничений даже скоростной трамвай, который открывал все двери, был вынужден бежать только через парадные двери. Люди в шоке, агрессивны, они вступают в драки с водителем и друг с другом", - рассказывает "Вестям" водитель трамвая Владимир Котляр .
По его словам, несмотря на то, что водители неоднократно обращались за поддержкой в виде отряда милиции или "Муниципальной гвардии", которая до сих пор существует. "Честно говоря, все очень устали после года. Условия работы не очень хорошие-ни отдыха, ни перекуса, и даже в туалет сходить негде, так как все диспетчерские, которые были на всех оконечных станциях СССР, были проданы в начале 2000-х. Так же прислушивайтесь к постоянному недовольству пассажиров. Но в то же время посмотрите, что происходит на автобусных остановках — толпы людей и все без масок*", - говорит Котляр "Вестям".
Что там в метро
Самая необычная ситуация-в метро, потому что там никто не собирается рассчитывать" на головы " пассажиров, которые пропускают до 800 тысяч в сутки. В субботу там ничего не изменилось. "*Впусти всех, как и прежде. Если мы видим, что пассажиров слишком много, мы включаем дополнительный эскалатор. Никто не считает людей в машине. Но это пока, что будет дальше, мы пока не знаем", - сказал "Вестям" дежурный на одной из популярных станций Красной линии.
В то же время, по ее словам, в метро есть распоряжение ограничить вход для наплыва пассажиров. "*В момент наплыва людей 2-3 из пяти входных дверей закрыты, что регулирует поток. Это уже делалось раньше. Станции должны делать это в рабочем режиме, даже без указаний сверху. Но они еще этого не сделали", - говорит нам дежурный.
В КГГА "Вестям" подтвердили: такое решение есть. "Мы примем решение по метро в понедельник. А пока действует приказ: в случае скопления пассажиров на самых оживленных станциях вход ограничен, некоторые двери закрыты. В другом случае ничего не получится", - сообщили "Вестям" в КГГА. По данным Киевского метрополитена, станциями метро с наибольшим пассажиропотоком являются "Вокзальная","Святошин","Лесная"Черниговская"и "Житомирская".
В Киевраде говорят, что рост числа госпитализаций и смертей вынуждает их применять жесткие меры". И для понимания: в ночь с субботы на воскресенье только в Киевской больнице № 4 стояла очередь из 40 машин скорой помощи*", - говорит секретарь Киевсовета Владимир Бондаренко.
"У нас уже есть 3,5 рейса в день"
По другим видам транспорта, которые находятся в подчинении Министерства инфраструктуры, говорят, что пока никаких указаний не получали. В пресс-службе "Борисполя" рассказали "Вестям", что аэропорт работает и, скорее всего, будет работать в штатном режиме.
А в аэропорту "Киев" отметили, что рейсов туда почти нет. "Сейчас у нас 3,5 рейса, как мы шутим, есть сообщение только с небольшим количеством стран", - рассказывает "Вестям" руководитель пресс-службы Галина Богданенко.
На центральном вокзале в воскресенье продавались билеты по всем направлениям — как на электрички, так и на пригородные поезда. "*Билеты доступны на понедельник, вторник и среду. Такой информации для закрытия Киева нет", - сообщили "Вестям" в справочной станции.