В рамках международного расследования в отношении бывшего министра транспорта Польши и экс-главы "Укравтодора" Славомира Новака польские правоохранители произвели новые аресты, а Генпрокуратура и Государственное бюро расследований передали еще одно подозрение. За все годы Независимости Украины это дело стало первым в дорожном ведомстве, попавшемся на огромном вымогательстве и взяточничестве, а также разоблаченном международной криминальной системой "билетных" крупных компаний.
Подробнее о громком расследовании читайте в материале "Обозревателя".
Кто такой Славомир Новак и почему его судят в Польше
Новак известен украинцам прежде всего как исполняющий обязанности председателя Государственного агентства автомобильных дорог Украины ("Укравтодор") с 2016 по 2019 год. До этого он был министром транспорта, строительства и водного транспорта Польши, министром в Аппарате президента, главой политического кабинета премьер-министра, советником главы польского оборонного ведомства.
За три года работы в "Укравтодоре" Новак наделал много шума. В частности, экс-госменеджер любил бегать по судам и назначал на должности людей с сомнительной репутацией.
Покинув Госагентство автомобильных дорог, Новак вернулся в Польшу, и через некоторое время всплыла его причастность к коррупционным преступлениям, затрагивающим обе страны.
Славомир Новак получил украинское гражданство в 2016 году, но не отказался от польского. Вот почему его будут судить в Польше. Учитывая нулевую терпимость к коррупции в этой стране, вряд ли фигуранту расследования удастся избежать ответственности.
В чем обвиняют Новака
Преступления, в которых обвиняется бывший высокопоставленный чиновник, произошли именно в украинский период его деятельности. Совместное расследование проводилось Антикоррупционным бюро Польши, НАБУ и прокуратурами двух стран.
Славомир Новак был арестован в Польше в июле прошлого года. Ему было предъявлено обвинение в руководстве организованной преступной группой, получении прибыли от коррупции и отмывании грязных денег.
По словам исполняющего обязанности директора. Глава Специализированной антикоррупционной прокуратуры Максим Грищук, когда украинские компании не могли завершить работу до конца или в срок, глава "Укравтодора" предлагал продлить контракты за плату и таким образом избежать штрафов.
"Это было сделано с помощью фирм из Польши. Там была создана компания и взятки пополнили уставный капитал этого предприятия. Таким образом, они получили деньги и легализовали их", - сказал Грищук.
Другая схема, когда Новак предложил международной компании, которая строит дороги, создать совместное предприятие, в котором он предусматривал роль для себя.
"Он пообещал, что 50% уставного капитала этого предприятия будут предоставлены его людьми, которым он доверяет. Остальные 50% должны быть предоставлены этой международной организацией. А после завершения своей работы в Украине он планировал возглавить или войти в наблюдательный совет этого предприятия", - пояснил Грищук.
Также, по версии следствия, весной 2018 года Славомир Новак сообщил одному из участников тендерных процедур о необходимости платить ему 45 тысяч евро в месяц, переводя эти средства на счета компании, зарегистрированной на Кипре в течение двух лет - под видом оказания фиктивных консалтинговых услуг.
По словам директора НАБУ Артема Сытника, сумма тендеров, которые обрабатываются в рамках расследования, составляет 270 миллионов евро.
Фигурантами громкого дела являются крупные компании: Onur Group (Турция), украинские "Автострада-Юг" и "Альтком", польская ECM Group Polska Sp.
Не исключено, что будут найдены новые улики и новые доказательства, и могут последовать новые задержания.
Аресты продолжаются
Вместе с Новаком в июле были арестованы Дариуш Завадка, бывший командир воинской части спецназа JW GROM, и Яцек Палюха, бизнесмен из Гданьска.
Полковник Завадько, по версии следствия, передал представителю польской компании Новака "Пожелание" взятку за содействие в выигрыше закупки консультационных услуг по разработке проектно-сметной и конкурсной документации на строительство и реконструкцию автодорог М-01 Киев-Чернигов-Новые Яриловичи и М-06 Киев-Чоп (с последующим выполнением авторского и технического надзора).
Цена контракта составляла 1 784 204 евро, Новак хотел 10% "отката", но получил отказ. Именно вымогательство взятки у польской компании подтолкнуло к серьезному расследованию деятельности бывшего главы "Укравтодора" Славомира Новака.
В августе был арестован бизнесмен Александр Д. - представитель польской компании, которая хотела получить контракт на строительство и ремонт одной из дорог в Украине. По версии следствия, Александр Дмитриевич предложил Новаку взятку в размере 700 000 злотых за контракт с "Укравтодором".
В январе 2021 года были задержаны еще трое обвиняемых. Спикер окружной прокуратуры Варшавы прокурор Александра Скшиняз сообщила, что аресты проводились в Подкарпатской области, в Малопольском крае и в Померании. Среди задержанных Центральным антикоррупционным бюро:
-
Лукаш С., бывший руководитель варшавской компании, акционером которой является Славомир Новак;
-
Павел Г., вице-президент Малопольской компании, предоставляющей инженерные, архитектурные и геоинформационные услуги;
-
Гжегож В., предприниматель, управляющий компанией, предоставляющей услуги по обеспечению безопасности бизнеса.
Лукасу З. И Гжегож В. Им было предъявлено обвинение в участии в организованной преступной группе и отмывании средств, полученных в результате коррупционных преступлений.
Следствием установлено, что Лукаш З. Четыре раза вместе и по договоренности со Славомиром Новаком он получал средства на общую сумму 1,3 миллиона злотых (почти 300 тысяч евро) в обмен на посредничество в "решении вопросов".
Новые подозрения к Новаку
Генеральная прокуратура и Государственное бюро расследований 4 января 2021 года направили в Польшу новое подозрение Славомиру Новаку. По данным пресс - службы Государственного бюро расследований, в 2017-2019 годах он умышленно не выполнял решения украинских судов о восстановлении на должности начальника Службы автомобильных дорог в одном из регионов Украины-более того, активно препятствовал выполнению этих решений.
В результате Госагентство автомобильных дорог было оштрафовано, а Новаку вынесено предупреждение об уголовной ответственности. В сентябре 2019 года исполнительное производство было завершено, а протокол о совершении уголовного правонарушения направлен в правоохранительные органы.
Польские правоохранители не отстают. Прокуратура Варшавского округа также расширила список обвинений, предъявленных самому Славомиру Новаку, в связи с коррупционными преступлениями, совершенными совместно и по согласованию с Лукашем З. И Гжегожа В., которого задержали 7 января.
И, судя по всему, это еще не конец. Следствие продолжается, а Славомир Новак остается за решеткой.