Школьная реформа: * Фокус* выяснили, что теперь будут есть школьники, как изменится тестирование выпускников и каких нововведений ожидать от учащихся средних и старших классов.
С 2018 года, когда началась реформа среднего образования, украинские школы живут в режиме перемен. Некоторые из них уже ощущаются детьми и их родителями. Например, ученики начальных классов учатся по программе Новой украинской школы (НУС). В следующем году начнется реформа средних классов: в 2021 году она будет опробована на пятиклассниках в 142 школах.
Есть изменения и в отношении нынешних выпускников. С этого года Минобрнауки изменило правила проведения внешнего независимого оценивания (ВНО). Обязательный тест по украинскому языку теперь проводится на двух уровнях: базовом и продвинутом. Выпускники, выбравшие базовый уровень, будут сдавать тест только по языку, на продвинутом уровне будут вопросы как по украинскому языку, так и по литературе.
Более крупным нововведением ВНО является обязательный тест по математике. Об этом в начале 2019 года заявила тогдашний министр образования Лилия Гриневич, которая указала, что базовые математические навыки необходимы каждому. Таких навыков украинским школьникам недостаточно — это подтвердили результаты международного теста PISA, в котором Украина впервые приняла участие в 2018 году. Оказалось, что 36% опрошенных студентов не достигли минимального уровня владения предметом. Это вызвало большой резонанс, так что президент Владимир Зеленский объявил 2020-2021 учебный год годом математики.
Выпускники, сдающие ВНО по математике в этом году, также смогут выбрать уровень тестирования — стандартный или продвинутый. Стандартный курс будут проходить те студенты, которые изучают математику на базовом уровне и не нуждаются в этом предмете для поступления в вузы. В этом случае в тесте будет 28 заданий, оценка будет выставлена по 12-балльной шкале и будет засчитана только в аттестате. Углубленный тест с 34 заданиями будут сдавать учащиеся профильных школ и те, кто нуждается в ВНО по математике для поступления в вуз. Поэтому балл за углубленное тестирование будет оцениваться по шкале баллов ВНО- от 100 до 200.
В педагогической среде это нововведение вызвало дискуссии о том, что обязательное ВНО по математике ущемляет права студентов, склонных к гуманитарным наукам. Еще одна проблема заключается в том, что старшеклассники пойдут в профессиональные училища и колледжи, чтобы не сдавать ВНО. Но, как отмечает эксперт по образованию Украинского института будущего Николай Скиба, тест стандартного уровня прост. Избежать экзамена по математике, поступив в колледж, невозможно, потому что ВНО сдают и студенты всех профессиональных учебных заведений.
Другие продукты питания
Школьное меню избавьтесь от сосисок и чипсов
Последние несколько лет в Украине активно обсуждается реформа питания в школах. Даже на форуме "Образование Украины-2021: стратегические цели и приоритеты", состоявшемся 9 февраля, эта тема стала одной из центральных. Родители, чиновники и учителя сходятся во мнении, что время вареных макарон и безвкусных каш прошло, меню столовых должно быть существенно изменено и улучшено.
С 1 января были официально обновлены правила школьного питания. Министерство здравоохранения определило, какие продукты можно использовать при приготовлении пищи для детей, а от каких следует навсегда отказаться. В частности, в документе говорится, что школьников больше нельзя кормить колбасой, сосисками и замороженными полуфабрикатами. Также запрещено продавать чипсы и сладкие газированные напитки в буфетах. При этом, согласно новым правилам, в ежедневный рацион должны входить крупы, овощи, фрукты и молочные продукты.
Некоторые школы не стали ждать изменений на государственном уровне и самостоятельно внедряют питание, которое работает по принципу шведского стола
Конечно, даже такие строгие нормы не защищают детей от безвкусной пищи — той же перловой крупы или сомнительных фрикаделек. Однако первая леди Елена Зеленская пообещала, что эта проблема будет решена в ближайшее время. Специальная рабочая группа, в которую входят профессиональные повара, диетологи и технологи, готовит стандартное меню на две недели. Кроме того, они обещают создать комплексное сезонное меню. Команда разрабатывает рецепты и технологические карты, а также планирует учитывать диетические потребности детей.
Евгений Клопотенко, ресторатор, также вошедший в рабочую группу, рассказал, что в стандартное меню войдут блюда из его коллекции, составленной специально для школьных столовых. Он предлагает заменить привычную еду современными рецептами. Например, добавьте в рацион студентов куриные наггетсы и суп минестроне.
В Киеве и некоторых областных центрах не стали ждать изменений на государственном уровне и самостоятельно внедряют многопрофильное питание, работая по принципу шведского стола. В киевской средней школе № 306 подход к ежедневному питанию был изменен два года назад. Питание студентов обеспечивает коммунальное предприятие Деснянского района "Зенит". С ним администрация школы договорилась, что вместо обычной еды повара приготовят два-три основных блюда и гарниры, несколько салатов или овощных нарезок, чтобы дети сами могли выбрать, что есть. Важно, что стоимость питания не изменилась — завтрак одного ребенка стоит 21 грн.
Важный
Школа дома. Как организовать дистанционное обучение ребенка в карантине
Однако не все школы имеют возможность внедрять новые подходы — хотя бы из-за слабой материально - технической базы. В прошлом году Кабинет Министров выделил 400 млн грн на переоборудование старых пищеблоков в учебных заведениях. На эти же цели из местных бюджетов было выделено почти 100 миллионов гривен. В результате модернизации было проведено 1908 школ, что составляет 12% от их общего числа.
Шаткое основание
Учиться в средних классах станет еще труднее
В реформе среднего образования наступает важный этап — преобразование 5-9 классов, то есть основной школы. Сложность этого этапа состоит в том, что учащиеся изучают гораздо большее количество предметов, чем в начальной школе, и учатся у десятков учителей. Соответственно, реформа основной школы коснется обширной учебной программы и учителей-предметников, которым придется не просто передавать знания, но и прививать компетентностные навыки, как это делается в младших классах НУС.
Дети в 5-м классе будут учиться не менее 28 часов в неделю, то есть шесть - семь уроков в день. К 9-му классу нагрузка увеличивается до 36 часов, то есть семь-восемь уроков в день
30 сентября 2020 года Кабинет Министров утвердил Государственный стандарт основного среднего образования. Этот рамочный документ описывает все, что студенты должны знать и уметь делать к концу обучения. Это компетенции в предметных областях, например, в математике или естественнонаучных дисциплинах, инновационность, умение учиться на протяжении всей жизни, владение государственным языком. Основываясь на стандарте, Министерство образования и науки разработало Типовую Образовательную программу с указанием количества часов в неделю по каждому предмету, на основе которой школы должны разрабатывать учебные планы.
В январе министерство представило этот документ общественности. Некоторые учителя и образовательные организации резко критиковали программу. Он, в частности, предполагает, что дети в 5-м классе будут учиться не менее 28 часов в неделю, а это шесть-семь уроков в день и резкое увеличение нагрузки по сравнению с 4-м классом, где они учатся 23 часа в неделю. К 9-му классу нагрузка увеличивается до 36 часов, то есть семь - восемь уроков в день. "Это вопиюще противоречит принципам детоцентризма, заложенным в реформе, и подходам к созданию комфортной образовательной среды. Из-за такой нагрузки у детей не будет времени на хобби, внеклассные занятия и полноценный отдых. Это приведет к переутомлению и ухудшению здоровья детей",-говорят в открытом письме в Министерство соучредители общественной организации"Умная Освита" Иванна Коберник и Галина Тытыш. Если министерство утвердит Типовую программу, это будет противоречить главному смыслу реформы — разгрузить детей, чтобы они учились дольше, но с удовольствием, для этого, в частности, срок обучения был продлен до 12 лет. Более того, министерский документ противоречит еще одной концептуально важной идее — индивидуальному пути обучения, который может выбрать ребенок. В Стандартном учебном плане все предметы являются обязательными, включая этику, основы здравоохранения и финансовую грамотность, которые, по мнению критиков документа, могут быть сделаны факультативными или интегрированы в другие дисциплины.
Важно
Scrum для школьников. "Министерскую типовую программу можно охарактеризовать одной фразой: ничего не изменилось и не изменится", - говорит Людмила Булыгина, преподаватель информатики Киевского политехнического лицея НТУУ "КПИ". По словам учителя, основная школа является ключевой в формировании базовых образовательных навыков — умения учиться самостоятельно, работать в команде и расставлять приоритеты.
"Обязательных предметов в основной школе немного — максимум пять. Другие предметы должны быть интегрированы, а остальные должны быть предоставлены ребенку на выбор и чтение коротких курсов по ним. Но чтобы установить такой индивидуальный график, нужно отказаться от старой системы классного времени",-говорит Булыгина. Школы еще не готовы к этому, потому что зарплата учителей привязана к учебным часам.
Испытание старшеклассников
Будет ли массовое закрытие школ, как опасаются родители?
В январе родительские группы в соцсетях заполнились возмущенными сообщениями о том, что со следующего учебного года школы не будут набирать 10-е и 11-е классы.
"Они объявили, что все школы теперь становятся гимназиями и что их будут учить только с 1-го по 9-й класс", - написал житель Дарницкого района Киева. Разгневанные родители настаивают на том, что это противоречит закону о гарантированном государством полном среднем образовании, и спрашивают, куда девать старшеклассников в условиях переполненности столичных школ.
Отвечая на вопросы возмущенных родителей, чиновники разных рангов давали объяснения. В частности, начальник Управления образования Киевской городской администрации Елена Фиданян заявила, что массово закрывать вузы не собираются.
"Речь идет об оптимизации с 1 сентября в тех учреждениях, где невозможно набрать полноценный 10-й класс. В условиях дефицита мест в детских садах и младших классах логичнее открыть дошкольное отделение, чем сохранить старшие классы, в которых учатся пять-восемь детей", - говорит Фиданян. Успокаивает родителей и министр образования и науки Сергей Шкарлет, который уверяет, что порядок зачисления в вузы остается прежним, массового закрытия школ в этом году не будет.
В общем, общение начальства на тему обучения старшеклассников оставляет желать лучшего
Согласно Закону "О полном общем среднем образовании", учебные заведения будут разделены на три типа: начальные школы, гимназии — они же базовые школы, где будут преподавать до 9-го класса, - а также лицеи, или лицеи с набором 10-12 классов. Согласно тому же закону, с 2024 года вступает в силу положение о гимназиях и лицеях, которые должны быть разными юридическими лицами. Создание полноценной сети лицеев с разделением на академические и профессиональные запланировано на 2027 год — именно тогда в них пойдут дети, которые в 2018 году стали первоклассниками в реформированной Новой украинской школе.
Как пояснили "Фокусу" в Департаменте образования КГГА, сейчас идет подготовительный этап — чиновники проводят инвентаризацию городской сети школ и пишут проекты по ее изменению к 1 сентября 2024 года.
"Если учебное заведение будет реорганизовано или ликвидировано, районные отделы образования Киева предоставят учащимся возможность продолжить учебу, в том числе и в школах своего района", - говорит заместитель директора Департамента образования Елена Батечко. Более того, у КГГА есть программа строительства новых школ и реконструкции старых, на которую до 2023 года выделено 6,8 млрд грн.
Важные
Студенты оттуда. Что дало Украине льготный прием в вузы для молодежи из ОРДЛО и Крыма
Согласно закону об образовании, по окончании 9-го класса учащиеся будут проходить итоговую аттестацию в форме ВНО, как это делается в 11-м классе. По результатам ВНО они будут претендовать на место в выбранном лицее. Профильное министерство планирует запустить эту процедуру в 2027 году вместе с реформой высшей школы. Но как будут работать лицеи до этого, в Минобрнауки не уточняют. В целом общение властей на тему обучения старшеклассников оставляет желать лучшего. Как говорит директор киевской школы № 309 Ольга Тимошенко, внятных ответов о процедуре реорганизации она не получила, и учебное заведение находится в подвешенном состоянии