Котировки

Война, о которой вспомнили. Почему следует использовать эскалацию как шанс

Чернишенко Павло
Общество
17 Apr 11:53   

Эскалация конфликта на линии разграничения и подтягивание российских войск к нашим границам заставили украинские и европейские СМИ вспомнить, что война на востоке Украины идет уже восьмой год. Но, похоже, представители нынешней украинской власти не собираются использовать эту волну внимания в интересах Украины. Вместо того чтобы формировать новую повестку дня в соответствии с существующими переговорными форматами, мы цепляемся за такие детали, как место проведения встреч ТКГ после окончания пандемии COVID-19, собственные нереализованные ультиматумы в отношении самих участников диалога в Трехсторонней контактной группе, или держимся за идею кластеров, что существенно не меняет нашу ситуацию к лучшему, поскольку Минские соглашения выводятся за рамки как России, так и Германии, и Франции. Но украинский план, который некоторые наблюдатели пытались представить как прорыв в понимании ситуации нашими переговорщиками, на самом деле включает в себя такие "компромиссные" позиции, как, например, те же совместные патрули, которые должны состоять из сотрудников правоохранительных органов Украины и " граждан Украины из ОРДЛО

Тема переноса переговоров из Минска в любую другую столицу может быть воспринята как перспективная только как признак позиции Украины по поводу нарушений прав человека в Республике Беларусь. Другие аргументы сторонников переноса переговоров из Минска в "действительно нейтральную страну" - что таким образом можно попытаться помешать боевикам работать в формате-разобьются о реальность. Лицам, находящимся под санкциями, разрешается въезд на территорию тех государств, которые поддерживают санкции, на время проведения переговоров. Показательным случаем является присутствие Суркова на переговорах внешнеполитических советников в Париже летом 2019 года, когда ему разрешили въехать на время переговоров, но не разрешили остаться ни на день дольше. Перенос переговоров из города в город не изменит ни формата, ни содержания Минских соглашений, которые были и остаются для нас крайне невыгодным документом.

Кластерный план мало чем отличается в этом отношении от инициативы перенести переговоры в другой город: из публикации предложенных проектов плана в "Коммерсанте" можно сделать вывод, что Украина, хотя и пыталась изменить установленный Минскими соглашениями порядок выборов и передать государственную границу под украинский контроль, не получила поддержки со стороны Германии и Франции, и, конечно, эта идея не могла быть поддержана Россией. Но украинский план, который некоторые наблюдатели пытались представить как прорыв в понимании ситуации нашими переговорщиками, на самом деле включает в себя такие "компромиссные" позиции, как, например, те же совместные патрули, которые должны состоять из сотрудников правоохранительных органов Украины и " граждан Украины из ОРДЛО "(прямая цитата из текста, опубликованного" Коммерсантом"). Российские СМИ, да и сам факт публикации документов (переведенных на русский язык и в российских СМИ) свидетельствует о том, что Россия примет только свой вариант реализации этого плана - то есть никаких действий или шагов, которые противоречили бы "предбуквенному" прочтению существующих соглашений, принятых в России (за исключением, пожалуй, достижения новых соглашений "между Украиной и ОРДЛО" напрямую, что прописано в российском проекте).

Нужно говорить о новых договоренностях, но делать это так, чтобы не быть обвиненным в "развале Минска"

Сегодня совершенно очевидно, что нам не нужен ни разговор о новой площадке, ни даже очередная встреча внешнеполитических советников Нормандского формата, где мы готовы предложить инструменты потенциальной легализации незаконных вооруженных формирований. Нужно говорить о новых договоренностях, но делать это так, чтобы не быть обвиненным в "развале Минска", что будет очень сложно из - за рамок, которые сами украинские переговорщики наметили-"кто первый сделает демарш и откажется от встречи-тот нарушитель дисциплины и не желает договариваться".

Работа в Минском формате должна продолжаться параллельно с поиском новых решений на уровне нормандского формата. Но это должна быть работа, которая сводит к минимуму вероятность каких-либо контактов и даже формальных обменов с представителями незаконных вооруженных формирований, и работа, которая предполагает честную оценку ситуации с безопасностью - Украинская делегация должна признать, что объявленное прошлым летом перемирие окончательно сорвано (предъявив всем заинтересованным сторонам весь задокументированный массив нарушений условий решения ТКГ о прекращении огня, где нарушением считается не только обстрел, но даже инженерное оборудование позиций в направлении противника) и что Российская Федерация не выполняет взятые на себя в ТКГ обязательства. Это позволит переписать решение, содержащее неблагоприятную для Украины составляющую - формулировку "СЦКК в силе", которая открыла Российской Федерации пространство для маневра с легализацией незаконных вооруженных формирований как стороны конфликта.

Параллельно с этим направлением работы необходимо искать возможности для конструктивного диалога в Н4, оставляя при этом практику завышения стоимости самого факта проведения встречи, что является постоянной ошибкой команды Зеленского, которая считает ценными сами по себе как встречи на высшем уровне, так и даже телефонные разговоры руководителей государств.

Нам нужен пошаговый план, подготовленный в Украине и для Украины. Она не предполагает ни легализации "народного ополчения", ни уступок по контролю за государственной границей. Конечно, после наших опасных маневров за последний год - Консультативного совета, попытки осуществления "совместных инспекций" украинских позиций с боевиками-будет непросто убедить наших партнеров в том, что это изменение курса серьезно, но у нас нет других вариантов, кроме как попытаться. Мы не имеем права не отвечать на вопросы за что, почему и за что были все наши жертвы последних семи лет.

Мария Кучеренко, Руководитель проекта Исследовательского Центра гражданского общества

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

россия

Росси́йская Федера́ция , — государство в Восточной Европе и Северной Азии. Территория России в её конституционных границах составляет 17 125 191 км²; население страны составляет 146 238 185 чел

германия

Федерати́вная Респу́блика Герма́ния , ФРГ — государство в Центральной Европе. Площадь территории — 357 408,74 км²

франция

Францу́зская Респу́блика , — трансконтинентальное государство, включающее основную территорию в Западной Европе и ряд заморских регионов и территорий. Столица — Париж

минск

Столица Республики Беларусь, административный центр Минской области и Минского района, в состав которых не входит, поскольку является самостоятельной административно-территориальной единицей с особым статусом. Крупнейший транспортный узел, политический, экономический, культурный и научный центр ст…

белоруссия

париж

предприниматель

минск

исламский консультативный совет

мемориал