Котировки

"Взял швабру от отчаяния". "Страна" поговорила с датчанином, который помыл окно поезда и стал знаменитым

Стадник Олена
Общество
09 Apr 21:16   

Йоханнес Вамберг Андерсен, родом из Дании, купил швабру, чтобы вымыть вечно грязное окно перед отправлением поезда Киев - Измаил. Фото: Facebook

Датчанин Йоханнес Вамберг Андерсен живет в Украине уже 15 лет и часто ездит на поездах по стране. Несколько дней назад в очередную поездку Андерсен отправился со шваброй. Фотография, на которой он стоит на платформе и моет грязное окно поезда, стала вирусной: она набрала 2 тысячи лайков в Facebook, сотни репостов и вдохновила украинцев на множество мемов.

"Страна" поговорила с Андерсеном о том, что заставило его взять в руки швабру, как сотрудники "Укрзализныци" отреагировали на его "уборку" и что он будет менять в украинских поездах.

  • Почему вы решили протереть окно поезда шваброй?

  • Потому что окна грязные. Я отчаянно пытался вымыть окна тем, что было у меня в кармане, - влажными салфетками. Но это неэффективно, потому что очень грязно. Мне нужно много салфеток. И их совершенно недостаточно. Кроме того, как видно из фотографии, окно высокое, и с моим ростом я не мог дотянуться до окна с платформы. Мне давно хотелось взять с собой что-нибудь длинное, какую - нибудь палку. Поэтому перед поездкой я пошел на Хлебный рынок и купил швабру.

  • Значит, вы изначально планировали помыть окно? - Я давно планировал это сделать. Но я долго не ездил на поезде из-за карантина. И тут представилась такая возможность: я должен был отвезти своих маленьких детей к бабушке на Юг Украины (Андерсен ехал в поезде "Киев-Измаил", прим. ред.). И это усиливало мое желание мыть окна, чтобы показать детям Украину, ее красоту. Знаете, когда человек отправляется в дальнее путешествие, он собирает вещи, одежду, еду. На этот раз, перед поездкой, у меня было достаточно организации, чтобы наконец взять с собой швабру. И прежде чем поезд ушел, я успел воспользоваться им.

  • А вы ожидали, что эта фотография со шваброй вызовет такой резонанс?

  • Нет. Эту фотографию я выставил в воскресенье, а "штурм" начался только вчера. Мою фотографию перепостила железнодорожная общественность, и она начала гулять по сети. Когда я увидел две тысячи лайков под своей фотографией, это было немного смешно. На несколько дней я стал центром вселенной в Украине.

Датчанин вымыл окно в поезде шваброй

Тот же пост Андерсена, который стал вирусным

  • Вы из Дании. Как вы оказались в Украине?

  • Я здесь не случайный турист - я живу в Украине уже 15 лет и люблю эту страну. Она большая, разнообразная. Здесь есть и море, и горы, и степи - все, что нужно человеку для полноценного отдыха и работы. Очень удобно путешествовать по Украине поездами дальнего следования (поезда дальнего следования-ред.). В Европе ночные поезда уже убрали - люди либо летают на самолетах, либо ездят на частных автомобилях, либо на скоростных поездах. Ночные поезда считаются пустой тратой времени. В Украине ночные поезда, к сожалению, остаются пустой тратой в своем комфорте и скорости. Но идея сесть вечером в поезд, хорошенько выспаться и оказаться утром в совершенно другом месте-это супер.

Я уже много лет езжу ночным поездом Киев-Измаил. И я слежу за контрактами, тендерами "Укрзализныци", знаю, какие вагоны новые, в каких поездах. Поэтому я точно знал, что в этом поезде, в котором мне предстояло ехать с детьми, наш вагон будет грязным. Так что на этот раз я подготовился.

  • Чем вы занимаетесь в Украине?

  • Журналистика, писал для западных СМИ. Я немного занимаюсь юридической защитой, общественной активностью. А мы с женой создали семейный бизнес-производим готовые замороженные продукты по датской технологии. У нас вы можете купить вкусные фрикадельки. - Значит, ваша профессиональная деятельность не связана с железной дорогой?

  • К сожалению, пока нет. Но я хотел бы быть консультантом. Потому что я думаю, что все здесь очень узколобые. Я не железнодорожник и не инженер, я просто образованный человек, который интересуется железной дорогой и мыслит логически. Я знаю, как ходят поезда в Европе, каковы их технические параметры. Благодаря этому я получил много рекомендаций для украинской железной дороги.

  • Обращались ли Вы к руководству "Укрзализныци" со своими предложениями?

  • Да, но оказалось, что на железной дороге много консерваторов, которые либо не хотят ничего менять, либо считают, что это невозможно.

  • Что бы вы изменили в украинской железной дороге?

  • Ну, например, между Измаилом и Одессой я бы пустил региональный поезд на 3-4 поездки в день в обе стороны. Сейчас там вообще ничего нет, кроме этого ночного поезда "Киев-Измаил". В западном регионе можно запустить поезд через Перемышль, Львов, Черновцы и в горы, чтобы польские туристы могли отправиться прямым поездом на тот же курорт Яремче - почему бы и нет? Есть много возможностей для развития железной дороги.

  • Вы подсчитали, во сколько обойдутся Украине такие нововведения?

  • Да, это стоит денег, но относительно небольших. Возможно привлечение долгосрочных кредитов западных институтов, ЕБРР и других банков. Если Запад увидит, что Украина заинтересована в собственном развитии, он будет этому способствовать. А пока никакой силы воли не видно. Нужно просто включить железную дорогу в" Большую стройку " Зеленского.

  • Как это?

  • И вот оно: 20% дорожного фонда должно быть перенаправлено на железнодорожную инфраструктуру. Пусть он будет под западным контролем, чтобы деньги не украли. Но государство должно заниматься развитием страны. "Укрзализныця" не может оплатить все это сама. Во всех странах государственная казна оплачивает железнодорожную инфраструктуру так же, как строит дороги.

Йоханнес Вамберг Андерсен

Йоханнес Вамберг Андерсен, фото: Facebook

  • Есть ли у вас концепция, видение развития украинской железной дороги?

  • И да, и нет. Я создал общественную организацию с несколькими единомышленниками, но из-за карантина нам пока мало что удалось сделать. Я хочу активировать его сейчас.

  • Что бы вы изменили в украинских поездах на бытовом уровне? Ну, если не считать грязных окон.

  • Даже внутри купе я часто мою окна влажными салфетками. Я протираю все виды поверхностей, как могу. Это просто так грязно, это ужасно. Особенно если вы едете с детьми, вам не хочется так неприятно находиться в поезде.

  • Своей фотографией со шваброй вы хотите вдохновить украинцев на то, чтобы они сами убирали купе? - Я не за то, чтобы пассажиры сами начинали мыть поезда. Я выступаю за усиление давления со стороны общественности, даже не на "Укрзализныцю", а на правительство, на президента. Чтобы государство брало на себя ответственность на практике, а не только на словах.

Теперь они начали строить дороги - они, конечно, украли эти деньги из фонда ковида, но они их строят. Почему они не могут начать строить нормальные железные дороги? Украина должна инвестировать в железную дорогу.

Европа сейчас просто помешана на защите окружающей среды: все пытаются найти способы уменьшить воздушное движение, потому что оно разрушает атмосферу. А представьте, если бы вы могли поехать, например, в Днепр - большой, важный, почти прифронтовой украинский город-не за 7 часов, как сейчас, а за три? И у меня есть конкретный план, как это сделать.

  • Какой у нас план?

  • Если построить 500 км скоростной железной дороги от Днепра до Киева, это будет стоить миллиарды- это невозможно. А у меня есть план построить всего 100 км. Это, конечно, тоже дорого. Но если сократить время в пути, получить западные кредиты и гранты на это, и даже обеспечить экономический рост, и улучшить экологическую обстановку, и объединить страну - это окупится. Не для отдельной "Укрзализныци", а для страны в целом, для народного хозяйства. Никто не думает в терминах национальной экономики. Каждый сидит на своих маленьких кусочках и думает - зачем мне это? И это убивает Украину.

И для меня развитие железнодорожного транспорта в Украине-это вопрос национальной безопасности. - Что вы имеете в виду?- Если сократить время в пути из одного конца Украины в другой, страна станет более сплоченной. И чем сплоченнее страна, тем она сильнее, и сепаратистских движений меньше, потому что люди чувствуют себя ближе друг к другу. Даже один из украинских чиновников недавно заявил, что если бы у Украины было лучшее железнодорожное сообщение, то, возможно, России не удалось бы так легко "выдавить" часть Донбасса. Кроме того, экономическая мобильность населения является ключевым фактором дальнейшего устойчивого экономического роста. Бизнесмены, конечно, могут летать на самолетах, но самолеты сами по себе не могут решить всех проблем.

  • Кто-то из руководства "Укрзализныци" связался с вами после вашей "чистки"?

  • Да. "Укрзализныця" приглашает меня в депо в Киеве - посмотреть, как там красиво моют окна.

  • Правда?

  • Да.

  • Ты пойдешь?

  • Я пойду. Может быть, там у меня будет возможность поговорить с начальником пассажирского отдела, что тоже интересно. Но, конечно, я боюсь, что буду просто заложницей, и мне покажут, как все красиво, как моют окна. И мне придется согласиться , потому что я вижу, как они моют окна. С другой стороны, в тот день, когда я купил билет на поезд, я знал, что в моем купе будут грязные окна. Так оно и вышло. Но я не знал, насколько эта грязь высохла, устойчива. До отхода поезда оставалось не так уж много времени, всего десять минут, и я никак не мог вымыть это окно.

  • Пока вы пользовались шваброй, как на это отреагировали сотрудники "Укрзализныци"?

  • Вообще ноль реакции. Никто даже не подошел ко мне. Проводникам было все равно. Это тоже показательно для меня. Я еще раз убедился, что пассажиры-это досадный момент для них. Считается, что пассажирские перевозки убыточны, и поэтому "Укрзализныця" занимается ими абсолютно по минимуму. Проводники могли пойти и сами вымыть окна. Хотя я думаю, что это неправильно. Если я иду в кафе, офис или супермаркет, там есть уборщицы. Поэтому в поездах должны быть уборщики, которые моют вагоны перед отправлением. Если это не так, то проводники могли бы хотя бы частично удалить их сами. То есть делать работу во время работы. Они ничего не делают, и купе грязное.

  • Что еще, кроме грязи, раздражает вас в украинских поездах?

  • Например, неровный ход поезда. Тук-тук-тук-тук, очень громко стучит во время движения, поезд качается. В таком поезде невозможно хорошо выспаться. В Европе такого нет. Даже в киевском метро ход более плавный, чем в украинских поездах. В Европе поезд, кажется, летает на воздушной подушке. Но таких подушек в украинских спальных вагонах нет.

Я ехал из Будапешта в Краков на довольно старой машине и был поражен: едешь 160 км в час и совсем этого не чувствуешь. Это не идет ни в какое сравнение с украинскими поездами. А в Украине даже не знают, что поезда могут так ездить. Раньше железная дорога имела большое преимущество в Украине, так как там не было нормальных дорог. Сейчас все наоборот: строятся дороги, автомобили современные, поезда построены по технологиям 1950-х годов.

Я тоже хочу изменить конструкцию: сделать двухэтажные спальные вагоны, где отсеки будут располагаться не сквозными, а по бокам, с коридором в центре, чтобы было место для душевых кабин. Просто чтобы было удобнее ездить.

мэм с Лещенко поезд Киев Измаил швабра

  • Вы видели мемы, основанные на этой фотографии в Интернете? На одном из них-лицо Сергея Лещенко, члена наблюдательного совета "Укрзализныци" с огромной по украинским меркам зарплатой.

  • Я видел эти мемы. Я лично знаю Сергея Лещенко. Он мне понравился и во время Майдана, и после, когда они втроем - Сергей Лещенко, Мустафа Найем и Светлана Залищук-вошли в парламент. Есть такое мнение о Лещенко - откуда у него деньги на эту квартиру? Говорят, ему дали эту должность в Наблюдательном совете, а теперь он затих. Но я не могу этого сказать, и поэтому мне не нравились эти мемы и я не комментировал их из корректности. Но меня давно интересовало, чем он занимается в "Укрзализныце", и я даже хотел поговорить с ним об этом.

  • О чем говорить?

  • О реформе железной дороги. Потому что мне больно. Я был на пресс-конференции, когда был представлен Наблюдательный совет. Был Андерс Усланд, известный экономист, и другие, в том числе Сергей Лещенко.

  • Как вы оцениваете эффективность работы Наблюдательного совета "Укрзализныци" в целом?

  • Плохо. Мне кажется, что железнодорожный наблюдательный совет изначально неэффективен. По идее, он должен был контролировать управление компанией в интересах собственника - то есть государства Украина, и пассажиров. И оказалось, что члены Наблюдательного совета просто "тусовались" с руководством "Укрзализныци", были слишком тесно связаны. Не знаю, выпили мы с ними или нет. Конечно, Усланд - всемирно известный и уважаемый экономист, и я не думаю, что он был вовлечен в какую-либо коррупционную практику там. Но сама конструкция такого Наблюдательного совета, как при "УЗ", может работать на Западе, где другая культура, другие обстоятельства. В Украине такая мягкая западная модель не работает. А в Украине нужны контролеры, которые будут тупо стоять над головой директора "Укрзализныци" и ругаться на него каждый день.

  • То есть члены Наблюдательного совета "УЗ" не зарабатывают себе зарплату в несколько сотен тысяч гривен?

  • Меня не волнует вопрос зарплат: в масштабах компании, где работают 280 тысяч человек, зарплаты членов Наблюдательного совета-копейки. Но я не понимаю, чем занимается этот Набсовет. И если мне это не понятно, то рядовому украинцу точно не понятно. Я надеялся, что они по-новому посмотрят на вещи, применят логичные западные подходы к организационно-техническим вещам, к пассажирским перевозкам. И ничего - тишина. Они должны были придумать стратегию - я ее не вижу. Я хотел бы спросить у Лещенко, что они там вообще делают? - Лещенко как-то отреагировал на вашу ситуацию? Связался с тобой? - Я не видел никакой реакции. Мне хотелось как-то дотянуться до него, сказать, что я не имею никакого отношения к этим мэмс. Но это можно использовать как оправдание. Почему бы нам не расспросить друг друга о железной дороге? У Лещенко есть канал на YouTube, так почему бы не поговорить спокойно? Я просто не успел, был очень занят. И он не связывался со мной.

  • Скажите честно: вы сделали это фото со шваброй изначально с целью привлечь внимание к вашим идеям по реформированию "УЗ"?

  • Нет. Эта фотография была сделана моей женой в то время, когда я ее даже не видел. Она почти все время сидела в купе, пока я мыл окно. Она не собиралась ехать в Измаил, поэтому вышла перед нашим отъездом - и сняла меня, пока я еще работал. Я был увлечен работой, и это не шутка, грязь была плохо вымыта. И тут я увидел, что фотография яркая. Я решил опубликовать его.

Долгие годы я хотел реформировать "Укрзализныцю", достучаться до руководства. У меня было 20 страниц конкретных предложений по изменению расписания, поездов, подвижного состава, подходов, я предлагал их Войцеху Бальчуну, когда он возглавлял "Укрзализныцю". И ничего из этого не вышло.

И я хотел бы посадить своих детей в новую машину, совершенно другого формата и дизайна: с мягкими матрасами, с мягким плавным ходом, которая ездит по-другому и выглядит по-другому. Но такого поезда в Украине пока нет. Поэтому я взяла эту швабру от отчаяния - чтобы мои дети могли что-нибудь увидеть из окна

страна

Территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми

дания

Короле́вство Да́ния , — государство в Северной Европе, старший член содружества Датского Соединённого королевства, в которое также входят Фарерские острова и автономная территория Гренландия. Население на первый квартал 2020 года — 5 822 763 человека

измаил

Город в бессарабской части Одесской области Украины. Административный центр Измаильского района

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

украинская железная дорога

Украинское государственное предприятие, акционерное общество с 2018 года, основной сферой деятельности которого являются перевозки железнодорожным транспортом. Является практически полным монополистом в сфере железнодорожных перевозок на Украине

житний рынок

киев

европа

штурм измаила

львов

черновцы

яремче

европейский банк реконструкции и развития

запад

днепр

россия

будапешт

краков

лещенко сергей

найем мустафа

залищук светлана

бальчун войцех