Котировки

Washington Post: После уничтожения самолета МАУ в Иране прошел год, но семьи жертв до сих пор ждут правду

Гуменчук Сергій
Общество
18 Jan 14:22   

Эксперты говорят, что компенсация от Тегерана должна быть в два раза больше, но родственники погибших говорят, что деньги-это еще не все.

Семьи погибших в Иране пассажиров МАУ до сих пор требуют правду о причинах авиакатастрофы / REUTERS

Семьи погибших в Иране пассажиров МАУ по-прежнему требуют правды о причинах авиакатастрофы / REUTERS

Спустя год после уничтожения самолета МАУ в Иране родственники погибших изучили все нюансы авиационного законодательства. Они ежедневно просматривают иранские новостные сайты в поисках разгадки того, почему пассажирский самолет был сбит через несколько минут после взлета в Тегеране.

Они утешали друг друга и делились своей яростью", - пишет The Washington Post. "Мы как будто застыли во времени. Мы застряли", - сказал Наваз Эбрахим, чья сестра, а также ее муж были среди 176 человек, убитых 8 января 2020 года. Затем ракета попала в самолет, который летел в Киев.

Прошедший год превратился в постоянное ожидание и споры. Хотя Иран признал ответственность за катастрофу, в результате которой погибли все находившиеся на борту самолета МАУ, он отверг все призывы к более прозрачному расследованию. Тегеран обвиняет "человеческую ошибку" и отрицает любые систематические недостатки. Правительство заявляет, что арестовало виновных, но их имена не называются.

Тегеран заявляет, что предложил семьям погибших компенсацию в размере 150 000 долларов. Но некоторые семьи говорят, что хотят справедливости, а не денег. Они призывают Украину или другие страны, граждане которых были среди пострадавших, подать иск против Ирана в Международный суд. На борту самолета МАУ находились 82 иранца, 63 канадца, 11 украинцев и 10 шведов, а также афганцы, немцы и британцы. "Теперь они предлагают семьям кровавые деньги, они просто хотят закрыть дело", - сказал Эбрахим. Сагар Нуриан и ее сестра-26-летняя Газаль-навещали свою семью в Иране, когда американский беспилотник убил высокопоставленного иранского командира генерала Касема Солеймани. Это произошло 3 января 2020 года в Багдаде. Сагар и ее муж вылетели домой в Соединенные Штаты 6 января, но рейс Газель в Канаду должен был состояться через два дня.

За несколько часов до полета Иран запустил более десятка баллистических ракет малой дальности по военной базе в Ираке, занятой американскими военными. Но воздушное пространство оставалось открытым для рейса 752 авиакомпании "Международные авиалинии Украины".

"Я разговаривал с Газалем за 30 минут до посадки. И она ничего не знала о высокой напряженности между Ираном и США. Я рассказал ей об этом. Она начала плакать, ей было очень страшно, но не за себя, а за свою семью в Иране", - сказал Сагар.

Женщина вспомнила, как потеряла сознание, увидев новости три дня спустя, когда Иран признался, что сбил самолет МАУ. Президент Хасан Роухани назвал эти события "катастрофической ошибкой"." В Тегеране утверждали, что операторы, произведшие выстрел, не смогли отличить пассажирский лайнер от потенциально вражеского самолета. И они якобы действовали, не связываясь со своим командованием.

По словам военного прокурора Голама Аббаса Торки, за свою роль в трагедии были арестованы 6 человек. 5 из них были освобождены под залог. Их суд должен начаться в конце этого месяца", - сказал Торки.

Призывы к международному вмешательству

Семьи жертв говорят, что этого недостаточно. Они хотят знать имена виновных, наказания для них и подробные объяснения того, что пошло не так. Но по правилам Международной организации гражданской авиации Расследование ведет Иран, потому что самолет МАУ был сбит на его территории. Иранская организация гражданской авиации заявила, что в этом месяце она разослала проект окончательного доклада об авиакатастрофе соответствующим странам. После этого результаты расследования станут общедоступными.

Хамад Эсмаэлион потерял жену и дочь в авиакатастрофе и является представителем Ассоциации семей жертв рейса PS752. Он сказал, что семьи жертв хотят, чтобы дело было передано в Международный суд, независимо от того, каков будет окончательный доклад. Он объяснил, что семьи потеряли веру в способность Ирана честно расследовать свои собственные действия. "В данном случае Украина не видит, что наши усилия никуда нас не привели. Поэтому мы не исключаем возможности вынести этот спор на международный юридический форум", - заявил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в заявлении газете The Washington Post.

Андрей Гук-украинский юрист в области авиации. Он представляет семью одной из жертв. По его словам, Украина вряд ли вынесет это дело на международный уровень, пока не закончит оценку окончательного доклада Ирана о катастрофе. Возможно, это продлится до весны. По иронии судьбы прецедентом для рассмотрения дела в Международном суде является уничтожение иранского авиалайнера армией США над Персидским заливом в 1988 году. Тогда погибли 290 человек, находившихся на борту. Стороны пришли к соглашению в 1996 году в Международном суде. Тогда США не признали ответственности, но согласились выплатить по 300 тысяч долларов компенсации каждой из семей погибших.

Помимо иранского расследования авиакатастрофы, Украина начала собственное уголовное производство. Но Кулеба посетовал, что Тегеран не сотрудничает в этом процессе, что существенно затягивает его на каждом этапе."

"Мы направили несколько просьб об оказании правовой помощи Ирану. На некоторые из них так и не ответили. И ответы, которые мы получили, были неудовлетворительными. Более того, в ходе переговоров Иран согласился создать совместную следственную группу, но практических шагов в этом направлении до сих пор нет", - сказал Кулеба.

Битва за компенсацию

Иран, которому не хватает денег отчасти из-за санкций США, заявил, что предложит семьям погибших по 150 000 долларов каждому. Хотя никто не верит, что семьи примут или получат эти деньги. Иранские официальные лица обвинили Канаду и Украину в затягивании переговоров и "политизации" трагедии, заявив, что обе страны "не готовы" обсуждать компенсацию. Кулеба говорит, что Украина "не получала никакой информации на эту тему от Ирана."

Партнер лондонской юридической фирмы Stewarts Питер Нинан написал, что соответствующий уровень компенсации составляет 400 тысяч долларов на каждую семью. Он основывал свои расчеты на том, сколько США заплатили жертвам трагедии 1988 года.

Вдова капитана самолета МАУ Екатерина Гапоненко говорит, что не рассчитывает получить компенсацию еще как минимум три года. Она получила некоторую финансовую поддержку от украинского правительства, а также страховку мужа. Но оставшись дома с двумя маленькими дочерьми, она обращается к мэру Киева Виталию Кличко с просьбой помочь ей найти работу. Он предложил ей должность в Киевской городской государственной администрации. Гапоненко говорит, что будет ждать компенсации, если это означает также получение всех ответов.

"Главная проблема для меня-услышать истинную причину авиакатастрофы. Мы не можем забрать жизни капитана, экипажа и пассажиров. Вопрос компенсации не является ключевым в данном случае", - сказала она.

Авиакатастрофа МАУ в Иране

  • 8 В январе 2020 года в Иране потерпел крушение самолет МАУ, летевший по маршруту Тегеран-Киев. На борту Boeing 737 находились 11 граждан Украины, в том числе 9 членов экипажа, а также граждане Ирана, Канады, Швеции, Афганистана, Германии и Великобритании. Три дня спустя президент Ирана Хасан Роухани признал, что украинский авиалайнер был сбит иранскими военными "в результате непреднамеренной человеческой ошибки", и пообещал привлечь виновных к ответственности.
  • 30 декабря иранские СМИ сообщили, что иранское правительство обязало семьи жертв авиакатастрофы МАУ выплатить компенсацию в размере 150 тысяч долларов США или эквивалент в евро.
  • В докладе утверждается, что Иран провел несколько встреч со странами, граждане которых погибли в результате катастрофы, и в результате стороны договорились о выплате компенсаций семьям погибших* В свою очередь, в Министерстве иностранных дел Украины отметили, что размер компенсации родственникам погибших в результате катастрофы сначала должен быть определен путем переговоров. 7 января 2021 года Роухани объявил, что все виновные в сбитом самолете будут привлечены к ответственности.

Читайте новости мира и переводы зарубежной прессы на канале СОЮЗ ИноСМИ

Перевод: Les Dayman

the washington post

Американская ежедневная газета. Издаётся в городе Вашингтоне

тегеран

Столица и крупнейший город Ирана и один из крупнейших городов Азии. Административный центр одноимённого остана, политический, экономический, транспортный, торгово-финансовый и культурный центр страны

киев

Столица и крупнейший город Украины. Расположен на реке Днепр, является центром Киевской агломерации

иран

Ира́н , до 1935 года также Пе́рсия — государство в Передней Азии. Столица — город Тегеран

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

международный суд оон

организация объединённых наций

доллар сша

сулеймани касем

багдад

канада

ирак

рухани хасан

международная организация гражданской авиации

кулеба дмитрий

тодуров борис

война в персидском заливе

кличко виталий

киевская городская государственная администрация

швеция

афганистан

германия

великобритания

униан