Ситуация с мигрантами на белорусско-польской границе вынудила Украину позаботиться о безопасности на северной границе.
Миграционный кризис на границе Беларуси с Евросоюзом вынудил 12 стран блока запросить у Брюсселя деньги на строительство стен и барьеров на своих внешних границах. Еще летом Украина помогла Литве с колючей проволокой, но сейчас она сама укрепляет границу с Беларусью. Корреспондент.net Рассказывает подробности.
Сегодня мигранты могут использовать границу, а завтра - диверсионные группы
Несколько высокопоставленных украинских политиков на прошлой неделе заявили о необходимости укрепления границы с Беларусью и Россией. Речь идет не только о военнослужащих, пограничниках и нацгвардейцах, но и о физическом барьере.
Укрепления на границе с Россией, которая была разграничена (отмечена на карте), но не демаркирована (отмечена на местности), Украина начала строить еще в 2014 году.
Стена предусматривает инженерно-техническое обустройство государственной границы для предотвращения незаконного пересечения контрабандистами или диверсионными группами.
Это не только забор, но и противотанковые рвы, наблюдательные вышки, оборудование сигнализации и видеонаблюдения, опорные пункты для пограничников на протяжении почти двух тысяч километров.
Проект назывался "Стена", и сегодня он готов чуть более чем на 50 процентов. Общая ожидаемая стоимость проекта составляет 4,1 млрд грн. Строительство должно было быть завершено в 2018 году.
Такие защитные сооружения на границе - обычное явление. Например, они уже возведены и продолжают возводиться в странах Балтии.
"Они тратят на это гораздо больше, поверьте мне, чем мы. И их опыт подтверждает, что системы видеонаблюдения и контроля, системы сигнализации являются наиболее эффективными для контроля границы", - рассказал "Громадське" представитель Государственной пограничной службы Украины Андрей Демченко.
Средняя стоимость работ в этих странах разная. 29 Тысяч евро за километр в Литве, 75 тысяч в Латвии и 1,6 миллиона в Эстонии.
"В прошлом году мы получили разрешение на ведение хозяйственной деятельности. И вместо того, чтобы покупать колючую проволоку, мы сможем производить ее сами, и ее стоимость будет в несколько раз меньше", - добавил Демченко.
Стена на границе между Украиной и Россией / Цензор
О необходимости инженерного обустройства границы Украины с Беларусью было объявлено в связи с миграционным кризисом, который с особой силой разразился в последние недели.
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил 10 ноября, что мигранты могут угрожать Украине, выступая в польском парламенте после поездки на границу с Беларусью.
"Мы осознаем риск того, что, если эта граница будет очень плотной, миграционные потоки могут проходить через Украину, поэтому мы принимаем соответствующие меры для укрепления этой границы по всей ее протяженности", - сказал Моравецкий.
Вскоре министр внутренних дел Денис Монастырский заявил, что Украина готовится к сценариям, подобным тем, которые происходят сегодня на польско-белорусской границе. На заседании СНБО определил десять уязвимых участков на 200 километрах границы в Волынской области, сейчас они занимаются их инженерным обустройством. Об этом в материале, ответ будет жестким.
Однако миграционному кризису в Украине не угрожает приток мигрантов, считает министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, объясняя необходимость укрепления границы с Беларусью.
"Они [мигранты] все еще могут быть задержаны и возвращены туда, откуда они прибыли. Но сам факт использования границы для незаконного, такого тайного пересечения. Сегодня им могут воспользоваться мигранты, а завтра им могут воспользоваться диверсионные группы", - сказал Кулеба.
Он добавил, что диверсанты могут проникнуть в Украину по российскому приказу из Беларуси с целью дестабилизации ситуации в стране, организации террористических актов. По словам министра, именно по этим причинам президент Владимир Зеленский решил немедленно мобилизовать военных для укрепления границ.
Протяженность украинско-белорусской государственной границы составляет 1084 километра. Он отделяет Волынскую, Ровенскую, Житомирскую, Киевскую и Черниговскую области Украины от белорусских Брестской и Гомельской областей.
Почти 750 километров границы проходят по суше, 325 километров - по рекам, и около 120 километров - через зону отчуждения вблизи Чернобыльской АЭС.
Сейчас здесь практически ничего нет, демаркация границы, которая была определена в 1997 году, все еще продолжается.
Граница Украины и Беларуси
"Демаркация находится на завершающей стадии. Демаркационная комиссия все еще устанавливает места для пограничных знаков. Инженерное обустройство - еще один компонент. К сожалению, в том виде, который хотелось бы иметь государству, этот сайт не был оборудован", - пояснил пресс-секретарь Государственной таможенной службы в интервью DW.
В МВД подсчитали, что строительство полноценного забора хотя бы на наиболее опасных участках украинско-белорусской границы обойдется бюджету Украины в семь миллиардов гривен.
Протяженность десяти наиболее опасных участков для массового пересечения нелегалами с севера составляет 270 километров, для того чтобы покрыть их простейшим инженерным заграждением - спиральной колючей проволокой Егоза, нужно 189 миллионов гривен, сообщил директор Департамента коммуникаций МВД Антон Шевченко.
Он напомнил, что соглашение о реадмиссии действует между украинской и белорусской сторонами с 2020 года. Согласно ему, нелегалы, прибывшие из Украины в Беларусь или наоборот, должны быть высланы, а страна, из которой они прибыли, обязана принять их обратно. Минск разорвал аналогичное соглашение с ЕС.
В будущем, если будут выделены средства, планируется вырыть ров на границе с Беларусью, построить забор, защищающий ее от вандалов, а также наблюдательные вышки и дорогу параллельно границе. На самом деле речь идет о продолжении Стены.
Эксперты, опрошенные DW, поддерживают идею обустройства украинско-белорусской границы, но опасаются повторения провала Стены.
"Строительство - неподходящий термин для этого. В определенных районах это действительно может быть контрольная полоса, проволочный забор, забор. Но в первую очередь должна быть система круглосуточного наблюдения", - сказал Алексей Мельник, содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова.
Белорусско-украинский эксперт аналитического центра "Украинский институт будущего" Игорь Тышкевич считает сценарий массового проникновения мигрантов из Беларуси в Украину маловероятным, поскольку последняя не является их целью и не имеет открытой границы с ЕС. Однако он поддерживает идею обустройства границы.
"Оставляя в стороне политические вопросы между Минском и Киевом, мигранты, давайте вспомним такие вещи, как контрабанда, контроль за перемещением товаров, незаконное пересечение границы - начиная от добытчиков янтаря, заканчивая сборщиками ягод. Поэтому в любом случае инженерная инфраструктура надзора за границей необходима, если государство уважает себя", - сказал он.