Определила ли Украина свои реальные приоритеты в рамках "Зеленой сделки"?
Очевидно, что Украина все еще не готова к масштабной экотрансформации. Сейчас обсуждается большинство реформ.
Выполнение Директивы 2010/75/ЕС Европейского парламента и Совета от 24 ноября 2010 года о промышленных выбросах (комплексное предотвращение и контроль загрязнения) (далее именуемой Директивой 2010/75/ЕС) является обязательством Украины в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны.
Видео дня
Предполагается, что комплексное решение устранит проблему покомпонентного подхода к управлению воздействием на окружающую среду и позволит учесть совокупное воздействие, оказываемое предприятием на окружающую среду, включая относительно эффективное потребление энергии и сырья, условия вывода из эксплуатации и восстановление промышленной площадки до безопасного экологического состояния.
Однако этот процесс переживает довольно сложный, длительный и противоречивый период. Предыдущие попытки решить этот вопрос закончились отклонением законопроекта № 4167.
Напомню, предыдущий "окружной" день в ВР показал:
-
Проект № 4167 Стал разочарованием и был отклонен, и пока разрабатываются новые, страна теряет поддержку европейских партнеров.
-
Разовые, точечные, бессистемные изменения, за которые проголосовали, не выводят Украину на новый уровень управления окружающей средой.
-
Голосование по проекту Закона "О государственном экологическом контроле № 3091"По упрощенной процедуре, без официально опубликованного пересмотренного текста и без учета позиций представителей бизнеса и экспертной среды, является доказательством формального подхода к реформе и создания предпосылок для еще большего дисбаланса системы.
А в отсутствие системного подхода достижение целей экологического контроля - создание четкой и понятной процедуры обеспечения статей 13, 16, 50, 66 Конституции Украины и достижение устойчивого развития - иллюзорно и недостижимо.
Отсутствие видимых реформ и предварительное отклонение законопроектов было связано с тем, что большинство из них имеют правильную цель, но не предусматривают механизмов, направленных на реальную реализацию реформы, не учитывают национальные реалии и не содержат переходного периода для их реализации - как со стороны государства, так и со стороны бизнес-сообщества.
Любое нормативное регулирование требует взвешенных и последовательных решений, которые рождаются в диалоге, консультациях с экспертным сообществом, ассоциациями и в оперативном режиме работы над проектами. Диалог - основа успеха!
Отсутствие соответствующего нормативного регулирования, отсутствие введения Директивы 2010/75/ЕС не освобождает Украину от выполнения своих обязательств.
В результате в сентябре были зарегистрированы три законопроекта, направленных на реализацию Директивы 2010/75/ЕС:
-
Проект Закона о комплексном предотвращении и контроле промышленного загрязнения (№ 6004 Из 07.09.2021)
-
Проект Закона о предотвращении, сокращении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности (№ 6004-1 Из 07.09.2021 (альтернативный вариант))
-
Проект Закона об обеспечении конституционных прав граждан на безопасную среду для жизни и здоровья (№ 6004-2 от 22.09.2021 (альтернативный вариант)).
Складывается сильное впечатление, что все действия народных депутатов направлены не на реальные реформы, а на производство законодательного спама, потому что некоторые инициативы - это просто копипаст на старый проект № 4167, который трижды проваливался в Раде. А другие ориентируются на популистские лозунги, у которых нет инструментов для реализации. Буквально "за все хорошее, против всего плохого", цинично используя "конституционные права граждан на безопасную среду для жизни и здоровья". О реформах снова говорят с благими намерениями.
Между тем теряются годы и возможности для реальных изменений, оттока украинского трудового потенциала за рубеж, для чего, собственно, все и реализуется.
Все чрезвычайно важные законопроекты, направленные на реализацию и сближение всех экологических экологических директив, должны быть:
-
Отражать прагматичный подход к переходу на новые экологические стандарты
-
Нет жесткой привязки к европейским стандартам (Украина не является стороной переговоров при их определении)
-
Обеспечивать более прозрачные механизмы реализации
-
Предсказуемость реформ для всех субъектов взаимодействия.
Из этих проектов альтернативный законопроект о предотвращении, сокращении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности (№ 6004-1 От 07.09.2021), больше других соответствует указанным критериям, поскольку он предусматривает:
-
Совместные действия как государства по созданию необходимых условий для внедрения наилучших доступных технологий, так и хозяйствующих субъектов для выполнения этих условий
-
ОБЩИЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД реализации как для государства, так и для бизнеса со ссылкой, в том числе, на экономические показатели и возможности государства.
Ключом к успеху осуществления любой реформы является ее приемлемость и готовность осуществлять ее теми субъектами, к которым относится такая реформа. Поэтому заработать деньги может только тот проект, над которым ФАКТИЧЕСКИ велась работа с теми, кто будет реализовывать эти законы.
Важно: мнение редакции может отличаться от мнения автора. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Узнайте больше о редакционной политике ОБОЗРЕВАТЕЛЯ, отправив.