Котировки

Земельная эпопея: какие тайны спрятаны в новых законопроектах о земле

Гуменчук Сергій
Общество
19 Mar 14:47   

Парламент уже четвертый пленарный день подряд рассматривает во втором чтении один из двух спорных земельных законопроектов.

Кто правит секциями

Законопроект " О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты по вопросам совершенствования системы управления и дерегулирования в сфере земельных отношений "внесла фракция"Слуга народа". Примечательно, что в авторский коллектив входит председатель профильного парламентского комитета Николай Сольский.

Проект имеет более 3 тысяч правок, по состоянию на пятницу, 19 марта, депутатам удалось рассмотреть треть из них. Вокруг этого проекта идут ожесточенные дискуссии: одни утверждают, что это сдача земли иностранцам, другие - конец монополии государственного Геокадастра и "земельной справедливости".

Действительно, в пояснительной записке говорится о серьезном "наезде" на Госгеокадастр: "* Из отдела формального обслуживания. Органы управления земельными ресурсами постепенно превратились в мощную вертикально интегрированную "государственную корпорацию", * агрессивно отстаивающую и лоббирующую собственные ведомственные интересы на всех уровнях власти", поскольку * " играют ключевую роль в перераспределении и доступе к коммунальным и общественным землям*".

Земля-Советам

Спорный проект предполагает, по сути, децентрализацию земель. Госгеокадастр, несмотря на критику в пояснительной записке, получает полномочия по земельному надзору от Государственной экологической инспекции (хотя и остается), но теряет функции землеустройства (они переходят к земельным инженерам, но Госгеокадастр будет их аттестовать). Прямое землеустройство (изменение целевого назначения, например) сводится к полю. Местные власти смогут менять целевое назначение земель сельскохозяйственного назначения. В ожесточенном споре фракции ЕС удалось выбить запрет на изменение целевого назначения земель под памятники, в том числе культурно-исторического наследия.

Что законопроектом предлагается:

  • передать находящиеся в государственной собственности земли за пределами населенных пунктов (необходимые государству для выполнения его функций) в коммунальную собственность сельских, поселковых и городских советов;
  • одновременно ввести четкий механизм установления и закрепления границ населенных пунктов в Государственном геокадастре (в том числе ОТГ);
  • предоставить органам местного самоуправления право утверждать планы детальной планировки территорий за пределами населенных пунктов.;
  • государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляют: Областная государственная администрация ("которая в будущем будет преобразована в префектуры", говорится в проекте), исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов. Есть оговорка - только после того, как местная власть решит взять на себя эти полномочия;
  • полномочия Верховной Рады по утверждению изменений в целевом назначении особо ценных земель, изъятию земельных участков для размещения и содержания зданий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, а также представительств международных организаций - отменить;
  • полномочия Кабинета Министров по утверждению продажи иностранным юридическим лицам земельных участков несельскохозяйственного назначения государственной и муниципальной собственности.

В то же время Земельный кодекс снимает ограничения для иностранцев (в том числе юридических лиц) на покупку несельскохозяйственных земель, свободных от застройки за пределами населенных пунктов.

Проект отменяет ряд специальных разрешений, например, процедуру общественного согласования материалов, расположение объекта на земельном участке. Определение границ земельных участков осуществляется собственниками по согласованию и за их счет.

Вся земельная документация находится в электронном виде. Вводится обязательное страхование ответственности подрядчика перед заказчиками и третьими лицами за небрежность, оплошность и профессиональные ошибки, допущенные при подготовке документации или выполнении топографо-геодезических работ.

Парламентские баталии

Все претензии можно разделить на две группы: политические и фактические. Политические партии известны: сотрудничество с МВФ и продажа земли (ОПЖ), уничтожение фермеров, крестьян ("Батькивщина"). Представители этих фракций также говорили о необходимости проведения референдума по рынку земли и необходимости дождаться решения Конституционного суда по принятому ранее закону.

Претензии по существу сводятся к невежественной децентрализации и ликвидации строгого надзора за использованием земли.

Например, Константин Бондарев ("Батькивщина") прямо говорит, что ценные земли можно выкапывать, устраивать на них свалки или доставать песок из карьеров.

Государство теряет контроль над сельскохозяйственными землями, их площадь уже сокращается, и это угрожает безопасности государства, считает Нестор Шуфрич (ОПЖ).

Сергей Власенко ("Батькивщина") выразил опасение, что несбалансированность надзора и его передача в поле приведет к коррупции, разбазариванию и изменению целевого назначения земель. Но Николай Сольский разбил эти аргументы своими: у нас децентрализация, местные власти лучше знают, как использовать свою землю.

От Александра Колтуновича (ОПЖ) был задан наивный вопрос: сколько труда нужно украинскому гражданину, чтобы купить землю в своей стране? По его подсчетам, 100 гектаров по 2 тысячи долларов США за 1 гектар и средняя зарплата 6 тысяч (на руках - 4 тысячи). 830 грн) вам нужно 142 месяца (95 лет) откладывать свою зарплату, чтобы купить участок земли.

Глубочайший феодализм с элементами рабства

В законопроекте есть и другие сюрпризы. Например, как отметил в комментарии Vesti.uа независимый эксперт Александр Хмелевский, права арендаторов значительно расширяются: они смогут закладывать землю под банковский кредит, не сообщая об этом собственнику. Со своей стороны, местные органы власти (ОТГ) получают право продавать землю иностранцам, менять ее целевое назначение.

"*Этот закон буквально приведет к полному переделу земли в Украине", - считает эксперт. - Это противоречит Конституции и Земельному кодексу, а также действующему законодательству, в частности, об аренде земли".

И если он будет принят, Украина снова скатится к феодализму, считает президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Николай Стрижак. Он выразил это мнение в комментарии Vesti.ua . В частности, по мнению эксперта, законопроект, который рассматривается Верховной Радой, фактически легализует то, что было украдено.

"В основном законе (об обороте земли) написано-не более 100 гектаров в одни руки, но юридические лица могут иметь и 10 тысяч гектаров. Например, если Иван Иванович-физическое лицо может купить до 100 гектаров, а созданное юридическое лицо-уже 10 тысяч гектаров. Это глубочайший феодализм! В царской России средняя площадь помещичьего имения составляла около 300 гектаров. А когда Столыпин проводил свою классическую земельную реформу, он заставлял помещиков продавать треть земли малоземельным или безземельным. А мы пытаемся решить ситуацию цивилизованным путем, когда цели собственников земли и тех, кто на ней работает, не совпадают", - возмущается Николай Стрижак.

Эксперт считает, что новые земельные проекты направлены на нейтрализацию возможной земельной революции после открытия земельного рынка: "Для предотвращения бунта или революции применяется такой подход: те, у кого есть деньги, скупят землю, и до половины площади будет распределено между теми, у кого ее нет, но кто ее обрабатывает".

В результате, говорит Николай Стрижак, мы ожидаем формирования крупного товарного хозяйства, где есть один феодал и много наемных работников.

Закончи то, что начал

Действительно, земельный законопроект легализует то, что уже происходит с землей, подтвердил первый заместитель главы Всеукраинского объединения органов местного самоуправления Иван Фурсенко. Разница лишь в том, что законопроект, вокруг которого депутаты ломают копья, идет о передаче земли и функций по ее управлению местным органам власти"*С 2017 года правительство Гройсмана отдельными распоряжениями передало сельскохозяйственные земли для ОТГ. Соответственно, большинство (около 80%) органов местного самоуправления уже получили, а некоторые - нет, потому что общины не были объединены. Местные выборы состоялись в 2020 году. У нас совершенно новая карта административно-территориального устройства Украины. Новые органы самоуправления, более крупные по площади, с более широкими полномочиями. А в прошлом году указом президента глава Госгеокадастра издал распоряжение, согласно которому передал земельные участки местному самоуправлению. Но некоторые "хвосты" остались. Поэтому закон нужен, он не возник из воздуха", - сказал эксперт.

По той же причине Иван Фурсенко не ожидает земельных бунтов или революций, поскольку сельскохозяйственные земли уже находятся в коммунальной собственности.

Эксперт также считает, что местное самоуправление должно иметь право изменять целевое назначение земельного участка. Это относится к районам за пределами населенных пунктов. "Не было юрисдикции местных органов власти. Вот поля - пусть они такими и останутся. А если сообщество захочет построить там предприятие? В городах такой проблемы нет, а вот в сельской местности она была всегда (потому что там есть сельскохозяйственные угодья). Людям не нужна земля, им нужна работа. И если какой-то сельский председатель предлагает: вот с 1,5 тыс. га мы изменим целевое назначение на 30 га, чтобы пришел инвестор и построил завод , это только плюс. Люди на месте знают лучше, чем чиновники в Облгосадминистрации", - сказал Иван Фурсенко.

Щекотливый вопрос иностранцев в законопроекте, по словам Ивана Фурсенко, вообще не упоминается, большая часть опасений, по его мнению, принесена из основного закона. О том, что происходит, можно судить по рынку не сельхозземель, которые иностранцы могут покупать уже давно.

Фермеры облажались?

Оба эксперта, однако, сходятся во мнении, что фермеры могут пострадать от рынка земли, в частности, и от спорного законопроекта. Как отметил Николай Стрижак, законопроект об электронных земельных аукционах существенно ограничивает доступ простых сельчан к участию в них, поскольку потребуются денежные средства (доступ к участку, оплата и т. д.). Круг тех, у кого есть деньги в Украине, невелик. И здесь нет места мелким фермерам и домашним хозяйствам. "Поэтому мы идем по латиноамериканскому пути", - подчеркнул он.

В то же время стабильное демократическое государство предполагает, что по крайней мере 50% населения обеспечено. В Украине фермеры зажиточны в сельской местности, но современное сельское хозяйство вряд ли выживет без поддержки государства. Если в результате дерегулирования земельных отношений крестьян начнут массово выгонять с земли, то этот вид сельского хозяйства просто вымрет.

Если у фермера уже есть земля, он ее не потеряет, говорит Иван Фурсенко, а имея деньги на ее покупку, можно заплатить специалисту за участие в электронном аукционе. Более того, по мнению эксперта, в Украине существует какое-то странное фермерство. Европейский критерий-это ферма площадью до 50 гектаров. "*И у нас есть слой людей, которые называют себя крестьянами, имея 1,5-2 тысячи гектаров, но эта земля не обрабатывается ими, они заняты наемными рабочими. У нас есть достаточный слой таких "фермеров", пожинающих плоды того, что они когда-то купили или "выжали". Проблема с настоящими фермерами в том, что нет экономических стимулов. Но это не недостаток законопроекта о дерегуляции, а вопрос экономической политики", - сказал он.

Иван Фурсенко считает, что даже дефицит продовольствия возможен. Причиной этого в аграрном государстве Украины станет государственная поддержка экспортоориентированных крупных агрохолдингов, которым выгоднее (кстати, как и фермерам) продавать продукцию на IPO вместо того, чтобы торговать ею на внутреннем рынке. В Европе, по его словам, государство в определенный период строго квотировало объемы сельскохозяйственной продукции с целью поддержания баланса спроса и предложения, затем эту роль взяли на себя специализированные ассоциации. А наши народные депутаты, министры, читая европейское законодательство, делают ложный вывод, что государство не вмешивается! И ассоциаций у нас нет, и государство тоже не вмешивается. Вот почему мы хромаем с точки зрения продовольственной безопасности. Название "житница Европы" уже не соответствует действительности. Мы уже покупаем муку в Беларуси для хлеба, так как наши производители зерна предпочитают продавать ее за границу. Нам нужно грамотное вмешательство государства, чтобы сбалансировать этот вопрос, но я предполагаю, что этого никто не сделает: депутаты и правительство либо не заинтересованы, либо не понимают. Но это точно не рынок земли и не тот законопроект, который сейчас рассматривается в парламенте", - считает Иван Фурсенко.

Пока дефицит продовольствия, который уже ощущается, компенсируют бабушки из деревень, которые привозят свои продукты на рынки. Авторы законопроектов, по мнению экспертов, лоббируют интересы "украинских аграриев", владеющих 1,5-2 тыс. га, и крупных агрохолдингов, ударяющих как раз по таким хозяйствам. При этом на уровне правительства постоянно декларируется поддержка сельского хозяйства.

На самом деле Верховная Рада пытается найти баланс интересов, но реальная борьба за землю, возможно, еще впереди

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

слуга народа

Украинская правящая политическая партия. Официальная регистрация состоялась 13 апреля 2016 года, а переименование — 2 декабря 2017 года

сольский николай

Украинский юрист, предприниматель. Народный депутат Украины IX созыва

земля

Третья по удалённости от Солнца планета Солнечной системы. Самая плотная, пятая по диаметру и массе среди всех планет и крупнейшая среди планет земной группы, в которую входят также Меркурий, Венера и Марс

европейский союз

Экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Европейский союз был создан Маастрихтским договором 1992 года, вступившим в силу 1 ноября 1993 года, на основе Европейского экономического сообщества и нацелен на региональную интеграцию

президентство владимира зеленского

ога

верховная рада

международный валютный фонд

бондарев константин

верховная рада

доллар сша

стрижак николай

охлобыстин иван

россия

фурсенко иван

европа